День первый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День первый


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

Как это всегда бывает, окончательный состав группы определился незадолго до выезда, поэтому плацкартных билетов на удобный поезд, прибывающий в Сегежу после обеда, нам не досталось и пришлось брать купейные на скорый N 28, отправляющийся после полуночи и приезжающий на место около 10 вечера. Такая раскладка была несколько неудобной, но в этом были и положительные моменты – ехать поздним вечером на вокзал по пустым улицам все же лучше, чем в час пик среди пробок, да и времени на сборы остается гораздо больше. В результате, начав сбор вещей с утра, я паковал рюкзак до самого вечера, неоднократно проверяя, все ли взято и что может пригодиться еще. Отправлялись мы на этот раз далеко, в довольно глухие места, где нужно было быть готовым ко всему, поэтому в итоге долгих сборов рюкзак стал необъятных размеров, что, впрочем, совершенно не пугало.

Однако прокатиться по летней вечерней Москве в тот день так и не удалось – незадолго до выезда погода резко ухудшилась, подул штормовой ветер, и начался сильный дождь. Промокать перед дальней дорогой совершенно не хотелось, поэтому на этот раз до Комсомольской площади пришлось добираться неспортивным методом – на электричке, в чем мне помог отец, так как таскать тяжеленный велорюкзак вместе с велосипедом по подземным переходом в одиночку было бы очень непросто. Примерно также поступили и остальные участники – Максим, Сергей и Николай с Женей, и, собравшись в условленном месте задолго до отправления, мы без особых проблем загрузились в вагон, и когда над Москвой уже стояла теплая летняя ночь, двинулись на север. Для нас это был первый опыт переезда с велосипедами в купе, и пришлось немало повозиться, прежде чем удалось разместить их одним краем в багажной нише, а другим – на узких полках для одежды, расположенных под потолком. Хорошо еще, что мы догадались не брать более 2-х билетов в одно купе – иначе бы кому-то пришлось бы спать сидя….

И хотя обычно я в поездах сплю плохо, на этот раз удалось подремать часов пять. Утром мы уже были в Волхове, где в мае начинался замечательный поход от берегов Ладоги до Подмосковья, а ближе к обеду, в Лодейном поле электровоз заменили на тепловоз ТЭП-70, который довольно быстро повез наш состав дальше вглубь Карелии. Поедая запасы продуктов, любуясь проплывающими пейзажами и просто отдыхая лежа на полках, мы неза��етно докатились до Петрозаводска, а еще через 3 часа – до знакомой станции Медвежья гора, откуда полтора года нзад уезжали в ставший легендарным по своей эктремальности наш майский тур по северу.

В тот раз Карелия встретила нас холодом и моросящим дождем, а сейчас все складывалось как нельзя лучше - погода радовала теплом и солнцем, за окнами поезда мелькали красивейшие хвойные леса, озера и скалы, которых по мере продвижения на север становилось все больше. Особенно запомнился перегон Медвежья гора – Сегежа, где из хвостового тамбура удалось полюбоваться завораживающим зрелищем петляющей однопутки, местами буквально прорубленной сквозь камни. Впечатление усиливала немалая скорость состава, который за Медвежьей горой вновь вел мощный грузовой электровоз, мигом разгонявшийся до 100 км/час на прямых участках и довольно резко тормозивший перед кривыми и разъездами. Немного отставая от расписания, в начале одиннадцатого вечера мы прибыли на станцию Сегежа и быстро выгрузившись на пустынную платформу, тут же приступили к сборке велосипедов.


ст. Сегежа - трасса М-18 - р. Сегежа, 30 км

Выгрузка из поезда на станции Сегежа. Начало большого пути.Слева направо - Николай, Сергей, Максим, Женя,
Сергей расчехляет свой байк. На заднем плане - р. Сегежа между Выгозером и Линдозером.
Целлюлозно-бумажный комбинат в Сегеже - главное предприятие города, портящее воздух на много километров вокруг.

Первое, что мы увидели в этом небольшом карельском городке – многочисленные гаражи и промзоны, а также гигантские трубы местного ЦБК, аромат которого отчетливо ощущался в прохладном вечернем воздухе. Несмотря на поздний час, тут, почти на широте Архангельска, было светло как днем, и хотя изначально планировалась ночевка в местной гостинице, из-за вынужденного отдыха в поезде и хорошей погоды очень хотелось наконец-то сесть в седло, а вид этого места и здешний запах только укрепили желание поскорее уехать отсюда на природу.

Вскоре все было собрано, тяжелые рюкзаки водружены на багажники и, сев в седла, мы неспешно двинулись в сторону центра города. В принципе, из Сегежи в сторону Медвежьегорка можно было ехать двумя путями – по новой трассе М-18, проходящей западнее, и по старой дороге, начинающейся от самого города и выводящей на ту же трассу через 30 км. Будь у нас побольше времени, мы бы непременно попробовали второй вариант, но сейчас приключения были нам не нужны, поэтому без колебаний решили двигаться по пути наименьшего сопротивления, надеясь до темноты добраться до какой-нибудь речки.

В городе долго не задержались, и, прокатившись по пустынным улицам, довольно быстро выбрались к центру, где по эстакаде переехали через железную дорогу и взяли курс на запад. И хотя к этому времени все магазины были уже закрыты, тем не менее, незадолго до выезда из города удалось найти единственный работающий, который был очень кстати – ведь дальше до самого Медвежьегорска никакой цивилизации не предвиделось.

Так поздно мы еще не выходили на маршрут - время близилось к 23:00, а наш поход только начинался. Немного пообщавшись с местными мальчишками, удивленными видом наших велосипедов и по быстрому купив самого необходимого, мы вскоре выехали из Сегежи и устремились на трассу М-18. Город и запах ЦБК быстро остались позади, в набегающих потоках воздуха чувствовалась вечерняя прохлада и бодрящая свежесть, и казалось, что так можно ехать хоть всю ночь, которая летом в этих широтах весьма светлая.

Приятным открытием первых километров пути стало также практически полное отсутствие кровососущих насекомых. Про тучи комаров и мошки в этих краях я слышал много и был морально готов к встрече с ними, однако на ходу казалось, что их нет вовсе и что накомарники и репелленты были взяты зря. Как ни странно, но машин на этом отрезке пути оказалось довольно много – нас то и дело обгоняли и ехали навстречу, и это несколько настораживало – ведь на М-18 трафик должен был быть еще сильнее. Однако иного выбора не было, и, быстро отъехав первые 13 км от города, около полуночи мы уже были на перекрестке с мурманским трактом. Вопреки опасениям, машин тут было не больше, а даже меньше, чем у города – не более одной в несколько минут, что не могло не радовать, так как по этой дороге нам предстояло ехать почти 100 км.

Решив приодеться от холода, перед тем, как двинуться дальше, мы остановились у придорожного  трактира, где произошла неожиданная встреча, еще раз напомнившая, как же тесен наш мир, несмотря на огромные расстояния. Завидев нас, то ли служащий, то ли охранник этого заведения поинтересовался куда мы едем, а потом неожиданно вспомнил некого велосипедиста с бородой и на красном велосипеде, проезжавшего тут год назад, в образе которого без труда узнавался… Толя Ветролет – большой любитель дальних одиночных странствий, которого, похоже, знают везде, где он проезжал. К сожалению, подробностей выяснить у него не удалось, и вскоре, попрощавшись с ним, мы двинулись на юг, оставляя позади первые километры этой  пустынной дороги, проложенной среди бескрайних лесов. Судя по указателю, до Медвежьегорска - первого населенного пункта на пути, отсюда было целых 100 км - все же места тут очень глухие.

Трудно передать словами чувство езды по гладкому асфальту среди прекрасной карельской природы белой ночью – это что-то сродни свободному полету. Как обычно в это время суток, ветра не было вовсе, дорога все шла по равнине, и, почти не прилагая усилий, мы быстро мчались среди тайги, выглядящей в наступающих сумерках на редкость живописно и слегка загадочно. В отличие от многих магистральных дорог, местами разбитых донельзя, тут с качеством покрытия было все в порядке, трасса радовала своей приличной шириной и четкой разметкой. Не менее приятной, чем сама дорога, была и окружающая ее местность. То и дело, вплотную примыкая к обочине, возникали высокие скалы, сквозь которые было прорублено это пустынное шоссе. Все это было очень необычно и красиво, и, наслаждаясь свежим лесным воздухом, мы все катились среди нескончаемых лесов и болот, периодически перестраиваясь в один ряд, пропуская редкие машины.

Вечерний туман над рекой Пезега..

Не прошло и получаса, как впереди показался мост через довольно большую речку Пезега, запомнившуюся тем, что от нее исходило сильное тепло, будто это была не обыкновенная река, а поток воды, текущий с ТЭЦ. Причина столь странного явления так и осталась загадкой – судя по карте эта река течет из лесов, и ни единого населенного пункта на ней нет. Тем не менее, рисковать ночевать тут не решили, да и хороших мест для стоянки поблизости не было видно, поэтому без колебаний двинулись дальше, надеясь разбить лагерь у  моста через Сегежу в 10 км отсюда.

И хотя ночи в Карелии гораздо светлее московских, тем не менее, начинало темнеть и тут. Дорога, плавно поворачивая, все вела нас сквозь леса и скалы, черной лентой уходя в непроглядную мглу, периодически освещаемую фарами встречных машин. Пожалуй, это стало одним из самых необычных и потому запомнившихся моментов похода - продолжая свой необычный и захватывающий ночной полет, мы шустро катились по этой безлюдной трассе, стараясь держаться вместе, и часу ночи доехали до Сегежи – могучей реки шириной с полкилометра с высокими изрезанными берегами.

Белая ночь над разливом  Сегежи 

К этому времени от станции спидометр насчитал около 30 км, и теперь нашей задачей было разбить лагерь. Однако Максим почему-то отстал на мосту, я пока все его ждали, я сходил пешком в лес и быстро нашел подходящую поляну. Все складывалось очень неплохо, но пришедший пешком Максим принес печальное известие – как оказалось, у него сломалась стойка багажника. Подобные вещи всегда неприятны, тем более, когда это происходит в начале пути и на хорошей дороге, заставляя задуматься - а что же будет дальше, когда асфальт сменится грейдером? Восторженное настроение сразу же сменилось некоторой озабоченностью, а так как было неясно, можно ли это починить в полевых условиях, тут же начались разговоры о том, чтобы завтра утром придется ехать обратно в Сегежу и попытаться купить там запасной багажник.

Однако сегодня ничего предпринять по этому поводу было уже нельзя, и, перетащив велосипеды через весьма внушительно размера камни и отойдя от трассы метров 200, мы стали распаковывать рюкзаки и ставить палатки. Вскоре все было готово, и хотя изначально о костре речи не было, его все же развели, а потом вскипятили чаю и устроили что-то типа ужина из запасов бутербродов и прочих скоропортящихся продуктов. Несмотря на поздний час, спать совершенно не хотелось, и, поев, мы еще довольно долго сидели на высоком берегу, любуясь потрясающим видом белой ночи над широкой водной гладью.

И хотя наслаждаться этой лесной тишиной и прохладой можно было до самого утра, пришлось вспомнить, что завтра предстоит полноценный ходовой день, перед которым неплохо было бы выспаться. Поэтому, около трех часов, когда стемнело практически полностью, и противоположный берег Сегежи скрылся во мгле, мы, пожелав друг другу спокойной ночи, постепенно разошлись по палаткам.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz