|
|||||||
|
|
Ночевка на Волге - Васильсурск - Потереево - Козьмодемьянск, 83 км.Карту пути можно посмотреть тут
В длительных путешествиях, приходилось не раз замечать, как по мере прохождения маршрута меняется чувство времени и отношение к расстояниям. Поначалу кажется, что впереди невообразимо длинный путь, ближе к середине начинаешь осознавать, что тысяча километров - это, по большому счету, не так уж и много, а когда путешествие подходит к концу, порой становится жалко, что финиш, еще не так давно казавшийся столь далеким, теперь удивительным образом оказывается совсем рядом. Как это было ни печально, но и наш поход входил в свою заключительную стадию - позади было уже 800 км, но и впереди осталось немало интересного, и прежде всего - холмистый участок пути по правому берегу Волги, который предстояло проехать сегодня. Из-за необходимости успеть на паром к 8:30 утро на это раз получилось весьма нетипичным. Завтракать времени не было, поэтому, пересилив желание поспать и поднявшись рекордно рано по нашим меркам (в 6:40), пришлось в быстром темпе свертывать лагерь и паковать рюкзаки, а уже к половине восьмого мы неспешно катились по широкой дамбе, наслаждаясь приятной утренней прохладой и видами на широкие разливы.
Здешние водные просторы, образованные разливами Волги и Суры, поражают красотой и масштабами, а догадаться о том, что тут не одна река, а целых две, можно лишь глядя на карту. Уходящая почти за горизонт водная гладь, бескрайние поля кругом и виднеющийся вдали грандиозный лесистый холм с едва различимыми очертаниями домов Васильсурска на самой вершине – пожалуй, одно это стоило того, чтобы посетить этот довольно глухой район. С дорогами тут оказалось все неплохо – миновав старый дебаркадер, переделанный в некое увеселительное заведение с названием “Васильсурская слобода”, гр��йдер сменился асфальтом, по которому мы быстро и легко добрались до маленькой пристани. В отличие от Михайло����сого, желающих воспользоваться переправой тут было существенно больше, однако в итоге места на корабле удивительным образом хватило всем, и, отчалив точно по расписанию, наш паром вскоре неспеша поплыл на восток - к тому самому высокому лесистому мысу, которым мы любовались менее часа назад. Увы, но на этом легкие дороги на сегодня закончились, и уже у причала стало очевидно, что дальше все будет непросто. Горномарийский район, по которому нам сегодня предстояло ехать, полностью оправдывает первую часть своего названия: даже чтобы просто попасть в Васильсурск, пришлось более километра натужно крутить педали по асфальтовому серпантину. Сам же город, основанный еще в 16 веке и некогда имевший большое значение как форпост по пути в Казань, произвел довольно грустное впечатление. Стоящий посреди великолепной природы, заслуженной называемой волжской Швейцарией или "малыми Жигулями", он выглядит весьма удручающе, и по всему видно, что жизнь в этом некогда процветающем краю явно нелегкая. Судя по всему, основной виной такого положения дел служит весьма неудобное географическое положение – по странному стечению обстоятельств, находящийся на территории Нижегородской области, город до сих пор не имеет нормальной связи с областным центром, а единственная более-менее приличная дорога идет отсюда в соседнюю республику Марий-Эл. Даже общепита, приникшего за последнее время практически повсеместно, здесь не оказалось – все опрошенные водители однозначно говорили о том, что ближайшая столовая находится в паре десятков километров, поэтому завтракать пришлось старым добрым способом – на скамейках в сквере, предварительно посетив один из местных магазинов. Тут же неподалеку обнаружился и местный краеведческий музей, смотрительница которого оказалась крайне рада нашему неожиданному визиту (судя по всему, туристы заглядывают сюда нечасто) и устроила весьма интересный и душевный рассказ о прошлом и настоящем своего городка.
Из всего услышанного особенно запомнился тот факт, что в старину именно через Васильсурскую крепость проходил Казанский (а позже – Сибирский) тракт, причем переправа через Суру осуществлялась на лодках, так что город имел большое торговое значение. Однако впоследствии из-за неудобства (можно себе представить, каково было ездить на телегах и лошадях по здешним холмам), этот путь был заброшен, так что нынешний Васильсурск - это фактически тупик. Регулярное водное сообщение с Нижним Новгородом прекратилось много лет назад, паром через Суру ходит несколько раз в день, а сам городок переживает далеко не лучшие времена. Удивительно, но даже единственную школу который год пытаются закрыть из-за нерентабельности, ибо в ряде классов там учатся лишь по 2-3 ученика – грустная и печальная картина современной действительности. А так как помимо этого музея, смотреть в Васильсурске было особо нечего, то, никуда не торопясь, мы с провели тут немало времени, узнав множество подробностей о жизни этого необычного городка – подобные вещи всегда интересны и сильно разнообразят любой поход.
И хотя информация о том, что нас ждет дальше, была несколько противоречивой, незыблемое российское правило о том, что на границах регионов хороших дорог почти не бывает оказалось верным и в этом случае. На крутом и длинном спуске сразу за городом асфальт внезапно сменился плохим грейдером, который продолжился и ближе к Хмелевке, где дорога вновь набирает почти сотню метров высоты, под предельным уклоном карабкаясь на очередной холм. Здесь часть пути пришлось пройти пешком – ехать не было никакой возможности, а судя по глубоким промоинам, оставленными водными потоками, в межсезонье или после обильных дождей этот участок непроходим даже для автомобилей. Тем не менее, похоже, что такая ситуация, когда целый город в центральной полосе России фактически оказывается отрезанным от внешнего мира, вскоре исправится – дорогу активно ремонтируют и спрямляют, так что очень может быть, что сейчас там уже везде новый асфальт. К счастью, испытание песком и грейдером длилось недолго – сразу за изнурительным подъемом под колесами вновь приятно зашуршал асфальт, а республика Марий-Эл встретила нас шоссе поистине европейского качества, построенным, очевидно, не так давно. Так что дальше дело пошло быстро и лгко – несмотря на усиливающееся пекло, мы быстро покатились среди широких полей и приятно выглядящих марийских сел, оставляя позади очередные километры. И хотя это самая окраина республики, тем не менее, местный колорит почувствовался сразу: как и в Карелии, многие вывески и указатели тут написаны на двух языках, а на первой же остановке в Малиновке у местного магазина удалось услышать живую марийскую речь – судя по всему, местный язык тут достаточно популярен. И хотя поначалу местность производила впечатление равнины, очередные серьезные перепады высот не заставили себя ждать – за большим поселком Микряково впереди показалось грандиозное понижение, и тут же начался длинным плавный спуск к Сумке, вскоре за мостом сменившись столь же длинным подъемом, растянувшимся на несколько километров. При более подходящей погоде все это не вызвало бы особых проблем, но в тот день заезжать в неслабые горки оказалась нелегко – дикая жара, полное отсутствие ветра и заливающий глаза соленый пот временами создавали полное ощущение, что мы не на дороге, а в настоящей парилке. Впрочем, эти временные трудности сполна компенсировались необычайной живописностью проезжаемых мест: замечательные виды вдаль на разноцветные поля и холмы, периодически проглядывающая слева водная гладь Волги и теряющиеся в дымке очертания далеких деревень – вся эта завораживающая красота долго сопровождала нас, делая дорогу нескучной и увлекательной.
В принципе, по времени мы запросто успевали до обеда прибыть в Козьмодемьянск, однако после очередного стометрового подъема стало очевидно, что крутить педали еще полтора часа по такой жаре по меньшей мере неразумно. Поэтому, закупившись необходимыми продуктами в Катуково, в беседке неподалеку от выезда на трассу Р-173 по общему желанию мы устроили себе традиционную “сиесту” – после сегодняшних горок подобный отдых был просто необходим и крайне приятен.
Со свежими силами последующие 18 км пролетелись на одном дыхании – подъемов на этом участке практически нет, а дорога почти на всем пути плавно сбрасывает высоту, из-за чего скорость в 25 км/час достигается легким нажатием на педали. Не прошло и часа, как впереди уже показались окраины Козьмодемьянска – центра Горномарийского района, который с самого начала произвел довольно хорошее впечатление. В отличие от Васильсурска, здесь все чисто и ухожено, а множество необычных деревянных домов с резными стенами и несколько церквей, видимых отовсюду, создают приятную самобытную атмосферу хорошо сохранившегося старого купеческого города. К сожалению, приехали мы сюда слишком поздно, и многое посмотреть так и не удалось, так что главным впечатлением стало посещение местного этнографического музея – уникального места, где под открытым собрано большое количество предметом крестьянского быта из недалекого прошлого. Несколько ветряных мельниц, необычные колодцы, всевозможные хозяйственные постройки и грубоватые, но довольно хитроумно сделанные механизмы и инструменты из дерева и металла – посмотреть на здешнюю богатую экспозицию, наглядно иллюстрирующую жизнь сельской глубинки было весьма люно и интересно. Не менее интересным оказался удивительный факт, что многие из этих архаично выглядящих предметов еще не столь давно активно использовались по своему прямому назначению – по словам охранника, эти места были электрифицированы лишь в 60-х годах, а до этого ветряные мельницы стояли чуть ли не в каждом селе.
За неспешными прогулками по территории музея время незаметно подошло к началу восьмого, и настала пора задуматься о ночлеге, который после недолгого изучения карты было решено устроить неподалеку отсюда на волжском берегу, что назавтра иметь возможность вернуться и осмотреть город более обстоятельно. И хотя выбраться из лабиринта улиц в нужном направлении оказалось непросто, а ближайшие подходящие места вдоль берега были заняты автомобилистами, тем не менее задумка удалась - отъехав по неприметной тропе около километра, мы в итоге нашли уединенную поляну прямо у воды, где было все необходимое для полноценного привала. А так как прибыли мы вновь задолго до темноты, то вечер, как всегда, получился спокойным и неторопливым: неспеша расставив палатки, мы приготовили ужин, а поев, почти до полуночи вели долгие беседы у небольшого костерка под мягкий плеск воды и протяжные гудки далеких судов - какой же привал без этого приятного занятия? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |