|
|||||||
|
|
р. Коинга - Успенье - Никольское - Черепаниха - Фоминское - ночевка в лесу, 95 км
И хотя от дальнего угла Вологодской области, где мы сегодня ночевали, до Котласа оставалось еще почти 500 км и 6 ходовых дней, однако, начиная с этого дня наше путешествие стало медленно, но верно подходить к своей завершающей стадии. Обычно это вызывает легкую грусть, но на этот раз все было иначе – очень приятно осознавать, что больше не придется таскать велосипед по глине и шпалам, а уже сегодня мы выедем на так называемый Сухонский тракт и, подставив спины попутному западному ветру, помчимся к берегам Северной Двины.
Вопреки вчерашним опасениям, наступивший день встретил нас теплом и солнцем, что не могло не радовать. По такой погоде хотелось поскорее собраться и поехать прочь из этого сырого леса, однако какое-то фатальное невезение преследовало нас все утро, не давая двинуться в путь. Для начала я обнаружил, что из-за вчерашней тряски резьба в одном критическом месте багажника сорвалась начисто, поэтому пришлось доставать из ремнабора метчики, благодаря которым проблема решилась за 15 минут. Однако не прошло и получаса, как случился еще одна неприятность – костер внезапно разгорелся, а когда, заметив сильное пламя, я бросился спасать обувь, сушащуюся возле него, было поздно – к этому моменту огонь уже пожирал мои видавшие виды кроссовки. К счастью, у меня была еще одна пара, и, глядя на жалкое зрелище обгорелых подошв и тлеющих шнурков, сразу вспомнилась старая туристская мудрость о том, что ботинки в походе бывают двух видов - либо мокрые, либо горелые. В довершение всего перед самым выездом Женя обнаружил, что в его багажнике также не хватает винтов (все-таки, 15 км шпал – это не шутка), поэтому, выйдя на дорог��, вновь пришлось заниматься ремонтными работами, отложившими отъезд еще на добрые полчаса.
Дорога Карица – Успенье, не обозначенная ни на одной карте, зато хорошо видимая на спутниковых снимках с Google Maps, удивила с первых же километров – названная на сайте C. Болашенко “лесовозной”, в реальности она оказалась отменной бетонкой с плотно пригнанными плитами. Ехать здесь было одно удовольствие, и, глядя на проносящиеся по сторонам леса, даже не верилось, что еще совсем недавно те расстояния, что сейчас пролетались за 10 минут, стоили нам часа упорной борьбы с глиной. Словами это ощущение передать трудно, но именно в такие моменты, выбравшись из бездорожья, понимаешь, что ДОРОГА – это великая вещь, что-то сродни воздуху, столь же необходимая и незаметная.
Не прошло и получаса, как впереди показался грандиозный спуск в долину Толшмы, где бетонка, серпантином спустившись вниз, внезапно закончилась, слившись с грейдером, по которому нам предстояло ехать до самой Сухоны. И хотя поначалу его качество не впечатляло, но будто в награду за все те мытарства, что довелось испытать на протяжении двух последних дней, за Успеньем дорога преобразилась, и теперь перед нами до самого горизонта расстилалась широкая полоса плотного сырого песка, где велосипед катился лучше, чем по иному асфальту. Наверное, это был самый лучший грейдер, который мне довелось видеть – словно на хорошей парковой дорожке, тут практически не было выбоин, ям и камней, что позволяло совершенно без усилий держать скорость на уровне 25 км/час, любуясь живописной долиной Толшмы, периодически проглядывающей сквозь деревья. По мере продвижения на север лес, отделяющий дорогу от реки, постепенно редел, и теперь можно было подолгу наблюдать широкую долину, крутой противоположный берег с бескрайними полями и редкими домами маленьких деревень – все это выглядело великолепно и чем-то неуловимо напоминало подмосковную Лутосню в районе Шахматово.
Благодаря столь быстро езде через час мы уже были у поворота на Никольское – довольно большое село, знаменитое тем, что тут находится дом-музей поэта Николая Рубцова, его “тихая родина”. И хотя он оказался закрыт, но Антона – главного желающего посетить это место среди нас, это не остановило, и пока все катались по селу в поисках магазина, он каким-то образом разыскал работника музея и все-таки попал вовнутрь, заставив остальных ждать почти полчаса. Впрочем, эта остановка прошла с пользой – за это время Володя с Кириллом съездили на переговорный пункт и позвонили в Москву, так как сотовая связь не работала от самого Солигалича, а мне из разговора с местными удалось узнать интересную информацию о здешних дорогах. Оказывается, вопреки всем картам, путь через паром в Черепанихе – далеко не единственный вариант добраться из этих краев в Тотьму, есть также некая новая дорога, начинающаяся у Фатьянки и каким-то образом выходящая на шоссе, соединяющее райцентр с поселком им. Бабушкина. Все это было очень интересно, однако более важным для нас было то, что, по слухам сегодня паром увозят на ремонт и работать он будет только до пяти вечера. После всего услышанного пришлось крепко призадуматься над тем, как быть – либо ехать неизвестной и ненадежной дорогой, но без парома, либо же двигаться в Черепаниху, надеясь на лучшее. И хотя первый вариант был привлекательным, в результате было решено не отступать от плана, надеясь в крайнем случае переправиться через Сухону на лодках местных. По большому счету, ничего страшного сложившейся ситуации не было, однако сразу после выхода на трассу началась настоящая гонка к парому – авангард группы во главе с Антоном, набрав бешеную скорость, тут же умчался вперед и скрылся за горизонтом. Мы с Виктором, оказавшиеся в конце, поначалу пытались их догнать, однако, поняв тщетность этого занятия, вскоре поехали в своем темпе, стараясь не упускать друг друга из виду.
Увы, но асфальт, так неожиданно начавшийся у Никольского, довольно скоро закончился, уступив место довольно разбитому грейдеру, где Виктор, уставший от этой бешеной гонки, стал постепенно отставать. Периодически замедляя ход и поджидая его, я все прикидывал, во сколько мы будем у Сухоны, каждый раз убеждаясь, что последний паром не уйдет без нас. И хотя к этому моменту за спиной осталось уже более 50 км и начинала чувствоваться необходимость обеда, наши товарищи были далеко впереди, поэтому пришлось немного поднапрячься и докрутить педали до деревни Красное, где дорога спускается в Сухоне и заканчивается паромной пристанью. Первое, что мы тут увидели – это Антона с Колей, стоящих на берегу и провожающих глазами отплывший паром, а также Володю, по выражению лица которого можно было понять, что это был последний рейс. Однако вскоре выяснилось, что тревога была ложной, а гонка – совершенно напрасной, и уже через полчаса, закатив велосипеды на судно, мы плыли на противоположный берег этой могучей северной реки шириной несколько сотен метров.
Таким образом, основная задача сегодняшнего дня – доехать до Сухоны и перебраться через нее, была выполнена, и теперь можно было расслабиться, что мы и сделали, расположившись на пляже неподалеку и устроив традиционный обед прямо на прибрежных камнях. Отдохнуть пару часов у воды, от которой веяло прохладой и свежестью, было очень приятно, и, искупавшись, к шести вечера мы со свежими силами двинулись дальше, рассчитывая за остаток дня доехать до трассы Р-7 и заночевать где-нибудь в окружающих ее лесах. После обеда оставшиеся 14 км до Фоминского, несмотря на все ухудшающуюся дорогу, остались позади менее чем за час, и казалось, что уже очень скоро мы встанем на симпатичной полянке, разобьем лагерь и засветло поужинаем. Однако невезение, с которого началось сегодняшнее утро, вновь нее давало нам покоя. Для начала выяснилось, что магазина в Фоминском нет и, чтобы купить продуктов, пришлось делать четырехкилометровую радиалку в Погорелово, и только оттуда мы наконец-то вышли на трассу Вологда – Тотьма.
Эта дорога, запомнившаяся как весьма пустынная и приятная 3 года назад, когда мы ехали из Великого Устюга, встретила нас довольно большим трафиком, состоящим преимущественно из большегрузных самосвалов. И хотя после сегодняшних тихих дорожек ехать в этом потоке машин было несколько непривычно и неприятно, однако все это сильно скрашивал идеальный асфальт, на котором велосипед катился будто сам по себе и прекрасные виды разноцветных холмистых полей по сторонам, не дающие скучать. Однако не прошло и получаса, как стало ясно, что хорошая ночевка, столь нужная после сегодняшнего непростого дня, там не светит. Судя по карте, где-то рядом параллельно шоссе текла речка Вопра, однако даже сойти с асфальта было проблематично, не говоря о том, чтобы подъехать к ней. Поэтому, ничего не оставалось, как, несмотря на стремиельно наступающий вечер, двигаться все впере, надеясь, что дальше будет лучшее. Однако, как часто бывает, дальше все становилось лишь хуже, и надежда на ранний привал таяла на глазах. Лишь в начале девятого, проехав с десяток километров, нам удалось найти некий вход в лес, однако поиски обозначенного на карте ручья, растянувшиеся на полчаса, так и не увенчались успехом – пошедший на разведку Коля, упершись в непроходимые заросли, так и не смог добраться до него. Как назло, воды с собой у нас не было, и хотя очень не хотелось, но все же пришлось вновь выезжать на асфальт и в стремительно наступающих сумерках мчаться дальше. В результате мы проскочили без остановки почти 15 км и замедлили свой стремительный бег лишь у поворота на Красный Бор, когда стало ясно, что через полчаса должно стемнеть окончательно. И хотя неподалеку тут нашелся ручей, но, как назло, именно на эту дорогу, сворачивала основная масса КамАЗов, снующих по трассе, что обещало ночевку под шум моторов и грохот пустых кузовов. Однако выбора у нас не было - время перевалило за 10 часов, и дальше ехать куда-либо было уже бессмысленно. Поэтому, ничего не оставалось делать, как, в очередной раз посмеявшись над собственным невезением, разбивать лагерь в ближайшем заросшем лесу. Пожалуй, это была самая худшая ночевка за весь поход – еще никогда нам не доводилось ставить палатки и ужинать под непрестанный лязг
машин, переваливающихся через кочки на грейдере. Казалось, что в такой обстановке выспаться нам не судьба, однако после ужина, забравшись в теплый
спальник, я уснул практически мгновенно – все-таки сказывалась накопившаяся за прошедшие дни усталость, а также осознание того, что все трудности уже
позади. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |