|
|||||||
|
|
р. Шижегда - Холуй - Южа - Преображенское - Палех, 80 км.Карту пути можно посмотреть тут
Давным-давно, когда я только начинал заниматься велотуризмом, от одного весьма опытного в походных делах человека я неоднократно слышал слова о том, что четвертый день любого путешествия является определяющим, так как к этому моменту послестартовая эйфория проходит, и неизбежно вылезают все скрытые доселе противоречия и конфликты. Наверное, доля истины тут есть, но на этот раз, как и во все предыдущие походы, это нас не касалось, а наступившее утро прошло совершенно привычным образом – подъем в половине восьмого, разведение костра, завтрак и сборы в дорогу, которые, несмотря на желание выехать пораньше, завершились лишь к половине десятого. Погода за ночь совершенно не изменилась – жара, полное отсутствие облачности и легкий встречный ветер, сопровождавшие нас весь вчерашний день, оставались точно такими же, так что о легкой и быстрой езде оставалось лишь мечтать. Тем более, что через 5 км от места привала асфальт внезапно кончился, уступив место типичному провинциальному грейдеру со всеми традиционными для такой дороги атрибутами – камнями, участками песка и “стиральной доской”. Периодически растягиваясь на добрые полкилометра и собираясь вновь, мы неторопливо и уверенно катились по этому тракту, идущему среди удивительно живописной равнинной местности и небольших деревень. Как и везде в подобных местах, сейчас большинство их них находится в довольно запущенном состоянии – покосившиеся избы, множество брошенных домов, а то и вовсе заросшие бурьяном бывшие огороды, однако судя по попадающимся добротным каменным постройкам явно XIX века и множеству сохранившихся церквей видно, что некогда эти края процветали, и тут, вероятно, пролегал какой-то важный торговый путь, утративший впоследствии свое значение.
По мере удаления от Шижегды местность преображалась - широкие поля постепенно сменялись заболоченными лесами, подступающими прямо к обочине, деревни попадались все реже, а где-то за Снегирево удалось застать редкое зрелище – стаю серых цапель, обитающую на одном из болот. Испуганные звуками наших велосипедов, эти большие птицы тут же сорвались с места и улетели, однако наши фотографы все-таки сумели сделать несколько весьма неплохих снимков на память. Из-за частых остановок, неотступной жары и связанного с нею полного нежелания напрягаться путь до Холуя длиной в 27 км занял около 2 часов, и лишь к половине двенадцатого мы подъехали к этому довольно крупному поселку, растянувшемуся вдоль обоих берегов полноводной Тезы. И хотя по карте никакой переправы через нее якобы нет, тем не менее это оказалось неправдой – тут есть мост, причем весьма колоритный и необычный, какие можно встретить лишь в отдаленных районах. Так что, переехав по этому чуду техники на другой берег, мы попали в центр поселения, где сосредоточены все основные местные достопримечательности. По сравнению с другими старинными городками в этих краях памятников архитектуры весьма немного - стоящая у реки Троицкая церковь XVIII века, маленькая часовенка да ряд старинных домов, а основной же интерес представляет музей лаковой миниатюры – уникального народного промысла, сохранившегося лишь в нескольких местах.
Познакомиться с богатой экспозицией, рассказывающей об истории местной иконописи, о сложной технологии создания икон, начиная от заготовки и кончая нанесением защитного лака и о современном состоянии этого старинного ремесла было куда более интересно, чем лицезреть то, что представлено в многочисленных однотипных краеведческих музеях. Из того, что удалось видеть, особенно запомнилась огромная коллекция образцов творчества местных мастеров, охватывающая период начиная с революции и до наших дней, где по изображенным сюжетам можно проследить всю нашу историю. Забавные картинки на тему пионерии из 20-х годов, сюжеты из крестьянской жизни и военного времени, а также многое другое – все это нашло свое отражение в лаковой миниатюре, выполненной вручную с потрясающей точностью и детальностью. Тут же, не выходя из музея, можно купить расписные шкатулки самых разных форм и размеров - удивительно, но несмотря на довольно тяжелые времена, старинное ремесло продолжает жить и развиваться. Из разговоров со смотрительницей удалось выяснить, что даже сейчас, в эпоху глобализации, поселок сохраняет свою уникальность, а более половины проживающих тут семей так или иначе связаны с исконным промыслом. Основанное еще в XIX веке местное художественное училище также активно работает и даже расширяется, для чего в настоящее время строится новое современное здание. В общем, посещение Холуя оставило самые приятные впечатления, и ехали мы в этот отдаленный угол Ивановской области явно не зря – где еще повидаешь такое уникальное место, которое, несмотря на все перемены последних пары десятков лет, сохранило свою индивидуальность? Между тем жара все усиливалась и настала пора подумать о том, как действовать дальше, чтобы избежать самого пекла. В принципе, будь немного прохладнее, имело бы смысл прокатиться по местным грунтовкам вдоль реки через Ирыхово или Хотимль, однако в такую погоду соваться на неизвестные дороги совершенно не хотелось, поэтому было решено не отступать от плана и ехать самым надежным путем – по асфальту через Южу. Тем более, что в этом городе имелись все шансы нормально пообедать, а заодно и выяснить что-нибудь о самой длинной в стране узкоколейке Шуя – Балахна, некогда проходившей через него.
Так что к началу второго, пока солнце еще не достигло зенита, мы покинули Холуй и по тихому шоссе покатились на восток, оставляя позади маленькие деревеньки и живописные покрытые сосновым лесом косогоры, подступающие вплотную к дороге. По сравнению с грейдером ехать тут было очень легко и приятно, группа двигалась ровно и без задержек, так что не прошло и 45 минут, как впереди показались окраины Южы – города, о котором в начале 90-х годов писали не иначе, как о зоне экономического бедствия.
И хотя проезжая мимо, довольно сложно сказать, какова ситуация теперь, но внешне тут все выглядит довольно прилично: улицы с гладким асфальтом, старинные фабричные постройки, жилые дома советского периода – все не хуже и не лучше, чем в иных райцентрах. Найти столовую тут также не составило никакого труда, и, пока другие обедали, я, воспользовавшись моментом, я выяснил у местных кое-какие подробности о здешней узкоколейке, до сих обозначенной на всех картах. То, что удалось услышать, в целом совпадало с информацией с сайта Дмитрия Зиновьева - еще в 1996 году, отсюда на пассажирском поезде с пересадкой в Талицах можно было добраться до самой Балахны. Наверное, ехать в маленьком вагончике, неспешно катящемся по узким рельсам, проложенным среди бескрайних лесов и болот, было очень необычно, но теперь, увы, вся эта романтика в прошлом – пути давно разобраны, вокзал занят под другие нужды, а от некогда крупнейшей торфовозной узкоколейки практически не осталось и следа. В общем, стало ясно, что смотреть тут нечего, поэтому как только все покушали и отдохнули, мы без задержек двинулись на выезд из города в сторону Палеха, надеясь вскоре встать на отдых в районе деревни Нагорново. Только тут, на этом тихом местном шоссе, можно было наконец прокатиться в быстром темпе - и хотя температура к этому моменту явно перевалила за 30 оС, благодаря отличному асфальту, полному отсутствию рельефа и ветру, ставшем наконец-то попутным, скорость без усилий держалась на уровне 23-24 км/час. Так что добраться до Нагорного не составило труда, однако дальше дело пошло тяжелее – за деревней начался глубокий песок и заросли, однозначно говорящие о том, что к Тезе тут пробраться не судьба. В результате, походив по расположенному рядом заброшенному пионерлагерю и так и найдя подход к виднеющейся внизу реке, мы вскоре разложили коврики на мягкой траве и отлично отдохнули, наслаждаясь запахами летнего леса.
Дальнейшая дорога в сторону Палеха была довольно очевидной – немного грунтовки до Преображенского, затем пара километров грейдера по селу и наконец – вновь гладкая асфальтовая лента, прямой стрелой рассекающая глухие леса. С попутным ветерком и свежими силами катилось по прежнему очень легко, и скоро мы уже были в том месте, где некогда существовал переезд с узкоколейкой Южа-Шуя. Увы, но сейчас тут, как и во всех аналогичных местах, уже ничто не напоминает о былом – лишь странная узкая насыпь, которую среди растительности не так легко заметить, уходит в лесную чащу, напоминая о том, что тут когда-то ходили поезда.
Не прошло и часа с момента старта, как по сторонам замелькали дома окраин Палеха – небольшого и очень симпатичного поселка, с первых же минут знакомства произведшего очень приятное впечатление. Старинные домики, небольшой парк с прудиком, и эффектная устремленная ввыс�� светло-голубая колокольня Крестовоздвиженского собора, служащая доминантой – все это выглядит очень красиво и подчеркивает необычность данного места. Впрочем, подробный осмотр здешних достопримечательностей нам предстоял завтра, а на сегодня задача была простая – купить все необходимое на ужин и встать по возможности неподалеку отсюда. А так как подходящих водоемов в окрестностях, как водится, не наблюдалось, то, вместе с едой была куплена и вода в бутылках – вот такие мы неправильные туристы… Чтобы не ездить по одной и той же дороге два раза, ночевать было решено где-нибудь к западу неподалеку от трассы Р-152. Эта федеральная дорога в черте Палеха оказалась подозрительно тихой, но вскоре стало ясно что трафик тут есть, и немалый - оказывается, основной поток машин идет по объездной дороге, не обозначенной на картах. И хотя после сегодняшних тихих дорожек ехать вместе с фурами было не слишком приятно, а местность вокруг поначалу не радовала своей населенностью, нам все-таки повезло: напротив деревни Лужки нашелся небольшой сухой лесок, к которому вела едва различимая колея. Большего на этот раз нам было и не нужно, и, вскоре после недолгих споров неподалеку от опушки уже стояли наши разноцветные палатки, горел костер и готовился традиционный походный ужин. Таким образом, очередной день получился очень удачным во всех смыслах, только вот бесстрастный навигатор говорил о том, что назавтра нам предстоит проехать целых 95-100 км, что с учетом неизбежных задержек в Палехе и жары было довольно немало. Поэтому, чтобы иметь запас времени на все, еще вечером было решено не канителиться попусту, а выезжать максимум в 9 утра. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |