День четвертый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День четвертый


В тексте использованы фотографии Влдаимира Катаржиса

граница Архангельской области – Орлово (Лекшмозеро) - Гавриловская (Лядины) - Каргополь, 85 км

Карта 4-ого дня пути

Очередное, третье по счету походное утро преподнесло неприятный сюрприз - выяснилось, что Володя за ночь серьезно простудился, и теперь даже сам был не уверен, сможет ли сегодня ехать. Самое неприятное было то, что мы находились в очень глухом месте, где транспорт почти не ходит, а до ближайшего населенного пункта отсюда много километров по дороге непонятного качества. Нужно было что-то придумывать, и, немного посовещавшись, решили поступить следующим образом – подождать группу Сахарова,  и, воспользовавшись их обширной аптечкой, неспеша ехать в сторону Каргополя, а по пути уже решать, что делать дальше.

Из-за всего этого настроение в то утро было совершенно невеселым, и пока неспешно собирались палатки и готовился завтрак, незаметно пролетело 2 часа. К 11 утра, когда мы уже были почти готовы к выезду, на шоссе неожиданно появились наши товарищи, ночевавшие в 20 км отсюда. Эта встреча была очень кстати - Саша Сахаров, опытный в подобных ситуациях, надавал Володе массу всяких таблеток, и, немного постояв и поделившись впечатлениями, мы вскоре двинулись в сторону границы Карелии.

Вновь мягко зашуршали шины, навстречу поплыли карельские пейзажи - величественные леса, холмы и долины многочисленных ручьев с остатками зимних снегов. Дорога, как и вчера, поначалу продолжала радовать нас отменным асфальтом. Однако, как я и думал, это продолжалось недолго - Вскоре за очередным поворотом показался новый синий указатель “Архангельская область”, прямо у которого, как и описано в отчетах автомобилистов, асфальт внезапно закончился.

Начало Архангельской области..

Вместе с Архангельской областью начался и Кенозерский национальный парк, и дальше трасса представляла собой довольно узкий грейдер, ехать по которому посреди дремучего леса было на редкость приятно, хотя и непросто. В отличие от новой дороги на территории Карелии, тут количество поворотов на километр превосходило все разумные пределы, не было никакого спрямления рельефа и проч��х излишеств. И хотя к этому часу солнце не успело прогреть воздух, ощущалось, что запоздавшая весна пришла и в ти края – снег буквально таял на глазах, в изо встречались большие залитые площади, примыкающие вплотную к обочине. Километры давались с некоторым трудом – грейдер во многих местах еще не успел просохнуть, накат отсутствовал напрочь и временами казалось, что едешь словно по намазанной клеем поверхности. Из-за этого, несмотря на попутный ветер, приходилось все время двигаться на пониженных передачах, постоянно преодолевая вязкое сопротивление влажной глины. Каждую сотню метров встречались небольшие подъемы – в этом дорога очень напомнила мне путь к Волговерховью.

Как это обычно бывает в России, наиболее плохие дороги на границах областей. Не стал исключением и этот участок - после поворота на Морщихинскую, когда мы углубились в Архангельскую область на 10 км, лес стал немного редеть, появились поляны, а дорога постепенно улучшилась, сделавшись шире и суше. Колеса закрутились быстрее, а за очередным поворотом нас ждал очень приятный сюрприз – уже порядком надоевший тряский и мокрый грейдер внезапно сменился весьма приличным асфальтом. Тут же появились признаки близкого жилья, и вскоре по сторонам замелькали дома большого села Орлово, живописно растянувшегося вдоль берега Лекшмозера на несколько километров. Наверное, летом тут очень красиво, но сейчас озеро было еще подо льдом и представляло из большую себя заснеженную равнину с полоской леса на горизонте. И хотя местами прямо с дороги открывались потрясающие виды, достойные фотографирования, однако почему-то практически все, обрадовавшись внезапному асфальту и наслаждаясь скоростью, проскочили село насквозь и замедлили ход лишь там, где вновь начался грейдер и дорога ушла в сторону от берега.

Лекшмозеро Мы на трассе

После Орлово дело пошло еще веселее - почему-то стало совсем сухо, подъемы почти исчезли и можно было подолгу ехать рядом друг с другом на приличной скорости и беседовать на ходу. Вдобавок солнце начало припекать, и в какой-то момент пришлось скинуть с себя теплые куртки, из которых мы не вылезали уже четвертый день. Как же приятно было ощутить весеннее тепло, особенно после нескольких сотен километров сквозь холод и снега!

Где-то в 13:10 на очередном пригорке мы нагнали группу Сахарова – они, следуя своей традиции, ровно в час дня остановились на обед и уже разводили костер. Соблазн присоединиться к ним был велик, но все же было решено проехать еще как минимум километров 20, так как есть особо не хотелось, да и от старта мы отъехали сегодня слишком уж мало, чтобы устраивать привал. Поэтому, договорившись встречаться уже в Каргополе, мы без задержек двинулись вперед по гладкому грейдеру, очень красиво петляющему по слегка всхолмленной лесистой местности. Теперь очередные километры оставались позади быстро и легко, благодаря попутному ветру катилось совершенно непринужденно и казалось, что такое удовольствие будет до самого Каргополя.

Где-то между Лекшмозером и Лекшмой (у поворота на лесничество)

Однако реальность оказалась несколько иной, еще раз напомнив нам о том, что хорошие дороги в России, да еще в период весенней распутицы – это скорее исключение, чем правило. Вначале совершенно неожиданно прямо посреди леса широкий грейдер сменился узкой лентой асфальта, которая выглядела как-то очень подозрительно и совершенно не внушала доверия. Как вскоре оказалось, интуиция на этот раз не обманула – через 2 км на перекрестке с какой-то лесовозкой этот асфальт закончился, а дальше нашему взору предстало то, что поначалу заставило усомниться, правильно ли мы вообще едем..

Дорога в сторону Каргополя представляла из себя страшное зрелищешироченная просека, от края до края покрытая толстым слоем мокрой глины и испещренная следами тяжелых машин. Это грязевое месиво широкой полосой уходило вдаль и терялось за далеким поворотом, и поначалу даже не верилось, что это и есть трасса Р-2, уж больно она напоминала лесовозный тракт. Однако никакого иного пути не наблюдалось, поэтому ничего не сотавалось, как, смирившись с выпавшей на нашу долю участью, двигаться вперед.

И это - трасса Р-2 (!)

Честно говоря, я думал, что сейчас заклинит колеса и придется нести велосипеды на себе, однако глина, несмотря свое обилие и неприглядный вид, почему-то совершенно не наматывалась на покрышки и почти не стесняла движения. Поэтому ехать по дороге было все-таки можно, главное было держаться в колее и избегать особо глубоких мест, где велосипед засасывало в грязь по самые втулки и приходилось спешиваться. И хотя такую езду нельзя было назвать легкой, в целом средняя скорость была где-то 7-8 км/час, что не давало окончательно угаснуть оптимизму.

Иногда попадались недавно выровненные участки дороги, где можно было слегка разогнаться, однако каждый раз они почему-то быстро кончались, ичерез 5 км все, что можно и нельзя, покрылось толстым слоем гавнища, и постепенно основными вопросами, занимавшими сознание, стали “когда же все это кончится?” и “когда мы будем обедать?”. Между тем время подходило к 15:00, голод чувствовался вовсю, и, чтобы внести ясность в сложившуюся ситуацию, на очередной остановке для сбора группы я достал километровку этого района и стал прикидывать, что нас ждет впереди. И хотя точно сориентироваться было невозможно, из карты следовало, что мы почти у цели – где-то в километре отсюда должен быть мост через Лекшму.

р. Лекшма

Как оказалось, я не ошибся – вскоре дорога стала плавно забирать налево, лес расступился, глина куда-то исчезла, а впереди показался мост через широкую полноводную реку. Рядом с мостом была отличная поляна, и, дождавшись слегка отставшего Володю, мы без задержек приступили к разведению костра, приготовлению обеда и чистке самих себя и наших велосипедов – ведь после этого грязного участка в глине было буквально все. Примерно тем же самым на самом мосту занимались местные мотоциклисты, обогнавшие нас несколько километров назад. Они, как и все местные жители, долго расспрашивали нас о путешествии, а напоследок обрадовали, сказав, что дальше дорога лучше, а километров через 15 вообще начнется асфальт.

В общем, стало ясно, что основные трудности остались позади и по этому поводу мы немного расслабились, просидев у костра почти 3 часа, хорошо поев, отдохнув и почистившись от грязи. Где-то в 16:30 мимо проехала группа Сахарова, а мы как-то незаметно просидели аж до шести вечера, никуда не торопясь. После моста через Лекшму дорога преобразилась, глина куда-то исчезла и появились накатанные колеи, по гладкости мало уступающие среднему асфальту. Не пришло и 10 минут, как из-за поворота плавно показались очертания знаменитого ансамбля деревянных церквей в селе Гавриловская (Лядины), одного из немногих, хорошо сохранившихся до наших дней и вместе с тем стоящий недалеко от основных дорог. 

Лядины - вид издалека И немного поближе А теперь совсем рядом...

Подъехав поближе, мы вдоволь походили вокруг этих величественных построек, сделали немало фотографий и даже немного поговорили с местными жителями. К сожалению, приехали мы слишком поздно, поэтому внутрь попасть не удалось, однако даже снаружи эти храмы и колокольня производят большое впечатление.

За Лядинами по сторонам от дороги  вновь  поплыли бескрайние поля, перелески и виднеющееся вдалеке большие северные избы.  Несмотря на то, что за последние 2 дня мы продвинулись на восток на 150 км, снега становилось все меньше и меньше. Пейзаж стал сильно напоминать Подмосковье – тут уже не было, как 3 дня назад, тех многочисленных валунов и поросших мхом сосен, которые в изобилии встречались нам под Медвежьегорском. Дорога по прежнему представляла из себя широкий раскатанный грейдер, однако километров через 10 за очередным поворотом впереди показался мост через речку Сиянга а за ним - уходящая вдаль серая полоса долгож����нного асфальта.

Это была оь и маленькая, но все-таки победа - ведь основные трудности на сегодня и наиболее проблемный участок пути за весь маршрут остались позади! Разумеется, скорость тут же возросла до 20-22 км/час, и с попутным ветерком мы без остановок понеслись по прямой, как стрела, дороге через очень живописную равнину, состоящую из чередующихся перелесков и полей, на которых, судя по многочисленным надписям на карте “урочище ....”, некогда стояли деревни. После целого дня езды по грейдеру ощущать под собой асфальтовую гладь было верхом блаженства, и под мелодичный шорох быстро катящихся шин мы быстро отсчитывали километры, стремительно приближаясь к Каргополю. Несмотря на то, что перед самым городом пришлось немного снизить темп, так как дорога временно превратилась в бетонку, к началу девятого мы, уже были на перекрестке с каргопольской объездной, накрутив за день около 80 непростых километров.

Вечер четвертого дня. Мы на въезде в Каргополь.

Отсюда уже начался город, в основном состоящий из одноэтажных деревянных домов. Время было около 21:00, начинало темнеть, и, чтобы не терять время, мы, следуя советам местных, направились прямиком к единственной в городе гостинице “Каргополочка”, в которой нас приняли безо всяких лишних вопросов и формальностей (даже анкеты не пришлось заполнять!).

В целом эта гостиница оказалась лучшей из тех, что нам встретились в этом путешествии. Номера тут чистые и хорошо обставленные, имеется даже пункт проявки пленок, и, самое главное для голодных и слегка уставших туристов – отличное кафе, где кормят вкусно и недорого. За неполных 100 рублей удалось отведать мясной солянки, съесть две порции второго, и выпить несколько стаканов чая – гораздо больше, чем я могу взять за те же деньги в столовой своего института в Москве. После ужина Володя сразу отправился спать, а мы, немного походив по совершенно неосвещенным улицам, вскоре тоже разошлись по номерам, чтобы завтра со свежими силами спокойно осмотреть город.

И хотя этот день оказался не из легких, все же было очень приятно, что, несмотря на трудности, мы не выбились из намеченного графика, что не могло не радовать и позволяло надеяться, что и дальше все будет столь же успешно.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz