День четвертый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День четвертый


В тексте использованы фотографии Максима Валянского

оз. Велье - Ивантеево - Валдай - ночевка на острове, 55 км, карта пути

И хотя в целом наше путешествие протекало замечательно, но вот с погодой нам явно не везло и, пожалуй, этот поход стал самым “мокрым” за всю мою велобиографию. Ночью прошел очередной дождь, из-за которого развести костер утром оказалось непросто и пришлось прибегнуть к радикальному средству – куску оргстекла, который я взял с собой из Москвы. Неспеша позавтракав манной кашей с изюмом, мы тронулись только в начале двенадцатого и, выбравшись на дорогу, без задержек устремились в сторону Валдая.

Грейдер на Валдай. Катится хорошо!

Как и вчера вечером, ехать было легко и приятно. Вновь дул легкий попутный южный ветерок, а грейдер, несмотря на прошедший дождь, оставался  гладким и ровным. Отойдя от озера и описав многокилометровую дугу по лесу, трасса вновь вышла на берег у деревни Уклейно – оказалось, что основная дорога идет тут именно так, а обозначенное на картах спрямление от Мысловичей до Ивантеево не существует. Тут у дороги обнаружился сельский магазин, представляющий собой обычный деревянный дом со стоящей посреди “торгового зала” большой кирпичной печкой. Несмотря на это, ассортимент товара тут мало отличался от того, что можно встретить в городе, и, закупив апельсинов, сока, шоколада и прочих вкусностей, мы без задержек двинулись дальше, рассчитывая к обеду быть уже в Валдае.

Живописное озеро Уклейно

Как только Уклейно осталось позади, начался продолжительный и монотонный подъем от озера, а километра через два, на Y-образном перекрестке с дорогой из Русских Новинок, уже надоевший грейдер неожиданно сменился бетонными плитами. Ехать тут же стало гораздо легче, хоть и не просто, так как приходилось все время смотреть вперед, чтобы успевать тормозить перед плохо заделанными стыками. Такое “удовольствие” длилось километра 3, а когда лес расступился и впереди на пригорке показалось Ивантеево, начался хороший асфальт, где можно было наконец расслабиться и ехать, не особо смотря под переднее колесо, а вместо этого лю��уясь природой. А смотреть было на что - места пошли на редкость красивые и типично валдайские – величествен����ы сосновые боры, холмы, перелески, среди которы периодически попадаются изумительные лесные озера.

После одного из них – Городенского – начался длинный лесной перегон, на протяжении многих километров очень плавно набирающий высоту. На глаз это практически незаметно и создается очень неприятное ощущение, что велосипед “не катит” – вроде и равнина, и попутный ветер, но даже для того, чтобы ехать 20 км/час, нужно прилагать немалые усилия. Из-за этого Максим с Настей слегка отстали, и, чтобы вновь собраться и заодно отдохнуть, у очередного километрового столбы посреди леса устроили небольшую остановку. В целом все складывалось замечательно - до Валдая оставалось всего лишь 10 км, и по всем расчетам, к 14:00 – 14:30 мы должны были прибыть туда.

Отдых на безымянном километре в лесу..

Отдохнув минут 20 и перекусив, двинулись дальше по пустынному шоссе, красиво петляющему посреди глухого леса. Несмотря на близость города и трассы Москва - Санкт-Петербург, движение тут очень слабое, поэтому можно было позволить себе ехать в несколько рядов и беседовать на ходу. Попутно удалось посмотреть, что представляет из себя обозначенная на карте загадочная глухая дорога в сторону Выползово, идущая параллельно питерской трассе – как ни странно, она действительно существует, и, судя по всему, представляет из себя симпатичную бетонку, которую с обоих сторон плотно обступает лес.

Не прошло и получаса, как впереди показались дома села Бор, где, после короткого и очень крутого спуска начался изматывающий затяжной набор высоты. И хотя уклон тут очень небольшой и суммарный перепад высот также невелик, но оставшиеся несколько километров до перекрестка с Е-105 показались почему-то очень длинными и томительными. Скорость не превышала 16 км/час, километры тянулись медленно, а когда впереди показалась долгожданная питерская трасса, то небольшая усталость в ногах уже давала о себе знать.

На перекрестке с Е-105 мы были около 14:30, и теперь нашей ближайшей задачей было найти кафе и пообедать. Помимо этого, хотелось успеть в музеи, поэтому нужно было поторапливаться. Спустившись с горки в направлении города, мы через километр пересекли однопутную железную дорогу у самого вокзала, где удалось увидеть отправление местной “электрички” – поезда сообщением Валдай – Бологое, состоящего из 2-х вагонов и тепловоза ТЭП-70. От вокзала, следуя зачастую противоречивым советам местных, мы  выбрались на красивую центральную площадь, где после некоторых поисков нашли неплохое кафе с небольшим, но очень уютным залом. Цены оказались существенно выше, чем в Шимске и Демянске (около 100 рублей за обед), но качество еды было также на уровне. Первыми обедать отправились Настя с Максимом и Антоном, а я тем временем прогулялся по центральной площади и, выйдя на берег озера, обнаружил у причала теплоходик, курсирующий до виднеющегося вдали Иверского монастыря. Нам бы он был очень кстати, но, к сожалению, последний рейс отправлялся в 16:00 и мы явно не успевали.

Собор на центральной площади Валдая
Музей колоколов

Как только все поели, без задержек двинулись в музей уездного города. Не знаю как на других, но лично на меня его экспозиция не произвела особого впечатления, примерно то же самое приходилось видеть почти в любом приличном краеведческом музее, например, прошлым летом в Муроме. Однако в очередной раз посмотреть на то, как жили наши предки 100-150 лет назад, было достаточно интересно, тем более что любое посещение подобных мест в походе всегда приятно и сильно разнообразит туристскую жизнь. Музей довольно большой, занимает несколько этажей, поэтому его осмотр занял около полутора часов, после чего  мы сразу двинулись к музею колоколов, так как до его закрытия оставалось совсем недолго.

Этот уникальный музей находится в необычного вида старинном здании, и, в отличие от музея уездного города, очень маленький – всего один круглый зал, в котором можно посмотреть на колокола разных времен и почитать про развитие колокольного искусства в России. То, что музей находится именно тут, совершенно не случайно: Валдай издавна славится своими колоколами, а нынче всевозможные колокольчики являются местными сувенирами и продаются по всему городу. В отличие от большинства музеев, где экспонаты трогать не разрешается, тут можно спокойно попробовать многие из представленных колоколов и колокольчиков “в действии”, что весьма необычно и интересно.

На этом культурная программа не закончилась - по плану нам предстояло еще заехать в Иверский монастырь, расположенный на острове в паре километров от города. И хотя теоретически туда можно было добраться на катере, однако к этому моменту последний рейс уже ушел, поэтому ничего не оставалось, как ехать своим ходом окружным путем - через Питерскую трассу и понтонный мост. Поэтому около ести вечера мы вновь сели в седла и покатили на восток, на выезд из города. И хотя дорога все время шла в гору, отдохнувшие ноги быстро несли нас вперед, и вскоре Валдай с примыкающей к нему деревней Зимогорье остался позади и мы выбрались на  знаменитую трассу Е-105 (Москва – Петербург и далее в Финляндию).

Несмотря на мои опасения, она весьма в приличном состоянии – три широких полосы, гладкий асфальт и не такой уж сильный, по московским меркам, трафик, состоящий преимущественно из большегрузных фур. Широкое шоссе стрелой уходило вдаль, и насколько хватало взгляда, впереди виднелись лишь чередующиеся спуски-подъемы без единого ровного места - все-таки, это один из самых холмистых районов Валдайской возвышенности, протянувшейся с запада на восток на несколько сотен километров. Разогнавшись на одном из таких спусков, мы чуть не проскочили нужный поворот на Боровичи, а, проехав в сторону них около километра, свернули направо в направлении Иверского монастыря. И хотя эта дорога обозначена на всех картах как грунтовая, на деле тут оказалась узкая лента асфальта, которая через несколько сотен метров привел нас к понтонному мосту, соединяющему берег с островом Руднев.

За мостом началось самое интересное. Монастырская дорога  продолжилась в виде очень укатанного и на редкость приятного лесного грейдера, неспеша ехать по которому среди вековых сосен было одно удовольствие. Кругом царили тишина и покой и постоянно казалось, будто находишься где-то в далекой глуши, хотя до города отсюда по прямой пара километров. Все же это удивительное и прекрасное место, и не зря мы сюда заехали!

Иверский монастырь - вид из далека И изнутри...

Ровно через 5 км, считая от поворота с трассы Валдай-Боровичи, лес внезапно расступился и впереди показался берег, а на нем - и сам Иверский монастырь, далекие очертания которого мы полчаса назад видели из Валдая.  И хотя ничего особо выдающегося в нем не оказалось, тем не менее, прогуляться по территории, объехать вокруг мощные стены и полюбоваться на виды Валдайского озера было очень приятно и доставило массу удовольствия. 

За этим приятным занятием постепенно наступил вечер, стало тихо и нежарко, что  особенно усиливало прелесть здешних мест. Уезжать из этой красоты очень не хотелось, и постепенно стало ясно, что  будет лучше, если мы заночуем прямо здесь, а назавтра догоним график.  Тем более, что на горизонте с северо-запада показалась грозовая туча и уже слышались далекие раскаты грома, а промокшие в очередной раз совершенно не вписывалось в наши планы.

Однако Антон почему-то не разделял этого мнения и, отъехав  от монастыря в обратном направлении около километра, мы остановились и стали обсуждать, что же делать. Мнения разделились - все, кроме него, хотели остановиться на этом прекрасном острове, а он все желал ехать вперед, утверждая, что надвигающаяся туча непременно минует нас. Однако после того, как Максим и Женя съездили на разведку к берегу и обнаружили там оборудованное место для стоянки в сосновом лесу, сомнений относительно того, вставать здесь или ехать дальше, ни у кого не осталось.

Пожалуй, это была самая удачная ночевка за весь поход. Тут было буквально все, что можно пожелать – и ровная площадка для палаток, и чистейшая вода из озера, и сухие дрова, и хвойный лес, и даже беседка со столом и скамьями. В дополнение к этому р��д�� с кострищем мы нашли металлические дуги для установки канов, так что даже свой таганок доставать не пришлось (!).

Из-за сегодняшнего короткого перегона (всего 55 км) встали мы на редкость рано – в начале восьмого. Времени до темноты было полно, и поэтому мы неспеша разожгли костер, высушили на нем все, что промокло за предыдущие дни, а потом спокойно поели и немного пообщались с семьей москвичей - автомобилистов, расположившихся недалеко от нас. К счастью, дождь, все грозившийся начаться, так и не пошел, а ближе к полуночи мы разошлись по палаткам, чтобы завтра встать пораньше и наверстать упущенные за сегодня километры.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz