День третий
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День третий


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса и Максима Валянского

Клепачи - Ружаны - Мижевичи Слоним - Деревная -р. Исса, 75 км

Карту пути можно посмотреть тут

Поутру в кане обнаружился лед...
Завтрак подан, господа туристы!

Как можно было предположить еще вчера вечером, эта ночевка выдалась самой холодной за все путешествие. Не знаю как другие, но я, несмотря на все одежды, к утру все-таки слегка продрог, а когда вылез из палатки, то увидел впечатляющую картину в виде замерзшей на несколько миллиметров воды в кане.

Впрочем, утро оказалось ненамного теплее ночи – судя по всему, температура была околонулевой, а холодный северный ветер, все не прекращался, что не сулило ничего хорошего. Однако настроение у народа было по прежнему бодрое и оптимистичное, и не успели все вылезти из палаток, как благодаря Коле, Нине и Татьяне уже горел большой костер, нарезались бутерброды для завтрака и варилась традиционная каша. И хотя на сегодня по плану предстояло проехать не более 80 км, что после вчерашней сотни казалось сущим пустяком, сидеть тут без толку и мерзнуть смысла не было, так что уже к 10 утра мы, по быстрому сложив вещи, неспешно катились по грейдеру в сторону трассы Р-85.

Знакомое шоссе, по которому прошел почти весь вчерашний путь, встретило нас типичными атрибутами белорусских дорог – хорошим асфальтом и минимумом машин. Одно не радовало - это холод и ветер, ставший за ночь еще более встречным и порывистым, из-за чего сильно мерзли руки и лица, а скорость даже на спусках не поднималась выше 20 км/час. Как и вчера, выстроившись в длинную колонну, мы неспешно двигались оставляли позади километр за километром, и довольно скоро впереди показался большой поселок, среди домов которого четко угадывались очертания чего-то необычного и явно старинного.

Бывший дворец Сапегов в Ружана�� - масштабное и величественное зрелище.
Внутри развалин.
Все, что осталось от въездных ворот (брамы)

Это был симпатичный городок Ружаны, знаменитый прежде всего находящимся тут дворцом династии Сапегов, построенном в начале 18 века. Стоящее на большом возвышении, это уникальное сооружение видно за несколько километров, а вблизи производит колоссальное впечатление. Бывший парадный въезд, длинные ажурные аркады, образующие большой круг, остатки главного здания – все это, несмотря на довольно плачевное нынешнее состояние, смотрится очень эффектно. Для большинства из нас подобное было в диковинку, поэтому, поставив велосипеды у входа, мы долго ходили вдоль старых стен, лазили по бывшим комнатам и подвалам некогда роскошного дворца и любовались видами, открывавшимися отсюда на округу. К сожалению, время и прошедшие две войны не пощадили этот ансамбль, и о том, что тут было раньше, можно было только догадываться. Не оказалось в Ружанах и музея, где бы можно было бы поподробнее узнать об истории здешних мест, поэтому, вдоволь насмотревшись на впечатляющие руины и облазив все, что можно, ближе к полудню мы устроили традиционный большой перекус у магазина, а затем неспеша двинулись в сторону Слонима.

Едва город остался позади, как началась ставшая уже привычной картина – манящее вдаль прямое шоссе до горизонта, леса и тишина, нарушаемая лишь свистом ветра да редкими машинами. Поначалу наш путь лежал через северную часть Ружанской пущи, которая, как и основная южная, представляет собой сплошные сосновые боры, благодаря которым ехать было очень приятно и сравнительно легко.

Первая остановка где-то в 10 км после Ружан
Отдыхаем от борьбы с ветром...

Однако едва дорога покинула пределы Брестской области и вошла в Гродненскую, как это удовольствие закончилось. Леса сменились широкими полями, где уже ничто не защищало нас от ветра, порой буквально сдувающего в сторону и отбрасывающего на обочину. В такой ситуации не помогала даже езда на колесе друг у друга, так что каждому приходилось бороться с силами атмосферы практически в одиночку, из-за чего довольно компактная до этого группа вновь постепенно растягивалась. Радовало лишь то, что за сегодня проехать нам нужно было не так уж много, и что за Слонимом вновь будут леса и мордодуй прекратится.

Впрочем, от Слонима нас отделяло довольно солидная дистанция, и чтобы ее одолеть, пришлось слегка попотеть как в прямом, так и в переносном смыслах. За 40 минут прокрутив очередные 10 км  до большого села Мижевичи, мы долго отдыхали на хорошо защищающей от ветра остановки, а затем все началось по новой – холод, свист в ушах и уходящая вдаль прямая однообразная трасса. Все это сильно напоминало события годичной давности, когда мы точно так же наперекор ветрам ехали по дорогам Смоленской области к Москве. Но на этот раз все-таки было легче, ибо рельеф, в отличие от Смоленщины, тут все же плоский, а ветер, по счастью, дул не совсем в лицо.

И хотя сильной усталости и “забитости” мышц не ощущалось, средняя скорость на этому участке не превышала 16-17 км/час, а еще через полчаса, когда замыкающие скрылись из виду, пришлось останавливаться вновь, чтобы дать всем отдохнуть и набраться сил. В результате в Слоним мы попали лишь в начале четвертого, и первым же делом отправились на поиски общепита, ибо подкрепиться и выпить чего-нибудь горячего после трудной дороги было крайне необходимо.

Благодаря наводке местных найти неплохую столовую удалось без труда. Цены в ней приятно удивили – за плотный обед из супа и двух порций вторых блюд пришлось выложить в пересчете на наши деньги где-то 70-80 рублей, причем все было достаточно качественным и вкусным. А так как обедать пришлось в два захода, то за время стоянки мы с Татьяной мы обошли окрестные магазины и купили все необходимое для ужина и завтрашнего завтрака.

Единственное, с чем возникли проблемы – это, как ни странно, с нормальной тушенкой. Удивительно, но продающая чуть ли практически в каждом московском магазине отличная продукция местного мясокомбината, здесь была представлена лишь всевозможными “завтраками туриста” c добавками муки, овощей и круп. Причем подобное, как выяснилось впоследствии, наблюдается повсеместно - видимо, основная масса здешней “гостовской” тушенки вывозится в Россию, поэтому найти ее в продаже не так-то просто.

Фарный костел Святого Андрея в Слониме: снаружи и изнутри.

В целом Слоним произвел очень приятное впечатление. Как и в Пружанах, тут весьма чисто и симпатично, а большое количество колоритных старинных жилых домов своеобразной архитектуры придают городу определенную самобытность. Неспеша покатавшись по центру и пофотографировав наиболее красивые места и строения, мы двинулись к музею, но тот оказался закрытым по случаю праздника. Поэтому ничего не оставалось, как, взглянув на симпатичную карту города, постепенно двигаться на выезд в северо-восточном направлении.

Вскоре позади остался мост через широкую и полноводную реку Щару, за которой внимание привлек высокий белоснежный костел святого Андрея, своим видом чем-то напомнивший Софийский собор в Полоцке. Удивительно, но войти туда можно было совершенно свободно, чем мы и воспользовались, долго и с интересом разглядывая богатое убранство этого необычного храма и поражаясь здешней акустике.

На этом краткое знакомство со Слонимом завершилось. Миновав железнодорожный переезд и напоследок посетив магазин на окраине города, мы двинулись на северо-восток по тихой дорожке, идущей через большой лесной массив. И хотя я опасался, что тут будет грейдер или песок, было крайне приятно убедиться, что в Белоруссии и сугубо местные дороги не уступают в качестве магистралям. На всем протяжении тут был практически идеальный асфальт, что в сочетании с полным отсутствием движения и леса, подступающего к обочинам, создавало все условия для наслаждения спокойной ездой, столь приятной в вечернее время. Тем более, что к этому моменту ветер практически стих и теперь уже ничто не свистело в ушах и не мешало движению..

Лена и Оля

Преодолев длинный подъем из долины Щары, мы почти 10 км неспешно и равномерно катились среди прекрасных сосновых боров, изредка замедляя ход, чтобы подождать слегка отстающего Сергея. Будь такая возможность, за сегодня по такой чудной дороге можно было легко проехать еще и 20 и 30 км, однако все хорошее имеет свойство быстро кончаться, и этот участок не стал исключением. Не прошло и 40 минут, как лес расступился, и за длинным пологим спуском мы попали в большую деревню Деревная, стоящую на берегу большого пруда у перекрестка дорог.

Это был своеобразный ключевой пункт всего маршрута – если до этого путь пролегал по очевидным и однозначным дорогам, то дальше, чтобы попасть в Новогрудок, было много путей, о качестве которых оставалось только догадываться. Расспросы местного мужика на телеге  прояснили ситуацию ишь отчасти – будучи несколько нетрезвым, он долго и путано объяснял что и как, из чего удалось лишь понять, что по кратчайшему пути через Роготну и Дворец асфальта почти не будет. А так как судя по карте хорошие места привала там тоже отсутствовали, то, посовещавшись, решили не искать себе приключений, а просто ехать на плановое место стоянки у р. Исса, протекающей в 4 км отсюда.

И вновь отличный лес у реки, костер и ужин...

За деревней дорога, как ни в чем не бывало, продолжилась в виде глажкой асфальтовой ленты, оставшеесе расстояние по которой проехалось вмиг. И хотя по карте у реки тут обозначена заболоченная местность и можно было ожидать, что с местом ночевки будут привычнее проблемы, нам опять (и уже в третий раз!) очень повезло. Сразу за мостом в лес пошла накатанная грунтовка, которая очень скоро привела в замечательный сухой лес у самой воды, где было все необходимое для комфортного ночлега. А так как прибыли мы на ночевку весьма рано (в 18:50), то на этот раз можно было расслабиться и не торопиться с постановкой лагеря и костром, что всегда очень приятно. Не менее приятным и запомнившимся оказался и ужин, сваренный Татьяной на этот раз аж в четырех канах и состоящий из целых трех блюд (!) – подобного гастрономического изобилия в походах еще не приходилось видеть ни мне, ни остальным участникам.

В целом, все шло как нельзя лучше – несмотря на непогоду, мы уже третий день ехали точно по плану, при этом успевая нормально посмотреть все по пути, что не могло не радовать и придавало спокойствие и уверенность. Завтрашний же день обещал быть еще интереснее сегодняшнего, ибо впереди нас ждало продолжение неочевидного пути на север и посещение Новогрудка – одного из самых интересных и старинных городов Белоруссии.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz