День шестой
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День шестой


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса и Максима Валянского

Завитая - Несвиж - Копыль - Греск - р. Случь, 87 км 

И хотя еще вчера ничто не предвещало такого поворота событий, но очередной, шестой по счету день путешествия, стал во многом ключевым этапом похода. Во-первых, начиная с сегодняшнего утра наконец-то пришло устойчивое весеннее тепло, которого нам так временами не хватало от самого старта. Во-вторых, эта была середина пути от Бреста до Орши, и, как это было не печально, наше путешествие медленно, но верно начало приближаться к своему финалу. А в-третьих, вскоре после старта произошло событие, надолго оставшееся в памяти и послужившее наглядным уроком, как делать не надо.

Дорога от привала к шоссе...
Краеведческий музей в Несвиже. Тот самый "ходун"(кликните, чтобы увеличить)

Впрочем, начиналось все стандартным образом: вылезши из палаток около восьми часов, мы позавтракали, а к началу одиннадцатого подгоняемые неизменным попутным ветром мы уже крутили педали по направлению к Несвижу. Этот старинный город встретил необычно широкой главной улицей, традиционной белорусской чистотой и весьма колоритного вида музеем, расположенном  в большом старинном особняке. И хотя он оказался довольно типичным краеведческим музеем с богатой, но в целом более-менее стандартной экспозицией, тем не менее, походить по красиво оформленным тематическим залам, еще раз посмотреть на предметы быта далекого и не очень прошлого, на фотографии военной эпохи и традиционные для подобных музеев прялки и родственные вещи было достаточно интересно. Из экспонатов особенно запомнился так называемый “ходун – приспособление в виде вращающейся вертикальной палки, закрепленной одновременно в полу и потолке и снабженной специальной ручкой. Оказывается, с помощью таких довольно жестоких устройств в крестьянс��их семьях ребенка учили ходить, вставив его в эту самую ручку, чтобы он перебирал ногами, наматывая круги.

Дворец Радзивиллов на реконструкции.
Ров с водой вокруг дворца.
Живописный пруд в центре Несвижа. На заднем плане - ???? костел
Бывшая городская ратуша, превращенная в музей.

За прогулками по многочисленным залам время пролетело незаметно, а к половине двенадцатого мы переместились в самый центр города, красиво расположенный на берегах большого пруда. Увы, но дворец Радзивиллов – главную здешнюю достопримечательность - увидеть была не судьба: он оказался на реставрации, так что пришлось ограничиться лишь проездом вдоль окружающего его кольцевого рва кольцевого рва и созерцанием высоких башенок с резными флюгерами. Зато рядом обнаружился интересный большой костел, а несколько поодаль – не менее интересная и очень стильная ратуша, стоящая прямо на центральной площади и видная практически со всех точек города.

Построенная в 18 веке, ныне она превращена в музей, в который отправилась большая часть группы, оставив меня и еще нескольких участников караулить велосипеды. Впрочем, для нас это время тоже не прошло даром – пока друзья питались пищей духовной, мы перекусили продуктами из ближайшего магазина, а заодно понаблюдали, насколько оригинально в этих краях решается проблемы вывоза мусора. Оказывается, для этого служит обыкновенная повозка, ведомая лошадью (!) – удивительно, но в Белоруссии гужевой транспорт повсеместно до сих пор довольно активно используется в селах и небольших городах.

К сожалению, в Несвиже в нашей группе стало еще на троих участников меньше. Еще у ратуши Нина с Михаилом и Василием, посмотрев на карту, решили ехать отсюда в Барановичи и далее электричкой в Брест, где у них имелись какие-то семейные дела. Поэтому, попрощавшись, мы разъехались в разные стороны, и очень скоро последние кварталы города скрылись за поворотом, уступив место типичной белорусской дороге – ровной, прямой и почти без трафика.

Не желая ждать всех, незадолго до отъезда основной группы город покинули Сергей, Коля и Максим, и очень скоро мы встретились с двумя последними товарищами, которые поведали не очень приятную вещь – оказывается, Сергей решил ехать вперед, надеясь что мы его догоним. В принципе, ничего страшного в этом не было, если бы не одно “но” – очень скоро нам предстоял поворот с основной дороги на второстепенную, а у Сергея с собой не было ни карты, ни мобильного телефона с роумингом, а о том, насколько он знает дорогу, оставалось лишь догадываться. Этот самый поворот на Копыль в селе Качановичи оказался, как назло, весьма неочевидным: даже я лишь благодаря GPS едва не проскочил его, так как расположен он на спуске и вдобавок на крутом изгибе. Заметил ли его Сергей, узнать было невозможно, однако интуиция подсказывала, что он поехал прямо и сейчас уже где-то на полпути к Тимковичам.

В общем ситуация была не из приятных, и теперь, по прошествии времени, понятно, что тогда необходимо было кому-то ехать вслед за Сергеем и провожать его в Копыль окружным путем. Однако в тот момент эта светлая мысль почему-то никому не пришла в голову, и в результате мы допустили большую ошибку, в полном составе двинувшись запланированным маршрутом по второстепенной дороге через Жаулки.

И хотя она является кратчайшим путем между двумя райцентрами, движение тут оказалось практически нулевым даже по белорусским меркам. Если до поворота на нее звук проезжающей машины приходилось слышать почти каждую минуту, то теперь можно было подолгу крутить педали, любуясь пейзажами и слушая лишь приятный шум быстро катящихся шин и легкое завывание ветра в спицах. А так как дул он снова в спину, то велосипеды, как и вчера, несли нас вперед стремительно и легко, при этом практически не требуя усилий. Казалось, что так будет до самого вечера,  однако довольно скоро это удовольствие временно закончилось. За селением Солтановщина асфальт уступил место старому и тряскому грейдеру, где уже было не до скорости - объезжая наиболее выдающиеся ямы, приходилось лавировать по всему широкому и пыльному дорожному полотну. Впрочем, подобная “встряска” после непрерывной езды по шоссе была очень кстати, тем более что длилась она недолго: через 7 км в Жаулках вновь начался гладкая асфальтовая лента, на которой быстрое и легкое движение продолжилось.

Копыль стремительно приближался, однако чем ближе мы подъезжали к нему, тем становилось очевиднее, что Сергей поехал не по этой дороге. На очередной короткой остановке в Потейках я попытался остановить несколько машин и спросить водителей об одиноком велосипедисте, но это было напрасно – все без исключения тут ехали л из ближайших деревень и потому ничего не видели. Связи с ним не было, и теперь оставалось надеяться лишь на то, что он сам найдет дорогу, или что едущие где-то сзади трое человек из “Каравана” встретят его и укажут верный путь.

Копыль. Коля медитирует после сытного обеда

Вскоре за Потейками начался длинный и плавный спуск, в конце которого уже проглядывались очертания Копыля, в центре которого мы оказались в 15:30 - ровно через 2 часа после выезда из Несвижа. И хотя от старта к этому моменту за спиной осталось лишь 40 км, уже давно настала пора подкрепиться, что и было сделано самым естественным в этой ситуации способом – в местной столовой. Как и везде в республике, цены тут оказались более чем низкими по российским меркам (потратить 100 наших рублей было крайне проблематично), тем не менее все было вкусно и сытно.

После обеда начались долгие и, увы, безуспешные попытки встретиться с Сергеем или получить о нем какую-нибудь информацию. Мы по очереди катались по городу, опрашивали местных водителей и даже милиционеров, но никто ничего не мог сказать о велосипедисте с красным рюкзаком… В конце концов, рассчитывая на то, что он приедет сюда через Тимковичи, мы с Леной отправились на въезд в город с той стороны и принялись останавливать машины, спрашивая их водителей насчет нашего товарища, однако это было лишь напрасной тратой времени. Не оправдалась и надежда на “караванщиков”, приехавших сюда на полтора часа позже той же дорогой – увы, но по пути они никого не встретили.

В общем, постепенно стало понятно, что, как это не печально, но Сергея мы потеряли, и теперь оставалось лишь уповать на то, что он найдет способ выйти на связь. Но постоянно включенный телефон молчал, а к половине шестого, когда сегодняшние задержки превысили все разумные пределы, пришлось принять непростое решение ехать дальше.

Ну как не позавидовать минчанам, имеющих в 80 км от города такие прекрасные пустынные дороги? (участок между Копылем и Греском)

И хотя времени до темноты оставалось максимум 3 часа, от места ночевки нас отделяла почти полсотня километров, очень скоро стало очевидно, что нагнать график у нас получится. Будто по заказу, начиная от самого Копыля асфальт вновь порадовал гладкостью и удивительно пустынностью, силы атмосферы были опять на нашей стороне, так что катилось на редкость легко и приятно. Удивительно, но несмотря на то, что до миллионного Минска отсюда меньше 100 км, места здесь столь же пустынные и малонаселенные, как где-нибудь на окраине Гродненской области – ни дач, ни тем более коттеждей, а одни лишь широкие поля да маленькие деревеньки. Глядя на всю эту красоту и наслаждаясь тишиной, нельзя было не проникнуться чувством легкой зависти к минчанам – увы, но в родном Подмосковье о подобном можно лишь мечтать.

 

Так как группа теперь была небольшой и никто не отставал, то остановки для отдыха стали более редкими и более короткими. В первый раз мы притормозили лишь через 12 км, а затем, на полном ходу про����кчив мимо села Грозов, долго мчались среди вечерних полей, красиво подсвеченных предзакатным солнцем почти до Греска, показав весьма неслабую для многодневных походов общую скорость – 24 км за 1 час 10 минут. В не менее быстром темпе пролетелось и оставшеесе расстояние до Шишиц, где, достав карту и прикинув песпективы, решили так - ехать еще 7 км в сторону Осиповичей и вставать либо на речке Случи, либо на Руднянском водохранилище.

Какой же походный вечер без костра и посиделок?

Начиная отсюда, наш путь лежал по трассе Р-91, которая, несмотря на свое магистральное значение и близость к Минску, оказалась, как и все дороги до этого, на удивление тихой и безлюдной. Вечером всегда катится по особому, и этот день не стал исключением - наслаждаясь чудной погодой и звенящей тишиной вокруг, мы неспеша ехали по гладкой асфальтовой ленте среди стройного леса, из которого веяло наступающей прохладой. Не прошло и получаса, как впереди показалось небольшое поле, а за ним – и мост через полноводную Случь, неподалеку от которого, отъехав по прибрежному грейдеру несколько сотен метров, мы быстро и без споров нашли неплохую поляну в лесу, где до наступления темноты и разбили лагерь. А после того, как Татьяна сварила нам очередной прекрасный ужин, желающие отправились на прогулку вдоль реки, где уже царила завораживающая и немного таинственная ночная тишина - подобное всегда очень приятно и хорошо расслабляют перед сном, так что упускать такую возможность было просто грех.

В общем, несмотря на сегодняшние задержки, все шло весьма неплохо. Тревожило лишь одно -  от Сергея по прежнему не было ни СМС, ни звонков, и где он теперь, было совершенно непонятно. К сожалению, в моем телефоне начал садиться аккумулятор, поэтому, чтобы не остаться завтра вообще без связи, ближе к полуночи перед сном его пришлось выключить, что, как оказалось потом, сыграло довольно злую шутку.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz