|
|||||||
|
|
р. Ускала - Леваш - Опоки - Нижнее Анисимово - ночевка в лесу, 80 кмУвы, но все хорошее имеет свойство рано или поздно заканчиваться, и, как это ни грустно было сознавать, с этого дня наше путешествие вступило в свою завершающую стадию. И хотя от места ночевки до Котласа оставалось еще более 200 км, но многое из того, что сегодня нас ожидало, было в этом походе последним – последний полноценный ходовой день, последний длинный безлюдный перегон и последняя полевая ночевка. Как и вчера, никаких трудностей не предвиделось – нужно было просто проехать сотню километров по асфальту Сухонского тракта и к вечеру остановиться где-нибудь на подступах к Великому Устюгу. Учитывая попутный ветер, казалось, что это будет приятная велопрогулка по глухому таежному шоссе, однако судьба распорядилась иначе, и в результате этот день запомнился всем как полный приключений. Впрочем, начиналось все очень даже неплохо. Встав по традиции в половине девятого, мы неспеша позавтракали, собрали вещи и покатились на восток, вновь наслаждаясь непередаваемой свободой движения, какая бывает только на равнинных шоссе при попутном ветре. В целом, все было как нельзя лучше, только вот сгущающиеся сзади темные тучи однозначно говорили о том, что вчерашний дождь был всего лишь предвестником большого ненастья, быстро и неумолимо догоняющего нас.
Однако нам все же повезло - когда дождь был совсем рядом и сзади уже отчетливо проглядывалась характерная пелена, впереди у поворота на поселок Леваш показался одинокий павильон автобусной остановки, послуживший отличным убежищем. Это место было мне хорошо знакомо – именно тут в мае 2002 годы мы выбирались на шоссе с ночевки, а потом более 50 км против ветра безуспешно догоняли Антона, думавшего, что он догоняет нас… За прошедшие 3 года Леваш – этот небольшой лесной поселок на берегу Сухоны, практически не изменился – все тот же небольшой стадион на въезде, те же магазин и коло��цы на центральной улице, и, разумеется, шикарный вид на Сухону, делающую в этом месте большую петлю. Судя по всему, приехали мы в день, когда местное насел получило зарплату, посему в магазине и около него было непривычно многолюдно, и наша пестрая компания вызывала здоровый и не очень интерес у местных, некоторые из которых к этому моменту уже успели изрядно накачаться спиртным. К счастью, настроены они были миролюбиво, и проблем не возникло, зато, не успели мы закончить закупки, как возникли проблемы иного рода - очередной дождевой фронт был уже на подходе. Завидя это, народ бросился кто куда – большая часть группы помчалась на трассу к автобусной остановке, Антон нашел укрытие где-то в поселке, а мне пришлось залезть под козырек какого-то сарая, и, плотно прижавшись спиной к стене, стоять так более получаса до самого окончания дождя. Благодаря столь удачному стечению обстоятельств мы абсолютно не промокли, однако теперь нам надо было спешить, ибо к этому время было уже 2 часа дня, а проехали мы до обидного мало – всего каких-то 20 км. Поэтому, дождавшись, когда дорога слегка подсохнет, мы, вновь разделившись на небольшие группки, неспешно покатили на восток.
Вновь под колесами тихо шуршал асфальт, и казалось, что теперь до самого вечера мы будем вот так беспечно катиться, подгоняемые попутным ветром. Дорога вновь радовала красивыми видами и малым количеством машин, а за поворотом на Вострое начался очень глухой участок трассы, запомнившийся еще с прошлого раза. На протяжении почти трех десятков километров (!) тут нет ни перекрестков, ни близкорасположенных населенных пунктов – ничего, кроме девственных густых лесов и красивых северных речек. Ехать тут одно удовольствие – шоссе то и дело петляет, перекатывается с горки на горку, и ты не знаешь, что ждет за очередным поворотом. Благодаря длительному отдыху в Леваше и неизменному попутному ветру очередная остановка была устроена лишь через полтора часа, когда впереди показался поворот на Полдарсу. Причем была она скорее вынужденной, ибо к этому моменту у Володи спустило заднее колесо, беглый осмотр которого показал, что покрышка свое отъездила. Для нас, всегда возящих с собой запаски, это не оказалось проблемой, однако эта задержка была крайне некстати – увы, но передышка, данная нам погодой, заканчивалась, и очередной, третий по счету дождь на сегодня, был явно не за горами. Желая все успеть сделать до его начала, мы с Володей поставили личный рекорд времени в замене покрышки – не прошло и 10 минут, как его велосипед был вновь на ходу и, налегая что есть силы на педали, мы вновь мчались вперед, надеясь догнать авангард группы. Удивительно, но утренняя история полностью повторялась – не успели упасть первые капли, как впереди показался поворот на Опоки и, самое главное – столь нужная автобусная остановка, где уже сидели наши товарищи. И ровно в тот момент, как мы поравнялись с ней, хлынул мощный ливень – эх, все-таки не зря мы так поспешно накачивали колесо! Стоять под крышей и, слушая шум дождя и смотря на быстро наполняющиеся водой лужи, радоваться подобному везению, было довольно приятно, однако все эти непредвиденные задержки уже начинали действовать на нервы. Да и время поджимало – мы проехали немногим более половины запланированного расстояния, а ведь по плану у нас еще были заезды в Опоки и в Анисимово, чтобы еще раз посмотреть на шикарные виды Сухоны и Стрельны. Меня особенно манили к себе Опоки – место это настолько необычное и красивое, что проехать мимо просто грех, тем более что это было совсем рядом. Поэтому, дождавшись окончания дождя, мы временно покинули трассу и по грейдеру устремились в сторону Сухоны, а когда дорога, круто спустившись к деревне, вышла в речную долину, то взору открылась потрясающая картина, заставившая забыть все неурядицы. Противоположный берег, расположенный в километре отсюда, представлял собой гигантский вертикальный обрыв, на всем протяжении которого, будто на картинке из школьного учебника географии, ясно просматривалась слоистая структура почвы. И хотя издалека все это кажется не слишком большим, мысленно соотнося масштабы обрыва с узкой полоской леса наверху понимаешь, что там по меньшей мере 50 метров – высота 16-ти этажного дома (см. фото).
Однако это место, где ныне находится лишь маленькая деревня, знаменито не только этим красивым видом, но и трагическими событиями недалекого прошлого. В 30-х годах при помощи заключенных тут строился тут обходной канал и шлюзы, задуманные для спрямления излучины реки и облегчения судоходства. Много людей погибло на этой стройке, однако первый же весенний ледоход полностью уничтожил построенное, и проект в итоге был заброшен… Остатки этих шлюзов можно наблюдать до сих пор – давно разрушенные и заросшие травой, они служат зловещим напоминанием о тех жестоких временах великих строек социализма. Будь у нас побольше времени, в этом удивительном месте можно было бы провести и час, и два, однако из-за всех сегодняшних задержек такого мы себе позволить не могли. Тем более, что погода, давшая краткую возможность полюбоваться здешними пейзажами, вновь напоминала о себе, и было очевидно, что если мы не хотим тащить велосипеды по грунтовке в гору под дождем, то нам нужно поторапливаться. Очередной ливень не заставил себя долго ждать, и, как и от всех предыдущих, мы вновь ловко спрятались от него на все той же остановке. Разумеется, это несказанно радовало, однако стоило нам еще полчаса драгоценного времени и заставляло задуматься, что такая халява по всем законам просто обязана скоро закончиться – ну не может быть так, чтобы пятый раз подряд начало дождя совпадало с проездом автобусной остановки, которые встречаются тут очень нечасто! Тем не менее, чудо произошло - пятый и последний на сегодня дождь застал нас через 8 км у поворота на Анисимово, где также имелся просторный бетонный павильон, куда мы затащили свои велосипеды и спрятались сами. Однако очень скоро стало ясно, что на этот раз дождь зарядил всерьез и надолго, и переждать его уже не удастся. Поначалу, вглядываясь в беспросветно серое небо, мы еще на что-то надеялись, но когда время подошло в половине восьмого, и ехать стало нужно хотя бы потому, что скоро должно стемнеть. К сожалению, выполнить сегодняшний план нам была уже не судьба, поэтому было решено ограничиться малым – добраться до ближайшего приемлемого места и заночевать. Судя по карте, таким местом был некий ручеек в 8 км отсюда, и, надев все имеющиеся непромокаемые вещи, мы покрутили педали дальше, лавируя среди луж и брызг от машин. И хотя поначалу мои бахилы и плащ неплохо справлялись со своими задачами, довольно быстро стало ясно, что сохранить в сухости ноги при таких условиях нельзя – через несколько километров в ботинках уже вовсю хлюпала теплая вода. Однако ехать оставалось совсем немного, и, завидев симпатичный хвойный лес на 30-ом километре трассы, было решено становиться на ночь, так как двигаться дальше было уже бессмысленно. Пожалуй, это была одна из самых экстремальных ночевок за всю мою велоисторию, в чем-то сравнимая с тем, как
мы испытали год назад на Онежском озере. Как и тогда, дождь лил непрестанно, и вокруг не было не единого сухого места,
чтобы разложить вещи, однако благодаря хорошей собранности группы и вовремя натянутому групповому тенту постановка палаток прошла очень быстро и грамотно,
так что ничего не промокло. Проблема воды для готовки была решена оригинальным способом –
десятка минут хватило, чтобы на тенте набралось нужное количество жидкости, которая была аккуратно перелита в каны. В
общем, все оказалось не так страшно, как представлялось, а когда при помощи оргстекла был зажжен костер и шум ветра и дождя дополнился приятным шипением
закипающей воды, ����о от накопившейся усталости не осталось и следа. Плотный ужин помог восстановить силы, а так дождь все не утихал, то задолго до полуночи
все разошлись по палаткам, ибо делать в этом мрачном и мокром лесу было совершенно нечего. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка и комментарии | ||
---|---|---|
comments powered by Disqus | ||
Содержание
и дизайн сайта - Валентин Гвоздев. Другие проекты: Cеребристое счастье - сайт о британских кошках окраса серебристая шиншилла Оптимизировано для просмотра с разрешением 1024*768 и выше. Воспроизведение материалов сайта в любой форме разрешается только при условии предварительного получения согласия у автора |