День девятый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День девятый


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

Ночевка в лесу - Ошта - Мегра - Кондуши - Палтога - Вытегра , 75 км

Наш лагерь утром
Дорога на Ошту

С этого дня наша группа увеличилась в полтора раза и теперь нас было шестеро, однако это нисколько не сказалось на общем характере похода. По прежнему мы не могли заставить себя встать рано и приезжали на привалы в сумерках, что впрочем, никого особо не смущало.

С погодой нам продолжало несказанно везти - который день  светило солнце, было тепло и безветренно. В отличие от вчерашнего вечера, когда казалось, что дров тут нет, утром выяснилось, что все не так уж и плохо – нужно было лишь немного поискать. Поэтому Campingaz решили поберечь до худших времен, а после некоторых усилий уже горел костер, варился завтрак и вскипала вода для чая, а ближе к 11 часам мы уже были в пути.

Как и вчера, вдоль широкого тракта, вплотную подступая к обочине, потянулся кустарник и сырой лиственный лес. Поутру катилось неплохо, и вскоре  мы пересекли границу Ленинградской области, въехав в Вологодчину, а еще через несколько километров попали на перекресток перед Оштой, где сходятся дороги из Вознесенья, Вытегры и Подпорожья. И хотя последняя на всех картах нарисована как основная дорога, тем не менее она представляет собой обычный грейдер, тогда как действительно основной путь со стороны Питера ныне пролегает через Кипрушино и заасфальтирован.

Отсюда на восток также начался асфальт, по которому мы быстро докатились до большого села Ошта, значащегося на карте как Оштинский погост. И хотя поселение это довольно обширное, тем не менее отдаленность от цивилизации, как везде у границ областей,  чувствуется здесь во всем и в полной мере. В центре села наше внимание привлекла интересная карта карта-схема Вытегорского района, на которой оказались отмеченными все населенные пункты (а их тут не так и много), и, что более ценно – все дороги, причем со своими историческими названиями. Глядя на нее, можно ��одумать, что дорог в этом глухом краю очень много, однако очень похоже, что большинство из них существует лшь на этой схеме. По крайней мере, судя по Дуна карте, так называемые Оштинская и Алмозерская дороги вряд ли проезжи (если вообще есть), особенно в районе границы районов.

Уникальная карта-схема дорог Вытегорского района. Кликните, чтобы посмотреть подробно в отдельном окне.

Вопреки ожиданиям, за Оштой асфальт не закончился, а узкой и прямой полосой, рассекающей лес, потянулся дальше. Это радовало – ведь почти до самой Вытегры ожидался грейдер, поэтому прокатиться с ветерком несколько километров было очень приятно. Казалось, что вот-вот это удовольствие кончится, однако как ни в чем не бывало отличное шоссе продолжилось до следующей деревни Перхинская, за которой мы остановились на мосту через Водлицу. Этот день выдался довольно жарким, солнце припекало все сильнее, поэтому было очень неплохо залезть под мост и окунуться в прохладную и чистую воду. Глубина тут лишь немного выше колена, так что поплавать не получилось, однако освежиться и смыть с себя дорожную пыль все же удалось.

И вновь грейдер, и вновь нескончаемая тряска... (на участке Перхинская - Мегра)

Тот самый грейдер на Вытегру, про который мне довелось много и в основном не слишком хорошего слышать от разных людей, начался очень скоро – метрах в 500 за мостом. Поначалу ничего страшного и особенного в нем не было – вполне обычная и в меру тряская щебенчатая дорога, подобная тому, что была перед Оштой. Однако чем дальше мы уезжали, тем больше становилось ям и крупных камней, и постепенно стало понятным, почему этот участок столь печально знаменит. Впрочем, с точки зрения велотуриста ничего страшного тут нет – конечно, быстро ехать тут нельзя, однако бывают ситуации и гораздо хуже. Судя по всему, дорога эта очень старая и никогда не подвергалась серьезному ремонту  - иначе чем можно объяснить, что временами сквозь песок и гравий тут проступают лежащие поперек полотна  бревна, из которых, по видимому, некогда была сложена гать.

Теперь вдоль трассы тянулись нескончаемые болота и заросли - мы проезжали по красивым и пустынным местам, где на много километров вокруг нет никакого жилья, кроме того, что стоит вдоль этой одинокой дороги. И хотя сил еще было полно и усталости не чувствовалось, грейдер сильно выматывал, поэтому на очередном  километре за Кедрой как нельзя кстати пришлась симпатичная беседка, в которой была устроена довольно длительная остановка. До Мегорского погоста – следующего крупного населенного пункта на нашем пути – оставалось совсем недалеко, и, как и в случае с Оштой, выяснилось, что ныне в названии села отсутствует слово “погост”, а называется оно просто Мегра, как и протекающая рядом река. Место это очень красивое, а само село, стоящее на обоих берегах, довольно большое и является своеобразным местным центром цивилизации – тут есть асфальт и многочисленные магазины, а, судя по сохранившейся проржавевшей вывеске, когда-то даже имелась столовая.

Река Мегра у одноименного села. Пожалуй, самое красивое место на всем пути за день

Время как раз приближалось к обеду, и, запасшись персиковым компотом, колбасой и хлебом, мы вскоре двинулись дальше, попутно присматривая подходящее место для остановки, которое, как часто бывает, все не попадалось. Вместо этого  сразу за окраиной села нас ждал очередной дорожный сюрприз – внезапно началась шикарная бетонка, сложенная из плотно пригнанных друг к другу больших плит, какие бывают на аэродромах.

Участок отличной бетонки в районе Верхнего Понизовья.
По сторонам от тракта - многокилометровые болота

Казалось, что это удовольствие продлится до самой Вытегры, но – увы, обогнув деревню со смешным названием Верхнее Понизовье, эта странная дорога закончилась, и началась привычная картина – щебенка, песок да кривая насыпь. Особенно запомнился участок сразу за Понизовьем – в этом месте дорога пересекает большое болото и полотно находится в весьма плачевном состоянии, что, впрочем, не мешает ездить тут автобусам – прямо при нас по кочкам медленно переваливался междугородний “Мерседес” сообщением Вологда – Петрозаводск (!). В отличие от участка до Мегры, теперь наш путь пролегал по открытым местам, и здесь уже ничто не спасало от палящих лучей солнца. Остановиться было негде – вдоль дороги тянулись сплошные заболоченные поля и кусты, и, в итое, прерывно трясясь по щебенке и борясь с глубоким песком, пришлось проехать еще почти десяток километров.

Лишь за Кондушами наконец появился спасительный лес, и хотя он оказался сильно заросшим, тем не менее было решено обедать именно тут, так как продолжать покорение грейдера на голодный желудок под палящим солнцем ни у кого желания не было. Завидев первый попавшийся просвет в придорожных кустах, мы,  недолго думая, сошли с пыльного грейдера и расположились в тени.  Место это оказалось не слишком удобным и подходящим для полноценного отдыха, тем не менее обед прибавил сил и оптимизма, и через час с небольшим со свежими силами мы двинулись дальше, надеясь прибыть в Вытегру не позднее семи вечера. 

Отдых в лесу

До нее оставалось немногим более 20 км, однако выматывающий душу грейдер все не кончался, и, продолжая трястись на бесчисленных колдобинах, мы медленно, но верно приближались к цели. Вскоре дорога привела нас в необычайно длинное селение Палтога, образованное слиянием нескольких рядом стоящих деревень (похоже, здесь это типичное явление, ибо такого название на карте нет).

Здесь  наше внимание привлекла деревянная церковь, запомнившаяся прежде всего тем, что из-за нее наша немногочисленная группа умудрилась растеряться. Дело было так – остановившись напротив нее, мы с Женей решили подойти поближе, а остальные почему-то не заметили этого и подумали, что мы уехали вперед. На самом деле мы, ничего не подозревая, спокойно сходили к храму, и, не найдя там ничего стоящего внимания, вернулись на дорогу и с удивлением обнаружили, что наших товарищей и след простыл. В результате, нам ничего не оставалось делать, как рвануть вслед за ними, надеясь догнать их по пути к Вытегре.

Догонять группу по грейдеру было нелегко, однако вскоре за Палтогой наконец-то появился долгожданный асфальт, на котором сегодняшние испытания завершились. Теперь ехать было легко и приятно, но наших товарищей впереди все не было видно, и это начинало волновать. Было очень похоже, что либо они также “догоняют” нас, думая, что мы впереди, либо же каким-то странным образом мы с ними разминулись у церкви. Впрочем, вскоре выяснилось, что верен первый вариант – за очередным поворотом мы увидели Максима, который быстро крутил педали и очевидно пытался кого-то догнать.

На въезде в Вытегру. Приехали!

Скорость была немалая, поэтому чтобы догнать его, пришлось постараться, а когда мы наконец поравнялись, то были немало удивлены ситуацией, сильно напомнившей наш давний поход из Великого Устюга, когда Антон таким же образом “догонял” нас на протяжении полусотни километров. Однако на этот раз подобное нам не грозило, и проехав с ветерком оставшеесе расстояние, к 18:30 мы всей группой собирались у въездного указателя Вытегры.

Таким образом, один из наиболее непростых отрезков был позади, и хотя сегодня пришлось изрядно потрястись на грейдере, лично я ожидал от этого участка чего-то более тяжелого. Приехали мы по нашим меркам весьма рано, а так как в Вытегре у нас была забронирована гостиница, то, чтобы успеть воспользоваться всеми благами цивилизации, мы без задержек поехали в город, попутно посмотрев на шлюзование кораблей на Волго-балтийском канале. Найти гостиницу не составило труда, и нас заселили без особых проблем – пада, отличие от Петрозаводска велосипеды в номера затащить не разрешили, поэтому их пришлось ставить в углу холла, предварительно скрепив замками.

В целом вытегорская гостиница оказалась довольно неплохой – как и ожидалось, тут имелся столь необходимые после дальней дороги горячий душ, и, немного погуляв по городу и поужинав в местном кафе, мы с удовольствием воспользовались им, заодно постирав накопившиеся грязные вещи. То, что  гостиницы в полноценном походе иногда нужны независимо от погоды, поскольку только в них можно полноценно отдохнуть, нормально помыться и привести себя в порядок, мы поняли давно, а вот бронирование мест из Москвы применили впервые в этом походе - как оказалось, это очень правильно, и только так можно быть уверенным, что не будет проблем с поселением.

После душа сразу же потянуло ко сну, и еще до полуночи мы разошлись по комнатам, чтобы хорошо выспаться – ведь завтра нас ждал очередной ходовой день, обещавщий быть не менее насыщенным и интересным, чем прошедший.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz