|
|||||||
|
|
р. Сегежа - трасса М-18 - Видлозеро - Медвежьегорск - р. Кумса, 98 км
Благодаря вчерашнему экстремально позднему приезду и последующим ночным бдениям ни о каком подъеме в 8 или даже 9 утра речи быть не могло. В результате, отлично выспавшись на свежем воздухе, мы вылезли из палаток только в начале одиннадцатого утра, да и то в основном потому, что какие-то дальнобойщики на трассе начали ремонтировать свою машину при помощи кувалды, оглашая окрестности громким стуком. Первое походное утро встретило нас отменной теплой и почти безветренной погодой, а комаров, вопреки всем опасениям, было столь немного, что можно было спокойно ходить в шортах. Над водной гладью Сегежи красовалось голубое небо с редкими облаками, и, по очереди прогуливаясь вдоль берега, усыпанного валунами, мы неспешно запалили костер и приготовили завтрак, благо спешить было особо некуда, а уезжать со столь красивого места не хотелось. Тем не менее, ближе к полудню, когда все “правильные туристы” уже давно в пути, пришлось вспомнить о багажнике Максима, который требовал ремонта. К счастью, вчерашние мысли относительно поездки в Сегежу за запчастями оказались напрасны – проблема решилась за 20 минут, в чем очень помогли взятые Москвы запасные резьбовые стойки. Всеобщее расслабление, начавшеесе с самого утра, привело к тому, что свертывание лагеря и сбор рюкзаков растянулись еще на час, и лишь ближе к 14:00, в последний раз полюбовавшись могучей рекой Сегежа, мы наконец-то выбрались на трассу. Вопреки опасениям, что днем д��ижение по этой магистральной дороге будет интенсивным, машин оказалось не намного больше, чем ночью, и о����и совершенно не мешали Стараясь не терять др друга из вида, мы спокойно покатились по гладкому асфальту с четкой разметкой, изредка останавливаясь, чтобы подождать Максима и Женю, увлеченных фотографированием здешних красот. И хотя с первого взгляда это не слишком заметно, но природа тут действительно сильно отличается подмосковной, а особую красоту и необычность здешним местам придают высокие скалы, через которые местами прорублена дорога.
В целом все шло как нельзя лучше. Беседуя на ходу и наслаждаясь свежим воздухом и придорожными видами, мы незаметно оставляли позади очередные километры этого затерянного посреди карельской тайги шоссе. Незадолго до пересечения с железной дорогой наше внимание привлек сложенный из камней памятник, в честь партизанской бригады под руководством И. А. Григорьева, отправившейся отсюда в тыл противника. К сожалению, что эта была за бригада и как сложилась ее судьба, узнать не удалось - ничего кроме скромной таблички и пары венков, тут не было.
Не прошло и часа с момента старта, как мы уже подъезжали к перекрестку основной трассы М-18 со странной дорогой, ведущей прямиком из Сегежи. Я очень хотел посмотреть, в каком состоянии она сейчас, но это так и осталось загадкой – никаких указателей в этом месте не было, и в итоге мы на полном ходу проскочили неприметную развилку, узнав об этом лишь через пару километров из показаний GPS-навигатора. По мере удаления от Сегежи поток транспорта на трассе постепенно увеличивался – судя по всему, пик трафика в этих местах приходится на вторую половину дня, а до обеда и поздним вечером тут почти никто не ездит. Причем машины шли плотными группами – то никого 5-10 минут, то сплошная колонна из десятка фур, причем в обе стороны сразу. Безлюдное шоссе все продолжало идти сквозь леса и болота, не встречая по пути ни населенных пунктов, ни каких-либо заправок или иных объектов. Кое-где справа от основной трассы периодически проглядывала старая дорога, представляющая собой обыкновенную песчаную грунтовку. То подходя вплотную к насыпи, то надолго исчезая в лесной чаще, она напоминала о том, как непросто было перемещаться с этих глухих краях раньше. Примерно на 40-ом километре сегодняшнего пути легка езда закончилась - за поворотом на Уросозеро начались горки, хоть и небольшие, но все же весьма ощутимые для первого походного дня. Усталость постепенно накапливалась, и настала пора подумать об обеде, который во время очередной остановки было решено устроить на маленьком безымянном озере, расположенном прямо у трассы неподалеку от железнодорожной станции Быстряги.
Однако чтобы проехать до него, пришлось изрядно попотеть – на этом участке шоссе, постепенно набирая почти 100 метров высоты, гигантскими ступенями идет в гору. Выглядит это так - залезаешь на очередной холм, и, дорога, немного спустившись, вскоре вновь круто устремляется вверх, заставляя переключаться на минимальные передачи. К счастью, эти утомительные горки вскоре закончились, и к 18:00, отъехав от сегодняшней стоянки почти 60 км, мы уже подъезжали к долгожданному озеру. Но попасть на него была не судьба – как оказалось, на карте старая и новая дороги перепутаны местами, и, ни о чем не подозревая, мы проехали совсем не там, узнав об этом лишь рассмотрев трек на экране GPS-приемника. Впрочем, ничего страшного в этом не было – вскоре слева показалась водная гладь соседнего Видлозера и, найдя удобный съезд, мы очень удачно и без извечных поисков расположились на продуваемом ветром мыске и же приступили к обеду, столь нужному и приятному после долгого пути. И хотя правильнее было бы назвать это ужином, тем не менее было решено сварить нормальный суп и вскипятить чаю – ведь купить чего-либо у нас с самого утра возможности не было, а вчерашний опыт показал, что световой день в здешних широтах позволяет без проблем становиться на ночлег хоть в 11 вечера. С дровами проблем не возникло, и пока в канах закипала вода, я достал карту и мы вместе стали прикидывать, что же нас ждет дальше. До “планового” места ночлега на реке Вичка отсюда оставалось не более 30 км, однако провести остаток дня вдали от цивилизации и без посещения магазинов не хотелось, поэтому сошлись на мнении за сегодня доехать до Медвежьегорска и остановиьс где-нибудь неподалеку от него. Подоспевший вскоре суп только укрепил желание проехать побольше, и, сытно поев и неплохо отдохнув на берегу, около 19:40 мы тронулись в дальнейший путь. И снова одинокая дорога, проложенная сквозь глухие леса, потянулась серой лентой, с каждым поворотом открывая все новые виды на бескрайние таежные просторы. Удивительно, но за эту неполную сотню километров, что мы отъехали от Сегежи, природа довольно сильно поменялась - скалы почти пропали, появились смешанные леса, малоотличимые от того, что можно увидеть в средней полосе. Солнце было еще высоко, тем не менее, уже начиналась чувствоваться вечерняя прохлада, столь приятная после долгого пути по разогретому асфальту и придающая необычную бодрость.
Не прошло и получаса, как мы во второй раз за день пересекли Мурманскую железную дорогу, за которой начался заключительный участок трассы М-18 перед медвежьегорской развязкой. Длился он долго и довольно нудно, и лишь еще через час с небольшим равномерной езды впереди наконец показалось начало грандиозного спуска к Онежскому озеру, означающего, что мы уже почти у цели. Место это необычное и очень красивое – вначале шоссе плавно идет вниз, а затем неожиданно выходит на открытое пространство и круто устремляется в глубокую долину реки Кумса, за которой уже видны бескрайние леса, уходящие за горизонт. Засмотревшись на все это великолепие, мы незаметно разогнались и в итоге чуть было не проскочили нужный поворот налево, за которым упоительный спуск к озеру продолжился. Теперь дорога шла вдоль Кумсы, мимо необычных крутых холмов, поросших лесом. Судя по всему, один из них и есть та Медвежья гора, давшая название городу, однако какой конкретно, мы так и не выяснили. Впрочем, в тот момент это не особо волновало – гораздо более актуальным было пополнение запасов сока и фруктов в магазинах, так как уже целый день мы ехали на полном автономе, чего раньше не приходилось (вот такие мы туристы…).
После целого дня, проведенного наедине с безлюдными просторами, очутиться в очаге цивилизации, где наконец-то работал сотовый телефон, среди людей и магазинов, было очень приятно. В результате процесс закупки еды и питья растянулся на добрые полчаса, а когда все было наконец упаковано в рюкзаки, то решили вспомнить былое и съездить к берегу Онежского озера на то место, где дождливым майским вечером 2003 года любовались на уходящее за горизонт ледяное поле и далекие огни. Выезд к берегу найти не составило труда, и, постояв у кромки воды и поделившись воспоминаниями о том майском походе, мы вскоре вновь сели в седла и не спеша двинулись на выезд из города. К этому моменту позади было уже более 90 км, тем не менее, преодолевать крутые подъемы оказалось не так уж и сложно, и не прошло и 20 минут, как мы во второй за сегодня раз проезжали хитроумную развязку, расположенной на перекрестке новой трассы М-18 и старой дороги Медвежьегорск - Гирвас. К сожалению, никто тут т��к и не сделал ни одного снимка, хотя, это было, пожалуй, одним из самых живописных и впечатляющих мест за весь поход - нигде больше не удавалось увидт столь масштабной панорамы уходящих ввысь поросших лесом склонов, чередующиеся с многометровыми скалами поразительного размера. Впрочем, масштабы здешней развязки не менее поразительны По неясным причинам многочисленные соединительные “рукава” между пересекающимися трассами сделаны почти километровой длины, и нам пришлось довольно долго крутиться по ним, перед тем как выбраться на основную дорогу в сторону Гирваса. Это так называемое старое мурманское шоссе с самого начала порадовало неплохим асфальтом и почти полным отсутствием машин, а через пару километров впереди показалось Кольеозеро, на котором мы запланировали встать на ночлег. К сожалению, на этот раз нам не повезло - подходящая поляна была ужа занята автомобилистами, поэтому пришлось довольствоваться лишь местом у реки в тенистом лесу, где комаров было столько, что взятые из Москвы накомарники тут же нашли применение. Но это особо не пугало, и не прошло и 20 минут, как уже стояли палатки, разжигался костер и варился традиционный ужин. Несмотря на поздний час, темнота и не думала наступать, и, расслабившись и никуда не торопясь, мы как всегда еще долго сидели у костра и пили чай, разойдясь лишь в начале второго ночи, когда над лесом стали сгущаться сумерки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |