|
|||||||
|
|
берег Онеги - Шелтозеро - Рыбрека - Каскесручей - Вознесенье - ночевка в лесу , 75 кмОтличная погода, установившаяся еще вчера вечером, нисколько не испортилась к утру – вновь светило солнце, было тепло и почти безветренно. Хорошо выспавшись в этом тихом и приятном месте, мы довольно рано встали, собрали вещи и к началу десятого двинулись в сторону Шелтозера.
Местная столовая, в которой еще вчера мы запланировали позавтракать, оказалась довольно скромной – из горячего в меню значился лишь суп, несколько видов пирожков и чай, зато все тут было фантастически дешево – не слишком разнообразный, но плотный завтрак обошелся всего в 30 с небольшим рублей. Подкрепившись, мы по очереди пошли в расположенный неподалеку музей Вепсской волости, который размещается в очень необычном и красивом двухэтажном деревянном доме с балконом, резными наличниками и ставнями. Причем все это не новодел, а действительно старинный особняк, в котором когда-то жила большая семья одного уважаемого местного жителя. В этом музее собраны многочисленные старинные вещи из окрестных деревень, а также материалы, рассказывающих о жизни и культуре Вепсов – маленького народа, жившего в южном прионежье. Из всей многообразной экспозиции особенно увлекательно было рассматривать старинные карты, узнавая по ним те места, где мы недавно проезжали. Судя по ним, много лет назад эти места были гораздо более населенными, и даже там, где мы сегодня ночевали, некогда была деревня. И хотя большинство экспонатов типа прялок и прочих предметов крестьянского быта, представленных здесь, не отличается особой уникальностью, тем не менее, зашли мы сюда явно не зря - ведь подобные места сильно разнообразят велопоход, делая его более познавательным и интересным.
К началу первого, закончив осмотр музея, мы двинулись в дальнейший путь вдоль Онежского озера. И хотя к этому моменту ветер разгулялся, для нас он оказался помощником, и, не прилагая никаких усилий, мы быстро и ле����о покатили по тихому и приятному шоссе, петляющему по лесу. Километров через 6 нас ждал небольшой сюрприз, к которому, впрочем, все были готовы – прямо посреди леса асфальт закончился, сменившись грейдером. Однако это был на редкость укатанный и ровный грейдер, по которому ехать ненамного тяжелее, чем по шоссе, и, почти не снижая темпа, мы быстро доехали до маленькой деревни Каккарово, а затем – и до поселка Рыбрека, вытянутого вдоль побережья. В Рыбреке неожиданно снова начался асфальт, и дорога, плавно сбрасывая высоту, стала приближаться к берегу. И хотя поселок ничего особенного собой не представляет, стоит он очень в красивом месте – у самого берега озера, где вплотную к домам примыкают величественные скалы и уходящие ввысь лесистые отроги Шокшинской гряды. Выглядят они очень живописно и сурово, и глядя на них, приятно осознавать, что дорога обходит их стороной – иначе бы пришлось очень несладко. За Рыбрекой шоссе, подойдя к берегу вплотную, привело нас в селение со странным названием Другая река, сразу после которого приятный асфальт закончился, вновь уступив место грейдеру. Причем в отличие от предыдущего участка, это был типичный разбитый грейдер с довольно крупной щебенкой, толстым слоем песка и неизменной “стиральной доской” во всю ширину полотна. Приближение областной границы чувствовалось уже здесь - насыпь, до этого ровная и прямая, стала весьма кривой и местами сильно размытой, дорога пошла петляющая и узкая, местами похожая на лесовозку. Наверное, в распутицу тут не проехать, однако сейчас благодаря попутному ветру и сухой погоде катилось легко и приятно, и не прошло и получаса, как впереди показались дома села Каскесручей – последнего населенного пункта Карелии на нашем пути.
В целом на сегодня все складывалось как нельзя лучше. Время было всего лишь 14:00, мы уже проехали 30 км, а до места встречи с Володей и Кириллом оставалось немногим больше. Им же за сегодня предстояло одолеть целых 90 км от Подпорожья, поэтому раньше 6-7 часов ожидать их не имело смысла, так что у нас была куча времени в запасе. За Каскесручьем мы покинули территорию республики Карелия, по которой уже проехали более 500 км, и попали в Лениградскую область. Причем пересечение границы произошло без резкого изменения качества покрытия, как это часто бывает – как до, так и после указателя был все тот же кривой и местами тряский грейдер, далеко не худший из тех, что приходилось видеть. Через несколько километров, после затяжного подъема впереди показалась Гимрека – небольшое село, стоящее посреди холмистого поля, знаменитое деревянной церковью с колокольней. Само село производит несколько удручающее впечатление - похоже, за много лет тут мало чего изменилось: вдоль пыльной дороги стоят древние некрашеные избы, некоторые их которых уже заброшены, не видно ни новых домов, ни иных признаков развития.
Церковь оказалась далеко в стороне от дороги, и пришлось немало потрястись по ухабистому проселку, прежде чем добраться туда. И хотя обычно она закрыта для посторонних, нам повезло – как раз в это время рядом с ней работали местные плотники, благодаря которым нам удалось без труда попасть вовнутрь. К сожалению, от первозданного убранства храма почти ничего не сохранилось, поэтому долго задерживаться не стали, а, сделав несколько снимков на память и пожелав плотникам удачи в их работе, вскоре двинулись дальше. Как только Гимрека скрылась за поворотом, вновь началась извилистая и тряская дорога, к которой с обеих сторон вплотную подступает лес. Машин на этом глухом участке трассы практически нет, и, занимая все ширину полотна, мы неспешно катились вперед. Как и до этого, периодически встречались небольшие подъемы и спуски, заставляющие активно работать переключателями передач, а километров через 6 нашему взору открылся потрясающий вид сверху на озеро, бескрайними просторами уходящее за горизонт (см. фото слева). Дорога резко пошла вниз, и очень быстро мы были уже в Щелейках, где прямо у дороги стоит еще одна неплохо сохранившаяся деревянная церковь.
По сравнению с ансамблем Гиморецкого погоста, она построена в несколько ином стиле, однако состояние ее гораздо хуже – по словам местного мужика, за ней почти никто не следит, и лишь бдительность местных спасает этот памятник зодчества от разрушения. Само село стоит на высоком берегу Онежского озера, и, зайдя за ограду церкви, мы в очередной раз полюбовались завораживающими видами на бескрайние водные пространства, вдоль которых уже на протяжении нескольких дней пролегал наш путь. Отсюда уже тонкой линией проглядывался противоположный берег – по словам местных, до него около 25 километров и раньше зимой туда регулярно ездили на лошадях. К сожалению, это было последнее место, где мы имели возможность видеть Онего – дальше дорога отходила далеко в сторону, и на прощание с ним было решено выбраться к берегу и устроить обед прямо у воды.
Это удалось - за селом нашлась утоптанная тропинка, которая ближе к берегу начала ветвиться и в итоге пропала, что, однако не помешало нам добраться до самой воды и, уютно расположившись на холмике, душевно отдохнуть. И хотя изначально костра не планировалось, в итоге мы приготовили и суп, и чай, так как холодные перекусы уже надоели, а спешить на этот раз нам было особо некуда. До места встречи с Володей и Кириллом оставалось всего лишь 20 км, однако полпути нас ждал паром через Свирь, который, по имевшейся информации ходил довольно редко и заканчивал работу рано. Поэтому, чтобы не заставлять товарищей ждать нас, отдохнув 2 часа, мы двинулись к Вознесенью. И вновь потянулась приятная и довольно однообразная дорога, где на километр встречается не менее десятка поворотов и царит тишина, нарушаемая лишь ветром да крайне редкими в этих местах машинами. Примерно на полпути до парома, впервые за весь поход, навстречу нам попалась группа велотуристов. Как удалось узнать, сами они из Коломны, а едут каким-то хитрым маршрутом из Лодейного поля через Медвежьегорск и Вытегру. Долго поговорить не удалось – лишь немного поделившись впечатлениями от местных дорог, мы разъехались в разные стороны, пожелав друг другу счастливого пути. На 13-ом километре от Щелеек лес расступился, и впереди показались дома поселка Вознесенье и широкими разливы Свири. Скатившись с крутой горки, мы попали прямиком к парому, причем приехали мы крайне удачно: ближайший рейс был через 20 минут, и на берегу уже стояла вереница машин, желающих переправиться. Тут неожиданно обнаружилось, что в этой глуши работает мобильная связь – прием был отличным, и, пользуясь случаем, я послал Кириллу СМСку о том, что мы уже на переправе.
Вскоре подошел паром “Свирь”, и, расположившись на его палубе, мы поплыли на другой берег. Как ни странно, но там начался асфальт, что не могло не радовать, и мы дружно помчались дальше на юг к повороту на Кипрушино, где была назначена встреча. После многих километров грейдера с ветерком прокатиться по тихому равнинному шоссе было одно удовольствие – велосипед будто ехал сам собой, скорость стабильно держалась на отметке 24-25 км/час. Наши друзья тоже ехали навстречу - по пути мне пришла СМСка, подтверждающая доставку сообщения Кириллу, означающая, что они уже близко. Не прошло и 20 минут, как впереди показался новенький указатель “Подпорожье->>”. И хотя по карте эта дорога показана как второстепенная, сомнений в том, что мы �� нужном месте, не было, и, остановившись, мы начали ждать, попутно обсуждая, что делать, если наши товарищи не приедут. Впрочем, все это оказалось не нужно - вскоре на спуске показались две знакомые фигуры с велорюкзаками, в которых мы еще издалека узнали Кирилла с Володей. В общем, встреча прошла на редкость удачно и, прямо здесь начался бурный обмен впечатлениями. По словам Кирилла, путь от Подпорожья оказался труднее, чем ожидалось – им пришлось ехать 90 км против ветра по неслабым горкам, причем единственный магазин на всем пути был только перед финишем в Кипрушино. Впрочем, это было уже на важно – главное, что мы встретились, и все, что теперь было нужно – это найти место для ночлега, поставить палатки и отдохнуть у костра.
Однако с этим, как обычно, начались проблемы – как всегда, все хорошие места к этому моменту остались позади, и теперь вдоль дороги тянулся угрюмый подболоченный лес. Единственная отворотка, что нам попалась по пути, привела к просеке под местной ЛЭП, идущей параллельно дороге, а так как ночевать под проводами не хотелось, то мы решили проехать еще и попытаться найти что-либо получше. К сожалению, это было напрасной тратой времени – болота и кусты все продолжались, а там, где имелся просвет, виднелись какие-то сараи и свежескошенное сено, что совершенно не располагало к остановке. В результате пришлось возвращаться назад, ставить палатки прямо у столбов и приступать к готовке ужина, который из-за общего нежелания чего-либо рубить и пилить пришлось делать на Campingaz'e. Таким образом, этот весьма насыщенный день прошел на редкость удачно, нас теперь было шестеро и хотелось надеяться, что и вторая половина пути до Вологды будет столь же приятной и интересной. После ужина все довольно быстро разошлись по палаткам – сырое комариное место не располагало к долгим посиделкам, тем более что совершенно не хотелось привлекать внимание местных, не слишком трезвые голоса которых периодически слышались на проходящей рядом дороге. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |