|
|||||||
|
|
Курша - Извеково - Тума - Гусь-Железный - Клетино (р. Ока), 85 км, карта пути здесьВ теплом деревенском доме, да еще и на печи с мягким матрасом спалось отлично и, проснувшись рано утром, я почувствовал себя бодрым как никогда. Чтобы не задерживать хозяев, которые к 10 утра собирались уходить за клюквой, мы встали в 8:00, сварили на плитке кашу, вскоре собрали вещи и точно к назначенному сроку были готовы к отправлению в путь. На прощание поблагодарили хозяев за теплый прием, я дал им свой E-mail, и у калитки мы с ними расстались – они пошли в лес по ягоды, а мы по тропинке вышли на УЖД и продолжили свое необычное вело-железнодорожное странствие. Не отходя от поселка, обнаружили очень прикольную вещь - стоящий посреди леса дорожный знак, обозначающий приближение к неохраняемому переезду (!). Причем стоял он рядом с дорогой, представляющей обыкновенную накатанную колею в лесу и по которой ездит от силы одна машина в несколько дней (эх, жалко, что мы так и не сфотографировали это!).
В принципе, выбираться отсюда в район Тумы можно было разными способами. Был вариант пройти через лес до Култуков и далее ехать по асфальту, или же по необозначенной на карте, но, по словам хозяйки, реально существующей дороге, идущей западнее УЖД. Однако еще вчерашним вечером решили не отступать от намеченного плана и двигаться строго по узкоколейке по крайней мере до Извеково. Все-таки, этот путь был значительно короче всех остальных, заблудиться тут было невозможно, а желания вновь штурмовать зыбучие пески ни у кого, похоже, уже не осталось. Вдобавок было очень интересно прогуляться по насыпи, посмотреть на дорогу в деталях и, возможно, увидеть какой-нибудь поезд или дрезину, которые, по слухам, тут иногда ездят. Но для начала мы обследовали бывшую станцию Курша. К сожалению, смотреть тут особо нечего, так как вокзал сгорел много лет назад и ныне от него остались лишь бесформенные руины. Путевого развития также нет, и только едва просматривающиеся сквозь землю шпалы напоминают о том, что когда-то тут имелся второй путь и производилось скрещение поездов.
Погода уже который день продолжала нас радовать – вновь было тепло и ясно, и со свежими силами мы бодро зашагали вперед, оставляя позади очередные километры узкоколейки, которая все шла и шла по идеальной прямой, образуя узкий коридор между двух стен из непроходимого леса. У 15-ого километра решили сделать небольшую остановку для отдыха и фотографирования. Пока стояли, по надписям на боках рельсов выяснили, что они тут лежат аж 1938-1940 годов выпуска, причем за годы работы так износились, что рабочая поверхность расширилась на 2-3 см. по сравнению с номиналом.
Где-то через километр прямо посреди леса неожиданно появилась параллельная путям тропинка, существование которой можно объяснить только тем, что тут останавливались поезда и высаживали людей. По всей видимости, это и была так называемая “платформа 14 км” обозначенная на старых картах, хотя никакой платформы тут, разумеется нет, и, похоже, не было никогда. Зато по едва заметному уширению насыпи и торчащим сквозь многолетнюю траву обломкам шпал было видно, что очень давно, в период расцвета узкоколейки, тут также был разъезд. И хотя никакого жилья вдоль линии нет, в целом по мере приближения к Туме все сильнее чувствовалась близость цивилизации. Теперь периодически попадались непонятные лесные дороги, пересекающие колею, а у одного из таких переездов даже стояла “Волга”, явно принадлежащая бродящим неподалеку грибникам. В целом, хотя велосипед с рюкзаком на этом участке был явно лишним, идти тут было очень приятно – все-таки, я так давно мечтал побывать тут, и вот мечта свершилась! Для полноты впечатлений не хватало увидеть посреди леса какой-нибудь поезд или хотя бы тепловоз, и иногда по доносящимся издалека звукам казалось, что по дороге что-то едет. Но каждый раз это оказывался лишь ветер, гуляющий по верхушкам деревьев, и, к сожалению, за все время ничего самоходного мы так и не увидели. Со временем путешествие по шпалам уже начало надоедать и постепенно захотелось чего-то менее тряского и более быстрого – все же, у нас был велопоход, а не пешее путешествие. Поэтому, дойдя до необозначенного на карте пересечения с грунтовкой на 10-ом километре, мы свернули направо в надежде выбраться в Извеково. Как ни странно, но по этой грунтовке, в отличие от всех предыдущих, вполне можно было, ехать не увязая в песке, и через километра 2, завидев впереди деревенские дома, мы поняли, что не промахнулись. От Извеково дальше на север пошла хорошая проселочная дорога со щебенкой, а через 3 км, в Артемово, начался асфальт в сторону Тумы. После полутора дней пути по пескам и шпалам ощущать под собой твердое и гладкое покрытие, по которому велосипед словно ехал сам, было просто верхом блаженства. Поэтому, не обращая внимание на встречный ветер, мы разогнались до 20-22 км, и, наслаждаясь свободой и скоростью, помчались на север. По сравнению с ходьбой по песку казалось, что ты просто летишь – позади быстро оставались перелески, поля и скоро мы уже подъезжали к Туме, преодолев за полчаса то расстояние, что вчера шли три с половиной часа.
Первым и единственным объектом интереса в Туме стала железнодорожная станция, примечательная тем, то тут состыкуются дороги разной колеи – ширококолейная из Владимира и узкоколейная из Головановки. Удалось посмотреть разного рода узкоколейную технику (тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны). Все это в основном находится плачевном состоянии, но сквозь ворота депо удалось разглядеть пару нормальных вагонов – судя по всему, именно они и ездили до недавнего времени в Голованову Дачу. В целом, на станции мы провели много времени, в основном благодаря Андрею, который, как большой знаток и любитель железных дорог, облазил все, что было можно. Время подходило к двум часам и пообедать решили в самом городе, желательно в столовой. Однако по словам местных единственная столовая тут располагается километрах в 3 в сторону Москвы – это было нам не по пути, поэтому, мы просто купили булок, пирожков и сока, уселись у главной улицы и принялись утолять голод. Поев и немного отдохнув, покатили дальше на восток – вначале не спеша, а потом все быстрее и быстрее, благо ветер был попутным и здорово помогал движению. Километра через три Тума осталась позади, и вдоль трассы потянулись бескрайние поля в виднеющимся на горизонте лесом. И хотя машин тут было относительно много, они не мешали, а быстро мчаться по пустынному шоссе было одно удовольствие, особенно после того, как два дня подряд пришлось потаскать велосипед по пескам. Спидометр стабильно показывал 23-26 км/час, вскоре справа осталось большое село Давыдово, затем – небольшой лесной участок с плавным поворотом, за которым дорога стала удивительно прямой, так, что терялась за горизонтом. Тут ветер подул сильнее, колеса закрутились быстрее, и не прошло и часа с момента выезда из Тумы, как мы остановились на автобусной остановке у села Вельково, оставив позади 20 км. Немного передохнув и попив водички, тронулись дальше. И вновь по обе стороны от шоссе потянулись поля и далекие деревни, и под звук быстро катящихся по асфальту шин мы вновь неслись на восток. За границей Касимовского района нас ждал подарок – довольно ухабистый до этого асфальт стал просто идеальным, исчезли выбоины и мелкая крошка, а шоссе, до этого довольно узкое, резко расширилось. Ехать стало значительно легче и приятнее, тем более, что за мостом через Нарму придорожные поля сменились лесом. Где-то посреди этого леса была еще одна остановка для отдыха, а к половине шестого уже подъехали к поселку с интересным названием Гусь-Железный, расположенном в 40 км от Тумы.
И хотя тут изначально не планировалось ничего осматривать, высоко на холме возвышалась весьма грандиозного вида церковь, к которой было решено подъехать. Храм этот и впрямь оказался необычным, построенном в редком стиле, сочетающим в себе элементы готики и традиционной русской архитектуры. Объехав вокруг этого необычного сооружения и сделав снимки на память, мы посетили местный магазин, а затем достали карту и стали думать о ближайших планах. За сегодня компьютер насчитал уже 65 км и в принципе, при столь хорошей дороге и попутном ветре мы запросто могли до вечера доехать до Касимова. Однако это было неразумно, ибо этот интересный город лучше осматривать днем или утром. А так как до Касимова по основной трассе подходящих мест ночевки не предвиделось, в итоге решили проехать вперед еще 6 км и там свернуть в сторону Клетино, чтобы, двигаясь вдоль Оки, заночевать на ее берегу. Вскоре Гусь-Железный остался скрылся за поворотом, и, набрав крейсерскую скорость, мы помчались дальше по трассе, окруженной с обоих сторон лесом. Стали попадаться довольно приличные подъемы и спуски, на которых приходилось быть внимательными, ибо дорога довольно узка, а больших грузовиков тут ездит все же немало. Однако, как и ожидалось, после поворота на Клетино машины исчезли полностью, стало тихо, а асфальт, несмотря ни на что, продолжал нас радовать, тем более что ехали мы к Оке, а стало быть, все время под гору. Само Клетино оказалось большим поселком со множеством перекрестков, где нам с некоторым трудом все же удалось найти нужное направление. Однако, чтобы выбраться из поселка, пришлось на маленькой скорости осторожно ехать среди больших стад овец, которых пастухи в это время гнали с пастбищ. Сразу за последним домом села справа показалась Ока - в этом месте она была значительно более мощной, чем в районе Константиново, где мы ее видели в последний раз. Дорога же вдоль реки совершенно не радовала, так как представляла из себя совершенно непроезжий проселок с жутким количеством песка и приличными пер��падами высот. Поэтому, чтобы не утруждать себя, мы отошли от Клетино около километра, свернули к реке и вскоре асположились на шикарном склоне, поросшем удивительно красивым и светлым сосновым бором.
Несмотря на солидное пройденное расстояние (85 км), в этот день встали на ночевку мы необычно рано – в 19:30. Причем это место стало самым красивым из тех, где нам довелось ночевать за время этого похода. Полноводная Ока была совсем рядом и, выйдя к воде, можно было насладиться видами ее берегов, поросших густым лесом и очень эффектно выглядящих в лучах заходящего солнца. А так как в лесу земля была идеально ровной и покрытой толстой "подушкой" из опавших иголок, то ночевка обещала быть очень комфортной. С дровами тоже проблем не возникло, их было много и они были сухие, поэтому, быстро поставив палатки, мы до наступления темноты успели приготовить ужин и поесть, а потом еще долго сидели у тлеющего костра и обменивались впечатлениями. По общему мнению, поход проходил очень успешно, что не могло не радовать, и оставалось надеяться, что и последующие дни будут столь же удачными во всех смыслах. С наступлением темноты стало весьма прохладно, и ближе к полуночи мы разошлись по палаткам, чтобы завтра со свежими силами отправиться в Касимов и обстоятельно осмотреть этот интересный город. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |