|
|||||||
|
|
Кострома - Сусанино - Охотино, 104 км.Карту пути можно посмотреть тут
После долгой и насыщенной прогулки по городу выспаться в нормальной постели было крайне приятно, и, встав в начале десятого, через час мы уже сдавали номера и вытаскивали велосипеды с рюкзаками на улицу. Как и вчера, утро встретило нас теплом и солнцем, за ночь ветер переменился на очень подходящий для нас юго-восточный, поэтому было решено реализовать план-максимум – до обеда проехать 70 км до Сусанино. Добраться туда нужно было пораньше, чтобы иметь возможность посетить необычный музей подвига Ивана Сусанина, поэтому уже к началу одиннадцатого мы двинулись в центр города, надеясь позавтракать в каком-нибудь кафе.
Однако кафе искать не пришлось – прямо в здании администрации обнаружилась хорошая и на редкость дешевая столовая, где за 50-60 рублей можно было взять и суп, и второе, и чай с хлебом в придачу. Причем, в отличие от более дорогих заведений, где часто приходится ждать выполнения заказа, здесь завтрак занял не более получаса. Перед тем, как покинуть Кострому, по просьбе Максима неспеша заехали к Ипатьевскому монастырю, так как он очень хотел сфотографировать его в свете утреннего солнца. Впрочем, и все остальные были не против полюбоваться видами золотых куполов и мощных стен над водной гладью – подобную красоту можно увидеть нечасто и она явно стоила того, что накрутить лишние несколько километров. Больше в Костроме нам делать было нечего, дорога звала вперед, и уже через 20 минут бодро отсчитывали первые километры трассы, соединяющей областной центр с Сусанино и Буем, которая с самого начала приятно удивила своей пустынностью и практически полным отсутствием машин. Несмотря на близость города, вдоль шоссе здесь много километров подряд расстилаются широкие поля, и только редкие грунтовые повороты говорят о том, что где-то недалеко живут люди. Ехать здесь было одно удовольствие, и, наслаждаясь тишиной и безлюдьем и разгоняясь все быстрее, мы все дальше уносились в глубь необъятной Костромской области. До нашей очередной цели – поселка Сусанино -оставалось еще 60 км, но это расстояние уже не казалось чем-то большим – ведь великая сила ветра на этот раз помогала нам, и по расчетам к обеду мы должны были быть уже на месте.
По мере удаления от Костромы места становились все красивее и вместе с тем холмистее. Трасса, удаляясь от Волги, плавно набирала высоту, и теперь среди неброской равнины все чаще попадались небольшие речки с довольно глубокими долинами, вынуждающие пользоваться самими низкими передачами. После первого же подъема, наши скоростники - Антон с Колей – как обычно очень быстро скрылись за горизонтом, и вскоре мы остались вшестером и дальше поехали вместе, периодически поджидая слегка отстающих Кирилла с Максимом. Тем не менее, даже в таком неспешном режиме благодаря попутному ветру и вчерашнему отдыху темп оставался на редкость высоким, и к двум часам дня нашему взору предстала величественная долина реки Андоба, раскинувшаяся вширь на несколько километров. Пожалуй, это самое красивое место на всем участке от Костромы до Сусанино – нечасто в наших широтах можно встретить подобное величественное и масштабное зрелище, мимо которого трудно проехать равнодушным. И хотя издалека она казалась не слишком глубокой, один лишь вид уходящей вниз узкой полоски шоссе не оставлял сомнений в серьезности здешних перепадов высот. Как обычно, спуск в долину был быстр и стремителен – несмотря на активную работу обоими тормозами, мой велосипед тут легко разгонялся до 45 км/час, а за мостом через речку началась изнуряющий подъем, растянувшийся на пару километров. И хотя влезть в него не составило особого труда, тем не менее за ним была устроена длительная остановка – ведь к этому моменту позади осталось более 50 км, пройденных практически без перерыва. Тем более, что догнать Антона с Колей шансов у нас не было, да и это не требовалось – ведь в сусанинский музей мы успевали при любом раскладе. Поэтому приятный отдых на травке растянулся на добрые полчаса, а еще через минут 40 приятная пустынная дорога вывела нас в широкую долину, на противоположном краю которой виднелось большое скопление домов и едва различимая церковь. Поначалу я не понял, что это и есть Сусанино – казалось, что до него еще минимум 5 км, однако беглый взгляд на карту подтвердил, что мы почти у цели. Только вот добраться до нее оказалось не так просто, так как вопреки карте съезд с трассы обнаружился лишь далеко за поселком, в конце длинного и крутого подъема. На перекрестке нас ждали Коля и Антоном, которые прибыли сюда более часа назад (эти гонщики пролетели все 70 км от Костромы практически без остановок!), и, поделившись впечатлениями, мы все вместе двинулись в центр поселка, надеясь посетить музей подвига И. Сусанина, ради которого собственно мы сюда и ехали.
Найти его не составило труда – он размещен в Воскресенской церкви, что мы видели с дороги. Несмотря на свое название, по сути это нормальный краеведческий музей с довольно стандартной экспозицией – предметы быта, оружие разных эпох, многочисленные документы. О временах Ивана Сусанина здесь напоминает немногое, что впрочем, и понятно – с тех далеких пор мало что сохранилось, за исключением народных преданий да проржавевших мечей, найденных на болоте и якобы принадлежавших полякам-интервентам.
Однако из бесед с местным экскурсоводом удалось узнать немало интересного. Оказывается, вопреки распространенной легенде, судя по всему Сусанин и заведенные им в болота поляки не утонули в трясине. Все было несколько иначе – он просто задержал отряд интервентов, направив их в непроходимые дебри, а сам каким-то образом вернулся в родное село, расположенное неподалеку. Этого оказалось достаточным, чтобы спасти Михаила Романова от гибели, но Сусанина поляки все-таки потом нашли и казнили. Где точно происходили эти события, сейчас точно установить уже невозможно, но то болото, называемое Исуповским, существует до сих пор. Причем оно настолько топкое, что там и в наши дни пропадают люди, а зимой оно практически не замерзает – удивительное явление, особенно для этих холмистых и сухих мест. Помимо этого интересного музея, Сусанино запомнилось красотой окружающей местности. Особенно захватывающий вид открывается, если немного отойти от церкви к началу обрыва – отсюда на много километров просматривается глубокая долину Воложницы, далекие холмы и петляющая между ними дорога, по которой мы совсем недавно ехали. Все-таки недаром эти места так любил Саврасов, написавший здесь свои знаменитые “Грачи прилетели”!
За неспешной прогулкой время незаметно подошло к 16:30 и настала пора подумать об обеде и планах на вечер. Общепит в этой глухомани отсутствовал как класс, поэтому пришлось просто купить продуктов и двигаться дальше, рассчитывая пообедать километров в 10 отсюда. Однако в итоге привал был устроен сразу за выездом из поселка - завидев грандиозный подъем из долины Шачи, большинство из нас однозначно решило, что штурмовать его будет явно лучше на сытый желудок. После часового отдыха и сытного обеда, из традиционного набора хлеба, колбасы и ананасового компота ехать стало гораздо веселее. Немного потрудившись на подъеме и набрав 60 метров высоты, мы вскоре покинули шоссе и по тихому деревенскому асфальту устремились на восток, а затем через Домнино и Перевоз выбрались на местную дорогу, соединяющую Буйскую и Галичскую трассы. И хотя я ожидал, что она будет грейдером, в реальности тут оказалась настоящая мечта велотуриста - первоклассный асфальт с полным отсутствием трафика, узкой лентой петляющий посреди красивых полей. Судя по карте, теперь наш путь пролегал по самому краю огромного Исуповского болота, и вскоре представилась возможность увидеть это уникальное природное образование вблизи – свернув у деревянного указателя с надписью “место подвига” направо, мы выехали к памятному камню, от которого открывается потрясающая панорама. Подобных зрелищ еще не приходилось видеть нигде - огромное болото, лежащее метров на 50 ниже окружающей местности, зеленым ковром уходит вдаль до самого горизонта, растущие внизу березки кажутся мелкими кустами, и вся эта необъятная ширь красиво подсвечена вечерним солнцем. Смотря на эту завораживающую красоту и обрывистые склоны, невольно задаешься вопросом – неужели поляки не видели, куда ведет их Сусанин? Увы, ответить на это, как и на многое другое, связанное с теми далекими событиями, уже невозможно…
Вдоволь насмотревшись этих красот, через полчаса мы неспешно двинулись дальше, надеясь встать на ночлег в 10 км отсюда на речке Шача. Несмотря на приближающийся вечер, было по-прежнему тепло и солнечно, а красивая безлюдная дорога и периодически показывающиеся справа виды на болото вновь радовали глаз и делали езду на редкость приятной. Казалось, что такая идиллия будет продолжаться до Первушино, однако на перекрестке дорог за Зубово асфальт внезапно закончился, уступив место узкому и довольно тряскому грейдеру. Разумеется, скорость тут же резко упала, однако наша цель была уже близка – не прошло и 10 минут, как впереди показался длинный и прямой спуск в долину Шачи, издалека выглядящую вполне симпатично. Однако, подъехав поближе, пришлось еще раз убедиться в незыблемости правила о том, что хорошие места под вечер нам не попадаются – встать среди здешних кустов и кочек было практически нереально.
Потеряв не менее получаса на безрезультатные поиски, в итоге мы двинулись дальше и вскоре нас ждал очередной сюрприз - сразу за Исаево дорога, вопреки карте, повернула куда-то южнее и устремилась в глухие заболоченные леса. Между тем уже надвигались сумерки, вдоль дороги стелился вечерний туман, и надежда на хорошую ночевку становилась с каждым километров все призрачнее. Однако в итоге нам повезло – уже в полумраке, когда время подошло к 10 вечера, прямо у дороги обнаружился небольшой сосновый лес с поляной и старым кострищем. К сожалению, воды поблизости не наблюдалось, и, чтобы решить эту проблему, неутомимый Коля налегке съездил вперед и вскоре вернулся с несколькими полными двухлитровыми бутылками, набранными в ближайшей деревне Охотино. Вскоре начались обычные вечерние дела – костер, ужин и традиционные разговоры о впечатлениях от прошедшего дня. А так как несмотря на поздний час и кромешную темноту вокруг, спать особо не хотелось, мы еще долго бродили по темной дороге, наслаждаясь лесной тишиной и видом звездного неба, где над горизонтом периодически просматривались странные вспышки, причина которых оставалась неизвестной. Не знаю как другим, но для меня этот день оказался одним из самых лучших за весь поход, прежде всего за счет разнообразия
дорог и множества интересных мест по пути. Несмотря на непростой рельеф, всего было пройдено около 105 км, и очень радовало также то, что мы снова
обгоняли намеченный график, и теперь были примерно в 50 км дальше “планового” места стоянки. Как показали события следующих дней, это
обстоятельство сыграло решающую роль в том, что путешествие завершилось в срок - ведь основные трудности были у нас еще впереди.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |