День третий
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День третий


В тексте использованы фотографии Влдаимира Катаржиса

Пудож - Колово - Кривцы - Приречный - граница Архангельской области, 90 км. Карта пути тут

Ночь в гостинице прошла просто чудесно – после трудного пути было очень приятно хорошо выспаться в сухой и теплой комнате, не думая о том, что творится на улице. И хотя в 6 утра нас пыталось разбудило радио, начав играть гимн России, но Володя быстро пресек это дело, и в результате мы проспали почти до 9:30, в полном соответствии со своими привычками.

Утро встретило нас безветренной прохладой, на небе светило солнце, при виде которого сразу же захотелось побыстрее ехать дальше, пока погода не испортилась вновь. Однако сборы, как обычно, затянулись, и только к 11:00 мы завершили укладку вещей и покинули гостеприимную гостиницу.

Хотя Пудож – город весьма старинный, основанный в 1152 году, никаких достопримечательностей тут не сохранилось – видимо, все было построено из дерева и так или иначе сгорело. Ныне он производит довольно приятное впечатление – по сравнению с населенными пунктами по дороге от Медвежьегорска, тут много относительно современных зданий, хорошие дороги. Заехав на городской рынок и затем на узел связи, размещенный в новеньком кирпичном особнячке, мы около 12:00 тронулись на выезд в сторону Каргополя, который я еще вчера вечером приметил по пути в гостиницу.

Теперь впереди у нас был самый ответственный участок пути – 150 км по трассе Р-2, реальное состояние которой было покрыто мраком. Из отчетов автомобилистов, найденных в сети, следовало, что пару лет назад тут шло интенсивное строительство, а  так же то, что в августе прошлого года примерно на половине пути был грейдер, остальное – асфальт. По этим же сведениям, первый большой участок грейдера должен был начаться километрах в 25 отсюда и длиться почти 40 км, так как путь впереди обещал быть нелегким.

Однако поначалу все было очень неплохо. Сразу за границей Пудожа началось отменное широкое шоссе с минимальным трафиком, идущее вдоль красивой и широкой долины Водлы. Местность преобразилась – вместо вчерашних заснеженных и неуютных лесов теперь вокруг было полно приятных открытых мест и небольших перелесков, где снег уже почти полностью растаял. Тут произошла неожиданная встреча - навстречу нам проехали трое велотуристов. Скорость в тот моменты была высокой, желания останавливаться не было и мы просто проскочили мимо, на ходу услыхав что-то типа “Зна��омые все лица!”. Как выяснилось на следующий день из разговора с Сашей Сахаровым, это был сам Л. П. Давыдов известный московский турист и признанный зн севера, у которого я не раз спрашивал об интересующих меня дорогах.

Несмотря на вчерашний трудный день, усталости практически не ощущалось, и наша средняя скорость по прежнему была весьма достойной – 18-20 км/час. Мимо все проплывали симпатичные перелески, разливы Водлы и редкие придорожные деревни, по мере удаления от Пудожа машин становилось все меньше и меньше, ехалось все приятнее и приятнее, несмотря на небольшой ветер, который сменил за ночь направление и стал юго-восточным. Все же чувствовалось, что мы выезжаем из Карелии – уже не было тех могучих валунов, что в изобилии встречались до Пудожа, природа стала какой-то более привычной и сильно напоминающей Подмосковье.

Однако удовольствие езды по гладкому шоссе длилось недолго. На 19-ом километре трассы произошло то, чего с тревогой ждал – посреди леса асфальт внезапно кончился, уступив место широкому и тряскому грейдеру. К моменту нашего приезда дорога еще не успела просохнуть, колеса вязли в песке, поэтому скорость тут же упала до 15 км/час. Вместе с грейдером началась довольно сильная пересеченка, которая давалась нелегко – сказывались вчерашние 120 км и недостаток тренировки. Усталость катастрофически нарастала и организм настойчиво стал требовать отдыха и хорошего перекуса, однако было решено не расслабляться и доехать до Кривцов, тем более, что только там можно было купить продукты.

Действующая узкоколейка в Кривцах.

Не прошло и 10 минут как впереди показались первые дома Кривцов и вместе с ними – долгожданный асфальт. Проехав по мосту через Водлу и полюбовавшись местной узкоколейкой, которая, судя по всему, активно работает, мы первым же делом устремились к магазинам, прямо у которых устроили и перекус из бананов, шоколада и незаменимого в таких случаях кефира. Еда подействовала незамедлительно – уже через минут 10 настроение, довольно паршивое до этого, поднялось на требуемый в походе уровень и захотелось ехать дальше, навстречу новым приключениям.

И хотя я боялся, что за Кривцами опять начнется грейдер и асфальта нам в ближайшие часы не видать как своих ушей, все вышло гораздо приятнее. Дорога в сторону Каргополя оказалась просто идеальной во всех смыслах – отменный асфальт, практически ровный рельеф и полное отсутствие машин. Разумеется, скорость тут вновь возросла до 20-22 км/час, и, катясь в несколько рядов, мы мирно беседовали, любуясь проезжаемой тайгой и гадая, когда же это великолепие кончится и что ждет нас впереди. Но оно все не кончалось - одинокое шоссе все шло сквозь тайгу, где на много десятков километров нет никаких населенных пунктов, что отчетливо чувствовалось по полному отсутствию  указателей и поворотов.

Между тем, время подходило к двум часам, скоро нужно было обедать, однако из-за позднего выезда позади осталось лишь 30 км. Впереди было еще минимум 50, и поэтому на очередной короткой остановке было решено пообедать километрах в 10-15 впереди, чтобы вечером спокойно проехать остаток пути.

Вновь быстро замелькали километровые столбы, потянулись леса, болота  и редкие вырубки, а где-то около 35-ого километра дороги началось КАРЕЛЬСКОЕ ЧУДО – трасса внезапно преобразилась и теперь стала в точности такой же, как два дня назад в районе Повенца – широкой, идеально гладкой, с ярко-белой разметкой и даже светоотражающими столбиками по бокам… Такого увидеть никто не ожидал – по всем сведениям, тут должен быть грейдер и казалось, что за очередным холмиком он начнется. Однако грейдера все не было, очередные лесные километры быстро уносились в даль и мы не переставали удивляться, что в этой карельской глуши проложена такая дорога, каких и в Подмосковье не встретишь.

Вообще, объем работ по строительству этой трассы, являющейся звеном будущего так называемого северного транспортного коридора, впечатляет – на всем протяжении сделана высоченная насыпь, полностью спрямляющая небольшие впадины местности и делающая преодоление долин ручьев совершенно непринужденным занятием. Единственное, что сойти с этой чудо-дороги было проблематично: один раз я попытался, и, как только переднее колесо  велосипеда скатилось с асфальта, тут же по втулку ушло в глину. Не с силах удержаться, я тоже ступил за обочину – и в ту же секунду завяз по колено. В итоге, правда, все же вылез без посторонней помощи, однако и я сам, и мой велосипед после этого выглядели, будто мы только что вылезли из болота, а не ехали по первоклассной магистрали.

На 42-ом километре от Пудожа, когда как раз подошло обеденное время, обнаружился асфальтовый съезд в лес, на обочине которого  в такую же точно ситуацию попал Антон. Вытаскивать его пришлось Володе с Николаем, а когда все было в порядке, мы приступили к розжигу костра и готовке прямо у дороги, благо место тут было сухое, а неподалеку тек ручей. В отличие от костра в первый день, запомнившегося всем надолго, на этот раз все получилось просто и легко, и уже через час мы ели горячий суп и бутерброды с чаем посреди звенящей лесной тишины, раз в полчаса нарушаемые звуком редкой машины.

Новая трасса Пудож - Каргополь - чудо-асфальт посреди непроходимой тайги.

Около 17:30, хорошо отдохнув, двинулись дальше. Вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее, мы покатили в сторону Каргополя, и тут нас нагнала группа Сахарова – они, как всегда, выехали с ночевки раньше нас и пообедали быстрее. Дорога продолжала радовать нас идеальным асфальтом, ветер теперь стих и поэтому ехать стало просто блаженство. По пути удалось посмотреть на остатки старой дороги, той самой трассы Р-2 к востоку от Кривцов, что на карте нарисована как “дорога без покрытия”. Наверное, летом по ней местами можно проехать, но сейчас эта грязная, сильно петляющая грунтовка производит удручающее впечатление и наглядно свидетельствует о том, как трудно было ездить в этих краях до постройки нового шоссе.

За созерцанием красот Карелии километры мелькали незаметно, и первую остановку мы сделали только через час, в районе 60-го километра.  По мере приближения к областной границе местность становилась все более пересеченной и, если бы не доблестные дорожные строители, спрямившие рельеф, нам бы пришлось несладко. А так мы, не снижая скорости все мчались вперед и вскоре въехали в Приречный - первый населенный пункт за 40 км (!) пути по тайге. Только здесь стало окончательно ясно, что грейдера до границы Архангельской области уже не будет – у меня была точная информация, что именно отсюда еще год назад начинался асфальт.

За Приречным дорога просто поражает размахом и тщательностью проведенных работ. По пути нам неоднократно встречались автобусные остановки с аккуратными каменными бордюрчиками, и, что особенно поразило – участки с насыпью высотой метров 20, а также места, где дорога идет по прорубленному в холмах гигантскому коридору (!). Не переставая удивляться тому, как постарались в здешних глухих краях дорожные строители, мы шустро перекатывались с горки на горку и, судя по карте, очень скоро должны были выбраться на берег Колодозера. Однако этого так и не произошло – после поворота на Усть-реку дорога плавно повернула на север и вновь устремилась в глухую тайгу. Причем заметили мы это не сразу, а спустя километров 5, когда стало ясно, что тут новая дорога не повторяет траекторию старой и идет совершенно иначе, в обход всех озер и деревень.

Увы, но теперь, как и вчера вечером, места стали малопригодны для ночевки – как мы заметили, нам всегда с этим не везет: утром и днем мы обязательно проезжаем красивые речки и сухие поляны, а как настанет время ночлега, так вокруг одни болота да снега. Впрочем, на этот раз было все лучше, чем под Пудожем – снега было гораздо меньше, попадались сухие пригорки, с дороги выглядящие весьма привлекательно. На одном из таких пригорков, в километре от реки с интересным названием Хабанзя, мы и остановились, так как дальше смысла не было – время подходило к 20:30 и до областной границы оставалось уже менее 3 км. С постановкой палаток и дровами проблем не возникло, однако воду пришлось добывать из снега, так как ручьев поблизости не было. А так как встали мы на этот раз сравнительно рано, то спокойно смогли приготовить ужин и поесть задолго до наступления темноты.

Как это уже бывало не раз, приятным завершением дня стала прогулка вдоль ночного шоссе.  И хотя эта совершенно безлюдная дорога выглядела в темноте немного жутковато, пройтись по ней неспешным шагом, созерцая виды ночной тайги, было очень приятно и весьма необычно. Периодически в темоте карельской ночи раздавались странные вк, от которых становилось не по себе и постоянно казалось, что мы тут не одни, однако это были лишь звуки ветра... И хотя  гулять так можно было еще долго, вскоре пришлось вспомнить, что завтра нас ожидал непростой день, поэтому, получив массу удовольствия и некоторую дозу острых ощущений, мы вскоре вернулись к нашим палаткам, и, закутавшись в теплые спальники, быстро заснули.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz