День первый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День первый


В тексте использованы фотографии Владимира Катаржиса

ст. Чисмена - Теряево - Китенево - Максимовка - Ошейкино - Званово - р. Русса, 115 км. Карты пути здесь.

Как уже было давно замечено, наиболее успешные и запоминающиеся походы имеют свойство начинаться с небольших неприятностей. Именно так было и в этот раз - с большим трудом встав в начале седьмого утра и кое-как позавтракав, я обнаружил, что за окном собираются тучи и начинает накрапывать дождик. Однако отменять долгожданное мероприятие по столь пустяковому поводу было по меньшей мере неправильно, поэтому в назначенный час, стараясь не обращать внимание на непогоду, пришлось вытащить из подъезда свой груженый велосипед и двигаться в сторону центра Москвы.


Перед стартом...

В это утро программа действий была обширной – предстояло вначале заехать на Курский вокзал и получить от Кирилла свой кан, а затем на Казанском встретить Ольгу, чтобы помочь ей разобраться со спустившим колесом. К счастью, сделать все это удалось почти не промокнув, и уже к половине девятого наша небольшая группа из 6-ти человек собиралась у касс Рижского вокзала. По пути в поезд подсели еще шестеро знакомых людей, желающих участвовать в мероприятии, поэтому через два часа на узкую платформу станции Чисмена высадился весьма представительный коллектив бывалых велосипедистов.

К счастью, любителей быстрой езды  среди нас не наблюдалось, так что спокойный и размеренный характер предстоящей поездки проявился с первых же минут – вначале мы, как водится, долго закупали еду-питье, затем желающие переодевались, и только после всего этого началось неспешное движение  в сторону Теряево. И хотя эта второстепенная дорога, бывшая пару лет назад совершенно пустынной, на этот раз оказалась довольно загруженной машинами, но красота придорожных пейзажей и довольно качественный асфальт позволяли не обращать на это внимания, тем более что впереди нас ждали куда более интересные места.

Не прошло и часа, как, позади остались первые на сегодня полтора десятка километров, и впереди показалось первое из них - удивительно живописная долина рек Большая Сестра и Локнаш. Благодаря хорошей видимости и большому перепаду высот эта завораживающая панорама с теряющимися в далекой дымке далекими лесами отлично прос��атривалась во все стороны, а приглядевшись, вдалеке уже можно было различить белоснежные очертания Иосифо-В����лцкого монастыря, до которого оставалось по меньшей мере 7 км. Доехать до него не составило никакого труда, благо дорога тут все время идет под горку, поэтому очень скоро, прокатившись вдоль берега поросшего камышом пруда, мы уже парковали своих железных коней у мощных старинных стен, украшенных изразцами.

Иосифо-Волоцкий монастырь (вид с востока) Вход в обитель Успенский собор.
Отдых у входа в монастырь. Грейдер Кузьминское - Макариха - один из немногих на маршруте.

Поводов спешить не было, поэтому  остановка у этого знаменитого места с богатой историей растянулась на добрые три четверти часа. И хотя для меня это был не первый визит сюда, вновь неспешно побродить по большой монастырской территории, где всегда царит удивительная тишина, полюбоваться величественным Успенским собором было очень приятно – ведь проезжать мимо подобных красот просто грех.

Отлично отдохнув и перекусив, к началу второго мы продолжили свое неспешное движение, и, выехав обратно в Теряево, взяли курс на север.  И хотя до Завидовского заповедника отсюда оставалось еще довольно далеко, тем не менее признаки приближения к нему почувствовались сразу - куда-то исчезли машины и дачи, и теперь уже ничего не мешало ехать в несколько рядов, беседуя на ходу. Особенно хорошо стало за селом Чащь, когда вдоль обочин потянулись густые хвойные леса, источающиеся приятный аромат и отлично защищающие от небольшого встречного ветра.

На участке  Макариха - Китенево: мечта любого велосипедиста!

Группа по прежнему ехала быстро и слаженно, и под тихий и приятный шорох шин мы незаметно докатились до большого села Кузьминское – последнего населенного пункта перед въездом в заповедник, где асфальт временно закончился, уступив место узкому и тряскому грейдеру, проложенному среди болота. Ехать по такой дороге было малоприятно, однако это длилось недолго – через 3 км, сразу же за затерянной в лесах деревней Макариха, у символического шлагбаума, обозначающего границу заповедника, грейдер плавно и незаметно сменился вначале плитами, а затем и узкой полоской асфальта. И хотя поначалу его качество оставляло желать лучшего, очень скоро эта затерянная в глуши дорога превратилась в прекрасную велотрассу, где велосипед безо всяких усилий разгонялся до 22-23 км/час – эх, все-таки, не зря мы сюда ехали! 

Катим сквозь лес к мосту через Ламу...

Это мало с чем сравнимое удовольствие длилось почти добрый десяток километр до самого Китенево, где на перекрестке дорог была устроена очередная остановка для сбора растянувшейся группы и обсуждений того, как и куда нам ехать дальше. И хотя наиболее очевидный маршрут лежал по асфальту в сторону Ошейкино, Юра (GOZA) предложил несколько разнообразить путь и попытаться пробраться вдоль Ламы от моста, известного тем, что перейти реку по нему невозможно из-за некоего таинственного закрытого объекта. Про это странное место я слышал довольно много и в основном нехорошего, вплоть до якобы имевших место случаев задержания байкеров, однако Юра утверждал обратное столь уверенно, что с ним нельзя было не согласиться.

Как оказалось, это было очень правильное решение. Прокатившись с ветерком по прямой дорожке с новеньким асфальтом до очередной лесной развилки, мы уверенно повернули направо в сторону “запретки” и уже спустя полчаса шустро спускались в долину Ламы, встретившую нас непонятными сооружениями с высокими антеннами. И хотя нами тут никто не заинтересовался, на всякий случай задерживаться тут не стали, а, свернув на укатанный грейдер, вдоль забора быстро выкатились на просторы красивейшей речной долины, особенно эффектно выглядящей в лучах выглянувшего солнца.

Раскладка походного супа - кульминация привала.
Река Лама неподалеку от Максимово.

Казалось, что такая хорошая дорога будет до самого Максимово, однако очень скоро она свернула куда-то южнее, а вдоль реи пошла обыкновенная накатанная колея в траве, что, впрочем, в такую погоду было также очень неплохо. И хотя катилось по-прежнему легко, пройденные 60 км и перевалившее за 15:00 время однозначно говорили о том, что пора устраивать обеденный привал, так что когда впереди показалась симпатичная рощица с оборудованной стоянкой, сомнения о том, где мы будем сегодня обедать, тут же улетучились, ибо о лучшего места трудно было себе представить.

Благодаря слаженным действиям почти всех участников, мигом принесших дрова и воду, очень скоро уже горел большой костер, в канах бурлил кипяток, доставались обильные запасы продуктов, в том числе специальная заготовка для супа – какой же хороший поход без хорошего обеда, да еще совмещенного с купанием? Этот заслуженный отдых длился положенные два часа, а когда время подошло к 18:00, пришлось все-таки собраться и ехать дальше, ибо программа на сегодня была еще далека от завершения.

Песчаная грунтовка вдоль Ламы быстро вывела на окраину Максимово, откуда начался самый скоростной участок пути на сегодня – десяток километров отличного асфальта до Ошейкино, где благодаря попутному ветру средняя скорость уверенно держалась выше 20 км/час. Клусово, Марково, Степаньково – маленькие придорожные деревни мелькали одна за одной, и очень скоро дорога привела в места, знакомые по походу двухлетней давности, когда мы точно так же ехали в обратную сторону. Несмотря на прошедшее время, все отлично узнавалось, вызывая массу приятных воспоминаний: Т-образный перекресток у Грибановского лесничества, пост у выезда из заповедника, и, наконец – мост через Ламу со знакомым магазином сразу за ним.

Так как время было уже позднее, то тут были устроены продолжительные закупки на предстоящий привал, а когда все было готово, то длинной вереницей мы устремились дальше на запад. Вначале по знакомой бетонке с пригнанными стыками, затем немного по отменному завидовскому асфальту  – и вот уже впереди показываются дома Котляково, где дорога делает резкий поворот налево, устремляясь на юго-запад. В целом эти окраинные районы Московской области поражают своей тишиной и спокойствием. В отличие от ближнего Подмосковья машин и вездесущих дач тут практически нет, поэтому прокатиться по местным дорогам, занимая практически всю ширину проезжей части, было очень приятно – ведь не так уж много мест, где велосипедист чувствует себя столь свободно!

В точности повторяя маршрут похода 2005 года, в Званово мы на время покинули асфальт и двинулись по знакомому грейдеру, идущему на север вдоль речки Лобь. За прошедшее время эта дорога почти не изменилась – все та же мелкая щебенка почти без “стиральной доски”, все те же шикарные виды по сторонам и полное безлюдье вокруг, Единственное, что несколько досаждало – это разгулявшийся встречный ветер, не дающий разогнаться и непрестанно свистящий в ушах. Впрочем, сила его была невелика и сильно отстающих среди нас не было, поэтому к началу девятого наш коллектив уже собирался напротив моста через Лобь у деревни со странным названием Кельи.

Крупная щебенка перед Савостино - неожиданный "сюрприз" под вечер.

К этому моменту от Чисмены одометр насчитал уже более 100 км, так что настала пора подумать о ночлеге. И хотя в принципе можно было заночевать где-нибудь неподалеку на Лоби, тем не менее, еще раз взглянув на карту, было все же решено не отступать от задуманного и доехать до знакомого места на Руссе неподалеку от Мазлово. До него оставалось менее 15 км, и по расчетам, к 9 вечера мы должны ��ли уже разбивать палатки, однако вечер преподнес ряд сюрпризов. Для начала на грейдере сразу за Палкино у Лены (Enы) порвалась цепь, починить которую не составило труда, а еще через пару километров перед Савостино путь нам преградила крупная щебенка, какую обычно кладут перед асфальтированием.

Хорошо вечером в тихом лесу...

Это было уже серьезнее - ехать по такому “покрытию”, особенно на узких шинах, местами было почти невозможно, поэтому большинство, не желая издеваться над собой и своими велосипедами, прошли этот участок пешком. В результате всех этих задержек к Мазлово мы подъехали лишь в половине десятого, а еще через пять минут, свернув в лес, уже располагались на знакомой поляне, где ночевали ровно 2 года назад. Впрочем, это место памятно не только этим: еще раньше, в далеком уже 2001 году, именно тут была первая стоянка по пути в Петербург, во время одного из первых и оттого незабываемых многодневных походов, в которых мне довелось участвовать. И хотя с тех пор прошло немало времени и многое изменилось – и техника, и снаряжение, да и сам подход к путешествиям, тем не менее кажущиеся местами смешными и наивными события тех далеких дней живо всплывали в памяти, будто все это было вчера.

Вечера в начале июня долги и позволяют не задумываться о времени, поэтому несмотря на поздний приезд, еще задолго до темноты все поставили палатки, был разожжен большой костер и приготовлен ужин, который, благодаря стараниям Татьяны вышел на славу и помог здорово восстановить силы после длинного дневного перегона. А поев и выпив по несколько кружек бодрящего сладкого чая, мы, как водится, еще долго сидели у затухающего костра, беседовали на разные темы, слушая звуки леса и наслаждаясь вечерней прохладой, постепенно разойдясь по палаткам лишь далеко за полночь, когда все вокруг погрузилось в непроглядную темноту.

Трек


Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz