День шестой
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День шестой


В тексте использованы фотографии Андрея Русанова

Клетино - г. Касимов - Дмитриево - Илькино -Меленки – Адино, карта пути здесь

Ока утром

Ночь, благодаря ясной погоде и близости реки, оказалась очень холодной, что особенно стало ощутимо под утро. Тем не менее, встали мы, как обычно, не рано – в районе восьми часов и, плотно позавтракав, в начале одиннадцатого тронулись в путь. Чтобы не повторять вчерашний путь через Клетино, решили проехать к Касимову вдоль Оки, тем более, что еще вчера вечером мы заметили идущую у самой воды грунтовку, явно ведущую в Аниково – деревню в трех километрах отсюда, от которой уже наверняка должен был быть выезд либо на трассу Р-105, либо же напрямую в Касимов.

Грунтовка эта оказалась отменной, и пока ехали по ней, даже удалось посоревноваться в скорости с баржей – как ни странно, но мы имели явное преимущество, хотя особо и не старались. В то августовское утро было совершенно безветренно и нежарко и катилось легко, поэтому на развилках карту доставать не стали, а, доверившись интуиции, просто двигались в том направлении, которое на тот момент казалось правильным. Теперь уже трудно сказать, как точно мы ехали – уж больно много поворотов было по пути, но в какой-то момент мы потеряли ориентировку, и итогом этой увлекательной быстрой езды по пыльным проселкам стало то, что, описав дугу, мы вернулись почти на исходную позицию. Причем поняли это не сразу, и лишь после того, как, выбравшись на шоссе, увидели поворот на Сынтул – только тут стало ясно, где мы находимся. 

На въезде в Касимов

За это время мы накрутили 10 км, и, если бы мы более ответственно отнеслись к ориентированию, то наверняка были бы уже в Касимове, а так до него оставалось еще около 8 км. Трасса на этом участке оказалась просто в отличном состоянии – свежеположенный асфальт, разметка, широкая обочина, и по ней до города мы докатились с ветерком – где-то за 20 минут, по пути проехав через довольно глубокую долину какого-то мелкого ручейка. На подъезде к городу проскочили перекресток с объездной дорогой, ровно в 11 утра мы уже фотографировались у оформленного в виде старинных столбов въездного указателя Касимова, сообщающего всем въезжающим дату основания города (1152 год).

В центре Касимова

Дальнейшая программа у нас была такова – осмотр достопримечательностей, посещение музея, обед в столовой и отъезд в сторону Мурома не позже 4 часов дня. Времени на все это, несмотря на утренние блуждания, было полно, и, чтобы не тратить его понапрасну, мы без задержек двинулись в центр города.

Как обычно в подобных небольших городах окраины тут ничем неотличимы от большого села – точно такие же деревянные дома; куры и гуси, пасущиеся у самой дороги, но ближе к центру стали попадаться добротные каменные строения вековой давности. Город красиво стоит на высоком берегу Оки, вдоль нее и расположены основные интересные места – центральная площадь с видом на главный городской собор (названия, увы, не помню), городская набережная, и уникальная для средней полосы России мечеть с минаретом 15-ого века.

Довольно быстро добрались до центральной улицы, которая идет перпендикулярно реке и упирается в недавно отреставрированный собор. Недалеко отсюда обнаружился краеведчекий музей, но для начала мы съездили на городскую набережную, посетить которую нам посоветовали местные мужики.

Чтобы попасть туда, пришлось на тормозах скатиться с очень крутого (процентов 15, не меньше) спуска к реке. Сама набережная представляет собой широкую асфальтированную улицу с красивыми фонарями, чем-то напоминающую Арбат. Как удалось выяснить, раньше на месте всего этого была лишь грунтовка, а столь масштабные работы связаны с предстоящим 800-летием города, на которое, по слухам, должен приехать сам Путин. Обратный путь на наверх в сторону площади дался нелегко – Андрей с Антоном въехали на эту горку, мне же, чтобы не порвать цепь, пришлось в конце пойти пешком. От площади, как и было задумано, двинулись к музею, и, припарковав у стены велосипеды, по очереди пошли вовнутрь. Сам музей оказался небольшим, да и экспозиция была не особо богатой – в основном старые фотографии, тексты, повествующие о необычной истории Касимова, старинные карты и археологические находки.

В целом все было довольно познавательно, и лично мне не пришлось пожалеть, что мы зашли сюда – все-таки, по-моему, хороший велопоход это не только километры дорог и привалы, но и знакомство с тем, что проезжаешь. Конечно, я не сторонник походов “от музея к музея”, но когда есть время и едется хорошо – почему бы не уделить час-другой близкому знакомству с необычным городом?

Касимовская мечеть

После музея мы двинулись к мечети. Как выяснилось впоследствии, туда можно было бы без проблем проехать по асфальту, но мы, следуя советам местных жителей, поехали напрямик, по узким и кривым улочкам, где асфальта сроду не было и, похоже, долго еще не будет.

В отличие от православных храмов, которых в Касимове довольно много, особой красотой эта древняя мечеть не блещет – построена она довольно примитивно и, по моему,  совершенно не производит впечатления. Рядом находится гробница некоего хана, который в древности был правителем Касимова. К сожалению, до нашего времени дошла лишь сама постройка. Нам повезло – там работали реставраторы, разрешившие нам зайти внутрь, однако ничего интересного увидеть не удалось. К сожалению, усилиями многочисленных вандалов разных времен все внутренности гробницы были превращены в груду обломков, и теперь реставраторы пытаются хоть как-то воссоздать их, пользуясь старинными описаниями и снимками.

За осмотром всех этих достопримечательностей время незаметно подошло к 14:00, и, чтобы успеть проехать сегодня еще километров 70, нам нужно было скорей обедать и двигаться дальше. Как удалось выяснить, в городе до сих пор есть несколько столовых, причем одна из них находится прямо в центре, на главной улице. Следуя советам местных, мы без труда нашли ее, и, припарковав велосипеды, по очереди пошли обедать.

Внутри столовой оказалось довольно многолюдно, но, тем не менее, все было чисто и ухожено (даже салфетки на столах присутствовали!). Обед из супа с двойной порцией котлет обошелся в смешную по московским меркам сумму – порядка 35 рублей, причем все было очень вкусно. После обеда со свежими силами было очень приятно вновь сесть за руль и, проехав насквозь весь город, мы очень быстро выбрались из него, попутно пополнив запасы продовольствия в одном из придорожных магазинов. За городом началось приятное лесное шоссе с небольшим количеством машин, которое, однако, сильно возросло после слияния с объездной дорогой.

Однако халява скоро закончилась - довольно быстро леса, здорово защищающие нас от порывов ветра, плавно сошли на нет, уступив место бескрайним всхолмленным полям, где сегодняшний северо-западный ветер дул в полную силу. Для нас он был встречно боковым и ощутимо мешал, тем не менее, тренировка давала знать о себе и, несмотря ни на что, велокомпьютер стабильно показывал вполне достойные цифры – 19-21 км/час. Через несколько километров справа осталось большое село Подлипки, где было решено не останавливаться, а проехать до следующего населенного пункта. Ехать пришлось довольно долго, постоянно борясь с сопротивлением ветра и объезжая колдобины, количество которых постепенно росло. Но через километров 5, когда необходимость остановки для отдыха стала очевидной на горизонте показались очертания поселка, а еще через несколько минут мы уже отдыхали на автобусной остановке у поворота на Дмитриево. Андрей поехал в село за водой, мы же с Антоном, как обычно, достали карту и принялись смотреть, что нас ждет впереди.

Ситуация была довольно приятная – сегодня ехали мы весьма шустро, отмахав 18 км от Касимова менее чем за час. При таком темпе максимум через 2 часа мы должны были быть в Меленках (32 км отсюда), и у нас был запас времени, чтобы проехать еще километров 20-30 в сторону Мурома. В целом, от первоначального графика мы отставали где-то на половину ходового дня, что радовало и вселяло надежду, что 30 августа днем мы будем уже во Владимире или Шатуре.

Как только приехал Андрей, мы вместе тронулись и покатили дальше. После Дмитриево шоссе плавно повернуло на север, сделав ветер более встречным. Однако вскоре начались придорожные леса, хорошо прикрывающие трассу, и теперь он практически не мешал, лишь изредка напоминая о себе внезапными порывами. Зато начались весьма солидные перепады высот – немного не доезжая границы Владимирской области дорога идет через глубокие долины двух небольших речек, после второй из которых была сделана еще одна остановка – усталость все же постепенно накапливалась, а впереди был долгий путь.

Дальше началась относительная равнина, дело пошло быстрее и вскоре мы уже были во Владимирской области, граница которой заметна не только по указателю, но и по резко поменявшемуся качеству асфальта, причем, как всегда, далеко не в лучшую сторону. Места тем временем стали очень красивыми - теперь шоссе шло вдоль речки Унжа, и ее крутой противоположный берег был хорошо виден прямо с дороги. Мимо проплывали живописные поля и перелески, дорога все плавно петляла по лугам, иногда подходя к реке на несколько десятков метров. За  Войново встретилась неожиданная развилка – направо пошло хорошее широкое шоссе, а прямо, к виднеющимся вдалеке домам Лехтово – узкая полоска асфальта. Основной поток машин шел направо и, судя по карте, это широкое шоссе есть было не чем иным, как необозначенной объездной дорогой, идущей в обход Меленок. А так как в сам город нам было незачем, мы решили воспользоваться новой трассой и попытаться  сократить путь на 5-7 километров.

Как оказалось, это было правильным решением. Великолепное, недавно сделанное шоссе с широкой обочиной и зеркальным асфальтом плавной дугой обогнуло город, а километров через 7 повернуло на восток и вывело нас на “старую” дорогу Меленки-Муром. Тут ветер, почти весь день мешавший нам, стал наконец попутным и покатилось необыкновенно легко и быстро – казалось, что велосипед едет сам по себе со скоростью до 25 км/час. По обе стороны от шоссе потянулся приятный предвечерний лес, и, наслаждаясь скоростью, мы совершенно незаметно домчались до Адино, за которым трасса пересекает маленький ручеек.

 Это место в качестве ночевки было намечено заранее, еще в Касимове, и было решено не отступать от задумки, хотя время было раннее (около 19:00) и можно было бы запросто проехать еще километров 20. Поэтому, дождавшись, чтобы никто нас не видел, мы быстро углубились в лес и через метров 200 нашли отменную поляну где б��ло все для привала, включая заботливо заготовленную кем-то кучку дров. Вскоре уже горел костер, стояли палатки еще до темноты мы успели поужинать и даже привести в порядок начавший барахлить тормоз у велосипеда Антона. По-моему, этот день стал за весь поход одним из самых лучших – мы обстоятельно осмотрели Касимов, при этом успев проехать 90 км в очень хорошем, “правильном” темпе.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz