День первый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День первый


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса

ст. Решетниково -  Гологузово - Тургиново - Ферязкино - Микулино - р. Русса, 100 км. Карты пути здесь.

Несмотря на то, что маршрут был оговорен заранее, тем не менее, сомнения в оптимальности принятого решения стартовать из Твери занимали меня весь пятничный вечер. Очень не хотелось вначале ехать два с половиной часа в электричке, а затем крутить педали 40 км по малоинтересному шоссе на Тургиново, поэтому в какой-то момент я решил, что гораздо лучше  начать путь из Решетниково, откуда до заповедника уже рукой подать. По дороге на вокзал хорошо ощутимый восточный ветерок только укрепил уверенность в правильности этого решения – ведь нет ничего приятнее езды по равнине с попутным ветром, а в случае старта из Твери он обещал нам быть лишь боковым, да и горки там ожидались неслабые.


Подъехав к месту сбора, я был приятно удивлен количеством народа, желающего ехать с нами. И хотя накануне вечером звонило мне от силы человек 5, тем не менее у касс собралась уже внушительных размеров группа, в основном состоящая из хорошо знакомых мне людей. Участники все прибывали, и в итоге собралась команда из 13 велосипедистов - практически столько же, сколько иной раз приезжает в однодневки. Разместиться в полном вагоне тверской электрички труда не составило, и вскоре наша большая команда уже ехала к далекой станции Решетниково. Несмотря на не слишком радостные прогнозы погоды, эта дальняя окраина Подмосковья встретила нас мягким теплом и солнцем, что в сочетании с силами атмосферы, ощутимо помогавшим двигаться вперед, создавало просто идеальные условия для спокойной и размеренной езды.

Как всегда, дорога местного значения, идущая отсюда на запад, оказалась на редкость тихой и безлюдной – машины встречались здесь раз в 5-10 минут, поэтому можно было спокойно катиться в несколько рядов, занимая половину проезжей части. Не прошло и 10 минут, как позади остался знакомый поворот на Саньково, и шоссе, плавно петляя, устремилось в глухомань, за каждым поворотом открывая красивые виды ярко-зеленого летнего леса, глухой стеной подступающего к обочинам. И хотя это еще не заповедник, тем не менее его близость ощущается и здесь – местность в этих краях на редкость красивая, и даже многочисленные придорожные деревни сохранили свой первозданный вид и не успели обрасти коттеджами.

На "перелаз" из Гологузово в заповедник

Благодаря тишине и отменному асфальту ехать тут было одно удовольствие, и, разгоняясь все быстрее, мы стремительно уносились на запад навстречу завидовским лесам, раскинувшимся по берегам Ламы и Шоши. В принципе, чтобы попасть туда, можно было и не сворачивать с этой дороги, однако показываться охранникам  на кордоне в Бортницах совершенно не хотелось, поэтому, следуя первоначальному замыслу, в Гологузово пришлось покинуть асфальт и двинуться на запад по полевой грунтовке, надеясь выйти на начало одной из дорог внутри заповедника.

Поначалу этот “перелаз” не внушал опасений – прямо куда нам было надо шла неплохая дорога с остатками насыпи. Однако по мере удаления от села становилось все мокрее и грязнее, а когда мы вошли в лес, тут же появились лужи и жуткое количество комаров, которые безбожно кусали во все открытые части тела. О езде тут и речи быть не могло, а когда вдобавок ко всем неприятностям в ботинках захлюпала вода, то начали закрадываться сомнения – а правильно ли мы поступили, сунувшись в эти непролазные лесные дебри?

Тем не менее, отступать было некуда, и, ежесекундно отмахиваясь от комаров и стараясь обходить особо грязные участки, мы упрямо шли вперед по этой заброшенной лесной тропе, тянущейся вдоль старых столбов. И эти усилия были вскоре вознаграждены - когда терпение было уже на исходе, впереди показался просвет, за которым мы увидели то, во что трудно было поверить: аккуратная полянка, прямо от которой начинается великолепная асфальтовая дорога, стрелой убегающая в лесные дали.

Ну разве где еще найдешь такую благодать?

Один только вид этого настоящего рая для велосипедистов заставил быстро забыть о грязи, лужах и комарах, и, слегка передохнув, мы быстро помчались на запад, наслаждаясь лесной прохладой и звенящей тишиной, нарушаемой лишь мерными звуками катящихся велосипедов. Словами трудно передать все удовольствие от езды по завидовским дорожкам – где еще найдешь столько километров зеркального асфальта без единой машины, да еще идущего посреди красивого хвойного леса? Впечатления усиливал неизменный попутный ветер, превращающий движение в некое подобие полета, когда скорость достигается без единого усилия, и кажется, что так можно ехать много часов подряд.

В точности в соответствии с картой, через 3 км наша дорога пересекла главную здешнюю “магистраль”, идущую от Бортниц в Козлово. И хотя выезды на нее прикрыты шлагбаумами, и мне доводилось неоднократно слышать о том, что тут бывали случаи, когда охрана задерживала велосипедистов, нами никто не заинтересовался, и вскоре стремительная езда по зеркальному асфальту продолжилась.  

Хорошо катиться по завидовким дорожкам!

Здесь, в центральной части заповедника, попадалось немало интересного. Большие муравейники с заботливо изготовленными изгородями, красивые регулярные посадки, странные дороги, идущие непонятно куда – все это говорит о том, что места тут далеко не обычные. Особенно запомнились площадки для так называемой охоты, выглядящие следующим образом – ровная поляна с кормушками, пара стенок с прорезями для ружей горе-охотников и вышка, откуда, вероятно, стреляют в случае, если “клиент” промахнулся. Причем “огневые рубежи” размещены у самой дороги (чтобы можно было стрелять, лишь выйдя из машины), а для стрелков разного роста сделаны вырезы на разной высоте – в общем, все подчинено тому, чтобы убить беззащитного кабана можно было с максимальным комфортом.

Вопреки большинству карт, где эта дорога нарисована обрывающейся напротив Дмитрово, отменный асфальт тут не закончился, а, круто повернув направо, как ни в чем не бывало пошел дальше куда-то на северо-восток. Поэтому, продолжая наслаждаться шикарным завидовскими дорожками, мы в итоге описали неслабую петлю и выскочили из леса лишь у окраины Дорино.

Зашивка разорвавшейся покрышки.

Все было просто замечательно, однако вскоре тишину нарушил резкий хлопок, и стало ясно, что у нас серьезное ЧП - у Антона произошел разрыв шины по корду. К сожалению, запаски в группе не было, поэтому поначалу это казалось неисправимым, и уже начались разговоры об эвакуации на автотранспорте, однако вскоре у Лены Ребровой нашлись и нитки, и иголка, и начался увлекательный процесс зашивания покрышки. В результате не прошло и получаса, как благодаря слаженным действиям все было исправлено, и вскоре вновь под колесами шуршал асфальт и плыли роскошные пейзажи долины Ламы.

Вопреки всем ожиданиям, дорога через мост в сторону Тургиново оказалась столь качественным грейдером, каких мне еще видеть не доводилось – тут почти нет ни ям, ни щебенки и можно спокойно держать вполне “асфальтовый” темп, нисколько не напрягаясь. К сожалению, длилось это удовольствие относительно недолго, и, пройдя через большой заболоченный лес, эта необычная дорога вскоре привела нас в Селино, где началась традиционная для подобных мест “стиральная доска” и многочисленные ямы, обильно присыпанные песком и камнями. 

Какой же поход без обеденного привала?

Время между тем уже приближалось к двум часам дня, и настала пора вспомнить о том, что хорошо бы подкрепиться, тем более что половина пути на сегодня была уже позади. Но после беглого взгляда на карту стало очевидно, что магазинов по пути не предвидится, поэтому единственный вариант устроить нормальный привал – это сделать радиалку в Тургиново, там затариться, а затем встать где-нибудь на берегу Шоши недалеко от дороги на Ферязкино.

Так мы и поступили. Накупив всяческих продуктов и заодно отдохнув, мы без труда нашли нужную дорогу и по тихому деревенскому асфальту быстро поехали на запад. И хотя дорога шла все время параллельно долине Шоши, искать место пришлось довольно долго - лишь через 8 км за Головачево обнаружился небольшой хвойный лесок и симпатичная полянка у самой воды, где и решено было становиться.

Из-за теплой погоды и общего нежелания заниматься чем-либо, кроме отдыха, костер разводить не стали, а просто поели бутербродов, попили сока, а потом еще долго сидели на мягкой лесной траве и беседовали на разные отвлеченные темы. Спешить было некуда, поэтому привал растянулся более чем на два часа, и лишь в начале шестого пришлось сделать над собой легкое усилие, и, неспешно собравшись, продолжить путь.

Старинные здания в Ферязкино - свидетели былых богатых времен.

Последующие 20 км до Микулино вдоль Шоши, стали, пожалуй, самым приятным участком сегодняшнего пути. По мере продвижения на запад пейзажи становились с каждым километром все живописнее, а когда за мостом через Лобь асфальт закончился и начался отменный грейдер, то все вообще стало прекрасно и необычно.

Не прошло и получаса, как мы уже были в Ферязкино, где внимание привлекли многочисленные старинные каменные дома, свидетельствующие о богатом прошлом этих мест. Сейчас же это – небольшое село с ясно различимыми признаками запустения, стоящее среди удивительно красивых мест, между берегом Шоши и роскошными сосновыми лесами. Увы, но грейдер тут закончился, а дальше в разные стороны разбегались многочисленные проселки, найти среди которых нужный нам удалось лишь со второго раза, да и то не без помощи GPS-приемника Георгия.

Грунтовки вдоль Шоши - наиболее интересный участок похода

Несмотря на потрясающую красоту, эти места, расположенные у самой границы Московской и Тверской областей, поражают своей запущенностью. Первая же деревня на нашем пути – Титово - встретила несколькими полуразрушенными домиками, где давно отключено электричество, заросшей по пояс главной улицей – и все это в каких-то 150 км от Москвы! Немногим лучше картина и в соседнем Ульяново, выбираться отк пришлось по слабонакатанной колее среди заболоченного поля, ибо других дорог в этих богом забытых местах просто нет. И хотя временами тут приходилось идти пешком и бороться с грязью, налипающей на колеса, это совершенно не напрягало и лишь делало наше путешествие более интересным и разнообразным – ведь на то и двухдневка, чтобы побывать в подобных краях! Тем более, что трасса Р-90 уже рядом, и не оставалось никаких сомнений, что не пройдет и получаса, как мы уже будем в Микулино. 

Георгий знает, куда надо ехать!
Когда-то тут был мост...

В реальности все оказалось даже проще, чем можно было ожидать - сразу за областной границей у Боборыкино внезапно началась щебенка, означающая, что все трудности уже позади. По сравнению с участком от Ферязкино этот тряский грейдер показался верхом дорожного совершенства, а к половине восьмого наша команда, растянувшись на добрый километр, неспешно выезжала на долгожданный асфальт.

К этому моменту за спиной уже было 90 км, и, как это бывает после любого интересного и непростого маршрута, в ногах чувствовалась легкая и в то же время приятная усталость. До планового места ночевки у р. Русса отсюда оставалось не более 10 км, поэтому можно было расслабиться, что мы и сделали. Желающие отправились к древней церкви, оставшейся в Микулино с тех времен, когда тут был богатый и процветающий город, а остальные предпочли духовной пище пищу материальную, заодно закупив продуктов для общего ужина и завтрака.

В результате остановка заняла более получаса, а когда наконец все были в сборе, то, выйдя на финишную прямую, быстро покатились на юг по отличному асфальту, прямой стрелой идущему среди бескрайних лесов. Эти места были мне уже знакомы – именно тут в далеком 2001 году мы начинали свой замечательный вояж до Санкт-Петербурга, и, как это часто бывает, многие неприметные мелочи всплывали в памяти, как будто все было совсем недавно.

Не прошло и получаса, как впереди показалась сотовая вышка в Введенском, а вскоре за ней и знакомый перекресток, где 4 года назад мы сворачивали с трассы для ночевки. Именно на этом месте и планировался сегодняшний привал -  очень хотелось разыскать ту самую поляну, чтобы избавить себя от традиционных поисков места ночевки и сопутствующих им неприятных споров.

Ну и куда мы поедем завтра?

В результате все вышло как нельзя лучше – отъехав с километр от трассы на восток, мы без колебаний свернули на первую же лесную грунтовку к реке и уже через пару минут располагались на широкой поляне с остатками старого кострища. Вскоре среди деревьев вырос целый городок из палаток – на 13 человек их было то ли 11, то 12 штук (!), а еще через полчаса уже пылал большой костер, а в двух больших канах согревалась вода для макарон и чая.

Благодаря раннему приезду и длинному световому дню ужин вышел на редкость приятным и неторопливым, а после традиционных двух-трех кружек горячего сладкого чая мы еще долго сидели у костра, наслаждаясь лесной тишиной и вечерней прохладой. Эх, как же было здорово, никуда не торопясь, отдохнуть на природе, попутно вспоминая события четырехлетней давности – все-таки очень неплохо иногда вновь приезжать в знакомые места!

За этими неспешным беседам и воспоминаниями время пролетело быстро и незаметно, а когда ближе к 11 вечера начало темнеть, народ постепенно стал расходиться по палаткам, чтобы как следует выспаться перед завтрашним днем.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz