День седьмой
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День седьмой


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

бухта Деревянская - Шокша - Шелтозеро - берег Онеги, 90 км

Утро на берегу штормящего озера.
Набрать воды в кан при штормовой погоде - непростая задача.
Все же, Campingaz - великая вещь!

Как ни странно, но под шум ревущих волн спалось относительно неплохо, но наступившее утро совершенно не порадовало. Все так же непрестанно лил дождь и дул сильный ветер, и казалось, что все всерьез и надолго. Вылезать под ливень из теплых и сухих палаток никто не горел желанием, и лишь к 11 часам, когда дождь временно прекратился, мы наконец  решили позавтракать. Шторм на озере не думал утихать, поэтому наполнение канов превратилось в увлекательный процесс – нужно было подгадать время прихода очередной волны, вовремя залезть на камень, а потом, быстро зачерпнув воды, тут же прыгать в сторону берега, чтобы не замочить ноги.

И хотя Женя порывался запалить костер, его никто не подержал, и в итоге пришлось вновь все готовить делать на Campingaz’e, который, в отличие от мокрых дров, выполнял свою задачу отлично и не требовал особого внимания. Горячий завтрак прибавил сил и оптимизма и казалось, что все уже позади, но стихия лишь дала нам передышку. Едва мы успели допить чай, как небо вновь затянуло, и снова полил сильный дождь, заставивший опять залезть в палатки. В результате пришлось просидеть на этом месте почти до часу дня, и лишь когда дождь прекратился окончательно, мы наконец собрались и двинулись в путь. Теперь терять время нам было нельзя, ведь впереди было много интересного и важного – и Шокша с ее малиновыми кварцитами, и музей в Шелтозере, а самое главное – встреча с Кириллом и Володей, которая должны была состояться завтра вечером.

Первое, что приятно поразило сразу после выхода на шоссе – это необычная тишина. Удивительно, но ветер, бушующий над о��ером, тут почти не ощущался, и в целом было гораздо более уютно, чем на берегу у ревущих волн. Постепенно набирая скорость, мы бодро покатили вперед, и очень скоро уже были в поселке Деревянное – первом крупном населенном пункте на пути от Петрозаводска, где по общему желанию остановились у магазина и слегка перекусили. А так дальше сложно было рассчитывать на хороший выбор еды, то прямо здесь купили все необходимое на предстоящий обед и ужин, чтобы в дальнейшем не зависеть ни от чего.

Каких только названий не встретишь на российских дорогах...

Чем дальше мы отъезжали от Петрозаводска, тем меньше становилось машин и тем больше чувствовалось приближение глухомани, столь любимой мною. За поворотом на деревню со смешным названием Уя начался восьмикилометровый лесной участок дороги без единого перекрестка, где трасса медленно, но верно набирает высоту, отходя от берега. Поначалу это было незаметно, однако вскоре появилось знакомое чувство, когда кажется, что едешь по равнине, но велосипед почему-то не катит. Пришлось переключиться на пару передач пониже, и, совершенно не напрягаясь, я неспеша поехал дальше, не заметив, что группа уже далеко позади.

Одинокая трасса плавно петляла среди леса, открывая за очередным поворотом все новые виды, и хотя я уже давно ехал в гордом одиночестве, останавливаться и ждать народ не хотелось – уж больно приятной и спокойной была дорога. По мере удаления от Деревнянного подъем становился все круче, и закончился он только в центре следующей деревни Педасельга, где мне пришлось притормозить, чтобы подождать товарищей.

Ожидание оказалось недолгим – вскоре из-за поворота по очереди выехали Женя, Сергей и Максим, и, немного отдохнув и полюбовавшись открывающимся отсюда замечательным видом на лесные дали, за которыми в белой дымке терялось озеро, мы тронулись дальше, стараясь больше не уезжать друг от друга.

В целом пока все шло как нельзя лучше. Настроение оставалось бодрым, асфальт – достаточно гладким, придорожные пейзажи продолжали радовать своей неброской красотой, и только лишь мокрые ботинки слегка беспокоили и напоминали о том, что произошло вчера вечером. Оставляя позади километр за километром этого глухого участка трассы, затерянной в лесах, мы беседовали на ходу, делились впечатлениями, а от нечего делать стали рассуждать на всякие отвлеченные темы типа – почему на дорогах нет специальных пунктов замены мокрых кроссовок?

Время приближалось к 15:00 и о том, чтобы попасть в Шелтозеро хотя бы до пяти вечера, можно было уже не думать. Таким образом, музей Вепсской волости нам сегодня не светил, торопиться было уже некуда, и километров через 20 от Педасельги, несколько утомившись от однообразной дороги, мы решили остановиться и пообедать.

Багажник Жени после поломки...
Пластина от "конструктора", винтовой хомут и немного сноровки - и все готово к продолжению пути.

С этого момента, будто в продолжение вчерашнего, началось сплошное невезение. Вначалеколбаса, купленная в Деревянном, оказалась на редкость паршивой и несъедобной, поэтому добрую ее половину пришлось отправить в помойку. А затем, когда впереди уже показались дома Шокши, тишину нарушил сильный треск, и Женя, резко остановившись, стал осматривать покосившийся рюкзак. Поначалу казалось, что штанину просто затянуло в спицы, как бывало не раз, однако подойдя поближе, я с ужасом увидел, что дело куда серьезнее – в спицы попал не рюкзак, а сломавшаяся стойка багажника. А поскольку произошло это на полном ходу  и силой инерции весь багажник сильно скрутило, и выглядел он весьма удручающе.

Делать было нечего, и собравшись, мы стали думать, как выйти из положения. Первое, что пришло в голову – это связаться с Володей, который сегодня вечером должен был выезжать из Москвы навстречу нам, и попросить его захватить с собой запасной багажник. Однако мобильная связь в этом медвежьем углу отсутствовала как класс, да и до места встречи нужно было еще как-то добраться, поэтому это был явно не выход. Нужно было хоть как-то починить стойку, которая переломилась по крепежному отверстию у самого низа. Как ни странно, это вскоре удалось, в чем очень помогли металлические пластины (от детского конструктора), которые я все время вожу с собой и которые еще ни разу не были востребованы. Получившаяся конструкция выглядела хлипко, тем не менее держалась неплохо, причем весь ремонт занял менее получаса.

Здесь добывают малиновые кварциты.
Шокшинская бухта

Приехав в Шокшу, было решено не отступать от намеченного плана и посетить местную достопримечательность – месторождение знаменитых малиновых кварцитов. Карьеры, где их добывают, находятся в 5 км от трассы у поселка Кварцитный, и уже задолго до него по обочинам попадаются россыпи этих довольно красивых камней. И хотя “малиновыми” их можно назвать, лишь имея большое воображение, тем не менее вид каменных обрывов необычного цвета весьма впечатляет. Основные карьеры располагаются за поселком, и туда нас не пустили, однако даже то, что удалось увидеть, явно стоило того, чтобы заехать сюда. Тем более, что помимо кварцитов, тут вновь посчастливилось вблизи посмотреть на Онежское озеро, которое в этот раз выглядело куда более приветливо, чем утром, и даже не верилось, что еще несколько часов назад тут бушевали шторма.

Взяв себе на память по небольшому куску кварцита и вернувшись обратно в Шокшу, мы решили зайти в магазин, а Максиму тем временем после нескольких попыток удалось связаться с какой-то отдаленной базовой станцией “Мегафона” и кое-как позвонить домой. Воспользовавшись случаем, заодно позвонили и Володе и попросили захватить багажник для Жени – ведь упускать такой шанс было глупо, а сколько продержится отремонтированная стойка, никто поручиться не мог.

За Шокшей местность стала быстро менялась – если до этого мы ехали в основном по равнине, то теперь по сторонам от дороги проглядывались величественные холмы, поросшие лесом. Мы подъезжали к Шокшинской гряде, и это хорошо ощущалось по плавному набору высоты и по глубоким долинам ручьев, которые периодически пересекала наша дорога. Места пошли на редкость красивые – по сравнению с той однообразной равниной, что была с утра, ехать тут стало гораздо интереснее, хотя и сложнее. Однако благодаря тренировке, накопленной за предыдущие дни, здешние подъемы не стали для нас препятствием, и с восхищением смотря по сторонам, мы быстро и слаженно перекатывались с горки на горку.

Километров через 10 за Шокшей, вскоре после Ишанино, шоссе стало приближаться к берегу озера, спускаясь с холмов. Начался плавный и продолжительный спуск, растянувшийся на пару километров, и, не крутя педали, мы мигом долетели до села Верхручей, которое, помимо отменных видов на лесные холмы, запомнилось стоящей у дороги разрушенной церковью. Недалеко от нее была устроена последняя на сегодня остановка, где мы собрались, достали карту и прикинули ближайшие планы. Время подходило к 8 часам, и за сегодня мы успевали доехать до Шелтозера и даже дальше, однако смысла в этом не было – мы и так уже явно не опаздывали к месту встречи с нашими товарищами, а Вепсский музей проезжать не хотелось. Поэтому, было решено заночевать где-то неподалеку, желательно на берегу Онеги, благо вскоре дорога должна была подойти к нему почти вплотную.

Однако, как это уже было не раз, в нужном месте никаких съездов к берегу не оказалось, да и лес стал сырым и заболоченным – было очевидно, что встать тут не получится, тем более после прошедших дождей. Проезжей оказалась лишь дорога, идущая к месту, обозначенному как “пристань Шелтозеро”, и хотя ее вид не внушал доверия, все же было решено съездить на разведку. Не успели мы отъехать и пары сотен метров, как впереди залаяли собаки, и стало ясно, что нам сюда не надо. Тем не менее, не желая возвращаться, мы проехали до конца и в итоге уперлись в какие-то домики, из одного из которых вышел мужчина и поинтересовался нами. По его словам здесь находится какая-то база некоего института, а в беседе с ним  удалось выяснить, что за Шелтозером есть неплохие места стоянок, куда ездят рыбаки и туристы. Эта информация была очень кстат – ведь гораздо приятнее ехать, зная, что тебя ждет впереди, чем заниматься поисками в незнакомой местности.

Поблагодарив его, мы, не теряя времени, выбрались обратно на шоссе, и, поехав по нему еще пару километров, прибыли в Шелтозеро – большое село-райцентр. Назавтра нам предстояло сюда возвращаться, чтобы зайти в музей, поэтому было решено заранее узнать, есть ли тут столовая, дабы понять, имеет ли смысл готовить завтрак. Как оказалось, столовая тут есть, и это не могло не радовать – ведь доставать каны и варить кашу лишний раз совершенно не хотелось.

Место нашей ночевки за Шелтозером. Наверное, лучшее за весь поход.
Тихий вечер над Онежским озером. Красота!

Стараясь не привлекать внимание и проехали поселок насквозь без остановок, через пару километров мы свернули на симпатичную песчаную дорожку в сторону берега и вскоре попали в приятный сухой сосновый лес. Как оказалось, тот мужик нас не обманул – места тут действительно были замечательные: высокий берег, песчаный пляж, куча дров и даже столик со скамейками и навесом - о большем комфорте можно было и не мечтать. Обрадовавшись такому подарку судьбы, мы быстро поставили палатки, запалили костер, приготовили ужин, а потом просушили мокрую одежду, оставшуюся со вчерашнего дня. Несмотря на солидный дневной пробег и поздний выезд, приехали на этот раз мы довольно рано – около 20:30. Поэтому можно было расслабиться, спокойно посидеть за столиком, глядя на величественное озеро, а потом и неплохо прогуляться по лесу и вдоль берега, слушая приятный плеск воды и наблюдая живописные закатные виды.

Таким образом, седьмой по счету походный день, начавшийся довольно неприятно, завершился очень удачно. Сидя на высоком берегу и глядя в даль, даже не верилось, что мы уже в пути целую неделю - казалось, что еще вчера мы белой ночью ехали по мурманскому тракту около Сегежи. Тем не менее, это было так, и теперь поход вступил в свою кульминационную фазу - завтра нас ждали Шелтозерский музей, осмотр деревянных церквей в Гимреке и Щелейках, паром через Свирь, а самое главное -  встреча с Кириллом и Володей.


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz