День второй
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День второй


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

р. Сегежа - трасса М-18 - Видлозеро - Медвежьегорск - р. Кумса, 98 км

Сегежа утром
Наши палатки. Обратите внимание на крепление оттяжек!
Багажник Максима до ремонта..
И он же после ремонта

Благодаря вчерашнему экстремально позднему приезду и последующим ночным бдениям ни о каком подъеме в 8 или даже 9 утра речи быть не могло. В результате, отлично выспавшись на свежем воздухе, мы вылезли из палаток только в начале одиннадцатого утра, да и то в основном потому, что какие-то дальнобойщики на трассе начали ремонтировать свою машину при помощи кувалды, оглашая окрестности громким стуком.

 Первое походное утро встретило нас отменной теплой и почти безветренной погодой, а комаров, вопреки всем опасениям, было столь немного, что можно было спокойно ходить в шортах. Над водной гладью Сегежи красовалось голубое небо с редкими облаками, и, по очереди прогуливаясь вдоль берега, усыпанного валунами, мы неспешно запалили костер и приготовили завтрак, благо спешить было особо некуда, а уезжать со столь красивого места не хотелось. Тем не менее, ближе к полудню, когда все “правильные туристы” уже давно в пути, пришлось вспомнить о багажнике Максима, который требовал ремонта. К счастью, вчерашние мысли относительно поездки в Сегежу за запчастями оказались напрасны – проблема решилась за 20 минут, в чем очень помогли взятые Москвы запасные резьбовые стойки.

Всеобщее расслабление, начавшеесе с самого утра, привело к тому, что свертывание лагеря и сбор рюкзаков растянулись еще на час, и лишь ближе к 14:00, в последний раз полюбовавшись могучей рекой Сегежа, мы наконец-то выбрались на трассу. Вопреки опасениям, что днем д��ижение по этой магистральной дороге будет интенсивным, машин оказалось не намного больше, чем ночью, и о����и совершенно не мешали  Стараясь не терять др друга из вида, мы спокойно покатились по гладкому асфальту с четкой разметкой, изредка останавливаясь, чтобы подождать Максима и Женю, увлеченных фотографированием здешних красот. И хотя с первого взгляда это не слишком заметно, но природа тут действительно сильно отличается подмосковной, а особую красоту и необычность здешним местам придают высокие скалы, через которые местами прорублена дорога. 

Женя на трассе

В целом все шло как нельзя лучше. Беседуя на ходу и наслаждаясь свежим воздухом и придорожными видами, мы незаметно оставляли позади очередные километры этого затерянного посреди карельской тайги шоссе. Незадолго до пересечения с железной дорогой наше внимание привлек сложенный из камней памятник, в честь партизанской бригады под руководством И. А. Григорьева, отправившейся отсюда в тыл противника. К сожалению, что эта была за бригада и как сложилась ее судьба, узнать не удалось - ничего кроме скромной таблички и пары венков, тут не было.

Памятник карельским партизанам на безымянном километре трассы М-18

Не прошло и часа с момента старта, как мы уже подъезжали к перекрестку основной трассы М-18 со странной дорогой, ведущей прямиком из Сегежи. Я очень хотел посмотреть, в каком состоянии она сейчас, но это так и осталось загадкой – никаких указателей в этом месте не было, и в итоге мы на полном ходу проскочили неприметную развилку, узнав об этом лишь через пару километров из показаний GPS-навигатора.

По мере удаления от Сегежи поток транспорта на трассе постепенно увеличивался – судя по всему, пик трафика в этих местах приходится на вторую половину дня, а до обеда и поздним вечером тут почти никто не ездит. Причем машины шли плотными группами – то никого 5-10 минут, то сплошная колонна из десятка фур, причем в обе стороны сразу. Безлюдное шоссе все продолжало идти сквозь леса и болота, не встречая по пути ни населенных пунктов, ни каких-либо заправок или иных объектов. Кое-где справа от основной трассы периодически проглядывала старая дорога, представляющая собой обыкновенную песчаную грунтовку. То подходя вплотную к насыпи, то надолго исчезая в лесной чаще, она напоминала о том, как непросто было перемещаться с этих глухих краях раньше.

Примерно на 40-ом километре сегодняшнего пути легка езда закончилась - за поворотом на Уросозеро начались горки, хоть и небольшие, но все же весьма ощутимые для первого походного дня. Усталость постепенно накапливалась, и настала пора подумать об обеде, который во время очередной остановки было решено устроить на маленьком безымянном озере, расположенном прямо у трассы неподалеку от железнодорожной станции Быстряги.

Придорожные скалы на участке Сегежа - Медвежьегорск
Какая же езда без  обеда???

Однако чтобы проехать до него, пришлось изрядно попотеть – на этом участке шоссе, постепенно набирая почти 100 метров высоты, гигантскими ступенями идет в гору.  Выглядит это так - залезаешь на очередной холм, и, дорога, немного спустившись, вскоре вновь круто устремляется вверх, заставляя переключаться на минимальные передачи.

К счастью, эти утомительные горки вскоре закончились, и к 18:00, отъехав от сегодняшней стоянки почти 60 км, мы уже подъезжали к долгожданному озеру. Но попасть на него была не судьба – как оказалось, на карте старая и новая дороги  перепутаны местами, и, ни о чем не подозревая, мы проехали совсем не там, узнав об этом  лишь рассмотрев трек на экране GPS-приемника. Впрочем, ничего страшного в этом не было – вскоре слева показалась водная гладь соседнего Видлозера и, найдя удобный съезд, мы очень удачно и без извечных поисков расположились на продуваемом ветром мыске и же приступили к обеду, столь нужному и приятному после долгого пути. И хотя правильнее было бы назвать это ужином, тем не менее было решено сварить нормальный суп и вскипятить чаю – ведь купить чего-либо у нас с самого утра возможности не было, а вчерашний опыт показал, что световой день в здешних широтах позволяет без проблем становиться на ночлег хоть в 11 вечера.

С дровами проблем не возникло, и пока в канах закипала вода, я достал карту и мы вместе стали прикидывать, что же нас ждет дальше. До “планового” места ночлега на реке Вичка отсюда оставалось не более 30 км, однако провести остаток дня вдали от цивилизации и без посещения магазинов не хотелось, поэтому сошлись на мнении за сегодня доехать до Медвежьегорска и остановиьс где-нибудь неподалеку от него. Подоспевший вскоре суп только укрепил желание проехать побольше, и, сытно поев и неплохо отдохнув на берегу, около 19:40 мы тронулись в дальнейший путь.

И снова одинокая дорога, проложенная сквозь глухие леса, потянулась серой лентой, с каждым поворотом открывая все новые виды на бескрайние таежные просторы. Удивительно, но  за эту неполную сотню километров, что мы отъехали от Сегежи, природа довольно сильно поменялась - скалы почти пропали, появились смешанные леса, малоотличимые от того, что можно увидеть в средней полосе. Солнце было еще высоко, тем не менее, уже начиналась чувствоваться вечерняя прохлада, столь приятная после долгого пути по разогретому асфальту и придающая необычную бодрость.

Спуск в долину Кумсы перед Медвежьегорском - на редкость живописное место.

Не прошло и получаса, как мы во второй раз за день пересекли Мурманскую железную дорогу, за которой начался заключительный участок трассы М-18 перед медвежьегорской развязкой. Длился он долго и довольно нудно, и лишь еще через час с небольшим равномерной езды впереди наконец показалось начало грандиозного спуска к Онежскому озеру, означающего, что мы уже почти у цели. Место это необычное и очень красивое – вначале шоссе плавно идет вниз, а затем неожиданно выходит на открытое пространство и круто устремляется в глубокую долину реки Кумса, за которой уже видны бескрайние леса, уходящие за горизонт. Засмотревшись на все  это великолепие, мы незаметно разогнались и в итоге чуть было не проскочили нужный поворот налево, за которым упоительный спуск к озеру продолжился.

Теперь дорога шла вдоль Кумсы, мимо необычных крутых холмов, поросших лесом.  Судя по всему, один из них и есть та Медвежья гора, давшая название городу, однако какой конкретно, мы так и не выяснили. Впрочем, в тот момент это не особо волновало – гораздо более актуальным было пополнение запасов сока и фруктов в магазинах, так как уже целый день мы ехали на полном автономе, чего раньше не приходилось (вот такие мы туристы…).

Сергей, я и Николай на берегу Онежского озера в Медвежьегорске.

После целого дня, проведенного наедине с безлюдными просторами, очутиться в очаге цивилизации, где наконец-то работал сотовый телефон, среди людей и магазинов, было очень приятно.  В результате процесс закупки еды и питья растянулся на добрые полчаса, а когда все было наконец упаковано в рюкзаки, то решили вспомнить былое и съездить к берегу Онежского озера на то место, где дождливым майским вечером 2003 года любовались на уходящее за горизонт ледяное поле и далекие огни.

Выезд к берегу найти не составило труда, и, постояв у кромки воды и поделившись воспоминаниями о том майском походе, мы вскоре вновь сели в седла и не спеша двинулись на выезд из города. К этому моменту позади было уже более 90 км, тем не менее, преодолевать крутые подъемы оказалось не так уж и сложно, и не прошло и 20 минут, как мы во второй за сегодня раз проезжали  хитроумную развязку, расположенной на перекрестке новой трассы М-18 и старой дороги Медвежьегорск - Гирвас. К сожалению, никто тут т��к и не сделал ни одного снимка, хотя, это было, пожалуй,  одним из самых живописных и впечатляющих мест за весь поход - нигде больше не удавалось увидт столь масштабной панорамы уходящих ввысь поросших лесом склонов, чередующиеся с многометровыми скалами поразительного размера.

Впрочем, масштабы  здешней развязки не менее поразительны По неясным причинам многочисленные соединительные “рукава” между пересекающимися трассами сделаны почти километровой длины, и нам пришлось довольно долго  крутиться по ним, перед тем как выбраться на основную дорогу в сторону Гирваса.

Это так называемое старое мурманское шоссе с самого начала порадовало неплохим асфальтом и почти полным отсутствием машин, а через пару километров впереди показалось Кольеозеро, на котором мы запланировали встать на ночлег.  К сожалению, на этот раз нам не повезло -  подходящая поляна была ужа занята автомобилистами, поэтому пришлось довольствоваться лишь местом у реки в тенистом лесу, где комаров было столько, что взятые из Москвы накомарники тут же нашли применение. Но это особо не пугало, и не прошло и 20 минут, как уже стояли палатки, разжигался костер и варился традиционный ужин. Несмотря на поздний час, темнота и не думала наступать, и, расслабившись и никуда не торопясь, мы как всегда еще долго сидели у костра и пили чай, разойдясь  лишь в начале второго ночи, когда над лесом стали сгущаться сумерки.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz