|
|||||||
|
|
Ночевка в лесу - Царева - Тотьма - р. Бол. Черный, 80 км
По свидетельству Кирилла, машины грохотали возле нашего лагеря всю ночь, но я это практически не слышал, проснувшись лишь ближе к 8 утра, да и то в основном из-за резкой головной боли, какая бывает при пищевом отравлении. Было очень похоже, что история повторяется и приехать в бодром здравии в Тотьму мне вновь не светило - три года меня угораздило простудиться, а теперь примерно в этих же местах я вновь чувствовал себя неважно и с трудом представлял, как поеду дальше. Завидев мое состояние и решив, что всему виной лужа, которая вчера в сумерках была принята за ручей, большая часть группы решила не готовить завтрак на костре, а ехать до ближайшего магазина.
Сложно представить, что было бы, если бы сегодня пришлось ехать по грейдеру или, не дай Бог, тащить велосипед по бездорожью. Но на ровном шоссе с попутным ветром я чувствовал себя довольно сносно, и, несмотря на самочувствие, ехать удавалось ненамного медленнее, чем вчера. Однако проплывающие мимо красоты совершенно не радовали, и хотелось только одного – добраться до Тотьмы, и, поселившись в гостинице, лечь на диван и уснуть до вечера. Завтрак у деревенского магазина также не придал сил - с трудом запихнув в себя пару кусков хлеба, я тут же сел отдыхать, стараясь не думать о том, что делать, если в гостиницах Тотьмы не окажется свободных мест. Несмотря на далеко не лучшее самочувствие, тем не менее было очень приятно вспоминать, как 3 года назад мы ехали по этой же пустынной трассе навстречу наступающей весне, радуясь каждому перелеску, прикрывающему нас от встречных западных ветров. Несмотря на прошедш��е время, как ни странно, многие моменты того путешествия всплывали в памяти, однако даже при беглом взгляде было очевидно, что с тех пор немало успело измениться. Бывшая не так давно глухой провинцией, эта местность ныне активно развивается и цивилизуется – кладется новый асфальт, вдоль трассы строятся базовые станции сотовой связи, рядом со старинными деревнями появляются современные поселки газовиков. И хотя я старался не отставать от группы, тем не менее мы с Виктором довольно быстро оказались в конце процессии и вновь встретились с товарищами лишь через у моста через узкоколейку на подступах к Тотьме.
Это место мне было хорошо знакомо – именно тут весной 2002 года мы с Колей Смысловым с интересом рассматривали узенькие рельсы, мысленно представляя себе ощущения от поездки на тепловозе вглубь тайги. Увы, но эта дорога, выглядящая вполне рабочей три года назад (см. фото справа), ныне пришла в запустение - вместо былого наката рельсы покрыты ржавчиной, и, судя по всему, недалек тот день, когда о ней будет напоминать лишь заросшая просека и эстакада посреди леса, назначение которой будет для проезжающих загадкой .
К половине первого мы уже были на большом перекрестке, где сходятся две основные дороги Вологодчины – трасса Р-7, идущая дальше на Никольск, и так называемый Сухонский тракт, не имеющий пока официального номера. Последний был построен недавно, а до этого Р-7 являлась единственной дорогой, связывающей необъятные восточные районы этой огромной области с внешним миром, и, судя по потоку машин, едущих к мосту через Сухону, она является основной до сих пор. Это не могло не радовать, ибо означало, что за Тотьмой шоссе станет гораздо менее напряженным и позволит всласть насладиться скоростной ездой посреди лесной тишины, о чем я так мечтал, планируя это путешествие. И хотя Тотьма – город весьма интересный и богатый музеями, для меня на этот раз все это было совершенно безразлично, ибо после 35 км, пройденных в состоянии жуткой слабости, я чувствовал себя отвратительно, если не сказать больше. Антон, взяв на себя роль предводителя, повел группу замысловатым путем мимо Спасо-Суморина монастыря к центру, где в красивой церкви Входа в Иерусалим расположен музей мореходов, а оттуда – к расположенному неподалеку музею Кускова, рассказывающему о тех далеких временах, когда из этих мест отправлялись экспедиции к берегам далекой Аляски. Увы, но ничего из того, что там удалось увидеть, мне совершенно не запомнилось – все-таки, в такие места нужно ходить здоровым и бодрым, и не тогда, когда уже ничего не интересно.
Посетив за 2 с небольшим часа все основные музеи и покатавшись по этому небольшому городку, ближе к обеду мы двинулись в сторону Сухоны, плавно и величественно несущую свои воды мимо пологих берегов с широкими отмелями. Вид на эту могучую реку с высокого моста был великолепен и, глядя на очертания высоких тотемских церквей на фоне всей этой красоты, очень хотелось никуда больше не ехать, а провести здесь остаток дня. Однако очень скоро к моему большому сожалению выяснилось, что переночевать нам тут не удастся. В основной гостинице “Рассвет” были лишь два свободных места, а знакомые по предыдущему визиту сюда “Монастырские кельи” оказались забитыми под завязку неместными рабочими, строящими газопровод где-то неподалеку. К счастью, подобное развитие ситуации уже не воспринималось как нечто ужасное – по всем признакам мое самочувствие начинало улучшаться, появился аппетит, и уже не оставалось сомнений, что проехать еще десяток-другой километров мне не составит особого труда.
К этому моменту врем настала пора думать об обеде, и полюбовавшись на прекрасные панорамы, открывающиеся с колокольни, стоящей на берегу Сухоны, мы вновь двинулись в сторону центра, где по наводке местных быстро нашли весьма приличное кафе “Любава”. Удивительно, но нехитрый обед из традиционной солянки и котлет с гарниром подействовал на меня просто волшебным образом – от недомогания, досаждавшего с самого утра, не осталось и следа, и теперь хотелось появилось сильное желание движения и новых приключений. А так как погода продолжала радовать, и этим нужно было пользоваться, то, не теряя времени, мы по быстрому закупились продуктами и уже к началу шестого ехали на выезд из города, оставляя позади многочисленные старинные дома и необычные деревянные тротуары. По сравнению с впечатлениями трехлетней давности, когда дорога в сторону Великого Устюга была разбита донельзя, и ехать по ней пришлось против ветра с больным горлом, на этот раз все оказалось как нельзя лучше. Колеса наших велосипедов мягко и плавно шуршали по свежеположенному асфальту, ветер дул в спину, а вокруг пустынной трассы тянулись нескончаемые безлюдные леса – что еще можно пожелать простому велотуристу, особенно после многих километров грейдера и бездорожья? Казалось, что такое удовольствие будет длиться до самого вечера, однако не успели мы отъехать и десятка километров, как за поселком Дачный нас ждал небольшой сюрприз. Вначале появились знаки, извещающие о ремонте дороги, а вскоре за ними впереди показались белые клубы пыли, поднимающие от каждой проходящей машины. Осознание того, что это означает конец беззаботной езды, пришло не сразу, и лишь когда впереди черный асфальт сменился уходящей за горизонт полосой щебенки, стало ясно, что дело действительно серьезно. Увы, но иного пути у нас не было, поэтому ничего не оставалось делать, как двигаться дальше, стараясь объезжать наиболее крупные камни и после каждой машины задерживая дыхание, чтобы не наглотаться едкой пыли. К счастью, это издевательство длилось недолго и вскоре вновь сменилось отменным шоссе, а после еще одного недоделанного участка признаки ремонта дороги исчезли, и полностью реконструированная трасса, сверкая яркой разметкой, устремилась в бескрайние леса, так и призывая отправиться в дорогу. И хотя по таков таком темпе до темноты мы успевали запросто проехать полсотню километров, тем не менее этого решено было не делать, так после вчерашней экстремальной ночевки очень хотелось разбить лагерь пораньше и хорошенько отдохнуть у костра. Тем более, что мы и так опережали график, а придорожный лес выглядел весьма угрюмо и однозначно давал понять, что найти приемлемое место тут будет весьма проблематично.
Как обычно, этот вечер не обошелся без извечных споров, зачинщиком которого стал Антон, во что бы то ни стало желающий встать на Сухоне. В целом его идея была неплоха, но по карте выходило, что для этого придется проехать через Камчугу, чего делать совершенно не хотелось, ибо “светиться” перед местными было совершенно ни к чему. Поэтому большинством голосов решили просто ехать вперед, у каждого ручья на ходу высматривая въезды в лес.
И хотя речки попадались нам довольно часто, однако глухой лес, стеной стоящий по обе стороны от трассы, совершенно не располагал к ночевке, так как из-за глубокого кювета даже сойти с дороги было проблематично. Такая ситуация длилось довольно долго, но на 32-ом километре шоссе нам все же повезло – у чистого ручья с названием Большой Черный обнаружилась довольно приличная поляна, где и было решено располагаться. Как и хотелось, приезд получился ранним – уже в начале восьмого неспешно разжигался костер, ставились палатки и начиналось традиционное приготовление ужина. Все было на редкость приятно и покойно, за исключением того, что неугомонный Антон, одержимый идеей ночевки на Сухоне, укатил вперед и где он теперь, было совершенно неясно. Поначалу казалось, что он скоро вернется, однако ни через полчаса, ни через час так никто и не появился, и легкое волнение переросло во все нарастающую тревогу. Все это совершенно не радовало, поэтому пришлось прибегнуть к крайнему методу – останавливать все проходящие машины, чтобы узнать что-либо об одиноком велосипедисте в панаме. Увы, но трафик в этот вечерний час был весьма слабым, а водители редких машин делали вид, что не замечают невесть откуда взявшихся посреди леса людей, голосующих у обочины. Лишь через полчаса удалось остановить старенькую “Волгу”, ехавшую с востока и выяснить, что некто с велосипедом что-то фотографирует в паре километров отсюда. Сомнений в том, что есть никто иной, как наш герой, и мы с Колей уже собрались ехать навстречу, однако вскоре он, как ни в чем не бывало объявился сам, поспев аккурат к моменту раздачи еды и в своем неподражаемом стиле искренне удивляясь тому, что мы остановились так рано и не поехали за ним. Причина столь странного его поведения так и осталась непонятной, однако даже этот инцидент совершенно не испортил общего положительного настроения прекрасного летнего вечера, ставшего одним из лучших за весь поход. До чего же было приятно, никуда не торопясь и зная, что завтра вновь будет отменная дорога и попутный ветер, спокойно посидеть у костра, а потом перед сном походить по обочине уходящего во мглу шоссе, наслаждаясь звенящей лесной тишиной, изредка нарушаемой редкими дальнобойщиками! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |