|
|||||||
|
|
оз. Гороховое - Новгородка - Тригорское - Михайловское - Кириллово, 85 кмТочно не знаю, как остальные участники путешествия, но я в ту ночь заснул моментально и спал абсолютно без просыпов. Наверное, это и помогло быстро восстановить силы после столь трудного перегона. Еще ранним утром подул довольно сильный ветер, причем не северный, как вчера, а южный, что обещало нам хороший “лобовик” по крайней мере до Новгородки (~35 км). Из-за этого ветра с трудом приготовили завтрак, так как огонь постоянно сдувало. За завтраком решили, что я поеду раньше всех и заеду в Остров, чтобы постараться встретить Колю и Пашу а затем с ними или без них догоню группу по трассе М-20. Позавтракав и заменив лопнувшую вчера спицу, я собрал рюкзак, взял кое-какие запчасти из группового ремнабора и около 10 часов тронулся с привала. По уже знакомым грунтовкам вскоре вышел на шоссе и поехал под горку по направлению к трассе. Уклон был такой, что всю дорогу до трассы я практически вообще не крутил педали, иногда притормаживая на крутых поворотах (тут стало ясно, почему вчера нам этот подъем дался с таким трудом). Оставшиеся 4 км до места встречи я проскочил мигом – попутный ветер вместе с уклоном делали свое дело, однако все же лучше бы ветер, как и вчера, дул бы с севера. На центральной площади Острова царило первомайское настроение - собирался народ, играла музыка. Однако Коли с Пашей не было. Я подождал еще минут 20, поговорил с местными ментами, описав им приметы Паши и Коли и попросил в случае их появления направить их в Пушкинские Горы. Больше стоять мне не имело смысла, так как я и так уже боялся не нагнать группу до Новгородки, а заставлять их ждать меня означало сократить и без того небольшое имеющееся время на осмотр Пушкинских Гор. Около 11: 00 я тронулся из Острова догонять группу. Сразу же почувствовался довольно сильный и равномерный встречный ветер, не дающий разгоняться выше 18 км/час. Затяжной, но пологий подъем из долины реки Великой кончился через пару километров и впереди до самого горизонта простиралась равнина и идеально прямая трасса М-20 (Санкт-Петербург-Киев). Эта дорога довольно живописна и изобилует небольшими полями с редкими перелесками. По пути следования, если возникнет н��обходимость, можно перекусить в небольших кафе, которые находятся в деревнях Крюки и Новгородка. В этих же деревнях а также в Гораях есть продмаги. В магазин приличный выбор продуктов и два вида местной дешевой минеральной воды. Несмотря на то, что это федеральная магистраль и по сути основная автодорога Псковской области, машин было крайне немного – одна в несколько минут. Трасса довольно широкая, поэтому даже большегрузные фуры не причиняли никаких неудобств. Главным же неудобством был встречный ветер, особенно сильный на открытых с обеих сторон участках дороги. Как я не старался, средняя скорость была в районе 16-17 км/час, километры казались очень длинными. Пока ехал, прикидывал, где встречусь с основной группой – выходило, что только на подъезде к Новгородке, а это значит, что мне предстоит ехать в одиночестве по пустынной трассе почти два часа. Я ехал без остановок, не перенапрягаясь, но и не снижая средней скорости. Как ни странно, это было не тяжело, видимо, за ночь силы успели восстановиться. Спокойно крутя педали, я все вглядывался вдаль в надежде увидеть хвост нашей группы. Но как я не старался, никого впереди видно не было – лишь пустынное шоссе с редкими машинами терялось за горизонтом. Через час с небольшим после старта из Острова миновал большое село Крюки, за ним последовал мост через реку Синяя, после которого плоская равнина сменилась слабопересеченной местностью, стали попадаться приличные спуски и подъемы, немного уменьшившие мою среднюю скорость. Особенно запомнился подъем в деревне Гораи, поднявшись на который, я наконец увидел вдалеке что-то, похожее на пару велосипедистов. Как оказалось, это была наша группа, я со всей силы налег на педали и довольно быстро догнал ее. Поравнявшись с Владимиром Ивановичем, я сообщил ему, что Паша с Колей так и не приехали.. Стало ясно, что мы с ними больше не встретимся до возвращения в Москву и нам придется проходить весь маршрут вшестером. Через несколько километров мы прибыли в Новгородку, где после непродолжительной остановки свернули с трассы М-20 и поехали на восток по направлению к Пушкинским горам, до которых уже оставалось около 20 км. После поворота ветер с практически встречного сменился попутно-боковым, ехать стало намного легче и веселее. Хоть время было еще не обеденное, чтобы приехать в Пушкинские Горы сытыми, через пару километров устроили остановку на перекус, на которой за неимением времени ограничились преданием консервов и бутербродов. По мере приближения к пушкинским местам местность преображалась, вместо унылых подболоченных полей, сквозь которые мы ехали практически весь путь от Пскова, появлялись крутые лесистые холмы. Качество асфальта слегка ухудшилось, появились продолжительные участки со щебенкой, залитой гудроном, на который велосипед все время трясет мелкой дрожью.
Довольно быстро мы добрались до моста через Великую, сразу за которым остановились, собрались и обсудили, как нам спланировать маршрут по Пушкинским горам, чтобы как можно меньше тратить время на разъезды и как можно больше посмотреть. Решили, что вначале мы поедем в усадьбу Тригорское, оттуда – местными грунтовками в Михайловское и только потом в Святогорский монастырь, где находится могила Пушкина. По карте, основная дорога на Тригорское отходит от основной трассы через километра 3 после моста, однако можно сократить километр-полтора, свернув немного раньше. Хоть этот поворот и обозначен красным цветом, реально там оказалась обыкновенная грунтовка, по которой мы и поехали, о чем в последствии пожалели. С каждой сотней метров дорога становилась все грязней и грязней, пока не стала совершенно непроезжей, а затем не перешла в заросшее травой поле... Глупей ситуации трудно было себе представить – вместо того, чтобы спокойно доехать до усадьбы как все нормальные люди по асфальту, мы по своей воле залезли в грязь и теперь думаем, как из нее вылезти, теряя драгоценное время. В добавок Антон со свойственным ему упорством куда-то ушел вперед и догнать его не было никакой возможности… В итоге мы решили выйти обратно на шоссе напрямик через вспаханное поле, и поехали в Тригорское “нормальным” путем. В месте пересечения с грунтовкой нас встретил Антон – он все-таки пробрался сквозь грязь, немного обогнав нас. Вместе за несколько минут домчались до входных ворот усадьбы, благо дорога все время под гору и ветер попутный.
В Тригорском мы, следуя вывешенным на входе правилам поведения, слезли с велосипедов и неторопливо обошли весь парк. Лично мне это место очень понравилось. Запомнились банька с соломенной крышей, огромные солнечные часы, вековые дубы и, конечно же, великолепные виды на глубокую долину реки Сороть. В сам музей, находящийся в доме Осиповых-Вульф ни у кого из нас особого желания идти не было, и мы просто вдоволь погуляли по парку. После Тригорского двинулись кратчайшей дорогой в Михайловское. По тропинке, проходящей между крутых холмов, выбрались к Вороничу и дальше поехали по местному шоссе. На полпути пересекли бывшую железную дорогу Гдов-Псков-Полоцк (на современной карте Псковской области она четко прослеживается практически на всем протяжении). По имеющейся информации, эта линия длиной несколько сот километров была серьезно разрушена во время войны и позднее не восстанавливалась из-за нехватки средств (информацию по ней можно найти на сайте, посвященном Псковским железным дорогам). Когда-то тут ходили поезда и на другом берегу реки была станция Тригорская, но сейчас в Пушкинских горах от этой дороги ничего не осталось за исключением высокой заросшей насыпи, идущей к Сороти и обрывающейся у самого берега (аналогичную насыпь видно и на другом берегу). Десять минут езды – и мы на въезде в Михайловское, где охранник, завидев нас на велосипедах, демонстративно натянул над дорогой цепь. Чтобы избежать конфликтов (езда на велосипеде официально запрещена на всей территории заповедника), мы столь же демонстративно слезли с велосипедов, обошли цепь сбоку и прошли до ближайшего поворота, где вновь сели в седла. Хорошо укатанная грунтовая дорога шла через великолепный сосновый лес, слева остались знаменитые “три сосны”, еще через несколько сот метров слева показалось тихое лесное озеро Маленец. Двигаясь вдоль его берега, мы вскоре оказались у дом-музея Пушкина. Хоть внутрь мы и не зашли, зато по окружающему парку прогулялись по полной программе. Вокруг все очень красиво – сосновые леса, холмы и виды на Сороть и озеро Кучане. Мы долго крутились по аллеям, задерживаясь и фотографируя наиболее понравившиеся места.
Эти места поражают любого человека, приезжающего сюда,и думается, что те картины, которые мы увидели навсегда останутся в нашей памяти. Здесь действительно витает дух Пушкина!
Однако, к великому сожалению, время летело незаметно, и, хоть уезжать отсюда не хотелось, уже настала пора думать о ночлеге. Изначально по плану предполагалось заночевать в 15 км к востоку от Пушкинских Гор на озере около деревни Алтун, однако до него был еще как минимум час хода, поэтому пришлось поторопиться, выехать из Михайловского и двинуться к центру поселка Пушкинские Горы. Как только выехали из заповедника, дорога сразу резко испортилась, начался разбитый асфальт, да вдобавок еще и офигительный затяжной подъем. Миновали Бугрово и выехали на нормальное шоссе, однако подъем становился все круче и круче, с большим трудом удавалось делать 8-10 км/час, группа сильно растягивалась по дороге. Время быстро уходило, и когда наконец-то мы въехали в поселок, было окончательно решено оставить осмотр Святогорского монастыря на завтра, а в оставшееся до темноты время спокойно закупиться продуктами, позвонить домой и постараться найти ночлег где-нибудь поблизости.
С первым и вторым проблем особых не возникло, магазины и узел связи оказались рядом, а с ночевкой была прямо беда, так как было совершенно непонятно, где встать – вокруг сплошные населенные пункты и заповедные зоны. После обсуждения решили съездить на разведку в село Кириллово (~2 км по дороге на Петровское), за которым на карте обозначен небольшой кусочек леса и ручей. Все поехали туда, а я рванул к Святогорскому монастырю, так как еще была слабая надежда встретить двух наших отставших товарищей. У монастыря никого не было и я уже развернулся и тронулся в обратный путь, как из-за поворота показался Сергей Емельянов со своей группой. Они только что приехали в Пушкинские горы, преодолев за день более 80 км, и теперь так же, как и мы, искали место ночлега. Обрадовавшись нежданной встрече, вместе двинулись в Кириллово. Как и все дороги в этом районе, ведущие к Сороти, эта имела весьма приличный уклон, продолжающийся на протяжении нескольких километров (перепад высот между рекой и центром Пушкинских гор больше 100 м! ), поэтому до Кириллово долетели вмиг. У дороги нас встретил Владимир Иванович, очень удивленный таким количеством приведенных мною велосипедистов. Оказалось, что пока я ездил к монастырю, Леня, постоянно жаждущий бездорожья, сделал хороший круг по прилегающей территории и нашел довольно приличное место стоянки поблизости от ручья. (Стоянка находилась на поле в 200 метрах левее дороги на Петровское - на противоположной стороне ручья от Кириллово). Леса, там, к сожалению практически не оказалось, но дрова найти было не проблемой, поэтому все без раздумья стали разбивать палатки прямо посреди поля недалеко от дороги. Что ж, день получился на редкость удачным, правда все здорово обгорели на палящем солнце. У Сергея с Антоном кисти рук начали покрываться волдырями, у меня же почему-то сильнее всего пострадал нос, ставший красным и облезшим. Подобная ситуация была и у всех остальных участников похода, включая Емельяновскую группу. За ужином все вспоминали предыдущий майский поход с его холодами и сильнейшими ветрами и радовались, как нам все же везет с погодой. Забегая вперед, можно сказать, что с погодой нам и впрямь сильно повезло – за время всего путешествия был всего лишь один дождь, да и то ночью. Не было ни холодов, ни встречных ветров, что позволило в конечном итоге без сверхусилий завершить этот непростой поход вовремя и в назначенном месте. P. S. Как удалось выяснить уже после похода, судьба оставшихся трех человек из нашей группы, с которыми мы расстались в Пскове, сложилась следующим образом. Коля и Паша благополучно посадили на поезд Дашу и она нормально доехала до Москвы. Еще в Пскове выяснилось, что никакого перелома у нее нет и уже через несколько дней она чувствовала себя нормально. Оставшись вдвоем, они по не совсем ясной для меня причине не поехали вчера в Остров, а приехать туда сегодня вовремя у них не получилось из-за встречного ветра. В результате они окончательно отстали от нас и поехали самостоятельно, благополучно завершив маршрут в Великих Луках (более подробно см. http://nsmyslov.narod.ru). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |