Заключительный день
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Заключительный день


В тексте использованы фотографии Максима Валянского, Владимира Катаржиса и Николая Черкасова

Великий Устюг - Красавино - Приводино - Ядриха - Котлас, 85 км

Карту пути можно посмотреть тут

Итак, в пути мы находились уже ровно две недели, и наступивший последний походный день встретил нас приятным сюрпризом – погода, на протяжении двух последних дней не дававшая повода для оптимизма, сменила вчерашнюю сырость и темноту на периодически проглядывающее солнце. Теперь нас осталось шестеро - Коля еще вчера решил ехать в родную Ухту на десятичасовом поезде из Котласа, и к моменту, когда у нас принято вставать, уже крутил педали в нескольких десятках километров отсюда.

Один из самых красивых устюгских храмов.
Бывшие кельи Михайло-Архангельского монастыря. Обратите внимание на то, как искривлена стена над входом!
Колодец необычного типа, каких немало в городе.

Мы же, не утруждая себя ранними подъемами, отлично выспались в теплых кроватях, а ближе к десяти утра собрались и отправились в город, выглядящий по сравнению со вчерашним днем на порядок привлекательнее. В куполах многочисленных церквей сверкало солнце, на улицах было сухо, поэтому было очень приятно вновь неспешно пройтись среди старинных домов и храмов, стараясь не упустить из виду ничего интересного.

А так как залезать на колокольни в каждом городе, где такое возможно, стало уже нашей доброй традицией, то не нарушили мы ее и в этот раз: поднявшись на 30-метровую высоту, удалось полюбоваться шикарной панорамой города, на которой было очень интересно узнавать все те места, где мы только что ходили и заодно увидеть то, что еще явно стоило посетить.

Несмотря на свою интересную историю и богатое архитектурное наследие, в настоящее время Великий Устюг знаменит прежде всего как “Родина Деда Мороза”, о чем свидетельствуют многочисленные плакаты как в самом городе, так и на всех дорогах, идущих к нему. Этот чисто коммерческий проект имеет большой успех, и, судя по всему, является основным источником здешних доходов, что позволяет этому, еще недавно весьма бедному городку, развиваться в мощный туристический и культурный центр. И хотя до Суздаля или Ростова ему еще очень далеко, тем не менее, прогресс, даже по сравнению с тем, что было 3 года назад, налицо – в центре очень много супермаркетов и банков, кругом идут реставрационные работы, и уже не скажешь, что это – глухая провинция.

Зайдя напоследок на так называемую “Почту Деда Мороза”, где Кирилл отправил этому самому деду письмо своего маленького сына, мы, еще немного побродив по улицам, ближе к полудню возвратились в гостиницу и перед отправлением в путь отлично позавтракали в кафе. И хотя стоило это удовольствие недешево – около 200 рублей с человека, но, как впоследствии оказалось, полученного запаса энергии вполне хватило на 80 км до самого Котласа.

Собираемся в путь...

Ровно к расчетному времени, наступающему, как и во всех гостиницах, в 12 часов дня, все велосипеды и рюкзаки были уже спущены вниз, и, после недолгой стоянки и сборов в дорогу начался последний в этом походе ходовой день. Спешить было некуда, поэтому, перед тем как попрощаться с Великим Устюгом, Антон устроил нам обзорную поездку по городу, в завершение которой мы побывали на том месте, где сливаются Сухона и Юг, образуя могучую Северную Двину. И хотя место это весьма символичное, на мой взгляд, оно явно не стоило того, чтобы ехать через промзоны, а потом еще идти полкилометра пешком, увязая в глубоком песке с многочисленными ракушками. Берега тут низкие и невзрачные, поэтому о том, где Сухона, а где Юг, можно лишь догадываться, взяв в руки карту и сориентировавшись.

Место слияния Сухоны и Юга. Здесь берет начало Северная Двина.

В результате всех этих поездок к тому моменту, когда мы вышли на дорогу, идущую в Котлас, время подходило к двум часам дня, и на наших спидометрах было уже 12 км, накрученных по городу. Ветер по прежнему оставался северным, поэтому примерный план был таков – едем до Приводино (40 км), там обедаем, и в 7-8 вечера прибываем в Котлас.

Поначалу ехать было неприятно - разбитый асфальт и встречный ветер здорово выматывали, заставляя останавливаться каждые 5 км, а непрекращающийся поток машин не давал расслабиться и насладиться лесной тишиной. Казалось, что так будет до самого финиша, однако довольно скоро северный ветер постепенно перешел на западный, горки стали существенно положе, и, набрав крейсерскую скорость, мы шустро покатились вперед.

Любуясь проплывающей мимо красотой, мы даже не заметили, как добрались до первого за 20 км пути придорожного села Васильевское, за которым внимание привлекла странная, явно недавно построенная и в то же время абсолютно пустая дорога, уходящая налево. Как потом выяснилось, это – недостроенная объездная поселка Красавино – довольно большого населенного пункта, растянувшегося на несколько километров, который запомнился самым крутым подъемом на всей трассе. И хотя перепад высот на нем не превышает 40-50 м, уклон тут близок к предельно допустимому, поэтому, чтобы забраться наверх, пришлось изрядно попотеть, с силой налегая на педали на самой низкой передаче. Судя по всему, эта горка трудна и опасна не только для велосипедов – перед ее началом стоит необычный плакат, свидетельствующий, что на этом участке зимой организована “буксировка большегрузного транспорта” – видимо, самостоятельно фуры по гололеду ее одолеть не могут.

Чем дальше мы уезжали от Устюга, тем приятнее становился путь. За Красавино поток машин сильно уменьшился, дорога расширилась и теперь можно было подолгу ехать в пару рядов, лишь изредка перестраиваясь. И хотя по нашему маршруту в Вологодской области сосновые леса встречались очень нечасто, будто на прощание Вологодчина решила порадовать отменными светлыми борами, стеной стоящими вдоль трассы. Быстро катясь по отменному асфальту среди этих шикарных сосняков, сильно напоминающих Рязанскую мещеру, вскоре мы пересекли последнюю областную границу в этом походе, попав в пределы Архангельской области.
 

К этому моменту  настала пора обедать, однако поздний завтрак в Устюге был настолько сытным, что этого решили не делать, а ехать прямиком до Котласа. Как мы попадем в этот город, расположенный на противоположном берегу, до самого последнего момента оставалось загадкой. Было точно известно, что где-то напротив него построен новый автомобильный мост, однако точное его расположение было  неясно. Веря новой карте, где нарисован некий странный мост безо всяких подъездов в 2 к к югу от железнодорожного, я был убежден, что это и есть то, что нам надо. Однако сколько мы ни ехали, ничего похожего в поле зрения не попадалось. Вместо автомобильного моста через десяток километров впереди возникли  характерные очертания железнодорожного, а когда дорога привела к указателю “Ядриха”, то стало ясно, что либо нужный поворот уже позади, либо же автомобильный мост построен севернее.

Верным оказался второй вариант – как водится, картографы нарисовали его “от фонаря”, точно так же, как и недавно построенный Сухонский тракт. Прокатившись с ветерком еще несколько километров, мы попали на перекресток, где от основной дороги на Архангельск ответвляется новая трасса, не оставляющая сомнений, что это и есть дорога к новому мосту, связавшему Котлас с западным берегом Северной Двины.

Таким образом, цель была практически достигнута, и, как водится в таких случаях, было немного грустно, что все подошло к концу. Как всегда, близость конечной точки усиливала желание продолжить начатое и уже начались полусерьезные разговоры о том, чтобы ехать до Архангельска, однако дальше них дело не пошло – ведь у нас уже имелись обратные билеты, да и дома ждали нашего возвращения.

А вот и Северная Двина - одна из главных рек европейского севера России.

Поэтому, насладившись скоростью и попутным ветром на финишной прямой, в начале седьмого мы уже стояли в начале большого моста и фотографировались на фоне указателя с названием реки. Отсюда вся ее широкая долина была как на ладони, представляя собой потрясающее зрелище, словами передать которое невозможно – это нужно видеть!

Все, приехали! Позади - около 1100 км пути.

За созерцанием этих суровых северных красот почему-то сразу вспомнилось, как две недели назад мы точно так же, стоя у Успенского собора во Владимире, любовались текущей внизу Клязьмой и бескрайними лесами – казалось, что это было вчера и даже не верилось, что от того места нас отделяет почти 1100 км. Тем не менее это было именно так – проехав за 15 дней Суздаль и Иваново, Кострому и Плес, Солигалич и Тотьму, а также бесчисленное множество сел и деревень, мы полностью выполнили намеченный план и теперь были у самого финиша.

Под стать всему походу оказалась и удачная последняя ночевка. На вокзале “Котлас – Южный” Кирилл узнал, что тут есть комнаты отдыха, в которые нас согласны принять на ночь. Это было очень кстати – ведь в таком случае мы могли упаковать велосипеды с вечера, а утром просто принести их к поезду. Поэтому пришлось срочно отменять бронь в гостинице, заселяться и идти ужинать в город. И хотя смотреть тут было особо не на что, тем не менее, разбившись на группки, мы до самой темноты ходили по основным улицам, примыкающим к речному и железнодорожному вокзалам, а ближе к 11 легли спать, так как рано утром  нам предстояла посадка на поезд.


Раннее утро на Ярославском вокзале. Еще немного - и мы разъедемся по домам.

Благодаря тому, что ночевали мы на втором этаже вокзала, утро получилось на редкость спокойным. Встав за час до отправления поезда, мы быстро вытащили свою поклажу в зал ожидания, а оттуда – прямиком к вагону, посадка в который прошла без проблем и без обычной для этого суеты.

Ровно по расписанию тепловоз дал гудок, и началась приятная дорога домой под стук колес, ставшая, на мой взгляд, очень неплохим завершением всего мероприятия. Так как ехали мы днем, то удалось вдоволь насмотреться на глухие перегоны линии Коноша – Воркута, полузаброшенные лесные поселки, а когда поезд вышел на архангельский ход – то и на знакомые по путешествию двухлетней давности Ерцево, Вожегу, Пундугу, Харовск – эх, хорошо мы тогда прокатились!

За Вологдой, когда начало темнеть, удалось немного поспать, а ранним утром на следующий день  наш поезд уже прибыл на Ярославский вокзал, где, в точности как и было задумано, и завершилось это замечательное путешествие, ставшее одним из самых непростых и запомнившихся за прошедшее время.

 

-   КОНЕЦ  -



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz