День второй
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День второй


В тексте использованы фотографии Влдаимира Катаржиса

Берег Онеги – р. Пяльма - Песчаное - Авдеево – Пудож, 117 км. Карта пути тут

Первая ночь в полевых условиях прошла относительно хорошо, однако ближе к утру стал ощущаться сильный холод, так как наши палатки стояли на мокром песке в считанных метрах ото льда. И хотя к этому моменту  дождь, поливавший нас весь вчерашний день, стих, однако его последствия ощущались в полной мере – в рюкзаках не было ни одной совершенно сухой вещи, а все, что не успело промокнуть за время движения, за ночь сильно отсырело. Из-за холода встали мы довольно рано – где-то в 7:30, и, позавтракав вместе с группой Сахарова, принялись за ремонт багажника у велосипеда Николая.

Утро на берегу Онежского озера.Слева направо - Володя, Женя, Николай, Антон и Максим
Наш лагерь утром

Ремонт, к счастью, удалось провести быстро и качественно. Воспользовавшись тем, что стойки багажника изначально имеют запас по высоте, мы с Максимом аккуратно обрезали их до нужного места, нарезали внутри резьбу (вот где пригодились взятые метчики!!), и не прошло и часа, как отремонтированный багажник уже прочно стоял на своем месте. Из-за этого отъезд несколько задержался, и только к 11 часам мы собрались и потянулись в сторону шоссе.

Выйдя на трассу, я с радостью обнаружил, что ветер по-прежнему дует нам в спину, и, стало быть, ехать будет легко. Как и вчера, вдоль дороги нескончаемой стеной потянулся равнинный и однообразный лес, лишь изредка прерываемый небольшими ручьями и речками. Но сегодня, в отличие от вчерашнего дня,  асфальт не радовал нас своим качеством, а вскоре попался знак, извещающий, что на протяжении следующих 13 км идет реконструкция трассы.

К счастью, эти ремонтные работы не доставили нам никаких неудобств – и хотя тут было пыльно, на всем протяжении ремонтируемого участка была сохранена по крайней мере одна полоса асфальта, и только пару раз нам пришлось остановиться, чтобы пропустить встречные КамАЗы с песком. Места продолжали оставаться все такими же глухими – за час безостановочной езды нам не встретилось ни единого населенного пункта, а так  ехать было весьма легко, то первую останов���� устроили километров через 15, в том месте, где на карте обозначен поселок Переезд. Как выяснилось, эта карта сильно отстает от жизни – ни самого поселка, ни давшего ему название переезда через узкоколейку нет и в помине. Рельсы тут давно сняты, осталась лишь уходящая в лесные дебри насыпь, гнилые шпалы да валяющийся на земле знак, некогда предупреждавший о перекрестке с железной дорогой. Рядом с этим местом обнаружился большой деревянный крест безо всяких опознавательных знаков – по-видимому, поставленный в память о заключенных, строивших эту узкоколейку.

Непонятный крест у поворота на Пяльму

Постояв немного и перекусив, мы двинулись дальше. Теперь ехать стало приятнее – ремонт дороги закончился, и трасса вновь радовала своим весьма приличным асфальтом. Благодаря попутному ветре и еще не успевшей накопиться усталости, километры мелькали быстро, и вскоре мы уже были у поворота на Пудожгорский, куда было решено заехать для пополнения запасов продовольствия. За время короткой стоянки удалось немного узнать о состоянии второстепенных дорог в этих краях – по словам тех же мальчишек, отсюда вполне можно добрать даже до Водлозера через лес. Правда, делать они этого не посоветовали, ибо на той дороги даже трактора нередко завязают...

Чтобы не выезжать на трассу старым путем и разнообразить путешествие, у Антона возникла идея проехать отсюда напрямую в соседнее село Римское, однако, взглянув на часы и посмотрев на пройденное расстояние, этого решено было не делать – практика показывает, что в таких случая лучше ехать проверенным путем. Поэтому, выйдя на шоссе, мы помчались дальше, а когда через 3 км встретили группу Сахарова, приехавшую сюда довольно давно и уже успевшую приготовить обед, то  решили немного "схалявить" и тоже остановиться здесь, воспользовавшись их костром.   

Мы в пути

После обеда группа Сахарова сразу взяла высокий темп и быстро умчалась вперед, мы же продолжали ехать своим излюбленным стилем – неспеша и с редкими остановками. Не знаю как другим, но мне так ехать гораздо проще – при той же средней скорости усталость гораздо меньше, да и езда неспешным темпом позволяет разглядывать проезжаемые пейзажи и беседовать на ходу, что при быстром движении проблематично.

Когда от места обеда счетчик отсчитал 15 км, справа показалась белая гладь озера и накатанная дорожка к берегу. Судя по карте, это была последняя возможность посмотреть на Онего (дальше дорога резко уходит от него), и мы решили съездить туда, благо это было совсем недалеко и остановку для передышки нужно было делать по любому.

Берег озера у с. Песчаное

Как оказалось, эта небольшая радиалка была устроена явно не зря. На берегу озера было удивительно красиво, тем более что появившеесе к этому времени солнце подсветило безбрежные ледяные просторы, и теперь они производили совершенно иное впечатление, чем вчерашним дождливым вечером. Благодаря отличной видимости удавалось разглядеть противоположный берег Заонежского залива, некоторые острова, и только в юго-западном направлении, туда, где расположен Петрозаводск, белая гладь уходила за горизонт и терялась в легкой дымке. Отсюда совершенно не было желания уезжать – хотелось подольше полюбоваться завораживающими видами озерных просторов. Однако впереди у нас был еще длинный путь (всего за сегодня мы проехали лишь немногим больше 50 км), поэтому отдохнув с полчаса и бросив прощальный взгляд на озеро, мы нехотя потянулись в обратный путь.

Вскоре позади осталось длинное село Песчаное, за которым шоссе плавно повернуло на юго-восток и начался плавный, но весьма ощутимый набор высоты. Этот душевный тягун длился несколько километров подряд, и когда он наконец закончился, со стометровой высоты открылся потрясающий по своей красоте и масштабности вид на блестящее от вечернего солнца озеро. Увы, но это великолепие длилось недолго – за очередным  поворотом вдоль трассы потянулась уже ставшая привычной довольно однообразная местность, где кроме деревьев и убегающего вдаль шоссе ничего не видно.

Остановка на озере у с. Авдеево

Минут через 40 мы уже подъезжали к следующему населенному пункту – селу Авдеево, перед которым была сделана очередная остановка и легкий перекус, благо место располагало – недалеко от дороги в большом количестве имелись совершенно сухие луга, где, несмотря на недавние дожди, можно было спокойно сидеть прямо на траве. Чтобы обсудить планы относительно места ночевки, решили дождаться группу Сахарова, и как только они приехали, стали вместе разглядывать карту. В принципе, можно было бы ично заночевать прямо тут, однако тогда бы на следующие два дня пришлось бы почти 200 км до Каргополя, что было явно много с учетом предстоящих участков дорог без асфальта. Поэтому было решено не отступать от плана и, проехав  еще километров 20-30, встать где-то не доезжая до Пудожа.

Однако это оказалось непросто. Сразу же за Авдеево местность преобразилась и начался очень глухой, заросший кустарником смешанный лес. Удивительно, но снега тут было в разы больше, чем в Медвежьегорске, хотя мы проехали уже почти 200 км к югу, и по всей логике тут должно быть теплее. Теперь на протяжении многих километров по обе стороны от трассы тянулись лишь заснеженные низины и залитые водой овраги, а окружающая местность совершенно не располагала к ночлегу. По мере наступления вечера становилось все холоднее и холоднее, и постепенно у меня в голове начала зреть крамольная мысль – а не доехать ли нам сегодня до Пудожа и не поселиться ли в гостинице?

Когда позади осталось уже почти 20 км и в ногах начала ощущаться некоторая усталость, мы сделали очередную остановку, на которой выяснилось, что я не одинок в своих мыслях. Вся группа, за исключением Антона, была за то, чтобы поднапрячься и доехать до Пудожа, так как ночевать посреди этого холодильника в мокрой палатке желания не было, тем более что практически вся одежда у нас была сырая еще со вчерашнего дня. Антон довольно долго упирался, говоря, что это неспортивно и впереди мы непременно найдем хорошее место, однако сама возможность заночевать под крышей была настолько привлекательной, что о палатках и кострах даже и вспоминать не хотелось.

Вечерняя трасса. Не правда ли, красиво?

Минут через 15 подкатила группа Сахарова, однако Саша с Олей, хоть и одобрили нашу идею относительно гостиницы, решили туда не ехать, а, завидев небольшой просвет в лесу, заявили, что они будут ночевать здесь. Поэтому, пожелав друг другу всего хорошего, мы с ними расстались, и дальше покатили в одиночестве.

Теперь, когда время подходило к закату, мороз чувствовался особенно отчетливо. В каждой небольшой низине из леса тянуло жутким холодом, начали мерзнуть ноги и руки, а с какого-то момента я заметил, что вода в кюветах стала покрываться тонкой корочкой льда, означающего, что температура перешла нулевую отметку. И хотя усталость давала о себе знать и наша скорость не превышала 18-20 км/час, однако Пудож был уже близок и теперь основной мыслью, занимавшей голову было – а что мы будем делать, если ночевка в гостинице не удастся? Некоторую ясность в этом вопросе дал разговор с местным автомобилистом, который подтвердил, что в Пудоже гостиница есть и она работает. Это прибавило сил, колеса закрутились быстрее и, сделав по пути еще одну остановку для отдыха, мы вскоре на полном ходу проскочили реку Рагнуксу – плановое место стоянки. И хотя тут был жуткий холод и единственное, что хотелось - это проехать это место побыстрее, Антон, как самый большой нелюбитель гостиниц среди нас,  стал предлагать сделать разведку местности, надеясь среди этого месива снега и талой воды найти место под палатку. Однако его уже никто не слушал – до города оставалось 6 км и тратить попусту время посреди этого холодного леса не хотелось.

Вечер второго дня. После 100 км безлюдья и снегов мы приехали к цивилизации..

Когда компьютер отсчитал 110 км, и силы были уже на исходе, лес, непрерывно тянущийся уже почти два часа, внезапно расступился и впереди показались очертания поселка – это был долгожданный Пудож. Близость цивилизации придала энергии и, сделав последний рывок, в начале десятого были уже в городе, где, следуя советам местных, мы без труда нашли гостиницу.

В номере Пудожской гостиницы. Хорошо!!!

Время было 21:20, и теперь, когда дорога осталась позади, настал “момент истины” - предстояло выяснить, поселят ли нас тут или нет, и правильно ли мы сделали, что все же поехали сюда. С замиранием сердца я вместе с Николаем пошел к администраторше, которая обрадовала нас, сказав, что места есть и с велосипедами проблем не возникнет. Значит, все же не зря мы ехали столько километров сквозь тайгу!

Дальше все было просто – заполнив бумажки и заплатив по 120 рублей с носа, мы затащили наши велосипеды в номера. В отличие от Медвежьегорска, в здешней гостинице было тепло и уютно, и, даже имелись теплые (!) батареи. Эти, казалось бы, обычные в городской жизни вещи, вызвали такой шквал положительных эмоций, что даже долгожданный ужин отошел на второй план.

Вскоре за окном незаметно стемнело, пошел мелкий дождик, а мы еще долго кушали, беседовали, слушали радио и пили чай – в общем, чувствовали себя как дома. Все же было очень здорово находиться в теплой и светлой комнате, а не в мокрой палатке посреди заснеженного карельского леса! Однако от сочетания тепла, усталости и обилия еды вскоре нестерпимо захотелось спать, и, пожелав друг другу спокойной ночи, мы ближе к полуночи  разошлись по кроватям и крепко уснули.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz