|
|||||||
|
|
ночевка в лесу - Вересово - Коноша - Сосновка - Ерцево - Вожега, 103 км.См. также: подробная карта участка Ерцево - Вожега
Несмотря на беспокойный вечер и вчерашние проблемы, ночь прошла нормально, однако ближе к утру начался мелкий моросящий дождь. А так как накануне мы проехали существенно больше запланированного и заснули поздно, то на этот раз позволили себе расслабиться (будучи типичной "совой", я не являюсь поклонником ранних подъемов - ведь поход это пусть и активный, но все же отдых!) и встали только в половине десятого. И хотя дождь к этому моменту стих, кругом было сыро, возиться с костром совершенно не хотелось, поэтому родилась оригинальная идея – съесть по паре бутербродов и ехать в Коношу, где обязательно должна быть столовая. Так мы и поступили – и в результате на сборы в дорогу потратили меньше часа против обычных 3-4 часов, а уже к началу двенадцатого тронулись в путь. Как обычно, по утру настроение было бодрым, ноги – отдохнувшими, поэтому с самого начала мы дружно и быстро понеслись по мокрому шоссе, оставляя позади очередные таежные километры. Лично меня очень радовало то, что начавшаяся вчера простуда по крайней мере не прогрессировала, однако самочувствие все же было несколько ненормальным, что не могло не вызывать тревогу.
Не прошло и получаса с момента старта, как мы уже были у села Ивакинская, на Т-образном перекрестке дорог на Коношу и Подюгу. Дальше дорога пошла не совсем так, как на карте, а практически параллельно железке на Воркуту – вначале севернее ее, а на подходе к Коноше – южнее. Миновав Вересово, мы пересекли пути, и вскоре справа потянулась огромная сортировочная станция Коноша-2, а за ней - и одноименный город. Однако разыскать общепит тут было нелегко- периодически спрашивая местных, мы все двигались вперед, и только когда центр остался далеко позади и потянулись промзоны, случайный прохожий подсказал нам, что столовая находится прямо тут, за забором (если бы не он, никогда бы не догадались!). Снаружи никаких вывесок не наблюдалось – это была желрожная столовая, местонахождение которых обычно не афишируется. Время было около 12:30, и, как выяснилось, мы приехали очень вовремя, так как по случаю дня Победы столовая работала лишь до часа дня. Ассортимент еды был небогат, а вот цены прсто поражали – за обед из двух блюд с компотом и хлебом мы заплатили всего по 35-40 рублей (!), причем порции оказались большими и довольно вкусными. В общем, нам не пришлось нисколько пожалеть, что мы не позавтракали в лесу и поехали сюда – все же это было очень правильное решение! Поев, двинулись обратно в сторону центра, чтобы пополнить успевшие изрядно уменьшиться продуктовые запасы. В связи в приближающимся днем Победы в поселке царило праздничное настроение – играла музыка, гулял народ. Недалеко от того места, где мы остановились, обнаружился узел связи, а так как времени сегодня было у нас полно (мы опережали график километров на 60), то все желающие смогли позвонить домой. Я же тем временем достал карту Вологодской области с стал заблаговременно прикидывать, что нас ждет впереди и где сегодня будет привал, чтобы вчерашняя история не повторилась. И хотя те дороги, по которым предполагалось ехать, обозначены не были, выходило, что мы запросто успеваем добраться до Вожеги и таким образом обогнать график на целый день (!). Это радовало, так как помимо прочего появлялась перспектива снова заночевать в гостинице, что с моей простудой было очень кстати. Около 14:30 тронулись в путь, и вскоре за переездом через пути последние дома Коноши остались позади. Попетляв по окраинам, дорога устремилась в лес, и вновь навстречу нам поплыли безлюдные северные просторы, большие пространства с талой водой и многочисленные ручьи. Ветер по прежнему дул в лицо, однако через 8 км, когда мы в Сосновке повернули в сторону Ерцево, он стал почти попутным и дело пошло значительно веселее. Судя по всему, эту дорогу проложили недавно (на карте ее нет), поэтому асфальт тут был просто отменный, а сама трасса – прямой, как стрела. Под мелодичный шорох шин мы стремительно катились вперед, и казалось, что такое удовольствие будет до Ерцево, а может быть, и дальше. Но через 10 км все это внезапно кончилось – гладкий “поющий” асфальт прямо посреди леса перешел в грейдер среднего качества. Вскоре слева на холме осталась одинокая деревня Раменье (на карте дорога неправильно обозначена идущей сквозь нее), начались короткие, но весьма крутые подъемы и такие же спуски, на которых велосипед разгоняло до 40 км/час и приходилось всерьез опасаться за целостность ободов.
И тут произошла вторая крупная поломка за весь поход. На одном из спусков, когда до Ерцево осталось километра 4, мой велосипед стало сильно водить из стороны в сторону и, взглянув назад, я увидел, что багажник сильно раскачивается, норовя отвалиться вконец… Пришлось жать на тормоза и, остановившись, я с ужасом обнаружил то, чего давно боялся – в месте крепления к раме сломалась правая стойка багажника - металл не выдержал нагрузок, и половина площадки с отверстием, куда вкручивается несущий винт просто отвалилась. К счастью, совместными усилиями буквально за 15 минут удалось все это удалось исправить. Для мы притянули остаток стойки к раме, используя спицевой ключ как большую “шайбу”, а для пущей прочности стянули эту конструкцию медной проволокой из ремнабора, подложив под нее найденную на дороге деревяшку. И хотя со стороны все это выглядело это не слишком надежным, тем не менее конструкция получилась прочной и без проблем доехала до Вологды. Вскоре тронулись, и не прошло и 15 минут, как за очередным поворотом показалось жилье, при более детальном рассмотрении оказавшееся… большой “зоной”. В принципе, ничего неожиданного в этом не было, так как о сущности здешних мест я знал заранее из рассказов о поездках по ведомственной ж/д Ерцево – Совза, однако масштаб “заведения” поразил. Дорога довольно долго шла вдоль лагерного забора, за которым виднелись бараки, и к 16:30 мы въехали в Ерцево – довольно большой и совершенно неухоженный поселок при одноименной железнодорожной станции. В отличие от Коноши, асфальта тут почти нет, и многое напоминает о близком соседстве с колонией – попадаются люди в специфической форме и телогрейках с наклейками, и даже на первом встреченном нами магазине обнаружилась надпись “торговое учреждение предприятия “П/Я 233 АУ 250". В этот магазин заходить не стали, а по кривым и разбитым улицам добрались до некого подобия центральной площади, где обнаружился вполне приличный и современный универмаг. Пока часть народу покупала еду, местные мальчишки стали проявлять к нам большой интерес. Особенно их привлекали импортные байки – ведь ничего, кроме “Украин” и “Кам” они в жизни не видели, и очень были удивлены, что на свете существуют велосипеды с переключением передач, амортизаторами и электронными спидометрами. От них удалось узнать некоторые подробности местного бытия – оказалось, что практически весь поселок работает в обслуге колонии, зарплаты маленькие, свет периодически отключают за неуплату – в общем, сплошной кошмар. Зато подержанный мотоцикл можно купить тут за 3000 рублей – услышав это, пришлось на вопрос о цене наших велосипедов занизить реальное значение в раза три, дабы не вызывать лишней зависти. Закончив покупки, мы тронулись на выезд из поселка, и вскоре, следуя указателю “<-- Вологда”, выбрались на широкий и гладкий грейдер и быстро помчались на юг. За нами устремилась кавалькада местных мальчишек, но километра 2 они отстали; мы же, добравшись до моста через речушку Сенная, устроились на перекус, которым из-за отсутствия желания возиться с костром было решено заменить обед.
Свежий ерцевский кефир, бутерброды и пряники резко прибавили сил и, бодрые и веселые, мы около 18:00 мы двинулись дальше. За станцией Лухтонга дорога начала забирать вправо, медленно отходя от железки и углубляясь в леса. На карте этот участок уже не обозначен (я постарался нанести его - см. тут), и, судя по всему, построен недавно и довольно капитально – широкое полотно, укатанный гравий, аккуратные столбики, считающие путь от Коноши. Так как ветер по прежнему помогал нам, скорость не снижалась ниже 18 км/час, мы лихо перекатывались с горки на горку, и первую остановку сделали лишь на границе Вологодской области. Отсюда до Вожеги оставалось около 25 км, и по всем расчетам, не позже 21:00 мы должны были быть на месте, что радовало. Увы, но необходимость гостиницы ощущалась мною все сильнее - несмотря на все меры предосторожности, начался сильный насморк, поэтому о полевой ночевке уже не могло быть и речи. После въезда на Вологодчину местность резко поменялась – нескончаемый лес, сопровождающий нас уже более 500 км, расступился и началась удивительно живописная холмистая равнина, сплошь состоящая из полей, перелесков и долин небольших речек. Судя по карте, места тут относительно густонаселенные, однако в реальности многие из деревень уже нежилые. Зрелище жуткое и печальное - посреди полей стоят скопления брошенных изб без окон и дверей, многие из которых уже полностью разрушены временем. Михеевская, Якушевская, Окуловская, Бол. Назаровская - в каждая из этих деревень встречает пустыми глазницами окон, покинутыми дворами и лишь кое-где можно увидеть одну-две избы, где еще теплится жизнь. Новая дорога обходит их стороной, но даже издалека можно разглядеть остатки палисадников, сараев, местами еще торчат столбы без проводов. И будто в насмешку над всем этим на трассе у каждой из таких деревень стоят синие таблички с названием, указывающие в пустоту, а местами - даже свежие автобусные остановки с красивым черно-белым бордюрным камнем. Интересно, много ли народу тут выходит и ездит ли вообще автобус по этим брошенным местам? До сих пор жалею, что все это так и не сфотографировали - ведь нечасто такое приходится видеть. Сложно предположить, что послужило причиной столь массового исхода народа из этого района, но не исключено, что бездорожье – ведь нетрудно догадаться, глядя на карту, какие тут были дороги по постройки трассы Ерцево-Вологда.
Однако сегодня новая трасса продолжала нас радовать своим качеством и, любуясь видами по сторонам и останавливаясь раз в 7-10 км для пятиминутного отдыха, мы к восьми вечера добрались до Малой Назаровской. Отсюда до Вожеги оставалось всего каких-то 10 км, но они дались нелегко - свежий укатанный грейдер закончился, уступив место раздолбанной песчанно-гравийной дороге с толстым слоем песка и почти сплошной "стиральной доской”. Ехать стало тяжело, местами колеса вязли в песке и приходилось спешиваться, однако усталости почти не было, а где-то через полчаса наша дорога - невидимка слилась с грейдером из Сямбы, обозначенном на карте, и стало наконец понятно, где мы точно находимся. Вскоре на горизонте появились силуэты большого поселка - это была Вожега, небольшой городок-райцентр, расположенный на железной дороге Москва - Архангельск. Близость цивилизации придала сил, и через 10 минут мы уже на полном ходу под свист местной детворы ехали по пыльным улицам Вожеги. Асфальт, которого мы не видели почти от Коноши, начался лишь ближе к центру и, следуя указаниям местных жителей, мы безошибочно и быстро добрались до гостиницы, куда прибыли ровно в 21:00. Все было хорошо, только вот эта двухэтажная гостиница снаружи напоминала нежилой дом – вход заколочен, за окнами пустота и казалось, что последний постоялец обитал тут много лет назад. Однако вскоре выяснилось, что “Хотель” все же работает, правда вход в него сзади, со двора. С поселением возникли некоторые проблемы - администраторша поначалу отказывалась пустить нас с велосипедами, однако довольно быстро ее удалось уговорить поставить наши машины в подсобное помещение. Правда, оно оказалось несколько тесноватым и прочность замка вызывала большие сомнения, тем более что неподалеку тусовались местные подростки, которые с интересом наблюдали за нами. К половине десятого все было улажено и, заплатив по 160 рублей с человека, мы с комфортом разместились в номерах. Все же было чертовки приятно после долгой дороги ощущать себя не в поле, а в теплом помещении, где не надо думать о том, как разжечь костер, о том, пойдет ли ночью дождь или нет, а можно просто сесть за стол и спокойно поесть и отдохнуть! За окном вскоре стемнело, а мы, расстелив скатерть, приступили к ужину, а поев, довольно долго беседовали и только за полночь разошлись по кроватям. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |