|
|||||||
|
|
Cм. также: карта нового участка трассы Р-5 от Анненского моста до Прокшино. Вытегра - Белый Ручей - Прокшино - р. Кема , 100 кмКак ни печально было осознавать, но с этого дня наш поход вступил в свою последнюю стадию – сегодня нам предстояло уехать из столь приятного во всех отношения Прионежья и устремиться на юго-восток по направлению к Вологде. Впрочем, грустить было еще рано – впереди нас ждали Кириллов, Белозерск и Ферапонтово, а сегодня нам предстояло прокатиться по дороге Вологда-Вытегра (Р-5) – загадочной лесной трассе, не обозначенной ни на одной карте. Примерно с такими мыслями я проснулся в теплом номере гостиницы, а когда все остальные участники путешествия также вылезли из комнат, мы, позавтракав, налегке отправились гулять по городу.
Вытегра – городок небольшой и довольно старинный, однако из достопримечательностей тут есть только довольно большой центральный собор, часть которого занимает краеведческий музей. Экспозиция музея достаточно богата и, как и везде в подобных местах, состоит в основном из документов, отражающих жизнь этого края в различные исторические периоды. Помимо старинных фотографий, здесь собраны многочисленные вещи разных времен – от утюгов и керосиновых ламп до клавесина 19 века. И хотя подобное приходилось видеть в краеведческих музеях не раз, было очень интересно в очередной раз посмотреть на те вещи, что служили людям в недавнем прошлом – по мне, так старая техника и предметы быта гораздо интересней всяких икон, фресок и церковной утвари.
Прямо из помещения музея есть проход на колокольню, откуда благодаря отличной солнечной погоде открывался прекрасный вид на этот маленький городок и его окрестности. К сожалению, Онежского озера разглядеть не удалось – уж слишком далеко до него отсюда, однако посмотреть в тридцатиметровой высоты на дорогу, по которой мы сюда приехали, на город и на бескрайние леса, уходящие за горизонт, было очень неплохо. В общем, с интересом и пользой провед время в музее, мы еще немного прогулялись по городу, а к началу двенадцатого вернулись в гостиницу и, вытащив рюкзаки в холл, стали готовиться к отъезду. И хотя при заселении никаких проблем относительно велосипедов не было, сегодня отношение к ним поменялось, и наши сборы вызвали у администраторши сильное недовольство. Она была явно не права, но спорить с ней мы не стали и, спокойно вытащив все свое снаряжение на улицу, погрузили рюкзаки на багажники и неспеша двинулись на выезд из города. Поначалу дорогу в сторону Вологды не сильно радовала – это было типичное узкое шоссе с разбитым асфальтом и, как ни странно, довольно приличным потоком машин. И хотя время было уже не раннее, из-за жары и всеобщего расслабления ехали мы довольно медленно, часто останавливаясь, а, завидев на 8-ом километре реку Нагажма, сделали длительную остановку для купания. Что нас ждало впереди, было не совсем ясно. И хотя по карте новая трасса показана лишь до Анненского моста, было четко известно, что ее построили и дальше, однако как в реальности пролегает дорога и везде ли есть асфальт, оставалось загадкой. Судя по всему, наиболее интересный и глухой участок трассы должен был начаться за поселком Депо, и хотелось поскорее добраться туда, чтобы с ветерком прокатиться по безлюдной и пустынной дороге, идущей среди бескрайних лесов. Я давно хотел там проехать, причем непременно в хорошую погоду и с попутным ветром, и сегодня, похоже, этим планам суждено было сбыться – будто на заказ, светило солнце и ветер дул строго в нужном направлении.
Однако путь до Депо оказался непростым. Почти сразу за Нагажмой начались очень крутые и длительные подъемы, где скорость не превышала 10 км в час и приходилось подолгу ехать на самой пониженной передаче. Пожалуй, этот участок вдоль Волго-Балта был самым холмистым за весь маршрут – на протяжении десятка километров тут нет ни единого ровного места, а уклоны по ощущениям явно превышают 12%, поэтому даже со свежими силами и попутным ветром временами приходилось напрягаться. Тем не менее, останавливаясь и собираясь раз в несколько километров, мы довольно быстро добрались до Девятин, а, поглядев на необычную деревянную церковь на окраине села – и до поселка Белый ручей, обозначенного на карте как Депо.
Здесь находится конечная станция лесовозной узкоколейки, которую мне и Кириллу очень хотелось посмотреть, да и остальные были не против заехать в поселок и посетить магазин – ведь дальше предстояло 50 км безлюдья. Поэтому на первом же повороте мы свернули с трассы и двинулись по пыльной улице в сторону центра. С магазином проблем не возникло – их в этом довольно большом поселке немало, а благодаря наводкам местных жителей станцию узкоколейки также удалось найти без труда. Удивительно, но в отличие от множества виденных лесовозных дорог, эта так называемая Белоручейская УЖД находится во вполне приличном состоянии – на станции стоят несколько составов с лесом, и по всему чувствуется, что дорога работает. К сожалению, при нас никакого движения не было, тем не менее у диспетчера удалось узнать, что сюда регулярно возят лес из Янищево, а раз в день бывает даже рабочий поезд с пассажирским вагоном. Эх, вот бы в таком прокатиться сквозь бескрайние вологодские леса! Чтобы не ехать обратно в поселок, было решено пробраться до трассы прямиком вдоль путей. И хотя для этого пришлось немного потрястись на колдобинах и подышать пылью, это удалось, только вот трасса здесь выглядела очень сомнительно – узкая дорожка среди леса, общий вид которой говорил о том, что машины тут почти не ездят. Впрочем, вскоре ситуация прояснилась – оказалось мы выбрались на недостроенный объезд Белого ручья, а основной транспорт идет через поселок и выходит на трассу в паре километров в сторону Вологды.
Как только Белый ручей скрылся за поворотом, стало ясно, что все лучшие ожидания относительно этой дороги оправдались - как я и предполагал, тут почти не было машин, а само шоссе оказалось на редкость качественным и совершенно безлюдным. Благодаря попутному ветру ехать было легко и приятно, и, разгоняясь все сильнее, мы быстро оставляли позади очередные лесные километры, наслаждаясь чистым воздухом и радостью движения. Вдоль дороги потянулись великолепные сосновые боры, в которых так и хотелось остановиться и посидеть часок-другой, и вскоре это было сделано – по очередной песчаной дорожке, так и манящей в лесную чащу, мы съехали с асфальта и расположились на обед.
В отличие от тех сырых мест, что были вчера, комаров тут было совсем немного, поэтому никакие одежды и накомарники не потребовались, и, неплохо отдохнув и перекусив, к 18 часам мы снова двинулись в путь по этой великолепной трассе, затерянной в бескрайних лесных просторах. Ветер все так же дул в спину, и хотя мы катились в свое удовольствие и никуда не спешили, создавалось непередаваемое чувство легкого и стремительного полета над дорогой – на редкость приятное ощущение. Спидометр стабильно показывал 25-26 км/час, и в таком темпе можно было бы еще ехать очень долго, однако на повороте на Павшозеро пришлось слегка притормозить, поскольку группа стала растягиваться, и некоторые уже пропали из зоны видимости. После короткой остановки стремительное движение продолжилось, и миновав десятикилометровый прямой участок шоссе, где можно было наблюдать завораживающие виды вдаль, мы на полном ходу проскочили своротку на Анненский мост. И хотя по карте тут новая трасса обрывается, а дальше якобы есть лишь кривая старая дорога через Рюмино и Якшино, в реальности шоссе продолжилось прямо, гладкой асфальтовой лентой убегая в лесные дали. Судя по всему, этот участок сделали не так давно – асфальт тут был практически идеальным, с ярко-белая разметкой и даже отражающими столбиками по сторонам. Дорожники тут постарались на славу – на всем протяжении сильно спрямлен рельеф, сделаны высокие насыпи, а у каждого незначительного перекрестка есть даже третья разгонная полоса (!) – в точности так же, как и на подобной новой дороге Тотьма - Великий Устюг.
Благодаря такой шикарной дороге тут уже не нужно было устраивать частые остановки, и, продолжая эту упоительную гонку, мы в итоге без отдыха проскочили целых 28 км, а, попив водички - еще с десяток в том же темпе, остановившись лишь из-за того, что Сергей с Максимом скрылись из виду. Как выяснилось, причиной их задержки был банальный прокол колеса, а так как время уже подходило к 8 вечера, то, воспользовавшись заминкой, стали прикидывать место для ночлега. К сожалению, как это обычно бывает, к этому моменту все сосновые леса остались позади, и теперь вдоль дороги тянулась унылая слегка заболоченная местность, выглядящая красиво, но совершенно не располагающая к остановке. Ситуацию усугубляло то, что точного своего местонахождения мы не знали – дорога эта не обозначена адекватно на карте, а Женин ГПС говорил лишь, что мы где-то к юго-западу от поселка Мирный. Поэтому, когда все были в сборе, решили так – едем вперед и смотрим по сторонам, а в крайнем случае доезжаем до Кемы и становимся на ней.
По мере приближения к Кеме дорога стал более извилистая – судя по всему, тут трассу проложили не напрямую, а по насыпи старой дороги, однако асфальт все так же радовал своим качеством, и, несмотря на поздний час, усталости совершенно не чувствовалось. Хороших мест по пути все не было, и, мирно беседуя, мы совершенно незаметно проехали еще 5 км и оказались там, где дорога вплотную подходит к Кеме. К сожалению, и тут встать было нереально – будто назло, после более полусотни безлюдных километров тут одна за одной потянулись деревни, и в итоге пришлось ехать до нового моста, расположенного у знаменитого Прокшино – села, оттуда начинается единственный в этих краях перелаз в Архангельскую область. И хотя проехать туда можно далеко не всегда и далеко ни на любом транспорте, тем не менее, у развилки стоит новенький указатель, извещающий, что до Архангельска 650 км – мол, езжай, если проедешь. Однако для нас более актуальной была дорога вдоль реки на юг, обозначенная на карте как основной путь на Вологду – ведь только вдоль нее имелись шансы найти место стоянки. И хотя как обычно в таких местах, у реки было немало машин и палаток, а кое-где слышались пьяные крики, однако после недолгих поисков, отъехав пару километров, мы все же нашли себе неплохую поляну у воды. Приехали мы на этот раз поздно – около 22:00, поэтому ужинать пришлось в полной темноте при свете светодиодных фонарей – ведь это уже была не Карелия с ее белыми ночами, да и день за прошедшие полторы недели уже заметно убавился. Таким образом, несмотря поздний выезд и утренние задержки, этот день стал очень результативным - мы проехали сотню километров, слегка обогнав график движения. Причем далось все это совершенно без труда – все-таки, сочетание хорошей дороги, равнины и попутного ветра – великая вещь, и хочется, чтобы так было почаще. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |