Вылазка на Плещеево озеро - день первый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День первый


Александров-Балакирево-Переславль-Плещево озеро, 85 км

В 8 утра в субботу мы собрались на Ярославском вокзале и уже довольно скоро сидели в Александровской электричке, везшей нас к начальной точке долгожданного похода. Пока ехали, разглядывали карту и предстоящий путь, который обещал быть непростым, так как прямой дороги от Александрова в сторону Переславля нет - асфальт заканчивается в Балакирево и начинается только в 15 км к северу (это неудивительно, так как в этом месте как раз проходит граница областей).  Сергей, немного знающий те места, стал предлагать различные варианты, основная суть которых сводилась к тому, чтобы ехать поменьше, а отдыхать побольше, Честно говоря, я таких разговоров очень не люблю – не затем ведь мы едем на два дня, чтобы проехать каких-то 80-100 км, да и Антон с Николаем были за первоначальный план, тем более, что выглядел он не так уж страшно – 180 км, из них два “перелаза” каждый километров по 5. Поэтому по прибытии в Александров около 11:00, закупив продукты, мы без задержек двинулись на север, в сторону Балакирево, как и было запланировано.

Погода в тот день стояла самая что ни на есть “ездовая” – было нежарко и почти безветренно, настроение в предвкушении путешествия было бодрым, поэтому мы сразу взяли хороший темп, быстро выехали из города и покатили по холмистым полям, окружающим Александров. Так как это шоссе тупиковое, то машин тут не было вообще, что позволяло ехать в два ряда и беседовать, любуясь проплывающими по сторонам небольшими холмами и широкими покосами. Несмотря на небольшой встречный ветер и некоторую пересеченку, компьютер стабильно показывал 20 км/час, группа не растягивалась, лишь Сергей немного отставал. Чтобы дать ему немного отдохнуть, в единственной деревне на пути – Мошнино, устроили короткую остановку, и через 10 минут уже снова крутили педали, оставляя позади очередные километры.

Подробная карта наиболее трудного участка пути между Балакирево и Скоблево.

Не прошло и часа после старта, как мы прибыли в Балакирево – довольно большой поселок, застроенном в основном малоэтажными каменными зданиями довольно современного типа (по всей видимости, тут располагается какой-то важный завод). Тут мы первым делом перекусили мороженым, а затем я стал опрашивать местное население относительно дальнейшей дороги на север. Как это обычно бывает, никто внятного ответа дать не м��г, все утверждали, что туда никто не ездит и что “там ничего нет”, поэтому пришлось принимать решение самос����отельно. Судя по карте, оптимальным было пробраться до ж/д платформы Багримово – следующей отсюда в направлении Ярославля, а уж от нее обязательно должны были быть тропинки к ближайшим деревням, уже связанным местными дорогами с шоссе Берендеево - Переславль. До Багримово было порядка 7 км вдоль железнодорожного полотна и мы уже собрались двигаться вперед, как Сергей предложил съездить на станцию и узнать расписание электричек в северном направлении.

Выяснилось, что ближайший поезд будет только через 2 с лишним часа – в 14:49, и ждать его не хотелось – не затем мы поехали в поход, чтобы на электричках кататься, да и 7 км вне дороги это, по-моему, не то препятствие, которое должно заставлять прибегать к столь неспортивным поступкам. Однако спор о том, что же делать, несколько затянулся, и в путь мы тронулись только через полчаса.

Миновав гаражи на окраине поселка, мы нашли очень утоптанную лесную тропинку, ведущую примерно параллельно железной дороге на небольшом расстоянии от нее. Ехать тут было просто чудесно и очень хотелось верить, что по так мы доедем до Багримово. Однако шедшие навстречу люди разочаровали нас – оказалось, эта тропинка на дачи, а до Багримово, по их словам, дороги нет.

Вскоре тропинка пересекла насыпь одноколейки, по-видимому, ведущей к заводу, на которой было решено собраться и подождать где-то отставшего Сергея. Ждали довольно долго – минут 20, а затем я решил быстренько смотаться обратно в Балакирево и поискать его в районе вокзала. Это не дало результата – мы только потеряли лишние полчаса и как только я вернулся к группе, решили продолжать движение без него, так как он явно не хотел особо ехать с нами, да и турист он бывалый – так что не пропадет.

Выйдя по одноколейке на магистральную ж/д, нашли слева от нее заросшую колею от машин и по ней двинулись а север. Поначалу это удавалось – колея была сухой и хорошо читалась в высокой траве, правда, она сильно петляла и местами была довольно глубокой и заросшей, что требовало внимания. Несмотря на все это, первые километра два (немного дальше поворота железной дороги) мы преодолели за минут 15, а вот дальше дело пошло значительно труднее. Колея постепенно исчезла, а густой кустарник стал плотно подступать к насыпи, поэтому другого пути, как выйти на пути и продолжить движение по шпалам, у нас не оставалось. Вдобавок стали донимать многочисленные летающие насекомые, которые все активнее напоминали о себе, больно кусая в спину и в ноги.

Карта пути от выезда на шоссе Берендеево-Переславль до места привала.

По насыпи в целом двигаться было довольно нетрудно, но больно уж медленно и тряско. Первые пару километров мы шли пешком, везя велосипеды между рельсами и периодически пропуская встречные составы, а когда это порядком надоело, то начали пробовать ехать прямо по шпалам. Местами, где щебенка была вровень с уровнем шпал, это удавалось, и скорость держалась в районе 10 км/час, но при это жутко трясло и стал всерьез беспокоится, выдержат ли наши велосипеды такое испытание.

Вскоре пересекли большую ЛЭП, которой нет на картах, справа начались поля и на горизонте показалась деревня Владимирово. Еще через полкилометра нам встретился типичный атрибут глухомани - заброшенный переезд, на котором была явно видна насыпь бывшей дороги и остатки сигнальных устройств. Наверное, эта дорога вела из Владимирово в Багримово (на нынешних картах она есть до сих пор), но теперь по ней проехать невозможно – все полностью заросло. И хотя этот участок по железной дороге оказался непростым, все ехали бодро, включая Николая и его сына Женю, что радовало – с такими людьми приятно ездить в походы. 

Когда впереди уже стал виден очередной поворот железки, я обратил внимание на едва различимые белые полоски по обе стороны полотна. Подойдя поближе, я понял, что это ни что иное, как платформа Багримово – оказывается, в реальности она на 1.5 км ближе к Балакирево, чем на карте! Это открытие было очень приятным, тем более, что вскоре справа от путей началась тропинка, по которой оставшиеся сотни метров мы проехали вмиг.

Время было около 15:00, и путь сюда от Балакирево занял порядка двух часов, хотя, если бы мы не ждали Сергея и не тратили попусту время, то были бы здесь минимум часом раньше. Увы, но время поджимало – до Переславля оставалось еще более 30 км разных дорог, и стало ясно, что до 18:00 мы туда не попадем, так как по пути нужно было устроить еще и обед, необходимость которого ощущалась все сильнее и сильнее. Вскоре подошла электричка на Ярославль, в которой должен был ехать Сергей. Однако его мы не увидели, а сесть в нее было нереально – из-за низкой платформы подножка была на метровой высоте, подняться на которую с груженым велосипедом было невозможно. Впрочем, никто особо этого и не хотел – перелаз был уже позади и казалось, что отсюда уже есть дороги в нужном нам направлении.

Остановочный пункт Багримово представляет из себя одинокую платформу длиной в несколько вагонов, где ничего, кроме ряда узких бетонных плит, нет – ни навеса, ни кассы, ни даже таблички с названием. Как только электричка ушла и все кругом опустело, выяснилось, что 5 км по шпалам не прошли бесследно – у Николая спустило заднее колесо. На его ремонт ушло минут 15, а потом неожиданно выяснилось, что колесо не выдержало также и у байка Антона (мои “туристовские” шины, как ни странно, не пострадали). В общем, вынужденная стоянка заняло не менее получаса, и только в половине четвертого мы, найдя натоптанную тропинку, быстро двинулись по ней. После тряских шпал ощущать под колесами ровный грунт было одно удовольствие, однако очень скоро стало понятно, что мы едем не в Багримово, а куда-то на юг, обратно в сторону Балакирево. Через километр тропинка привела нас в Егорьевское – нежилую деревню (на новых картах ее нет!) с обрезанными проводами, в которой, тем не менее, летом обитают дачники. Видя, что заехали мы явно не туда, пришлось делать “ретурн” к платформе, где неожиданно обнаружилась другая тропинка, гораздо более широкая чем первая, но с очень малозаметным началом. Езда по ней напоминала слалом – приходилось то и дело крутить рулем вправо-влево, объезжая деревья и их корни, но тем не менее ехать было очень увлекательно и приятно. Через пару километров лес кончился, и за полем показалась деревня Багримово, в которой удалось выяснить дальнейшую дорогу на Переславль. Решив сделать обед уже на шоссе, мы по проселку без задержек двинулись в направлении виднеющейся вдалеке Скобелевской церкви, и, описав замысловатую дугу вокруг поля, уже через 20 минут были там.

В Скобелево начался очень ровный грейдер, на котором скорость возросла до 20-23 км/час. Несколько мешал ветер, однако и это было небольшой помехой – не успевшие устать ноги быстро несли нас вперед к цели. И хотя местность ту довольно холмистая, 6 км до шоссе прошлись на одном дыхании, и в 16:30 мы уже были на долгожданном асфальте, которого не видели от самого Балакирево. Что ж, перелаз остался позади, впереди нас ждал Переславль, однако перед тем, как ехать туда, нужно было срочно подкрепиться, ибо не ели мы с раннего утра. Голод был просто зверский, поэтому перекус организовали по простому – за Ефимьево съехали с дороги и расположились в лесополосе. И хотя ощущался большой недостаток воды (все ее запасы были выпиты во время перелаза), вдоволь поесть бутербродов с сыром, ветчиной и всего остального, что везлось в рюкзаке, было очень приятно и придало новые силы.

na_ulice.jpg (47523 байтов)
На центральной улице в Переславле

После перекуса, немного отдохнув, мы выкатились на шоссе и двинулись по нему в сторону Переславля. В принципе, теперь спешить было особо некуда – до города оставалось менее 15 км, а длинный световой день давал нам возможность осмотреть все интересные места и найти стоянку на ночь у берега Плещеева озера. В начале седьмого, как и планировалось, мы уже пересекли объездную дорогу и поехали по городским окраинам. Тут произошла интересная встреча – нас догнал мужик на дорогом импортном велосипеде, увешанным осветительными приборами и, завидев наши рюкзаки, стал спрашивать, откуда и куда мы едем. Подивившись, как это нам удалось прорваться через Балакирево в эти края, он немного рассказал про состояние местных дорог. По его словам, он ездит в основном в Москву и Ярославль, причем за день проезжает отсюда до Воробьевых Гор и обратно (это около 300 км, причем по очень нехилым горкам). К сожалению, вместе с ним ехали мы недолго, и на очередном перекрестке он, попрощавшись с нами, набрал скорость и уехал в сторону, так и не назвав даже своего имени.

Вскоре мы же были в центре города, на перекрестке с Яросм шоссе. Это место напомнило мне мой первый многодневный поход в 2000 г, когда именно тут мы довольно долго стояли, закупая еду в “Копейке”, а потом еще долго ждали тем людей, кто ушел на узел связи звонить домой. В тот раз Переславль мы практически проехали без остановок, так как времени не было, и сегодня очень хотелось наверстать упущенное, что было одной из целей этой поездки.

nikitsky_mon.JPG (49380 байтов)
У входа в Никитский монастырь

Так как покидать город планировалось по дороге на Купанское, подходящей к городу с юга, то, чтобы не ездить взад-вперед, вначале мы двинулись к Никитскому монастырю, расположенному недалеко за северной окраиной города. Преодолев довольно длинный подъем и проехав город насквозь по центральной улице, мы через 15 минут были у монастырских стен. Как и во многих подобных местах, тут повсюду были видны следы активной реставрации весьма капитальной реставрации. Чтобы войти в сам монастырь, пришлось одеть брюки с длинными штанинами – иначе не пускали. Внутри, на мой взгляд, не было ничего особо примечательного – везде шел ремонт и стройка, однако виды на озеро, открывающиеся отсюда, были просто восхитительны. Так как монастырь стоит на горе, и отсюда хорошо просматривался берег по всему периметру озера, окрестные поля и леса, а также практически весь Переславль. Хорошо были видны церкви в центре города, а за ними вдалеке можно было разглядеть башни и купола Горицкого монастыря, находящегося в 5 км отсюда. Вниз к озеру уходила хорошая и тихая асфальтовая дорога, так и манящая в путь навстречу заповедным лесам, однако наш маршрут пролегал иначе.

nikolski_mon.JPG (51979 байтов)
Никольский монастырь
tank-t34.jpg (57085 байтов)
Танк Т-34 - памятник конструктору Кошкину, родившемуся в Переславском районе

Постояв немного и полюбовавшись видами, мы двинулись обратно в центр города. Наверное, туда можно было проехать местными проселками, однако мы пошли по пути наименьшего сопротивления – Ярославскому шоссе, так как грунтовок на нашем сегодняшнем пути сюда было и так выше крыши. Теперь ветер дул в спину, дорога шла в основном под горку, и на хорошей скорости мы вновь проскочили насквозь северную часть города, мост через Трубеж и затормозили у бывшего земляного вала – места, от которого в далекие века и началась история этого города. Сам вал местами неплохо сохранился, мы немного прокатились вдоль него, а также поглядели на находящийся тут Спасо-Преображенский собор – самый древний из всех в Переславле, и сфотографировались на фоне памятника Александру Невскому, находящегося неподалеку. Затем плавно переместились к Никольскому монастырю, запомнившемуся мне необычной архитектурой стен и башен, и также немного походили по его территории, оставив велосипеды у входа и сторожа их по очереди. По сравнению с Никитским, тут все в гораздо лучшем состоянии, а активно ведущаяся реставрация близка к завершению. Рядом с отремонтированной белой гладкой монастырской стеной еще можно было увидеть фрагмент того, как она выглядела до ремонта – контраст впечатляет.

vid_s_holma.JPG (46057 байтов)
Вид с холма, от стен Горицкого монастыря. Красотища!

Завершилась наша обзорная велоэкскурсия по Переславлю-Залесскому у Горицкого монастыря, расположенного на юге города. Это, пожалуй, самый красивый и ухоженный монастырь из всех здешних, поражающий своим мощным видом и красивым расположением. Внутри находится художественный музей, в который нам попасть было не суждено – слишком поздно приехали, однако просто подняться на холм (что было непросто!), и еще раз оглядеть с высоты озеро и окрестности было очень приятно. За катанием по городу и осмотром интересных мест 3 часа пролетели совершенно незаметно, время подходило к девяти вечера и настала пора думать о ночлеге. Заманчиво было бы заночевать где-то по дороге на Первушино, куда мы собирались завтра, однако судя по карте, речек там нет, поэтому было принято разумное решение – ночевать на Плещеево озере. Наметив место в 7 км отсюда, где в озеро впадает единственный ручей, мы двинулись туда.

Вскоре Переславль остался позади, и, набирая скорость, мы все дальше уносились на запад. Вечерело, становилось несколько прохладно, и ехать по этому тихому равнинному шоссе было одно удовольствие, тем более, что тут очень красиво - справа от дороги периодически показывалась водная гладь озера, а слева стеной подступали красивые лесные склоны холмов. Где-то недалеко отсюда, в перелесках  параллельно дороге шла Переславская узкоколейка, и я все время смотрел в ее сторону в надежде увидеть поезд, однако даже самой линии толком разглядеть не удалось.

gruppa_na_ozere.JPG (37552 байтов)
Наша группа у озера. Слева направо - Женя, Антон, Володя и Николай
lager.jpg (50860 байтов)
Наш лагерь
poezd.jpg (39620 байтов)
Узкоколейный поезд около Ботика. К сожалению, лучше снять не удалось.

Через 4 км справа от дороги нам встретился ресторан “Ботик” (рядом тут находится музей, в котором можно посмотреть на ботик Петра I, но он был закрыт). До воды отсюда было не более 100 м, и мы сделали небольшую остановку, чтобы в очередной раз полюбоваться панорамой Переславля и вечерним озером. Тут же нам встретилась долгожданная узкоколейка – даже не верилось, что моя давняя мечта сбылась – я вместе с велосипедом стоял на ее рельсах! Не знаю почему, но этот вид вымирающего ныне транспорта сильно притягивает меня, и мне давно хотелось побывать на этой ближайшие к Москву системе УЖД, где имеются регулярные пассажирские перевозки. Состояние путей тут несравнимо с тем, что можно увидеть на обычных дорогах – кривизна видна невооруженным глазом, шпалы лежат кое-как, но судя по накату рельсов, движение тут явно было. Узкий, будто игрушечный, стальной путь терялся в траве и уходил в лесную даль – увы, немного мест осталось, где такое можно увидеть. Сфотографировавшись напоследок у озера, мы стали выбираться на шоссе, как неожиданно раздался тепловозный гудок (!). Издалека я увидел, как у ресторана остановился тепловоз ТУ-4 с двумя вагонами. Завидев это чудо, все быстро двинулись к путям, однако поезд вскоре тронулся в сторону города, так и не дав себя рассмотреть – лишь Антон успел сделать один снимок.

Теперь походную программу на сегодня можно было считать выполненной и даже перевыполненной. Выйдя на шоссе, мы проехали по нему еще километра 3 до ручья. Вставать непосредственно на озере не имело смысл, так как весь берег был забит автомобилистами и оттуда слышалась музыка и крики. Поэтому бивак устроить решили в лесу, для чего нашли подходящую лесную дорогу (их в этих местах великое множество), и, углубившись в лес метров на 300, расположились на ровной поляне, где было сухо и тихо, в отличие от берега озера. Время было уже около 21:30 – довольно поздно для привала, однако до темноты еще оставалось часа два, поэтому безо всякой спешки разожгли костер и поставили палатки. За водой пришлось идти к озеру, так как ручей оказался пересохшим, но это не было проблемой – наоборот, пройтись пешком после многих километров в седле было приятно. Вскоре походный ужин был готов, и, вдоволь наевшись и напившись чаю, мы с Антоном стали вспоминать различные походные истории и рассказывать их нашим товарищам. За разговорами время прошло незаметно, начало плавно темнеть и уже ближе к полуночи мы разошлись по палаткам. За день  в сумме было пройдено около 85 км, что, учитывая перелаз по шпалам, было весьма неплохо.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz