|
граница Архангельской области – Орлово (Лекшмозеро) - Гавриловская (Лядины) - Каргополь, 85 км
|
Карта 4-ого дня пути |
Очередное, третье по счету походное утро преподнесло неприятный сюрприз - выяснилось, что Володя за ночь серьезно простудился, и теперь даже сам был не
уверен, сможет ли сегодня ехать. Самое неприятное было то, что мы находились в очень глухом месте, где транспорт почти не ходит, а до ближайшего населенного
пункта отсюда много километров по дороге непонятного качества. Нужно было что-то придумывать, и, немного посовещавшись, решили поступить следующим образом –
подождать группу Сахарова, и, воспользовавшись их обширной аптечкой, неспеша ехать в сторону Каргополя, а по пути уже решать, что делать дальше.
Из-за всего этого настроение в то утро было совершенно невеселым, и пока неспешно собирались палатки и готовился завтрак, незаметно пролетело 2 часа. К 11
утра, когда мы уже были почти готовы к выезду, на шоссе неожиданно появились наши товарищи, ночевавшие в 20 км отсюда. Эта встреча была очень кстати - Саша
Сахаров, опытный в подобных ситуациях, надавал Володе массу всяких таблеток, и, немного постояв и поделившись впечатлениями, мы вскоре двинулись в сторону
границы Карелии.
Вновь мягко зашуршали шины, навстречу поплыли карельские пейзажи - величественные леса, холмы и долины многочисленных ручьев с остатками зимних снегов.
Дорога, как и вчера, поначалу продолжала радовать нас отменным асфальтом. Однако, как я и думал, это продолжалось недолго - Вскоре за очередным поворотом
показался новый синий указатель “Архангельская область”, прямо у которого, как и описано в отчетах автомобилистов, асфальт внезапно закончился.
|
Начало Архангельской области.. |
Вместе с Архангельской областью начался и Кенозерский национальный парк, и дальше трасса представляла собой довольно узкий грейдер, ехать по которому посреди
дремучего леса было на редкость приятно, хотя и непросто. В отличие от новой дороги на территории Карелии, тут количество поворотов на километр превосходило все
разумные пределы, не было никакого спрямления рельефа и проч��х излишеств. И хотя к этому часу солнце не успело прогреть воздух, ощущалось, что запоздавшая весна
пришла и в ти края – снег буквально таял на глазах, в изо встречались большие залитые площади, примыкающие вплотную к обочине. Километры давались с
некоторым трудом – грейдер во многих местах еще не успел просохнуть, накат отсутствовал напрочь и временами казалось, что едешь словно по намазанной клеем
поверхности. Из-за этого, несмотря на попутный ветер, приходилось все время двигаться на пониженных передачах, постоянно преодолевая вязкое сопротивление
влажной глины. Каждую сотню метров встречались небольшие подъемы – в этом дорога очень напомнила мне путь к Волговерховью.
Как это обычно бывает в России, наиболее плохие дороги на границах областей. Не стал исключением и этот участок - после поворота на Морщихинскую, когда мы
углубились в Архангельскую область на 10 км, лес стал немного редеть, появились поляны, а дорога постепенно улучшилась, сделавшись шире и суше. Колеса
закрутились быстрее, а за очередным поворотом нас ждал очень приятный сюрприз – уже порядком надоевший тряский и мокрый грейдер внезапно сменился весьма
приличным асфальтом. Тут же появились признаки близкого жилья, и вскоре по сторонам замелькали дома большого села Орлово, живописно растянувшегося вдоль берега
Лекшмозера на несколько километров. Наверное, летом тут очень красиво, но сейчас озеро было еще подо льдом и представляло из большую себя заснеженную равнину с
полоской леса на горизонте. И хотя местами прямо с дороги открывались потрясающие виды, достойные фотографирования, однако почему-то практически все,
обрадовавшись внезапному асфальту и наслаждаясь скоростью, проскочили село насквозь и замедлили ход лишь там, где вновь начался грейдер и дорога ушла в сторону
от берега.
|
|
Лекшмозеро |
Мы на трассе |
После Орлово дело пошло еще веселее - почему-то стало совсем сухо, подъемы почти исчезли и можно было подолгу ехать рядом друг с другом на приличной скорости
и беседовать на ходу. Вдобавок солнце начало припекать, и в какой-то момент пришлось скинуть с себя теплые куртки, из которых мы не вылезали уже четвертый день.
Как же приятно было ощутить весеннее тепло, особенно после нескольких сотен километров сквозь холод и снега!
Где-то в 13:10 на очередном пригорке мы нагнали группу Сахарова – они, следуя своей традиции, ровно в час дня остановились на обед и уже разводили костер.
Соблазн присоединиться к ним был велик, но все же было решено проехать еще как минимум километров 20, так как есть особо не хотелось, да и от старта мы отъехали
сегодня слишком уж мало, чтобы устраивать привал. Поэтому, договорившись встречаться уже в Каргополе, мы без задержек двинулись вперед по гладкому грейдеру,
очень красиво петляющему по слегка всхолмленной лесистой местности. Теперь очередные километры оставались позади быстро и легко, благодаря попутному ветру
катилось совершенно непринужденно и казалось, что такое удовольствие будет до самого Каргополя.
|
Где-то между Лекшмозером и Лекшмой (у поворота на лесничество) |
Однако реальность оказалась несколько иной, еще раз напомнив нам о том, что хорошие дороги в России, да еще в период весенней распутицы – это скорее
исключение, чем правило. Вначале совершенно неожиданно прямо посреди леса широкий грейдер сменился узкой лентой асфальта, которая выглядела как-то очень
подозрительно и совершенно не внушала доверия. Как вскоре оказалось, интуиция на этот раз не обманула – через 2 км на перекрестке с какой-то лесовозкой этот
асфальт закончился, а дальше нашему взору предстало то, что поначалу заставило усомниться, правильно ли мы вообще едем..
Дорога в сторону Каргополя представляла из себя страшное зрелище –
широченная просека, от края до края покрытая толстым слоем мокрой глины и испещренная следами тяжелых машин.
Это грязевое месиво широкой полосой уходило вдаль и терялось за далеким поворотом, и поначалу даже не верилось, что это и есть трасса Р-2, уж
больно она напоминала лесовозный тракт. Однако никакого иного пути не наблюдалось, поэтому ничего не сотавалось, как, смирившись с выпавшей на нашу долю
участью, двигаться вперед.
|
И это - трасса Р-2 (!) |
Честно говоря, я думал, что сейчас заклинит колеса и придется нести велосипеды на себе, однако глина, несмотря свое обилие и неприглядный вид, почему-то
совершенно не наматывалась на покрышки и почти не стесняла движения. Поэтому ехать по дороге было все-таки можно, главное было держаться в колее и избегать
особо глубоких мест, где велосипед засасывало в грязь по самые втулки и приходилось спешиваться. И хотя такую езду нельзя было назвать легкой, в целом средняя
скорость была где-то 7-8 км/час, что не давало окончательно угаснуть оптимизму.
Иногда попадались недавно выровненные участки дороги, где можно было слегка разогнаться, однако каждый раз они почему-то быстро кончались, ичерез 5 км все,
что можно и нельзя, покрылось толстым слоем гавнища, и постепенно основными вопросами, занимавшими сознание, стали “когда же все это кончится?” и “когда мы
будем обедать?”. Между тем время подходило к 15:00, голод чувствовался вовсю, и, чтобы внести ясность в сложившуюся ситуацию, на очередной остановке для сбора
группы я достал километровку этого района и стал прикидывать, что нас ждет впереди. И хотя точно сориентироваться было невозможно, из карты следовало, что мы
почти у цели – где-то в километре отсюда должен быть мост через Лекшму.
|
р. Лекшма |
Как оказалось, я не ошибся – вскоре дорога стала плавно забирать налево, лес расступился, глина куда-то исчезла, а впереди показался мост через широкую
полноводную реку. Рядом с мостом была отличная поляна, и, дождавшись слегка отставшего Володю, мы без задержек приступили к разведению костра, приготовлению
обеда и чистке самих себя и наших велосипедов – ведь после этого грязного участка в глине было буквально все. Примерно тем же самым на самом мосту занимались
местные мотоциклисты, обогнавшие нас несколько километров назад. Они, как и все местные жители, долго расспрашивали нас о путешествии, а напоследок обрадовали,
сказав, что дальше дорога лучше, а километров через 15 вообще начнется асфальт.
В общем, стало ясно, что основные трудности остались позади и по этому поводу мы немного расслабились, просидев у костра почти 3 часа, хорошо поев, отдохнув
и почистившись от грязи. Где-то в 16:30 мимо проехала группа Сахарова, а мы как-то незаметно просидели аж до шести вечера, никуда не торопясь. После моста через
Лекшму дорога преобразилась, глина куда-то исчезла и появились накатанные колеи, по гладкости мало уступающие среднему асфальту. Не пришло и 10 минут, как из-за
поворота плавно показались очертания знаменитого ансамбля деревянных церквей в селе Гавриловская (Лядины), одного из немногих, хорошо сохранившихся до наших
дней и вместе с тем стоящий недалеко от основных дорог.
|
|
|
Лядины - вид издалека |
И немного поближе |
А теперь совсем рядом... |
Подъехав поближе, мы вдоволь походили вокруг этих величественных построек, сделали немало фотографий и даже немного поговорили с местными жителями. К
сожалению, приехали мы слишком поздно, поэтому внутрь попасть не удалось, однако даже снаружи эти храмы и колокольня производят большое впечатление.
За Лядинами по сторонам от дороги вновь поплыли бескрайние поля, перелески и виднеющееся вдалеке большие северные избы. Несмотря на то, что
за последние 2 дня мы продвинулись на восток на 150 км, снега становилось все меньше и меньше. Пейзаж стал сильно напоминать Подмосковье – тут уже не было, как
3 дня назад, тех многочисленных валунов и поросших мхом сосен, которые в изобилии встречались нам под Медвежьегорском. Дорога по прежнему представляла из себя
широкий раскатанный грейдер, однако километров через 10 за очередным поворотом впереди показался мост через речку Сиянга а за ним - уходящая вдаль серая полоса
долгож����нного асфальта.
Это была оь и маленькая, но все-таки победа
- ведь основные трудности на сегодня и наиболее проблемный участок пути за весь маршрут остались позади! Разумеется, скорость тут же возросла до 20-22 км/час, и
с попутным ветерком мы без остановок понеслись по прямой, как стрела, дороге через очень живописную равнину, состоящую из чередующихся перелесков и полей, на
которых, судя по многочисленным надписям на карте “урочище ....”, некогда стояли деревни. После целого дня езды по грейдеру ощущать под собой асфальтовую гладь
было верхом блаженства, и под мелодичный шорох быстро катящихся шин мы быстро отсчитывали километры, стремительно приближаясь к Каргополю. Несмотря на то, что
перед самым городом пришлось немного снизить темп, так как дорога временно превратилась в бетонку, к началу девятого мы, уже были на перекрестке с каргопольской
объездной, накрутив за день около 80 непростых километров.
|
Вечер четвертого дня. Мы на въезде в Каргополь. |
Отсюда уже начался город, в основном состоящий из одноэтажных деревянных домов. Время было около 21:00, начинало темнеть, и, чтобы не терять время, мы,
следуя советам местных, направились прямиком к единственной в городе гостинице “Каргополочка”, в которой нас приняли безо всяких лишних вопросов и формальностей
(даже анкеты не пришлось заполнять!).
В целом эта гостиница оказалась лучшей из тех, что нам встретились в этом путешествии. Номера тут чистые и хорошо обставленные, имеется даже пункт проявки
пленок, и, самое главное для голодных и слегка уставших туристов – отличное кафе, где кормят вкусно и недорого. За неполных 100 рублей удалось отведать мясной
солянки, съесть две порции второго, и выпить несколько стаканов чая – гораздо больше, чем я могу взять за те же деньги в столовой своего института в Москве.
После ужина Володя сразу отправился спать, а мы, немного походив по совершенно неосвещенным улицам, вскоре тоже разошлись по номерам, чтобы завтра со свежими
силами спокойно осмотреть город.
И хотя этот день оказался не из легких, все же было очень приятно, что, несмотря на трудности, мы не выбились из намеченного графика, что не могло не
радовать и позволяло надеяться, что и дальше все будет столь же успешно.
<< Предыдущая страница | Наверх | Продолжение >>
|
|