День пятый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День пятый


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса

Палех - Мыт - Пестяки - Шалаево - р. Пруденка, 89 км.

Карту пути можно посмотреть тут

И хотя практика показывает, что в походе усталость имеет свойство накапливаться и ранние выезды получаются обычно лишь в первые дни пути, на этот раз все было совершенно не так. Сложно сказать, что послужило тому главной причиной - хорошие дороги, послеобеденный отдых или относительно ранний приезд на привал, но даже в пятый дня, когда от старта уже было пройдено около 350 км, выехать в 9 утра удалось безо всяких проблем - все произошло как-то само собой, без ненужных задержек и в то же время относительно неспешно.

Очередное походное утро.

На сегодня программа была обширной - нам предстояло обстоятельно осмотреть Палех, а затем проехать по шоссе Р-152 минимум 90 км почти до самой Волги, что по такой жаре  было довольно непростой задачей. Так что, пока солнце еще не успело прогреть свежий утренний воздух, мы быстро вернулись в город, и уже к половине десятого припарковались у большого местного музея, размещенного в двухэтажной старинном каменном доме.

В целом его экспозиция напомнила то, что удалось увидеть вчера в Холуе – образцы местного творчества в виде шкатулок самых разных форм, размеров и годов изготовления, разнообразные и весьма впечатляющие изделия тончайшего плетения, документы и фотографии, рассказывающие об истории этих мест и здешних уникальных промыслов. Неспешно походить по многочисленным залам, полюбоваться созданными местными умельцами росписями ручной работы и послушать рассказы сотрудников музея о истории и жизни поселка было весьма познавательно, так что экскурсия затянулась на добрые полтора часа. Тут же удалось выяснить, что, несмотря на все перемены последних лет, тут, как и в соседнем Холуе, значительная часть местных жителей так или иначе связаны с художественными промыслами. Причем последние, судя по всему, приносят довольно неплохой доход – по крайней мере общая ухоженность поселка и количество иномарок на улицах говорит именно об этом.

Дом-музей П. Д. Корина в Палехе

Поблагодарив сотрудников музея за интересные рассказы и проявл к нам интерес, к половине двенадцатого мы переместились к еще одной местной достопримечательности - дому-музею художника П. Д. Корина, автора известных каждому москвичу мозаичных полотен на станции метро Комсомольская-кольцевая. И хотя ничего особо выдающегося, тут не оказалось, тем не менее заехать сюда явно стоило хотя бы из-за возможности в очередной раз увидеть внутреннее устройство типичного деревенского дома и посмотреть на простые и надежные предметы быта той ушедшей эпохи, почему-то всегда привлекающие внимание. По словам смотрительницы, этой довольно неприметной избе уже более 150 лет, тем не менее она о сих пор находится в отличном состоянии, и лишь сильно рассохшиеся от времени бревна, местами проглядывающие в стенах, напоминают о возрасте строения.

За неспешным прогулками по этому необычному музею время незаметно подошло к полудню, и настала пора прощаться с Палехом – ведь помимо культурной программы, которая однозначно удалась, за сегодня нам нужно было проехать еще немало километров. Поэтому, в последний раз прокатившись по поселку и бросив прощальный взгляд на небесно-голубую Крестовоздвиженскую колокольню, мы покинули это интересное место, и, выбравшись на трассу Р-152, неспешно покатились на восток, надеясь до обеда добраться до Пестяков.

К счастью, на этом участке, в отличие от того, что было до Палеха, шоссе оказалось весьма качественным – новый гладкий асфальт, хорошая разметка и относительно широкая обочина. Так что проезжающие мимо машины не причиняли особых неудобств, за исключением шума, который после нескольких дней езды по глухомани временами действовал на нервы и заставлял задуматься об альтернативных маршрутах. Но такой возможности тут, увы, не было, поэтому, нам ничего не оставалось, как ехать вперед, стараясь держать друг друга в поле зрения и не останавливаться без особой причины.

И хотя поначалу дело шло относительно небыстро из-за встречного восточного ветра, довольно скоро он плавно сменился на западный, из-за чего скорость возросла до 20-22 км/час, и ехать стало куда приятнее. Плавно и незаметно петляя, трасса по много километров подряд шла среди симпатичной сельской местности, оставляя по сторонам перелески, сенокосы и небольшие деревеньки, напротив каждой из которых ведется оживленная придорожная торговля свежими овощами и грибами. Несмотря на усиливающуюся жару, наша небольшая команда по-прежнему катилась весьма бодро и слаженно, и, сделав лишь одну краткую остановку, в часу дня мы уже проехали первые 18 км от Палеха, оставив позади большое село Бокари.

Старинные церкви в поселке Мыт

Еще через полчаса непрерывного кручения педалей стало ощущаться приближение к долине Луха – начался плавный и едва заметный сброс высоты, а вдоль обочин сплошной стеной потянулся непроходимый заболоченный лес, тянущийся много километров подряд до самой реки. И хотя посреди этого участка новый асфальт временно закончился, уступив место многочисленным глубоким трещинам и ямам, которые приходилось заранее высматривать и объезжать, тем не менее это практически не замедлило наш стремительный бег, а к 13:40 мы уже были в на окраине поселка Мыт, где прямо у дороги очень кстати оказался небольшой магазинчик. Здесь же неподалеку обнаружилась и пара старинных церквей, стоящих в центре села, так что остановка несколько затянулась: пока одни пополняли запасы воды и соков, другие съездили на фотосессию, а затем все вместе просто отдохнули, наслаждаясь удивительно красивыми и умиротворяющими видами разливов Луха, неторопливо несущим свои торфяные воды сквозь подболоченные луга.

Место это необычайно приятное, однако дорога звала вперед, и скоро началась привычная картина – шоссе, уходящее в лесные дали, довольно часто проезжающие на большой скорости машины, а в промежутках между ними – приятная тишина, нарушаемая лишь звуками ветра и наших велосипедов. Пестяки, еще пару часов назад казавшиеся далекими, теперь стремительно приближались, и, притормозив на 5 минут у моста через Ландех, к половине четвертого мы уже подъезжали к этому небольшому райцентру, стоящему на перекрестке множества дорог.

Перекус в Пестяках.

Увы, но со столь необходимым общепитом тут было не густо: неприглядное кафе у заправки на въезде оказалось закрыто, а единственная столовая в центре к нашему приезду уже закончила свою работу и тоже закрывалась. Тем не менее, в ней все же удалось кое-как перекусить порцией рыбы с гречкой, а продолжать трапезу пришлось старым добрым способом – прямо на улице, предварительно посетив ближайший магазин.

Обед и отдых прибавил сил, а так как шумная трасса Р-152 успела уже порядком надоесть, то еще задолго до отправления начались разговоры о том, что неплохо бы попытаться пробраться в Нижегородскую область по подозрительной “дороге без покрытия”, идущей напрямик через цепочку деревень, многие из которых обозначены как нежилые. Эта идея была весьма заманчивой, тем более, что судя по картам середины 80-х годов, еще 20 лет назад именно так и пролегал основной путь в этих местах, а старые дороги – это всегда интересно и немного загадочно.

Что нас ждет впереди, было непонятно - в известном “Путеводителе по России” про этот участок сказано, что “дорога фактически отсутствует, мосты разрушены, просеки заросли” и местные подтверждали эту информацию, однако из найденного на просторах Интернета рассказа Нижегородских велотуристов следовало, что все не так страшно. Поэтому, добравшись до развилки, мы долго думали, стоит ли ввязываться в эту авантюру, а потом все же решили попробовать, о чем впоследствии не пришлось ни капли пожалеть

На старой дороге Пестяки - Пурех (судя по карте 80-х годов, именно тут проходила трасса Р-152).   Эх, побольше бы таких участков...

Начавшись в совершенно пустынной асфальтовой дорожки, за Шалаево этот старинный путь продолжился дальше в виде отличной раскатанной широкой грунтовки, идущей вдоль опушки леса. Ехать тут было одно удовольствие - и хотя местами она внешне напоминала песчаник, даже мои узкие колеса,  проваливающиеся на несколько сантиметров в толстый слой пыли, тут совершенно не вязли, позволяя держать вполне приличную скорость. За прошедшие годы следы старого тракта практически исчезли, однако периодически можно было разглядеть остатки  широкой насыпи, обсаженной вековыми деревьями, которая по большей части изрядно заросла и давно не используется. Вместе с дорогой исчезли с лица Земли и большинство здешних деревень: в Еремятах еще стоит пара покосившихся домов, то следующие за ними Соколята и Лязгино вообще обнаружить не удалось – видимо, они прекратили свое существование много лет назад.

Когда-то тут была деревня Белая.
Один из немногих жилых домов в Бородулино
Спуск к Пруденке - тут старый тракт сохранился весьма неплохо

В целом это был однозначно один из лучших участков за весь поход - наслаждаясь тишиной и полным безлюдьем, мы долго и неспешно ехали по одинокому проселку, красиво петляющему посреди непаханых полей, пока не добрались до места, где некогда стояла большая деревня Белая. Сейчас колея обходит ее стороной, а о том, что тут некогда жили люди, напоминает лишь одинокий разрушенный дом да старые столбы без проводов – грус����ое и печальное зрелище.

По мере даления от Пестяков ехать становилось все труднее - участки с глубоким песком, большие ямы на месте высохших луж и прочие препятствия теперь попадались все чаще, вынуждая порой переходить на пеший ход. Впрочем, это нисколько не напрягало, ибо мы никуда не спешили, а прогуляться по сухой лесной дорожке, подышать необыкновенно чистым воздухом этих заброшенных мест, представляя, каково было ездить по этим ухабам до постройки новой трассы, было очень приятно и интересно.

К сожалению, все хорошее быстро заканчивается, и вскоре за полуживой деревней Бородулино начался плавный спуск к Прудовке, где и был запланирован сегодняшний привал. Ехать тут уже было практически невозможно, однако цель была близка, так что к половине восьмого, затратив на весь путь от Пестяков около 2-х часов, мы уже были на берегу речки, встретившим неплохим сосновым лесом и хорошим местом для купания у самого моста.

И хотя из-за близости деревни и постоянно раздающихся неподалеку голосов вечер прошел в традиционных и не слишком приятных спорах о безопасности, это нисколько не испортило общего впечатления от сегодняшнего дня, ставшего однозначно самым интересным из всех предыдущих. Еще задолго до темноты были поставлены палатки, разожжен костер, и вскоре благодаря стараниям Нины и Татьяны в вечернем воздухе распространился аромат ужина и горячего чая – а что еще нужно простому туристу после почти сотни километров в седле?



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz