Предпоследний день
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Предпоследний день


В тексте использованы фотографии Влдаимира Катаржиса

Вожега - Кадниковский - Харовск - р. Кубена, 100 км

Карта пути за 8-ой день. Тут реально везде асфальт

Не знаю как для других, но для меня эта ночь стала самой неприятной за все путешествие. Начавшаяся еще вчера простуда быстро развивалась, меня бросало то в жар то в озноб, вдобавок на улице постоянно слышались странные звуки, будто выламывают дверь подсобки, где лежат наши байки. Все это удручало, и в какой-то момент времени я стал думать, что для меня поход окончен и придется садиться на поезд до Москвы прямо здесь, благо станция под боком. Правда, ближе к утру стало легче, я заснул и спокойно проспал до 9 утра, встав вместе со всеми. Самочувствие в то утро было неважным, но силы и горячее желание продолжать путешествие со всеми не пропали, и я решил рискнуть, а в крайнем случае сесть на поезд в Харовске, через который мы должны были проезжать после обеда. К тому же выяснилось, что Женя сегодня планирует покинуть нас и закончить поход как раз в Харовске – ему надо было попасть на какой-то зачет в институте.

Сборы в дорогу у гостиницы

Одевшись и умывшись, мы уже решили идти в магазин за едой, как оказалось, что тут есть более приятный способ позавтракать – на первом этаже гостиницы обнаружилось кафе, открывающееся в 10 утра. Туда мы и отправились, и за весьма скромную сумму (что-то около 50 рублей) позавтракали вкусной яичницей с ветчиной, пирожками и горячим кофеем. После еды немного погуляли по городу, закупили недостающее продовольствие и начали неспешно собираться в дорогу, вытаскивать велосипеды из каморки и сдавать номера. Особо напрягаться и спешить не хотелось, поэтому этот процесс затянулся до 12:00, и только к началу первого мы сели в седла и двинулись на выезд из города.

Погода, как и вчера, продолжала радовать нас своим теплом и солнцем, однако на этот раз дул сильный юго-западный ветер, который буквально сносил с дороги и не давал разогнаться выше 15 км/час. После выезда на шоссе стало легче - мы повернули на юг, начался асфальт, и теперь ветер не свистел постоянно в ушах, а лишь иногда напоминал о себе встречными порывами. Места пошли глухие и однообразные – ни поворотов, ни деревень, одни лишь деревья, придорожные кюветы и столь любимые мною манящие вдаль виды за горизонт. И хотя асфальт тут вполне приличн, быстро ехать из-за ветра не получалось, а когда позади было уже 10 км, я отчетливо начал чувствовать неприятную слабость, вызванную простудой. Останавливаться прямо посреди леса не хотелось, поэтому пришлось немного поднапрячься и проехать еще 7 км до переезда с Кадниковской узкоколейкой.

Судя по всему, эта УЖД в отличие от многих, находится во вполне рабочем состоянии. Накат на рельсах свидетельствует о частом движении, а, прогулявшись немного по шпалам на запад, нам удалось увидеть стоящие на запасном пути грузовые и даже пассажирские вагончики. Если бы не мое неважное самочувствие, я бы непременно съездил бы в Кадниковский, где расположена основная станция и узнал бы подробности о движении поездов, а так пришлось ограничится лишь небольшим осмотром путей и ручных стрелок.

На трассе Вожега - Харовск. Наконец-то асфальт...

За переездом дорога повернула на юго-запад, и теперь даже глухой придорожный лес не спасал нас от всепроникающего ветра – он непрестанно дул в лицо и заставлял с силой налегать на педали. Несмотря на это, именно тут впервые за весь поход стало отчетливо ощущаться, что весна, несмотря ни на что, все-таки пришла в эти края и мы наконец встретились с ней. Даже в самых тенистых местах уже практически не было снега, чувствовалось приятное весеннее тепло, и хотя на деревьях не было ни единого листика, кое-где уже можно было разглядеть набухшие почки, издалека сливающиеся в едва заметный, но очень радующий глаз зеленый налет. Вскоре трасса вышла в поля, и началась довольно населенная зона с многочисленными деревнями и перекрестками. На одной из автобусных остановок у поворота на Максимовскую мы устроили очередную передышку – все-таки езда против ветра отнимает много сил, и больше 10 км без отдыха проезжать непросто.

Однако долго расслабляться все же было нельзя, так как Жене нужно было быть в Харовске до 18:30, чтобы успеть на Котласский поезд, поэтому, подкрепившись соком и кефиром, мы вскоре двинулись дальше. И хотя до Вологды оставалось еще почти 150 км, приближение к областному центру уже начинало постепенно ощущаться. По сравнению с Подмосковьем, здесь, конечно, жуткая глухомань и безлюдье, однако то тут, то там уже начинали попадаться небольшие дачные поселения, да и деревни перестали быть столь заброшенными и убогими, как вчера у границы областей. Похоже, что дорога проходит тут по какому-то водоразделу, и местность вокруг ощутимо ниже, поэтому местами открываются великолепные виды вдаль на бескрайние лесные просторы, теряющие за горизонтом в синей дымке. И хотя в проезжаемых деревнях было по прежнему много брошенных домов, такая полнейшая разруха, которую нам довелось увидеть вчера, больше не встречалась.

 
Вид деревень по пути в Харовск.Удивительно красивая местность, не так ли?

К этому моменту ветер, столь мешавший нам сегодня утром, как-то незаметно стих, ехать стало легко и приятно, и, весело перекатываясь с горки на горку, к 15:00 мы добрались до поворота на Пундугу. Судя по карте, отсюда до Харовска есть две дороги – одна прямая вдоль линии ж/д, а другая – через Стрелицу, в объезд длиной около 10 км. Изначально предполагалось ехать по короткой трассе, однако вид перекрестка давал понять, что так делать не нужно – главная асфальтовая дорога шла направо, на Стрелицу, а в сторону Пундуги был лишь раздолбанный и пыльный грейдер. Тем не менее, неугомонный Антон решил все-таки съездить и узнать, что представляет из себя “дорога с твердым покрытием” вдоль ж/д. Володя с Николаем стали отговаривать его – ведь было ясно, что по основной трассе, хоть она и длиннее на 10 км, мы попадем в Харовск быстрее, но Антон быстро скрылся за очередным холмом и нам ничего не оставалось, как последовать за ним.

После гладкого асфальта ехать по грейдеру было удовольствием ниже среднего, километры тянулись медленно и печально, но где-то через 15 минут, преодолев несколько подъемов и спусков, мы въехали в Пундугу – большую деревню при одноименной станции. Как оказалось, это редкостная дыра – ни нормальных дорог, ни даже магазина у вокзала (!) тут нет. Насчет прямой дороги на Харовск местные мужики долго думали, о чем мы их спрашиваем, а затем сказали – мол, так только на тракторе проехать можно. В общем, очень скоро стало окончательно ясно, что мы заехали в тупик, и единственный выход – ехать обратно на трассу и продолжать движение по ней. Итогом этого “радиального выезда” стали 40 минут потерянного времени, что совершенно не радовало, ибо возникала угроза не попасть вовремя в Харовск – до него отсюда было около 35 км, а время меж тем подходило к 14:30.

Теперь надо было спешить поэтому, как только мы выбрались на трассу, плотной группой в быстром темпе двинулись по ней на запад. По сторонам замелькали маленькие деревни, широкие поля и перелески, и, не снижая скорости ниже 23 км/час, мы быстро оставляли позади очередные километры этой малооживленной и очень приятной дороги. На ходу высматривая место для обеда, мы все мчались вперед, но, как назло, вдоль шоссе все тянулась плоская безводная равнина с перелесками да маленькими деревнями без магазинов.

 И только через 10 км, у дер. Козлиха, впереди показался мост и ручей под ним. И хотя место тут было открытое и не слишком подходило для обеда, тем не менее было решено разводить костер именно тут, так как дальше ничего лучшего не предвиделось, а есть уже хотелось вовсю.

Николай с Женей не стали дожидаться супа с чаем а, закусив бутербродами и немного отдохнув, около 16:00 уехали в Харовск к поезду, а мы, оставшись вчетвером, спокойно пообедали на лужайке у ручья и отдохнули на травке под начавшим припекать солнцем. Пока сидели, к нам в гости пришли два местных мальчишки – один лет 12, другой лет семи. Они долго ходили вокруг нас, спрашивали о походе, и, судя по всему, были очень голодны. У нас имелся некоторый излишек продуктов, поэтому перед отъездом мы им решили подарить кураги и банку горбуши. Причем пришлось долго объяснять, что это такое – похоже, этих продуктов, привычных для горожанина, эти бедные крестьянские дети вообще никогда не видели и не пробовали.

Отдыхать на лугу было очень здорово, но, чтобы не заставлять Николая ждать нас в Харовске, около 17:30 пришлось двинуться дальше. Как обычно, после обеда катилось на редкость легко и непринужденно, и, двигаясь в несколько рядов, мы спокойно беседовали на полном ходу, изредка перестраиваясь для пропуска машин. И хотя дело близилось к вечеру, стало по-летнему тепло, что очень радовало – можно было наконец-то скинуть с себя многочисленные одежды и ехать в одной рубашке. Километров через 10 начался плавный спуск в долину Сити, а еще через какое-то время дорога вплотную приблизилась к этой полноводной реки и пошла рядом с ней. Несмотря на сегодняшний встречный ветер, усталости совершенно не было, поэтому, пролетев без остановки почти 20 км, мы к 18:30 уже подъезжали к Харовску. Было слышно, как за лесом прошумел поезд, на котором должен был уехать Женя, вдоль дороги потянулись дачи, а сразу после моста через Кубену начался сам город, состоящий преимущественно из деревянных одно-двухэтажных домов и произведший на всех жуткое впечатление, в основном из-за состояния дорог.

Путь до вокзала оказался не из легких и запомнился всем – таких ухабистых и разбитых улиц, как в этом райцентре, нигде видеть раньше не приходилось. Следуя советам местных, мы выбрались к железной дороге, а потом долго и нудно ехали вдоль нее по жуткой бетонке с широкими стыками, где разогнаться выше 15 км/час было физически невозможно и трясло так, что ежеминутно приходилось опасаться за целостность колес. Это безобразие продолжалось километра 3, и, когда терпение было уже на исходе, впереди показался вокзал станции “Харовская”. На платформе мы встретились с Николаем и уже впятером двинулись к магазину, чтобы закупить продукты на ужин, а затем и на выезд из города.

Время подходило к 19:30 и было решено за остаток сегодняшнего дня проехать как можно больше, чтобы завтра была возможность спокойно посмотреть Вологду. И тут нам опять в очередной раз повезло - как только мы выбрались за городскую черту, началось глухое лесное шоссе идеального качества. Наслаждаясь скоростью и весенним вечером, первые 16 км мы пролетели на одном дыхании, а дальше вдоль дороги стали попадаться маленькие деревни, и справа показалась удивительно красивая и широкая долина Кубены, вид которой не оставлял никаких сомнений относительно сегодняшнего места ночевки. Однако найти подходящую поляну, как это часто у нас бывает, оказалось непросто – то река слишком далеко от дорог, то рядом деревня или рыбаки, то место слишком открытое.В итоге пришлось поехать еще километров 7, и за деревней Мартыновское, где шоссе почти вплотную примыкает к реке, обнаружился симпатичный луг с высоким кустарником, где и было решено устроить последнюю за этот поход полевую ночевку.

Cпустившись к реке, мы быстро разбили лагерь и начали готовить ужин, так как скоро должно было стемнеть. На этот раз дрова оказались сухими (бывает же такое!), поэтому не прошло и часа, как все было готово и разложено по тарелкам. Увы, но этот ужин был последним за путешествие – как обычно, было немного грустно, что все кончается и вместе с тем приятно, что поход, несмотря на трудности и невзгоды, был пройден успешно и группой в полном составе. Даже не верилось, что позади 800 км - казалось, что еще вчера мы выезжали из Медвежьегорска, под дождем осматривали Беломорканал и штурмовали трассу Пудож-Каргополь.

За ужином стемнело окончательно и чтобы как-то видеть стол и еду, пришлось зажечь все имеющиеся светодиодные фонари, а ближе к полуночи мы разошлись по палаткам, договорившись назавтра встать не позже 8 утра, чтобы пораньше приехать в Вологду.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz