День седьмой
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День седьмой


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

Осташков - Рогожа - Жданово - р. Озерец, 80 км

Карту пути можно посмотреть тут

Куда бы нам теперь поехать??? (Антон изучает путеводитель)
Вид на Селигер с городской набережной. Снова прохладно и пасмурно...

Ночь в гостинице прошла великолепно - выспавшись в мягких постелях и не думая о том, что творится на улице, мы встали лишь в половине десятого, так как встреча с Антоном с Костей была назначена на 11:30, а без них мы договорились никуда не уезжать. Несмотря на то, что до города им было ехать 25 км, прибыли они вовремя, и, поделившись впечатлениями, мы все вместе двинулись в сторону набережной Селигера.

Осташков, несмотря на свое не слишком большое внешнее отличие от других провинциальных городков, производит довольно приятное впечатление – все-таки, популярность здешних мест среди туристов  дает о себе знать. Тут довольно много рекламы, точек общепита и прочих признаков цивилизации; чувствуется, что город активно развивается и благоустраивается. Присмотрев одну из многочисленных закусочных  у набережной, мы позавтракали, а потом под предводительством Антона, у которого был путеводитель, поехали кататься по городу, останавливаясь у наиболее значимых и красивых мест.

Первым таким местом стал речной вокзал, куда мы зашли, чтобы узнать о маршрутах местных судов. К сожалению, ситуация с водным сообщением, как и везде в подобных местах, неважная – из всего многообразия маршрутов, некогда охватывающих практически все плесы Селигера, нынче остались лишь экскурсионные поездки в Нилову Пустынь. Регулярные рейсы на Полново, Залучье и другие отдаленные прибрежные поселки больше в расписании не значатся, а о том, что они когда-то были, свидетельствуют лишь старые схемы, оставшиеся с советских времен.  

Бывшая городская ратуша, а ныне обычный жилой дом постройки 18 века
Воскресенская церковь - сейчас здесь краеведческий музей.

В течение последующих нескольких часов мы неспешно ездили по улицам этого старинного города, периодически выходя на набережную Селигера. Не знаю как другим, но мне показалось, что именно озеро и есть главная здешняя достопримечательность – все остальное не производит большого впечатления, особенно после того, как побывал в Ниловой пустыни.

В результате этих блужданий мы прибыли к краеведческому музею, расположенному в одной из церквей в северной части города. Сам музей ничего особенного собой не представляет – практически все то же самое нам доводилось видеть не раз в других местах, гораздо более интересно оказалось подняться на стоящую рядом колокольню. И хотя погода в тот день вновь не радовала нас солнцем и хорошей видимостью, на прощание с этими местами вновь удалось с высоты полюбоваться великолепными видами на озеро и на соседний остров Кличен, покрытый лесом. Рядом с музеем обнаружилось еще одна местная достопримечательность – самое старое в городе гражданское здание. Построенное в начале 18 века, оно когда-то было ратушей, а теперь, несмотря на свой почтенный возраст, служит обыкновенным жилым домом, очень необычно смотрящемся среди соседних деревянных изб. 

Виды с колокольни на озеро и на остров Кличен (на снимке слева).

Завершилась наша велоэкскурсия поездкой на самый север города, где на узком мысу, вдающемся в озеро, располагается Житенный монастырь. Прокатившись вокруг него и в последний раз полюбовавшись живописными виды на водные просторы, открывающиеся отсюда во все стороны, мы неспешно тронулись в обратный путь - время подходило к часу дня, а до вечера по плану нам нужно было еще проехать километров 70-80. Вскоре мимо промелькнула гостиница, за ней – ресторан “Ашхен”, где мы вчера ужинали, а еще через несколько километров петляющая дорога привела нас к выезду из города у моста через Селижаровский плес. За ним вскоре последовал еще один мост – на этот раз через железнодорожную ветку, с которого удалось рассмотреть, что здесь, как и на участке Фирово - Черный Дор, также есть насыпь под второй путь и хорошая тропинка вдоль рельсов. А, стало быть, не выбираясь на асфальт, отсюда вполне реально доехать до Фирово, а, может быть, и до самого Бологого – вот бы было интересно!

Однако на этот раз наш путь лежал в другую сторону – на юго-восток, в направлении родной столицы. И хотя изначально от Осташкова планировалось ехать известным маршрутом через Ельцы, Луковниково и Старицу, который мы разведали еще 4 года назад, тем не менее сегодняшний южный ветер отчетливо давал понять, что это будет далеко не оптимальным вариантом. Его силу мы почувствовали сразу после выезда из города, а так как дорога в сторону Ржева идет в основном по открытым местам, то это обещало неслабый “мордодуй” до самой ночевки. Поэтому пришлось вспомнить о запасном варианте пути – по трассе А-111 на восток до Кувшиново, а далее через Ранцево по “автодороге без покрытия” в сторону Орешек. То, что эта странно выглядящая на карте длинная прямая дорога действительно существует, я знал и давно хотел там проехать, а это был очень подходящий случай, чтобы осуществить эти планы.

Вскоре пригороды Осташкова остались позади, и потянулись первые километры трассы А-111, где дорога плавно петляет посреди леса. Эти места мне были уже знакомы – именно тут 4 года назад мы проезжали, направляясь в Петербург, и, глядя на стройные боры вдоль трассы, я все вспоминал детали того давнего похода, ставшего одним из самых разнообразных и насыщенных путешествий с моим участием. Как и тогда, тут было очень красиво, только вот встречный ветер не давал насладиться всем этим великолепием, непрестанно свистя в ушах и не позволяя разогнаться. В результате, порядком устав от мордодуя, в селе Рогожа мы устроили первую на сегодня остановку, во время которой желающие, в том числе и я, зашли в местный музей природы Селигерского края и посмотрели на чучела зверей и птиц, обитающих в этих краях.

И вновь впереди дождевой фронт... (трасса А-111 перед Жданово)

К этому моменту сомнений в правильности пути через Кувшиново не осталось, поэтому на знакомой развилке трасс из Ржева и Торжка мы, даже не замедлив хода, без колебаний двинулись прямо, навстречу волнующей неизвестности. Приятные последствия этого решения не заставили себя ждать – начиная с этого ме трасса плавно загибается на север, поэтому ветер из встречно-бокового вскоре стал просто боковым, а затем и попутно-боковым. Ехать стало гораздо веселее и приятнее, и, разгоняясь все быстрее, мы бодро покатили по этой довольно широкому и приятному шоссе, проложенному в стороне от населенных пунктов посреди нескончаемых лесов. Несмотря на областное значение дороги, трафик в этот час был довольно мал, поэтому можно было позволить себе ехать в пару-тройку рядов, перестраиваясь лишь при приближении очередной попутной машины.

В общем, все шло очень неплохо, только было похоже, что это ненадолго – судя по тучам впереди, переменчивая майская погода вновь готовила нам испытание дождем, что, признаться, уже откровенно достало. К счастью, на этот раз фронт приближался очень медленно, поэтому до Жданово – первого большого села на всем пути – удалось доехать посуху. А так как это практически единственное место на трассе до самого Кувшиново, где есть магазины, то по общему желанию было решено съехать с дороги и купить продуктов, те более что время приближалось к 16:00 и скоро нужно было устраивать обед. Особенно привал был необходим Косте с Антоном – они к этому моменту накрутили уже более 60 км, поэтому, отъехав от Жданово пару километров вперед, мы присмотрели симпатичный лесок у обочины, расстелили скатерть и расположились на заслуженный отдых.

После обеда вдоль трассы вновь нескончаемой стеной потянулся унылый и слегка заболоченный лес, и лишь редкие грунтовые повороты на деревни говорили о том, что и в этой глухомани еще кто-то живет. Вдоль самой дороги не было ни души – даже единственная придорожная деревня Петровское оказалась лишь десятком заколоченных и заброшенных домиков, многие из которых уже почернели от времени. Ехать среди этих просторов   было очень приятно и легко, и казалось, что  так ничего не стоит докатиться хоть до Торжка, однако погода, не дающая расслабиться ни на день, вновь  напомнила о себе мелкой моросью, плавно перешедшей в затяжной и противный дождь. Укрыться от него было негде и незачем, поэтому ничего не оставалось делать, как вновь надеть плащи и, рассекая колесами лужи, двигаться дальше, надеясь побыстрее выехать из под тучи.

Дорога после дождя.

Но по быстрому проскочить не вышло – дождь, то стихая то усиливаясь вновь, шел почти целый час, в течение которого мы неспеша преодолели самый глухой участок трассы и добрались до Ключей - первого  населенного пункта за 20 с лишним километров . В отличие от Петровского, эта затерянная посреди леса деревенька вполне жилая, и тут даже есть автобусная остановка, под крышей которой было очень неплохо отдохнуть и обсохнуть после длинного перегона.

Впрочем, по сравнению с тем кошмаром, что было во второй день похода перед Боровичами, сегодняшние приключения казались мелочью. Тем более, что пока мы стояли и отдыхали, дождь постепенно стих, стало теплее и подул легкий попутный ветерок, с помощью которого дальше покатилось еще легче и непринужденнее. Не снижая темпа ниже 20 км/час и  совершенно не напрягаясь, мы  быстро приближались к Кувшиново, а когда до него осталось около 7 км, и впереди показался поворот на Озерецкое, слева от дороги обнаружился приятный лесок у ручья, очень подходящий для ночевки. И хотя время было еще раннее и в принципе ничто не мешало  проехать еще десяток-другой километров, после традиционного спора о каче����ве места решили ночевать прямо тут, тем е что Володя в этот вечер чувствовал  себя неважно, да и шансов найти что-то лучшее посреди этой сырости было немного. 

Несмотря на утренние задержки в Осташкове,  на этот раз приезд получился на редкость ранним - к началу восьмого все палатки были уже поставлены, разгорался костер и слышался приятный звук гремящих канов. Спешить было некуда, и, расслабившись после сытного ужина,  мы еще долго сидели у огня, греясь сами и высушивая намокшую за день одежду - ведь было похоже, что сегодняшний дождь  явно не последний.

Таким образом, несмотря на погоду, все шло по планудень вновь получился удачным во всех смыслах, а назавтра нам предстоял самый трудный и непредсказуемый участок пути, от успеха прохождения которого зависело, сможем ли мы добраться до Волоколамска к 10 мая или же придется сокращать маршрут. Не знаю как другим, но после всего того, что нам довелось испытать, мне казалось, что это вполне в наших силах, а уверенность – это очень важный фактор в подобных ситуациях.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz