Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

 От Александрова к Москве по кратчайшему пути

 Август 1999 г


Если посмотреть на карту и мысленно провести прямую от Москвы до Александрова, то окажется, что она проходит вдоль Щелковского шоссе, через Щелково, Фрязино, Фряново и далее через цепочку деревень до Карабанова, откуда до Александрова уже рукой подать. Идея проехать этот маршрут была у меня уже давно, однако имелись серьезные сомнения относительно проходимости участка от затерянной в лесах деревни Жари до третьей бетонки. По прямой это около 8 км через глухой лес и все карты утверждают наличие в этом месте проселочной дороги, однако опыт подсказывал, что нормальные проселки в такой глухомани не встречаются и тем более не бывают столь длинными – основной путь в эти самые Жари лежит, очевидно, с северо-востока из Карабаново через цепочку деревень, в которой Жари являются последней. Конечно, можно ехать из Александрова к Москве и иными, более надежными путями, однако почему-то именно «Жарьский» маршрут притягивал больше всего, и как потом оказалось, не напрасно.


На маршрут выехали трое – я, Костя Буров и Алексей Семенов. Примерно половину пути до Комсомольской площади (а это около 11 км) мне пришлось ехать под дождем, однако прогноз обещал в течение дня погоду без осадков, что в конце и сбылось. Полвосьмого встретились на Ярославском вокзале и в 7.40 уже сидели в отъезжавшей электричке, которая к 10 часам доставила нас на начало маршрута – город Александров. После закупки недостающей провизии на привокзальной площади сразу двинулись в путь, решив не заезжать в Александровскую слободу, так как наш путь лежал совсем в другую сторону. Через несколько километров закончился город, и неоживленная трасса потянулась сквозь лес. Местность, несмотря на близость отрогов Клинско-Дмитровской гряды равнинная, на пути до Карабанова всего один или два сколько-нибудь заметных подъема. Не прошло и получаса, мы въезжаем в Карабаново, где наша задача – пересечь железную дорогу и направится в село Махра, от которого, судя по карте, начнется самый сложный участок маршрута – почти 15 километров по дорогам с нетвердым и негладким покрытием  до третьей бетонки. После расспросов местных жителей (особенно запомнилась бабушка, твердившая про некий «арк», под которым, как оказалось потом, имелся ввиду обыкновенный тоннель под железной дорогой («арка»)) благополучно пересекли железку и взяли курс на Махру.Карта маршрута

 Дорога в Карабанове оказалась грязной и разбитой, однако стоило выехать за городскую черту, как пошло отличное шоссе с практически полным отсутствием машин, т. к. ехать им там некуда, Махра – это конец асфальта. До Махры долетели быстро, еще на подъезде увидев необозначенную на карте церковь с окружающими сооружениями, очень похожими на остатки какого-то монастыря. Как оказалось, это малоизвестный так называемый Троице-Махринский монастырь, основанный одним из учеников Сергия Радонежского и некогда бывший в подчинении Троице-Сергиевой Лавры. Сейчас идет его интенсивное восстановление, полно церковных служащих и даже паломников. Осмотрев монастырь, двинулись дальше, к большому озеру на окраине села.

Тут-то асфальт и з����ончился, и началось велотрофи с постепенно вающей сложностью трассы. До следующей деревни – Данилково – дорога вполне сносная, особенно в своем начале и конце, где она идет по полю. В лесу на дороге грязь и глина, иногда лучше ехать по краю леса рядом с деревьями – получается быстрее. Правда, один раз мы попытались разогнаться, за что тут же и поплатились – Алексея, ехавшего первым, занесло, а я, чтобы не наехать на него, резко повернул руль вправо. На скользкой глине велосипед развернуло градусов на 120, и мы оба полетели в лужу…Хорошо, что глина мягкая, все прошло без единой царапины и поломки, только все штаны в грязи, однако это было ничто по сравнению со ждавшим нас впереди испытанием. Миновав Данилково, я мысленно прикинул, что же за дорога ждет нас на самом трудном участке после Жари, если даже сейчас половину пути приходится преодолевать пешком. Тем временем колеса все чаще и чаще увязали и пробуксовывали, то и дело приходилось слезать с велосипеда, скорость все приближалась к средней скорости пешехода. Перед выездом из леса на поле, где находятся Жари, был крутой, но недлинный подъем, который пришлось преодолевать, продираясь через окружающий лес и кустарник, так как преодоление его по дороге грозило, по меньшей мере, завязанием в глине по колено. В общем, через 17 км. по асфальту с последующими 7-8 км велотрофи мы добрались до деревни Жари, ключевого пункта на маршруте, потратив около 2.5 часов, учитывая время на осмотр монастыря в Махре. Далее начиналось самое интересное – перегон (вернее - переход, так как гнать там можно разве что на танке, да и то не очень быстро) Жари-Крутец, проходящий, как видно на карте, по огромному глухому лесному массиву на границе Владимирской и Московской областей.

Эти самые Жари представляют достаточно убогое зрелище – в половине домов уже давно никто не живет, дачников очень мало, в деревне безлюдно. Непонятно зачем, но весьма символично при въезде в деревню стоит большой деревянный крест – вероятно, когда-то давно на этом месте была часовня. Чувствуется отдаленность от цивилизации, хотя до Москвы всего-то около 80 км по прямой. На перекрестке с центральной улицей дорога, по которой мы приехали закончилась, дальше было лишь поле и за ним – лес, через который нам предстояло пробираться к Крутцу, поэтому дорогу пришлось спрашивать у местного мужика, который, посмотрев на нас и на нашу карту однозначно заявил, что мы так не проедем – этой дороги, дескать, не существует, туда около года назад ходили только лесовозы и что нам лучше ехать к военчасти в 5 км. от деревни, откуда уже есть выезд на бетонку. Посовещавшись, мы решили, что попробуем пробраться через лес, а если уж будет совсем невмоготу, вернемся в Жари и поедем через военчасть. Дойдя по полю до леса, мы стали искать хотя бы что-то, напоминающее остатки дороги, и вскоре нашли довольно широкую просеку с глубокими, до полуметра, заросшими колеями от давно прошедших лесовозов. Стало ясно, что до Крутца нам придется идти пешком, однако Костя нас все подбадривал – что по такому-то лесу десяток километров одно удовольствие. Позже это так и оказалось, однако в начале перехода, по колено в траве прыгая вместе с велосипедом между лесовозными колеями и ежеминутно моча в них ноги, это казалось далеко не очевидным.

Вскоре скрылось за деревьями поле, смолк редкий собачий лай. Дорога, несмотря на свою полную заброшенность, была относительно сухой. Лишь в канавах, оставшихся от лесовозов, было полно воды, и передвижение осложняла высокая трава, из-за которой иногда было непонятно, что окажется под ногой при следующем шаге – твердая почва или глубокая лужа. Спустя некоторое время к такому положению вещей привыкаешь и начинаешь угадывать в слегка заметных различиях в структуре травы то, что находится под ней.

После езды кажется, что время замедлилось – счет идет не километры, а на сотни метров, средняя скорость не превышает 3 км/час, при этом мы идем без остановок, периодически преодолевая колеи, поваленные деревья и обходя лужи. Видно, что мы идем именно по ДОРОГЕ, а не по лесной просеке, так как «трасса» постоянно поворачивает то вправо, то влево (просеки идут всегда строго по прямой). Несколько раз пришлось пересекать эти самые просеки по небольшим углом – в этих местах важно не перепутать направление, в чем нам помог Костин компас. Примерно через час пути дорога вдруг пошла по прямой на юг, и мы было испугались, что случайно вышли на одну из просек. Перспектива дальнейшего движения в южном направлении нас совершенно не устраивала, так как при таком раскладе мы бы медленно приближались к бетонке под острым углом и вышли бы где-то в районе Аленино, до которого по меньшей мере 15 км, что соответствовало 5 (!) часам непрерывного движения в достаточно изнурительном темпе. Ситуацию несколько усугубляло то, что время поджимало и все уже изрядно проголодались. Судя по спидометру, за час мы прошли всего лишь немногим более трети пути до Крутца, но самое плохое было то, что было непонятно, правильно мы идем. Однако, судя по карте, дорога на одном участке действительно идет строго на юг на протяжении 2 км, к тому же местами стали попадаться очередные свидетельства, что мы идем правильным путем – по обоим краям от просеки тянулись сильно заросшие кюветы. Значит, тут когда-то была дорога, и эта мысль вселяла уверенность.

Таким образом мы двигались довольно долго и видимо не заметили, как прошли то место, где нужная нам дорога ответвляется на юго-запад. Это обнаружилось по внезапно исчезнувшим куда-то кюветам по краям просеки, однако идти назад и искать перекресток не было никакого желания. Решили идти дальше на юг, чтобы при первой возможности повернуть на запад и попытаться найти потерянную дорогу. Тем временем есть хотелось все больше и больше, однако было решено – обед будет после Крутца или в крайнем случае когда поймем, что скоро выйдем из леса. Продолжая двигаться с том же темпе, примерно через два часа после начала лесной прогулки мы вышли к бывшей огромной вырубленной территории, издали напоминающей болото. Зрелище было очень красивым, учитывая то, что вокруг не было ни души и царило полной безмолвие, кругом росла трава по шею и низкая поросль леса. Мы находились в 70 км от Москвы в самой лесной чаще, из которой нам предстояло еще выбраться и ехать своим ходом к дому, и это нас подгоняло, так как по плану, в это время мы должны были бы быть уже по крайней мере в Крутце.

Полюбовавшись, мы двинулись на запад, чтобы найти потерянную дорогу. И действительно, через несколько сот метров мы вышли на перекресток с какой-то просекой, ведущей на юго-запад. Видимо, это и была та дорога, и мы двинулись по ней. Через полчаса пришли на очередную лесную вырубку, на которой обнаружились совершенно свежие следы грузовиков. Тут-то и можно было вздохнуть с облегчением, так как следы машин неминуемо выходят на шоссе кратчайшим путем, однако это трофи уже несколько надоело, хотелось ехать быстро и по гладкой дороге, поэтому было решено не делать остановку а двигаться дальше, пока не будем в Крутце.

Движение по лесовозной просеке оказалось менее приятным, чем по нехоженой дороге – кругом жидкая глина, все грязное. Приходилось часто самому идти по краю, а велосипед везти по колее, при этом колеса уходили в глину сантиметров на 10-15. Иногда колеи становились такими, что было видно, как сами лесовозы здесь буксовали и терлись осями о землю. Однако несмотря ни на что, время шло, а вместе с ним и пройденные километры. Судя по спидометру, мы прошли около 8 км, что, учитывая наши плутания, говорило о том, что Крутец близок. Вскоре пересекли небольшую ЛЭП, которая, судя по всему, идет по обозначенной на бумажных картах (на моей электронной карте ее нет) просеке, проходящей параллельно бетонке на расстоянии порядка полутора километров. Тут же встретили единственного человека на всем пути от Жари – мужика с корзиной, который был очень удивлен встречей в таком месте с велосипедистами и подтвердил наши предположения, что до бетонки совсем недалеко. В общем, идя вдоль пути лесовозов, через 3.5 часа после выхода из Жари, голодные и грязные, но ужасно довольные всем, мы наконец-то вышли на третью бетонку в полукилометре западнее от Крутца. Наше велотрофи успешно завершилось, правда потратили мы почти в два раза больше времени, чем было запланировано.

Первое впечатление от езды по шоссе после долгой ходьбы просто потрясающее – кажется, что ты просто летишь, все кругом мелькает, а ты не прилагаешь при этом особых усилий. Одно мгновение – и мы в Крутце, откуда по известной лесной дороге направляемся в сторону деревни Рязанцы на реке Мележа. Не доезжая моста, на пригорке сворачиваем направо к реке, где имеется прекрасное место для привала, знакомое нам по предыдущим походам. Время уже 16:00, мы в пути почти шесть часов, при этом проехали всего-то около 33-35 км. Негусто, но учитывая десятикилометровый переход практически без дорог– более чем нормально.

Проголодавшись, съедаем все свои запасы – бутерброды, картошка, яйца, яблоки. От костра с супом решили отк��а��ься – практика показывает, что для этого уно по крайней мере 2.5 часа, чем мы, к великому сожалению, не располагаем. После еды помыли наши велосипеды в Мележе, слегка отдохнули и стали собираться в дальнейший путь. Где-то около 18:00 мы тронулись, пересекли реку по знакомому деревянному мосту (который, кстати, соединяет Владимирскую и Московскую области, так как именно по Мележе проходит административная граница) и через несколько минут уже были на асфальтовой дороге в Рязанцах. В принципе, следую прямой линии, соединяющей Александров с Москвой, нам следовало дальше пробираться прямиком на Фряново, и опыт предыдущего похода говорил, что соответствующая лесная дорога имеется. Однако было решено двигаться по шоссе, делающем большой крюк, так как грязи мы уже вдоволь помесили и хотелось просто ехать, не думая ежесекундно, куда повернуть руль и не решая постоянно на ходу задачу, какая лужа из нескольких мельче. Карта маршрута

Несмотря на шестичасовое, практически безостановочное движение до привала, «велосипедной» усталости совершенно не наблюдалось. Видимо, это связано с тем, что собственно на велосипедах мы проехали около 25 км, а в основном двигаясь пешком, так что мышцы, используемые при вращении педалей, оказывались неиспользуемыми. Сыграл роль и сам факт успешного, пусть и несколько долгого форсирования участка Жари-Крутец и то, что теперь-то все трудности позади и осталось только спокойно ехать к Москве. Дорога до Фряново была гладкой и ровной, скорость иногда зашкаливала за 25-27 км/час, после обеда настроение было приподнятым. Приехав во Фряново, второй ключевой пункт на маршруте, стали решать, как двигаться дальше. В принципе, из Фряново идет великолепное шоссе на Москву (Р-119), езда по которому, по крайней мере до Щелково – одно удовольствие, так как асфальт гладкий, сама дорога широкая, подъемов и спусков очень немного, равно как и машин. Однако Алексею нужно было попасть в Ногинск к родственникам, и чтобы ему не ехать долго одному, было решено всем вместе податься к Москве через Черноголовку, тем более, этим путем из Фряново мы еще не ездили.

Не доезжая выезда из поселка свернули налево и помчались дальше по очень хорошему и тихому шоссе, ведущему сначала по полю, а потом через лес. После Бесед, единственного населенного пункта на этой дороге асфальт резко испортился, однако тряска длилась недолго – через минут пятнадцать мы уже были на Черноголовской трассе, в Ботово.

Несмотря на довольно большое количество автотранспорта, ехать по трассе было приятно – дорога постоянно петляет по глухому лесу, асфальт идеальный и почти полное безветрие. Через десять километров на полном ходу проскакиваем Черноголовку и двигаемся дальше до пересечения со второй бетонкой. Уже вовсю чувствуется приближение столицы – кругом коттеджные поселки, автомагазины, придорожные кафе. Доехав до перекрестка с бетонкой решаем ехать дальше в сторону Москвы до моста через Ворю, откуда можно повернуть налево и через Авдотьино прибыть в Ногинск. Однако как я и ожидал, шоссе A-103 по старой традиции обильно посыпано гравием (не знаю почему, но его почти ежегодно засыпают гравийно-гудронной смесью, тогда как соседнее Фряновское всегда было и, надеюсь, будет покрыто гладким асфальтом). Этот гравий несколько снижает скорость (выше 23-24 км/час ехать было трудно), но самое противное – это постоянная вибрация на руле, которая уже через полчаса сильно достает.

Через 25 минут, отъехав десяток километров от второй бетонки по ненаселенной трассе (вокруг на всем протяжении леса и перелески, изредка попадаются болота и стоящие вдали деревни) мы прибыли к мосту через реку Воря, откуда, согласно договоренности свернули налево на местное шоссе и поехали на юго-восток вдоль речной долины. По пути проехали Авдотьино, которое знаменито тем, что в нем находятся остатки Николо-Берлюковского монастыря, включая самую высокую колокольню в Подмосковье. Сейчас колокольня заброшена, на ее ярусах растут деревца, а в самом монастыре помещается психбольница. Тем не менее, колокольня, стоящая на холме, видна за десяток километров и более, так как местность вокруг равнинная и относительно безлесная. После Авдотьино шоссе идет по огромному полю, протянувшемуся вдоль Вори почти до места ее впадения в Клязьму, и пока мы ехали по этому полю до Кабаново (6 км от Авдотьино), удаляющаяся величественная Берлюковская колокольня все время была видна сзади.

В Кабаново мы с Костей попрощались с Алексеем, который поехал дальше до Стулово а оттуда вдоль Клязьмы в Ногинск. Уже вечерело, и подумав, мы выбрали конечной точкой нашего маршрута хорошо знакомую Купавну, откуда электричка идет до Москвы немногим более получаса, а мне и вовсе удобно добираться до дому, сойдя в Новогиреево. Теперь маршрут шел по хорошо знакомым мне дорогам, мы без задержек минуем Марьино Лосино-Петровский, Монино и уже в сумерках (около 21:00) выезжаем на Горьковское шоссе. Вечерняя езда доставляет особенное удовольствие, особенно когда машин немного, нет ветра и ты особенно никуда не спешишь, что собственно и было с нами. Без особых гонок, со скоростью 22-25 км/час едем до Новой Купавны, откуда сворачиваем на местную дорогу, идущую на юг. На всех картах она обозначена как проселочная, однако на самом деле там  прекрасный асфальт, что было известно нам по опыту предыдущих походов. Тем временем сумерки начали плавно переходить в темноту, и нам пришлось поторапливаться. Через километра три выехали на шоссе, ведущее в Купавну и поехали вдоль Бисеровских озер, над которыми уже навис вечерний туман. Когда приблизились к поселку, стало совсем темно и после непродолжительной езды среди дач мы прибыли на конечный пункт нашего вело-пешеходного путешествия – станцию Купавну.

От привала на границе областей прошло менее 4-х часов, средняя скорость на этом участке составила около 21-22 км/час – так быстро мы еще не ездили. Общая длина пути от Александрова оказалась 110 км, из которых 10 – пешком по лесу, еще 10-12 – по проселочным дорогам, а остальные 90 – по хорошему шоссе. В общем, на мой взгляд, идеальный балланс асфальт/грунт. Особенно приятным было то, что намеченный маршрут был полностью пройден без укорачиваний и обходов, что за один выезд мы совместили как «лесо-болотный» велотуризм, так и шоссейный, почувствовав все прелести обоих.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz