От Купавны к водопаду Гремячему
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

 От Купавны к Гремячему водопаду

 Июнь 1999 г.


Северо-восток области, на мой взгляд, наилучший район Подмосковья для велосипедных путешествий. Там сравнительно мало открытых участков местности (в противоположность южным районам) и достаточно равнинный рельеф (не как на севере и западе области). К тому же, лично для меня восток области более доступен, так как сам я живу в трех километрах от восточной границы Москвы, в районе Перово. Поэтому, я сразу же согласился на предложение Кости совершить путешествие от Горьковской железной дороги на север, в сторону Сергиева Посада. В маршрут решили включить посещение Гремячего водопада, так как я там ранее ни разу не был, хоть слышал и читал об этой достопримечательности довольно много.


Непосредственно за день до похода выяснилось, что поедем мы вдвоем - остальные потенциальные участники по разным причинам отказались.. Так как известно, что чем меньше народу, тем больше при прочих равных условиях средняя скорость группы, то мы решили не тратить много времени в электричке по пути к началу путешествия, чтобы потом иметь больше времени на собственно езду. Исходя из наличия соответствующих дорог и условия максимальной близости к Москве, начальным пунктом выбрали Купавну. Такой выбор давал еще одно преимущество - в этом случае наш маршрут пролегал через район Звездного городка, где находится моя дача, куда можно было бы заехать и поесть поспевшей к тому времени вишни --:).

Мы c Костей встретились на платформе Новогиреево около 8:20, на электричке доехали до Купавны, и около 9:00 начали движение. на север. Первые несколько километров шоссе шло по старому дачному поселку, затем мы выехали на поле, оставив слева живописное Бисеровское озеро, почти вплотную подступающее к дороге. Погода была жаркая и безветренная, кругом стоял какой-то необычный легкий сизый туман, по всей видимости, из-за горящих торфяников в Мещере (позже нам довелось наблюдать ужасные последствия этих низовых пожаров на торфяных полях - см. описание похода Кабаново - Шатура - П. Посад). Вскоре основное шоссе повернуло резко направо, в сторону Старой Купавны, а мы поехали далее на север по свежепроложенной узкой дороге, идущей среди леса (на карте там обозначена грунтовка). Еще 10 минут пути - и мы на хорошо знакомом мне Горьковском шоссе в Новой Купавне. Сизый туман, напоминающий о далеких пожарах, на прямом шоссе особенно заметен, видимость составляла не более полукилометра. После пересечения трассы мы двинулись далее по асфальтовой дороге, вскоре миновали какие-то дома отдыха и въехали на территорию давно заброшенного пионерского лагеря. Проехав обветшалые двухэтажные корпуса и жалкие остатки спортплощадки, мы уперлись в забор, в котором без труда нашли огромную дырку и вышли наружу, на дорогу, ведущую в от трассы М7 к Шевелкино.

 

Далее наш маршрут полностью совпадал со стандартным путем от Москвы к моей даче, которым я ездил этим летом более 10 раз в обоих направлениях (я обычно еду по трассе М7 до 30-ого километра, затем сворачиваю на Шевелкино и далее следую по описанному маршруту). Повернув направо, через километр по разбитому и мокрому асфальту выехали из леса в Шевелкино, откуда, после непродол����тельного грунтового участка, наш путь лежал тихой дороге, проходящей среди широкого поля. Машины, несмотря на близость Москвы, там крайне редки - одна в 5-10 минут, так как сквозной проезд из Никифорово на М7 для автотранспорта затруднен.

Солнце, тем временем, припекало все сильнее, натренированные в предыдущих походах мышцы безо всяких усилий разгоняли нас до 25-27 км/час. Через три километра быстрой езды мы прибыли в Никифорово, выехали там на трассу Медвежьи Озера - Осеево, проехали по ней немного на север и повернули на свежепроложенную гравийную дорогу до небольшой деревни Кишкино.

Когда я проезжаю эти места в очередной раз, они все время напоминают мне о детстве и юности. Именно это Кишкино было для меня когда-то самым далеким от дачи местом, куда я с отцом доезжал на велосипеде. Значительно позже тут я совершил первую в своей жизни “дальнюю” поездку с целью узнать, а что же находится за Кишкино (напомню, что в те далекие времена нормальных карт в продаже не было, поэтому “открытие” существования дороги М. Озера - Осеево, бетонок вокруг Москвы да и просто большинства имеющихся деревень явилось для меня в те годы полной неожиданностью).

Помнится, в 1987 году, когда мне было 13 лет, однажды я доехал от дачи по лесу до Кишкино, и за деревней обнаружил извилистую лесную дорогу, изобилующую сильно выступающими корнями деревьев. Поехав дальше по ней, я вскоре попал на шоссе и долго думал, в каком же направлении по нему поехать, так как откуда и куда оно вело, я тогда не имел понятия. Почему-то поехав налево, я вскоре миновал Никифорово, поворот на Моносеево и, не доезжая километра полтора до переезда у платформы Осеевская (тогда я этого еще не знал, иначе поехал бы дальше и совершил круг) развернулся, так как казалось, что я слишком далеко заехал, и как можно быстрее двинулся обратно. Потом, помнится, рассказывал родителям и друзьям о моем походе и о двух “открытых мною” деревнях. С тех пор прошло много времени, и сейчас такой “поход” я бы и прогулкой не назвал, но тогда мне это казалось чуть ли не подвигом. Видимо, с той поры и берет начало мое пристрастие к велосипеду.

Через километр свернули на  лесную просеку, ведущую на север и выходящую прямо к платформе Циолковская. Сейчас, как и много лет назад, по этой просеке идет вполне приличная грунтовая дорога, ехать по которой вполне сносно. Двигаясь со скоростью 12-15 км/час, вскоре пересекли широкую просеку с навигационными фонарями, являющуюся продолжением ВПП Чкаловского аэродрома. На этой просеке интересно наблюдать проносящиеся прямо над лесом самолеты, заходящие на посадку, правда сейчас они попадаются редко, а раньше за час можно было увидеть несколько штук - как транспортных, так и сугубо военных.

Вскоре за этой просекой лесная дорога выходит к платформе Циолковская, в двухстах метров от которой находится центральная проходная Звездного городка. От нее идет шоссе на Москву, через километр движения по которому мы свернули к моей даче (на перекрестке установлен монументальный указатель из кирпича и металла с надписью “Звездный”). Времени было около 10:00, от Купавны мы отъехали около 17 км, затратив на первый участок маршрута около часа.

На даче мы долго задерживаться не стали - поев спелой вишни и крыжовника, через 15 минут снова тронулись в путь по хорошо знакомым мне с детства местам. Выехав через калитку из дачного поселка, попали на заброшенную грунтовку вдоль забора, ведущую к обширным дачным поселениям, находящимся к западу от Звездного городка. Насколько я помню,  в этом заборе все время существовали дырки, через которые большинство дачников ходило в магазины городка, а также лазило за грибами в мелколесье на дне карьера. В настоящее время он потерял свою актуальность - вход и въезд на велосипедах в городок свободный, через любую проходную.

Менее чем через километр слева остался знакомый пруд, за ним дорога поворачивает резко налево и пересекает бетонку. Наш путь лежал прямо, так как ближайшей целью являлось Анискино, находящееся на трассе А-103. Двигаясь далее на запад по разбитой грунтовке, мы вскоре проехали вдоль кладбища, за которым дорога вновь улучшилась, выехали на обширное поле и через 10 минут уже были на шоссе в Анискино. Отсюда в сторону Сергиева Посада можно было двигаться множеством различных путей, однако по возможности хотелось минимизировать перегон по Черноголовской трассе, так как на ней покрытие далеко не идеальное, да и поток машин достаточно велик. Соседнее Фряновское шоссе лучше по всем показателям, однако на него нужно было еще как-то выехать. Посовещавшись, решили прорваться по обозначенной на карте грунтовке от Райков в Новую Слободу, от которой уже есть асфальт до Фрязино.

В тот день дул обычный для Подмосковья юго-западный ветер, поэтому, двигаясь к северу, мы практически все время ощущали его легкую помощь. Разогнавшись по трассе, мигом пролетели Анискино, мост через Клязьму и сразу же за деревней Райки (прирно 5 км от Анискино) свернули на местную асфальтированную дорогу налево. Я, хоть и бывал в этих местах не один десяток раз, еще не ездил таким путем, поэтому пришлось спросить местного мужика о наличии и состоянии дороги на Новую Слободу. Тот нас обнадежил, сказав, что такая дорога действительно есть и что нам нужно ехать вдоль дач.  Cледуя советам этого мужика, мы двинулись по довольно разбитой грунтовке, ответвляющейся налево. Вскоре справа и слева потянулись садовые участки, и без того неважное покрытие резко ухудшилось. Постоянно попадались длинные песчаные участки, вынуждающие то и дело слезать с седла. К тому же, рельеф местности там своеобразный - на всем пути то небольшие, но очень крутые подъемы, то точно такие же спуски. Все это не способствовало быстрому движению, поэтому на путь до Новой Слободы мы затратили минут 25, проехав не более 4 километров.

Температура воздуха подходила к 30 градусам, становилось очень жарко и душно, было решено остановиться и искупаться в озере, на берегу которого находится Новая Слобода. Без труда найдя хороший пляж, по очереди окунулись в прохладную воду, придающую в такую погоду хороший заряд бодрости. Стало ясно, что мы сегодня еще напаримся - времени было около 11:00, и основная жара, похоже, еще ожидала нас впереди.

После купания мы двинулись дальше по деревенской улице вдоль озера и вскоре выехали к конечной остановке местных автобусов, от которой уже есть асфальт до Фряновского шоссе. Итак, первый небольшой перелаз был позади, теперь начинался скоростной участок нашего путешествия - примерно 40 километров по отличному шоссе до границы Московской и Владимирской областей, проходящей по реке Мележе.

Дальше дело пошло существенно быстрее - на полном ходу мы проскочили Трубино, Литвиново, Каблуково и решили сделать кратковременную остановку на берегу Черного озера, находящегося на перекрестке со второй бетонкой справа от дороги. Это небольшое озеро с берегами, покрытыми густым хвойным лесом, весьма красиво, однако практически весь его берег со стороны дороги замусорен донельзя - кругом горы консервных банок, сигаретных пачек и прочих отходов жизнедеятельности многочисленных останавливающихся здесь автолюбителей.  Нашей (вернее - Костиной) целью остановки было залезть в воду на несколько минут, чтобы хоть как-то остыть после продолжительной езды под палящим солнцем (дело было уже за полдень и солнце пекло вовсю). Мне лезть в воду особо не хотелось, и я подождал Костю, сторожа наши велосипеды в тени многочисленных елей, окружающих водоем. Через 20 минут мы снова двинулись в путь.

По мере удаления от Москвы машин на трассе становится все меньше, хотя само шоссе нисколько не ухудшается. Через несколько километров от 2-ой бетонки дорога вышла в поля, мы миновали Протасово и Огуднево. На этом участке справа и слева открываются великолепные виды вдаль - местность в тех краях равнинная с редкими ложбинами вдоль рек. После пересечения одной из таких ложбин мы минуем Малые Петрищи (~10 км от озера, ~23 км от Фрязино) и выезжаем на заключительный восьмикилометровый отрезок Фряновского шоссе, проходящий практически на всем протяжении через лес.

Несмотря на довольно значительное пройденное расстояние (60 км), усталости совершенно не было, однако уже начало хотеться кушать. На ходу мы решили сделать главный привал в хорошо знакомом месте на границе областей - между Рязанцами и Крутцом. Примерно через час после старта от озера мы, вдоволь насладившись движением по великолепной трассе, въехали во Фряново - довольно большой поселок, являющийся, по сути дела, концом трассы Р-110. Далее от него идут лишь “усы” к близлежайшим деревням, однако нормального выезда на проходящую недалеко 3-ю бетонку нет - для машин Фряново практически является тупиком, что нельзя сказать о велосипедистах.

Практически сразу после въездного указателя направо отходит дорога в Ботово, а мы поехали прямо, чтобы, достигнув центра поселка, сразу за мо��о�� через Ширенку свернуть в сторону Рязанцов. Еще 7 километров - и мы на месте, набрали воды в заранее припасенные пластиковые бутылки и знакомой дорогой двинулись к мосту через Мележу, по которому временно покинули Московскую область и попали на территорию Владимирской. Пройдя за мостом еще метров двести, свернули налево и за пригорком устроились на привал на берегу речки. Здесь прошедшим летом нам пришлось останавливаться трижды, и единственным несущественным недостатком данного места, по общему мнению, является отсутствие удобных мест для прислона велосипедов - их приходится просто класть на землю. А вообще место чудное - кругом тишина, рядом речка и совсем недалеко - деревня с колодцами и даже маленьким магазинчиком.

От начала путешествия до привала мы проехали около 75 километров с довольно внушительной средней скоростью, поэтому времени на привал у нас было полно. Не торопясь, мы развели костер, вскипятили два кана воды - один для супа, другой для чая, сварили традиционный “суп вермишелевый с мясом” производства “Русский продукт”. Не торопясь, плотно пообедали, закусив суп бутербродами и запив все это свежим чаем. Привал - он в любом походе в радость, а в протекающим успешно - радость вдвойне.

Тем временем небо потихоньку затянулось облаками, зной спал и со стороны Москвы показалась огромная грозовая туча, медленно ползущая на нас. Поскольку было видно, что она двигается на юго-восток, то мы решили несколько ускорить наши сборы, чтобы попытаться уехать от ливня в северо-западном направлении. Тут я обнаружил еще одну неприятность куда хуже дождя - у моего велосипеда начала трескаться рама…

Вообще-то, она начала трескаться давно, я однажды случайно заметил обширную трещину в нижней трубе в месте ее стыка с рулевой колонкой, когда собирался с дачи в Москву. Перспектива "размазаться" по трассе М-7 на полной скорости из-за вконец развалившейся рамы меня не устраивала, поэтому пришлось оставить велосипед в сарае и поехать в Москву на транспорте. Дома я изготовил стальной хомут, привез его на дачу, где и успешно его установил, просверлив две сквозные дырки по обе стороны от трещины. С тех пор я ездил с этим хомутом, однако из-за тряски это соединение постепенно растягивалось, из-за чего переднее колесо слегка подалось вперед. Незадолго до описываемое поездки на верхней (пока целой) трубе рамы из-за возникшей деформации появились два маленьких горбика, на которые я не обратил должного внимания. И вот теперь я заметил, что между этими горбиками появилась какая-то тонкая черная риска, которая на поверку оказалась зарождающейся круговой трещиной.

Продолжать движение на таком велосипеде совершенно не хотелось, но делать было нечего, поэтому решили спокойно поехать запланированным путем в Сергиев Посад, тем более что туча постепенно наползала на нас, грозя промочить до нитки. Примерно в 16:00, через два с половиной часа после остановки, мы тронулись в путь. Проехали знакомой грунтовкой через лес, вскоре выбрались в Крутец и оттуда погнали по бетонке на запад. Поначалу дорога шла по равнине, и, отдохнувшие на привале, мы без труда делали 25 км/час и даже больше.

Покрытие третьей бетонки довольно однородное, однако все-таки не идеально гладкое. Поэтому на большой скорости велосипед все время слегка вибрирует, и я поначалу я переживал за раму, постоянно осматривая и прощупывая место трещины. Судя по всему, трещина не увеличивалась, что не могло не радовать. Через километра четыре от Крутца, в районе Маренкино равнина кончилась и начались постоянные спуски и подъемы со все увеличивающимися перепадами высот. Несмотря на это, мы практически не снизили скорость, компенсируя торможение на подъемах разгоном на спусках до 40-45 км/час. Мне было довольно боязно - во время каждого разгона я боялся внезапной полной поломки рамы со всеми вытекающими последствиями.

Шоссе тут идет все время по идеальной прямой, уходя за горизонт - первый поворот нам встретился через километров 7 от Крутца, где направо ответвляется дорога но военчасть. За поворотом лес кончился, подул сильный боковой ветер, затрудняющий управление велосипедом и норовящий сдуть нас все время в кювет. Было видно, что от тучи мы уехали - она осталась сзади, а в направлении, откуда дул ветер, было лишь чистое небо. Горки становились все круче, однако ветер нам помогал, поэтому мы продолжали движение в довольно быстром темпе. Вскоре слева потянулся забор Красноармейского полигона и еще через несколько километров мы миновали поворот на Струнино, за которым начался затяжной подъем к высоте 208, на которой, если смотреть на карту, обозначено пересечение с неестественно прямой дорогой непонятного назначения, идущей от самого Красноармейска (~25 км).

Взобравшись на гору, мы увидели эту загадочную дорогу, представляющую собой утоптанную грунтовку, уходящую в лес. По сведениям Кости, через несколько сот метров по ней находится проходная полигона с солдатами и собаками, однако проверять это у меня не было никакого желания. Эта грунтовка имеет необозначенное на картах продолжение по другую сторону шоссе, однако и оно перекрыто забором в самом начале.

Через 17 километров от Крутца, вдоволь погонявши по горкам, мы достигли поворота к Гремячему водопаду, находящемуся сразу за мостом через Молокчу. Далее начался самый неприятный участок пути - дорога представляла собой каменистую грунтовку, по которой поток машин, направляющихся к водопаду, сравним с потоком машин по самой бетонке. Кругом пыль и грязь, встречный ветер и камни не давали ехать быстрее, чем 10 км/час. Несмотря на обилие ответвлений, заблудиться просто невозможно - постоянно идущий поток машин в обе стороны четко указывает нужное направление к этой всоеоюразной местной достопримечательности.

Дорога постоянно петляла по полям и перелескам, шла  то в гору, то под гору. Через километра три слева осталось Взгляднево и еще через пятнадцать минут тряски и борьбы с ветром мы подъехали к огромной импровизированной стоянке машин у Гремячего водопада. Хотя от бетонки отъехали всего 5 км, казалось, что мы тряслись очень долго и далеко - дорога просто отвратительная.

Гремячий водопад представляет из себя просто несколько мощный родников, находящихся на крутом склоне горы, у подножия которой протекает Молокча. Сейчас там все окультурено, сделаны мостики через речку и заболоченные участки, а вода из родников пущена по системе желобов, выточенных из толстых веток деревьев. В нескольких местах есть точки набора воды, к которым проложены настилы (вокруг из-за этих самых родников все заболочено). Довольно высоко на склоне даже оборудована кабинка для желающих помыться в мощном потоке родниковой воды, вытекающем из деревянного желоба. Кругом очень много народу и очереди с канистрами и даже бочонками.

Встав в одну из очередей, мы набрали по полтора литра родниковой воды, тут же напились ею и двинулись в сторону Сергиева Посада. С некоторым трудом нашли нужную грунтовку на Ляпино, поехали по ней и уже через минут пятнадцать, карабкаясь по высоким склонам отрогов Клинско-Дмитровской гряды, выехали на разбитую бетонку, ведущую от Ляпино к Шильцам (деревню Ляпино дорога обходит по высокому холму).  Ветер, столь мешавший на пути к водопаду, стих, ехать стало значительно легче. Немного потрясясь по бетонке, через 6 километров от водопада мы прибыли в Шильцы, где и закончился грунтовый участок и началась финишная прямая на Сергиев Посад.

От Шильцов на шоссе оказался свежеуложенный асфальт и отсутствие крутых подъемов, которыми изобиловала бетонка. Хорошо разогнавшись, мы очень быстро домчались до нового Ярославское шоссе и вскоре въехали в Сергиев Посад. Еще несколько километров по городу, и впереди стали видны знакомые купола Троице-Сергиевой Лавры. Проехав вдоль путей от переезда налево, в начале девятого вечера мы прибыли на вокзал, завершив путешествие.

За день мы проехали 115 км, из них порядка 20 - по грунтовым дорогам. Маршрут получился очень удачным и интересным, сочетающим разнообразные участки - скоростные равнинные, пересеченную местность и “перелазы” по грунтовкам. Это был последний поход для рамы моего велосипеда - ее пришлось выбросить и заменить перед следующим выездом на другую, от велосипеда “Спорт”.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz