|
|||||||
|
|
В тексте использованы фотографии Павла Рузина и Алексея Дондина. пл. Хорошово - Маливо - Дединово - Каданок - Рязановский - ночевка в лесу, 100 км. Карты пути здесь.Сбор группы был назначен в привычное время - в 8 утра на Казанском вокзале, а я, пользуясь близостью моего дома к Казанской дороге, поспал лишний часок и к половине девятого подъехал к станции Перово, где меня уже ждали Алексей, Павел и Николай. Вопреки ожиданиям, голутвинская электричка, идущая сразу за переполненной рязанской, оказалась не менее забитой – до Виноградово пришлось ехать стоя, что порядком достало, поэтому было решено выходить в Хорошово, так как через Коломну ехать особого желания не было. Подмечено, что всякое удачное мероприятие начинается с небольших неприятностей. Не стал исключением и этот выезд – едва мы успели отъехать от платформы, как у Кирилла спустило заднее колесо. Осмотр покрышки выявил сразу два стекла, которые были тут же извлечены, однако при замене камеры мы каким-то образом умудрились ее пропороть аж в двух местах (!), в результате чего все пришлось доставать еще одну запаску и начинать все с начала. В конце концов все было улажено и, постепенно набирая ход, мы тронулись по запланированному маршруту. Вдоль дороги потянулись пригороды Коломны – длинные, примыкающие друг к другу села. Стоял прекрасный солнечный день, и по широкой долине Оки гулял довольно сильный юго-западный ветер, который на отдельных участках пути сильно тормозил движение. Однако когда позади осталось Сергиевское и дорога пошла строго на восток, он стал практически попутным и теперь только помогал нам уноситься в мещерскую глухомань.
Из-за попутного ветра и общего настроения катилось легко и непринужденно, и первую остановку мы сделали только через 20 км в Маливо, где основная трасса резко уходит от Оки и устремляется на северо-восток. Нам туда было совсем не нужно, и, чтобы не делать лишний крюк и разнообразить поездку, было решено пробраться в сторону Дединово прямо вдоль Оки. Это удалось на славу - вначале бетонка, потом 2 км отличного полевого асфальта по самому берегу могучей реки, а в конце немного грунтовки – и не прошло и получаса, как мы уже выбрались к стоящему посреди бескрайних полей хутору, обозначенному карте как “отделение совхоза Дединово”. Здесь вновь начался асфальт, но перед тем, как продолжить стремительное движение навстречу Мещерским лесам, едва различимым отсюда, пришлось немного побороться с силами атмосферы. На коротком участке до Дединово, несмотря на все усилия, скорость не поднималась выше 18 км в час, ветер непрерывно свистел в ушах и продувал насквозь одежду. Однако это длилось недолго, и как только мы вновь повернули на восток, столь любимая мною непринужденная езда продолжилась.
Отсюда начался длинный и самое интересное, ради чего, мы, собственно и выбрались в эти далекие от Москвы места. Шум машин и населенка быстро остались позади, и теперь наш путь лежал по одинокому шоссе, тянущемуся среди бескрайних приокских просторов, уходящих за горизонт. Благодаря ясной погоде и хорошей видимости, вся окрестности в радиусе 10 км отлично просматривались и были как на ладони, и от этих видов временами захватывало дух - ведь нечасто в наших краях удается увидеть столь масштабное зрелище. Благодаря тому, что группа подобралась сильная и слаженная, останавливаться и подолгу ждать кого-то не приходилось, что не могло не радовать. Не прошло и получаса, как позади осталось Любино, за ним ним - маленькое селение Окское, обозначенное на картах как Гольный Бугор, а к началу третьего мы уже приближались к Т-образному перекрестку недалеко от Ловцов. И хотя по вокруг по прежнему были лишь бескрайние поля и просторы, тем не менее приближение знаменитых мещерских лесов было уже отчетливо видно - темной полосой они тянулись в паре километров отсюда, выглядящие загадочными и неприступными. Где-то в глубине это труднопроходимого массива находятся знакомые Шехмино, Криуша, Ласково, Сототча, Деулино, Голованово со своей уникальной узкоколейкой – жалко, что на этот раз у нас не было времени, чтобы вновь посетить те прекрасные заповедные места.
Впрочем, насладиться мещерскими красотами удалось и в этот раз - через пару километров придорожный пейзаж резко сменился и теперь вместо бескрайних полей вдоль обочин потянулись сосновые боры и многочисленные песчаные дорожки, убегающие в чащу. Ехать стало на редкость приятно, однако к этому моменту настала пора устраивать обед, что мы вскоре и сделали. В небольшом поселке Моховое весьма кстати обнаружился магазин и колодец, где удалось купить продуктов и набрать воды, и, отъехав в сторону Рязановки пару километров, мы расположились в глубине осеннего леса на симпатичной полянке. Как обычно, после долгого пути просто посидеть на траве, поесть бутербродов и фруктов, а также побеседовать с товарищами было очень приятно, тем более в таком уютном месте посреди этого тихого леса на краю области. Суп на этот раз готовить не стали, а ограничились лишь чаем, приготовленном на Campingaz’е - увы, но время слегка поджимало, а впереди нас ждали еще 40 км пути и множество интересных мест, которые Кирилл обещал нам показать.
Тем не менее, тронулись в путь лишь в 16:00. Как и до привала, ветер продолжал оставаться попутным и совершенно пустое шоссе, окруженное с обоих сторон лесом и торфяниками, быстро уносило нас прочь от Оки и цивилизации в сторону поселка Рязановский – одной из основных целей путешествия. И хотя формально это Московская область, но местность выглядит тут так, как будто находишься на окраине Тверской или Новгородской – маленькие, полузаброшенные деревни без магазинов, никаких дач и коттеджей, длинные лесные перегоны и тишина, нарушаемая лишь звуками ветра. Наверное, это одна из самых тихих и приятных дорог во всем Подмосковье – машины тут ходят не чаще, чем одна в 10-15 минут, темнее менее, асфальт вполне приличный. Не прошло и часа, как мы оставили позади Ольшаны и Лесное и оказались на переезде с действующей узкоколейкой. По словам Кирилла, когда-то она была двухпутной, действовали светофоры и СЦБ, а сейчас все это растащено и остался всего один путь, по которому до сих пор возят торф. Как и везде на УЖД, состояние пути тут оставляет желать лучшего, однако по накату видно, что движение все же довольно интенсивное и узкоколейка, в отличие от других аналогичный систем в Подмосковья, еще пока живет и работает. За переездом леса, сопровождавшие нас от самого Каданка, начали редеть и впереди показались дома села Радовицы, где было решено заехать к бывшему Николо-Радовицкому монастырю. Зрелище это весьма печальное и вместе с тем впечатляющее. От всего прежнего великолепия тут остались лишь фрагменты стен, развалины главного собора, надвратной церкви и одной из башен. Причем очевидно, что относительно недавно тут был большой пожар, посколку внутри собора повсюду видны следы копоти и остатки сгоревшей утвари, висящие на голых стенах. В сводчатом кирпичном потолке зияет огромная дыра, пол также почти полностью разрушен, а там, где некогда была крыша, теперь растут молодые березки (см. фото). Тем не менее, масштаб этого сооружения, стоящего на краю огромных болот, весьма впечатляет, а начавшиеся недавно реставрационные работы позволяют надеяться, что когда-нибудь монастырь будет воссоздан.
Отсюда до Рязановки было уже рукой подать, однако по предложению Кирилла, хорошо знающего эти места, мы двинулись туда не по шоссе, а окружным путем вдоль узкоколеек. По пути заехав к памятнику венгерским военнопленным, строившим эту дорогу и ширококолейную ветку Кривандино-Рязановский, мы, местами увязая в песке, выбрались к полотну и двинулись прямо вдоль рельсов по проселку, проложенному на месте когда-то существовавшего тут второго пути. Нельзя сказать, что это было просто – все-таки свойство мещерских дорог иметь покрытие из зыбучего песка справедливо и тут, тем не менее, пожалеть не пришлось – ведь не так уж много в Подмосковье мест, где можно увидеть живую УЖД с ее узкими и низкими рельсами, раздолбанными стыками и ручными стрелками. Через пару километров рельсы, сделав крутой поворот, привели нас к депо, где удалось немного посмотреть на весьма специфически выглядящую действующие тепловозы, вагоны-торфовозы, а также стоящий на вечном приколе паровоз-памятник. Наверное, тут можно было провести и пару-тройку часов – место-то по своему уникальное, однако осень диктовала свои правила и, чтобы успеть на ночевку засветло, вскоре пришлось выбираться в поселок. Благодаря помощи Кирилла, знающего здесь все тропинки, в 19:00 мы были уже в центре Рязановского – ничем (не считая многочисленных железнодорожных достопримечательностей) не выдающего одно-двухэтажного рабочего поселка. Теперь время было терять нельзя и, по-быстрому закупив продукты, мы по идеальному асфальту, идущему посреди заболоченного леса, двинулись на восток. И хотя позади уже было более 90 км, усталости не было вовсе и, если бы не приближающийся вечер, то по ощущениям можно было проехать еще километров 50 - как и утром, катилось на редкость легко и непринужденно. Не прошло и 20 минут, как это великолепное шоссе привело нас в Сазоново – тихую одиноко стоящую глухую деревню. Это был последний населенный пункт на сегодня, и тут нашей задачей было набрать воды, так как реки на месте привал не предвиделось, из-за чего были заранее взяты запасы пустых бутылок. Это оказалось не так уж про��то – вначале пришлось долго искать колодец, а потом с помощью неудобного ведра, проливая большую часть воды мимо, наполнять многочисленные емкости. Тем не менее, к 19:30, набрав в общей сложности литров 15 воды, мы двинулись дальше на север в поисках места ночевки. Сразу за селом началось самое интересное – участок “автодороги без покрытия” длиной более 10 км до Середниково. На самом деле никакой автодороги тут нет и в помине, а есть лишь старая колея, по которой уже давно никто не ездит. Тем не менее, было отчетливо видно, что когда-то тут была нормальная дорога с высокой насыпью и кюветами, а то, что от нее сейчас осталось, оказалось вполне проезжим для велосипедов. Единственное, что не радовало - это болота и огромные лужи по сторонам, среди которых встать было малореально. Этот сырой подболоченный лес все не прекращался, и, практически не слезая с велосипедов, мы быстро достигли переезда с однопуткой Кривандино-Рязановка. Но карте тут обозначен о.п. 47 км, однако в реальности нет вообще ничего – только по слегка утоптанной траве можно догадаться, что иногда тут останавливаются поезда и сходят люди. Наверное, это самая глухая платформа (если можно так ее назвать) в Московской области – везде есть по крайне мере низкий настил из плит, а тут – просто ничего! К этому моменту уже приближались сумерки и, полюбовавшись на уходящую узкой просекой в вечерний лес железную дорогу, мы без задержек двинулись дальше. И хотя вскоре местность стала более похожей на мещерскую – стало суше, кое-где появились сосны, однако по прежнему хорошей поляны для лагеря все не попадалось.
Делать было нечего, и, не останавливаясь, под шорох опавших листьев мы быстро докатились до места, обозначенного на карте-километровке как "урочище Великое поле". Никакого поля тут нет, однако есть довольно обширная поляна, где обнаружились остатки каких-то палисадников и прочие свидетельства того, что некогда тут жили люди – наверное, это было много лет назад, когда эта дорога еще была проезжей. Увы, но и здесь встать было проблематично – под ковром из высокой травы всюду скрывались старые тракторные колеи, ставить на которые палатку совершенно не хотелось. В результате пришлось проехать еще немного, и только в 6 км от Сазоново, там, где дорога делает резкий поворот на восток, мы нашли то, что искали – хорошую сухую ровную поляну. Произошло это ровно в 20:00, когда уже сгущались сумерки, и как только были поставлены палатки, тут же резко стемнело и видимость упала до нуля. Впрочем, это было уже не важно, так как у всех были фонари, и вскоре благодаря совместным усилиям уже горел костер, варился ужин и велись традиционные вечерние беседы. После еды было очень приятно немного прогуляться по темному лесу, наслаждаясь тишиной и звездным небом над лесом – тут, вдали от населенных пунктов, оно было гораздо богаче того, что можно увидеть в Москве и вблизи от нее. За этим приятным занятием время незаметно подошло к 11 вечера, а к полуночи все уже разошлись по палаткам. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |