День шестой
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День шестой


В тексте использованы фотографии Влдаимира Катаржиса

р. Нименьга - Няндома - Бурачиха - Грехнев Пал - ночевка в лесу, 102 км

Карта пути за 6-ой день. Трасса дороги Коноша - Няндома показана весьма примерно

Не знаю как для других, но для меня прошедшая ночь стала лучшей полевой ночевкой за все время путешествия. Благодаря мягкой подстилке из сена, отсутствию кочек и теплой погоде удалось выспаться не хуже, чем в гостинице, а утро, встретившее теплой и солнечной погодой, только усиливало хорошее настроение и желание ехать вперед. Все это не могло не радовать, и к началу одиннадцатого, выйдя знакомым путем через поле на трассу, мы взяли курс на Няндому, и, подгоняемые сильным попутным ветром, быстро понеслись по гладкому асфальту.

По мере приближения к Няндоме местность становилась все живописнее. Теперь дорога шла по крутым холмам, меж которых то тут то там виднелись небольшие озера. И хотя на деревьях не было даже признаков распускающейся листвы, все-таки неумолимое приближение весны чувствовалось во всем, что придавало особую бодрость духа и уверенность в себе. За поселением со странным название Конда дорога плавно пошла вниз, однако перед самым городом нас ждал очень длинный (около километра) и на редкость крутой подъем, на котором, несмотря на шквальный попутный ветер и наши усилия, скорость не поднималась выше 8-9 км/час. Наверное, если бы не этот ветер, пришлось бы идти пешком, но природа сделала нам подарок, и не без помощи сил атмосферы мы добрались до въездного указателя Няндомы, стоящего на вершине холма.

На въезде в Няндому.

Не знаю почему, видимо оттого, что дело было утром, когда не успевшие привыкнуть к постоянной смене пейзажей глаза более остро воспринимают окружающую обстановку, но Няндома на всех произвела просто ужасное впечатление. В принципе, все города, что мы проезжали до этого, не были богатыми и ухоженными, но такой разрухи и нищеты, что царила в этом райцентре, нам видеть еще не доводилось. У меня сложилось впечатление, что город по большей части состоит из двухэтажных бараков, которые за много лет, похоже, никто не ремонтировал. Стекла в подъездах по большей час��и отсутствуют, кругом сплошная грязь и помойки. В отличие от хоть и небогатого, но притягательного Каргопол����, тсюда хочется поскорее уехать и не видеть все этого безобразия, в котором еще как-то умудряются жить люди.

Главная улица привела нас прямо к вокзалу, у которого, как и во многих подобных местах, на постаменте стоит красавец-паровоз, некогда работавший на линии Коноша – Архангельск. Воспользовавшись случаем, мы заглянули в вокзал, посмотрели на расписание поездов (а их тут немного – 3 дальних и два пригородных в день), а заодно у местного милиционера выяснили состояние дороги до Коноши.

Паровоз - памятник

То, что он сказал, полностью совпало со словами Л. П. Давыдова, у которого я консультировался еще в Москве – дорога в том направлении есть и весьма приличная.  А так как больше в Няндоме делать нам было нечего то, зайдя в магазин у вокзала, мы без задержек двинулись на выезд из города, а за железнодорожным переездом свернули по указателю  “Коноша 100->”.

Можно сказать, что начиная с этого момента наше путешествие вступило в свою завершающую стадию – отныне наш путь лежал строго на юг, прямиком на Вологду вдоль железной дороги Москва-Архангельск. Такой маршрут был выбран не случайно – таким образом мы обезопасили себя, обеспечив возможность схода с дистанции почти в любой точке в случае резкого ухудшения погоды, отставания от графика и прочих неприятностей, которые можно было ожидать от северной природы холодной весной. И хотя в итоге это не понадобилось, все же, близость “железки” на протяжении всего пути придавала уверенности и позволяла чувствовать себя более свободно.

Сразу после поворота сегодняшний ветер, так помогавший ехать до этого, стал напоминать о себе сильными порывами. И хотя был он скорее боковым, чем встречным, тем не менее скорость резко упала до 17-18 км/час, и наше перемещение в пространстве стало сильно напоминать поездку из Устюга, когда нам целыми днями пришлось с силой налегать на педали и слушать свист ветра в ушах.

Река Бобровка. По-моему, на редкость красиво

Однако благодаря тренировке и плотному завтраку, мы хоть и не быстро, но весьма  уверенно двигались вперед. И хотя никаких признаков жилья вдоль шоссе не было, однако чувствовалось, что где-то рядом проходит железная дорога – изредка таежную тишину нарушал стук колес проходящего неподалеку поезда. Где-то на 10-ом км от Няндомы нам встретилась речка Бобровка, сильно напоминающая красивые торфяные ручьи Мещеры. А так как ветер все продолжал дуть в лицо и мешать движению, тот прямо у нее и устроили очередную остановку для отдыха.

За Бобровкой хвойная тайга, подступающая вплотную к этой совершенно пустынной трассе, продолжилась. Дорога плавно повернула на юго-восток, и теперь ехать стало намного легче, тем более что и ветер, очень сильный утром, стал вполне умеренным. Поэтому очередные 10 км были пройдены за 35 минут, и вскоре мы уже стояли на мосту через довольно внушительную Няндомку. Тут, как и на Бобровке, было удивительно красиво, и хотя время только приближалось к 14:00 и от привала было пройдено всего лишь около 40 км, вид этого места сломил нашу волю и мы решили здесь пообедать.

Вот в таком месте был у нас обед (р. Няндомка)

Как оказалось, это было правильное решение. Прямо у моста обнаружилась ровная и сухая поляна с остатками старого кострища, тут же были дрова, и не прошло и часа, как по тарелкам  уже раскладывался наваристый суп с тушенкой. После обильной трапезы, немного прогулявшись вдоль речки и отдохнув, к 16:00 тронулись в дорогу – ведь по всем данным, впереди нас ждал долгий путь по грейдеру, обещающий быть нелегким.

Однако поначалу все складывалось более чем удачно – сев в седло, я сразу почувствовал, что борьбы с ветром сегодня уже не будет, так как за время обеда он сменил направление на северо-западное, благодаря чему мы помчались, не прилагая особых усилий.

Вскоре недалеко от поворота на Бурачиху нам встретился бывший переезд с  железнодорожной веткой на Черную Речку – ныне она разобрана полностью и только внимательно присматриваясь, можно найти остатки насыпи и заросших шпал. Природа, по мере удаления от Няндомы, постепенно менялась в худшую сторону – лес стал смешанным, хмурым и заболоченным, вдобавок появились довольно приличные перепады высот, однако шоссе все оставалось таким же гладким, прямым и практически безлюдным. Увы, но и это было ненадолго - в точности подтверждая слова Л. П. Давыдова, на 31-ом километре от Няндомы, на границе Коношского района асфальт закончился, уступив место довольно тряскому широкому грейдеру. Тут же начались все прелести подобных дорог – “стиральная доска”, камни размером с кулак и прочее, однако в целом ехать было нетрудно.

 Несмотря на близость железной дороги, места теперь пошли очень глухие – за 20 последующих километров до Вандыша нам не встретилось ни населенных пунктов, ни сколько-нибудь значительных перекрестков, ни людей. А так как время близилось к вечеру, то у реки, сделав очередную остановку и взглянув на карту, решили за сегодня добраться до Меленьева Пала и заночевать на речке Вохтомица.  Доехать туда особого труда не составило, однако заночевать на Вохтомице не получилось - намеченное место пришлось проехать мимо, ибо как назло там было полно рыбаков, которые, завидев нас, принялись отчаянно свистеть, проявляя непонятный интерес (ну не везет нам с ночевками!). Чтобы избежать ненужных контактов, мы быстро двинулись дальше, и вскоре вновь началась однообразная подболоченная заросшая тайга, совершенно не располагающая к ночевке. Все это совершено не радовало -  время неумолимо шло, очередные километры оставались позади, и когда дневной пробег приблизился к 90 км, стала отчетливо чувствоваться накопившаяся усталость и необходимость подкрепиться. 

Развалины церкви в с. Грехнев Пал

Вскоре должно было стемнеть, но другого выхода, кроме как двигаться вперед, у нас не было, поэтому мы неспеша ехали, на ходу высматривая подходящие места для ночевки и постоянно убеждаясь, что кругом лишь болота и непролазные лесные дебри. Все это длилось километров 7, и только когда время подошло к восьми вечера, впереди лес внезапно расступился и дорога, сделав вираж, круто спустилась к реке – судя по карте, это была та же Вохтомица. И хотя место это было не слишком подходящим, а неподалеку стояла какая-то непонятная избушка, желание поесть и отдохнуть почему-то пересилило чувство опасности и мы начали разбивать лагерь, несмотря на справедливые протесты Володи.

А вот дальше произошло непредвиденное. Когда часть палаток уже стояла и мы начали разжигать костер, внезапно где-то рядом раздался выстрел… Ошарашенные таким поворотом событий, мы затихли, и вскоре со стороны реки из леса вышли два мужика с ружьями наперевес и с ремнями, сплошь утыканными патронами. Один из них был сильно пьян, и первое, что мелькнуло в голове - "ну вот, попали!!!". Однако в итоге эти незваные гости оказались гораздо лучше, чем мы о них подумали и между мною и одним из них произошел примерно следующий диалог:

- Мужики, а у вас ружья есть?

- Нет, мы же туристы, вот путешествуем.. (честно говоря, я боялся, что за этим последует что-то типа "ну тогда давайте все, что у вас есть!")

-Точно нет?

-Точно. Можете проверить – вот весь наш груз.

-А сколько вас?

- Шестеро – все на велосипедах.

- И как, не боитесь, вот так, без ружей?

- Да нет, каждый год ездим. А вы, наверное, охотники? На кого охотитесь?

- В основном на “плохих охотников” – тут их много.

Довольно быстро стало понятно, что это никакие не бандиты, а местные егеря, ловящие браконьеров. Настроены они были миролюбиво, и к счастью, их интерес к нам быстро иссяк. Немного поговорив, мы пожелали друг другу всего хорошего и вскоре они уехали на припрятанном в кустах мотоцикле куда-то в сторону Няндомы. Мы же, сильно напуганные такой неприятной встречей, стали думать, что делать дальше. И хотя  ничего не мешало нам остаться тут, однако Володю такая перспектива совершенно не устраивала, да и все остальные хотели побыстрее уехать отсюда, по��тому было решено сворачиваться и двигать дальше.

Из-за страха и неумолимо надвигающейся т��м��от палатки и вещи были свернуты в рекордный срок – минут за 15 (!), и в начале десятого уже были на трассе. Буквально через километр грейдер, по которому мы сегодня проехали уже 50 км, перешел в первоклассный асфальт, колеса закрутились быстрее и тут же родилась мысль ехать прямо до Коноши и ночевать в гостинице, однако она была  отброшена – все же, это неспортивно, да и опасно – ведь ходу туда было часа полтора (25 км), и до темноты мы явно не успевали. К тому же, случись что с техникой по пути - даже банальный прокол, ремонт байка посреди таежной глуши в полной темноте стал бы очень нетривиальным занятием.

Поэтому, проскочив в быстром темпе километров 5, мы очень удачно нашли пристойное место для ночевки в придорожном лесу, и уже к 10 часам быстро разбили палатки. И хотя костер и ужин пришлось уже делать в полной темноте, особых проблем не возникло и, успокоившись и наевшись, ближе к полуночи мы разошлись по палаткам. На этот раз я засыпал с волнением - увы, но признаки надвигающейся простуды не проходили, горло першило, а что будет завтра, было тревожно и непонятно.

Пожалуй, этот день стал самым напряженным за весь поход – всего было пройдено чуть более 100 км, из них половина – по грейдеру.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz