Западная разведка - Чисмена - Нудоль - Истра - Дедовск
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Западная разведка: Чисмена - Нудоль - Истра - Дедовск

 Май 2004 г.


С тех пор, как в 2002 году нам удалось разведать очень интересный путь, проходящий в стороне от главных дорог и идущий на запад от Москвы вплоть до трассы А-108, мне периодически приходили в голову мысли развить успех и продлить этот маршрут в сторону Волоколамска. Судя по карте, сделать это не так легко из-за огромного лесного массива, тянущегося вдоль железной дороги от Новопетровской до Чисмены, который нужно объезжать либо по М9, либо по дороге Нудоль-Павельцево. Я давно хотел побывать в тех местах, тем более что на последних изданиях карт Подмосковья нанесена загадочная дорога, входящая в тот лес в районе Еднево и заканчивающаяся тупиком у урочища Теплое. То, что это не полная фантазия картографов, подтверждал Антон и Костя Буров, бывавшие в тех местах на лыжах и видевших широкую просеку посреди леса.

Поэтому план очередного выезда был таков - начать из Чисмены, выяснить, что же на самом деле представляет собой та дорога, а затем, выбравшись на А-108, двигаться на восток в сторону Москвы излюбленным путем. Казалось, что все будет просто, однако обстоятельства сложились так, что данный поход стал, пожалуй, самым авантюрным за весь сезон.


Карта пути от Чисмены до Ногово. Как и на двухкилометровке, деревни Кондратово на этой карте нет.

Видимо, из-за того, что объявление на Велозону о поездке я дал слишком поздно, на Рижский вокзал – место сбора – приехало лишь 5 человек: Николай Марковский, Наталья, Володя, я и еще один парень, имя которого, я, к сожалению, не помню. Сев в Волоколамскую электричку в 8:36, мы поехали прочь от Москвы на запад, а по пути к нам подсел шестой участник мероприятия – Антон Колотаев. Такой небольшой командой мы, попутно обсуждая план предстоящего выезда, добрались до станции Чисмена, памятной мне тем, что почти 3 года назад тут начался наш замечательный поход в Петербург.

 
Виды с трассы Чисмена-Теряево. На верхнем снимке вдалеке видны очертания Иосифо-Волоколамского монастыря

Пристанционный поселок остался позади, и началось отменное гладкое шоссе, проходящее по поросшим одуванчиками полям с небольшими перепадами высот. В этот утренний час машин почти не было и можно было спокойно двигаться в несколько рядов, беседую на ходу.

Благодаря ясной солнечной погоде видно было на многие километры, и, любуясь этой красотой, мы незаметно отъехали от станции 10 км и около 11 утра уже были в том месте, где по карте начинается дорога в сторону урочища Теплое. Поначалу казалось, что карта не обманывает – действительно, на восток отсюда шел приятный лесной грейдер с насыпью, и, недолго думая, мы двинулись по нему. Однако первый же встреченный местный житель охладил нашу уверенность, сказав, что эта дорога только до дач, а дальше – непролазная грязь. Не слишком доверяя ему, мы решили проверить и действительно - через километр с небольшим грейдер круто завернул на дачи, а то, что являлось его продолжением, представляло собой жутко грязную просеку с глубокими колеями. Проверять, насколько далеко в лес она идет, мы не стали – ведь до Теплого отсюда по прямой более 6 км, преодолевать которые, таща велосипеды по глине, ни у кого желания не было – не наш это стиль. Поэтому пришлось отказаться от заманчивой идеи пересечь лес по прямой и вместо этого двинуться в обход с севера.

По мере приближения к Теряево дорога плавно пошла под гору, а с определенного момента впереди открылся завораживающий вид на бескрайние просторы Завидовского заповедника, находящегося почти на 100 м ниже по уровню. Благодаря ясной погоде видимость была отменная: где-то вдалеке уже маячили очертания  Иосифо-Волоколамского монастыря, до которого по прямой было целых 7 км - в принципе, мы могли туда заехать, однако делать лишний крюк не хотелось. 

Местное шоссе у Шестаково. Красота и раздолье!
Путь в полузаброшенную деревню Кондратово

Вместо этого, прибегнув к испытанному методу выяснения дороги – опросу местных жителей, удалось узнать, что недалеко отсюда есть проезд на местное шоссе, идущее параллельно. Это было очень кстати, и тут же созрел весьма привлекательный план - по нему добраться до Нефедово, а далее по нарисованной на карте непонятной тупиковой дороге на восток попытаться выбраться в Ногово или Волосово.

Найти его не составило труда – сразу же за поворотом на Кузяево направо пошла укатанная гравийка, которая, пройдя насквозь через маленький дачный поселок, вскоре вывела нас на искомое шоссе. Асфальт тут был хорошим, трафик – практически нулевым и, то и дело перекатываясь с холмы на холм, мы очень быстро добрались до Шестаково, а оттуда – по столь же тихому шоссе до маленькой деревни Нефедово, на въезде в которую неожиданно встретился новенький указатель “<<-- Кондратово 3.5”. Этот факт не мог не радовать и не удивлять одновременно – ведь на генштабовской километровке 1984 года Кондратово отмечено как нежилое, а на и дунаевских картах его нет вообще (что логично, так как деревни у нас обычно не возрождаются). Тем не менее, туда вела свежепостроенная асфальтовая дорога и с полной уверенностью в правильности пути мы без задержек двинулись по ней.  

Буйство весенних красок.. (на поле у Кондратово)
Иногда приходилось идти пешком.. (перед выходом на грейдер Волосово - Ногово)

Вопреки картам, деревня оказалась вполне жилой, а окружающая местность - на редкость приятной: тут нет вездесущих коттеджей, вокруг царит красота и покой и кажется, что попал куда-то очень далеко от Москвы. За окраиной деревни дорога продолжилась на восток в виде слабонакатанной тракторной колеи, а когда справа уже были видны дома Волосово, то она практически растворилась в травянистых зарослях... Пришлось ненадолго перейти на пеший ход и форсировать небольшой заболоченный участок, а затем прямиком по полю выбираться на грейдер Ногово-Волосово, идущий неподалеку.

В общем, "перелаз" удался - не прошло и получаса с момента выезда из Кондратово, как мы уже въезжали в  Ногово, стоящее на дороге Нудоль-Павельцево. Все оказалось гораздо легче, чем можно было себе представить, и стало даже непонятно, что делать дальше – ведь до излюбленного места обеда на роднике оставалось максимум полчаса пути по асфальту, а столь рано обедать как-то не хотелось. Тем не менее, чтобы не отягощать себя поисками места привала, все же было решено не отступать от плана.

Участок пути от Ногово до Курово

Дорога Нудоль-Павельцево, на которую мы вскоре выскочили, как всегда порадовала нас отменным асфальтом, минимумом машин и приятным рельефом с небольшими и плавными подъемами и спусками. Ветер, усилившись по сравнению с утром, вновь дул в спину, и, разогнавшись до 25-30 км в час, мы мигом пролетели прямой лесной перегон до Вертково, за которым начался упоительный плавный спуск до самого поворота к роднику,  разведанному еще в 2001 году.

Наш любимый родник недалеко от Вертково Традиционный привал с обедом - куда же мы без него?

Набрав чистой родниковой воды в канны и сварив суп с чаем, мы от души поели и попили, а после еды отдохнули часок, попутно разглядывая карту и размышляя, куда двигаться дальше. В принципе, вариантов была масса – от Чисмены мы отъехали всего-навсего 45 км, а запас времени позволял проехать еще по меньшей мере 70. Лично я был совершенно не против прокатиться любимым путем через Парфенки и Глебово в сторону Истры, но Антон - наш большой противник простых решений предложил иной маршрут – через Тиликино и Назарово. И хотя по карте между этими деревнями нарисовано около километра леса с многообещающими синими штрихами, тем не менее, здоровый авантюризм перевесил, тронувшись с привала в 15:30, мы отправились на поиски приключений.

Вначале 5 км тихого асфальта до Нудоли, затем под горку по трассе А-108, и вскоре уютное местное шоссе привело нас в Тиликтино, где мы тут же стали выяснять дорогу на Назарово. То, что нам там сказали, совершенно не радовало – мол, дороги туда нет, есть только заросшая колея. В принципе, этого и следовало ожидать, однако отступать не в наших принципах и, расспросив поподробнее, как найти эту колею, мы без колебаний покинули асфальт и двинулись прямо по полю. Поначалу все складывалось неплохо – поле оказалось сухим, трава – низкой, и, хотя ехали мы совершенно без дороги, тем не менее, поэтому, включив пониженные передачи и местами налегая на педали, мы довольно быстро добрались до леса. Увы, но никакой дороги сквозь него не наблюдалось – кругом были лишь заболоченные заросли, в которых велосипед был явно лишним. А чтобы сэкономить время и не тратить понапрасну силы, мы с Антоном отправились на пешую разведку.

Не знаю как у других, но у меня настроение к этому моменту было не из лучших – я вообще не сторонник подобных приключений и не сильно люблю всякие болота и буреломы, тем более, когда есть нормальный асфальтовый объезд. Но отступать было некуда, а не прошло и 10 минут, как мы, отойдя от группы на полкилометра, нашли широкую лесную просеку, идущую в южном направлении. Сомнений в том, что это и есть искомая заброшенная дорога, не было и с этой радостной вестью мы вернулись к народу.

Лесная просека между Тиликтино и Назарово И остатки старого моста на ней..

Как ни странно, но на этой заброшенной дороге, по которой ныне никто не ездит, почти не было завалов и местами можно было даже ехать в седле. Похоже, что много лет назад тут действительно была нормальная дорога, о чем свидетельствует старый, покрытый толстым слоем мха, деревянный мост через какой-то ручей, встреченный нами в самой чаще. Это приятное лесное приключение продолжалось недолго, и через километр мы выскочили на большое поле, грунтовка вдоль края которого привела нас прямиком в Назарово, у окраины которого начался долгожданный асфальт.

Теперь можно было вздохнуть с облегчением - время было около 17:30, и казалось, что все приключения позади – ведь дальше вплоть до Истры путь был знаком и проходил по асфальтовым дорогам. После грязи и лесных зарослей ощущать под собой гладкое шоссе было одно удовольствие, тем более что ветер по-прежнему дул в спину. Разгоняясь все быстрее и перекатываясь с холма на холм, мы быстро понеслись на юг, и через 20 минут были уже в Савельево, где из множества возможных дорог свернули в сторону Курсаково-Маркино.  

Наш любимый путь от Курово до Истры

В этом районе Подмосковья все местные дороги на редкость хороши, и, несмотря на минимальную загруженность, поддерживаются в хорошем состоянии. Не явил��сь исключением и это тупиковое шоссе, 4 км по которому остались позади совершенно незаметно, а затем началась накомая дорога по полю до Филатово. В отличие лесных дорожек, тут грунт успел просохнуть, поэтому у нас проблем не возникло, однако перед самым Филатово начались многочисленные развилки, из-за которых мы попали не совсем в ту часть деревни, куда хотели, а несколько южнее. Причем поняли это не сразу, у только спустя несколько километров, когда вместо того, чтобы объезжать Глебовскую птицефабрику справа по асфальту, мы попали на тряский грейдер, идущий по ее задворкам.

Впрочем, это было даже нам на руку – попетляв по большому поселку при фабрике и без ошибок поворачивая на многочисленных перекрестках в нужную сторону, мы быстро оказались на дороге, идущей прямиком к станции Новоиерусалимская.

Несмотря на пройденное расстояние,  усталости практически не было, время было еще раннее и постепенно стало ясно, что в Истре заканчивать путешествие явно преждевременно. Это мнение разделяли все участники, и на остановке у магазина в Зеньках мы решили проехать Истру насквозь и далее через Подпорино выбраться в Снегири, где уже сесть на электричку. Все бы было ничего, только вот по карте перед самой станцией нам нужно было проехать 2 км по лесной дорожке, но это никого не остановило – казалось, что в тех весьма населенных местах обязательно должен был быть проезд. Если бы знали, чем кончится эта затея…

Проехав по забитому Волоколамскому шоссе мимо монастыря, мы мигом проскочили город и через 5 км уже были на трассе А-107. За ней машины исчезли, местность вновь стала глухой и приятной и казалось, что максимум через полчаса мы уже будем в Снегирях. Однако попасть туда нам, похоже, было не суждено. Первая попытка прорваться через лес вдоль ручья через пионерлагерь не увенчалось успехом, поэтому пришлось возращаться и ехать в Подпорино.

Перед закатом.

Следующая попытка была предпринята из Подпорино, откуда, судя по карте и общим представлениям, просто обязана быть дорога в Снегири. Причем то же самое утверждала и старушка, сидевшая на завалинке – будто от дальнего угла поля начинается тропинка в нужную сторону. Казалось, что мы у цели, однако и тут нас постигла неудача – с трудом добравшись до угла поля, мы увидели то, что я больше всего боялся: в лес уходила дико заросшая, залитая водой и заваленная деревьями просека – по-видимому, когда-то, когда та старушка была молодой, тут действительно была дорога.…

В общем, сложно передать словами мои чувства в тот момент – ведь ситуация была, мягко говоря, не слишком приятной: время подходило к 20:30, мы были еще черт знает где и стало казаться, что нам отсюда уже не выбраться. Все же не нужно было забираться в эти дебри на ночь глядя!

Помыкавшись еще немного и поняв окончательно, что Снегири нам сегодня не светят, пришлось принять непростое решение – двигаться известным путем в Дедовск. К счастью, народ на это раз подобрался сильный, и перспектива проехать еще 15 км по разным дорогам хотя и не вызывала особо положительных эмоций, но и особо не пугала. Похоже, все уже смирились с мыслью, что раньше полуночи сегодня домой не попасть и были готовы к любым приключениям.

Выбравшись снова на шоссе, мы в лучах заката быстро докатились до Еремеево, а оттуда двинулись по знакомому пути, проходящему параллельно Волоколамскому шоссе (именно так мы ездили не раз – см. Опалиха-Новопетровское и Покровка-Нахабино). И хотя позади было уже больше 100 км, скорость по прежнему оставалась довольно высокой и, стараясь не терять времени даром, мы быстро и четко двигались по этому непростому пути, на ходу вспоминая все неочевидные повороты. 

Последний участок пути... Лучше бы он был попроще...

Вначале грунтовка до ЛЭП, потом долгие 3 км по дачной бетонке вдоль нее, затем тряская и раздолбанная дорога на Хованское – все тут было знакомо, только на этот раз из-за волнения все расстояния казались намного больше. Тем не менее, долгожданный финиш все-таки приближался - вскоре под колесами опять появился асфальт, а в 21:40, проехав весьма нетривиальным и запутанным путем через Дедово-Талызино и Турово,  мы вышли на финишную прямую перед Дедовском.

Приключения закончены, едем домой..

Это была победа! Из-за волнения и усталости оставшиеся несколько километров показались жутко длинными и томительными, а когда впереди показалось Волоколамское шоссе, то можно было наконец вздохнуть с глубоким облегчением – ПРИЕХАЛИ!.

До станции отсюда было совсем недалеко, и, прибыв туда в полной темноте ровно в 10 часов, обнаружили, что нам очень повезло – через 7 минут отходила электричка на Москву. Вскоре мы уже сидели в пустом вагоне, смотрели в темное окно и делились впечатлениями – а они, как ни странно, были в основном положительными. На Рижский поезд прибыл около 23:00, еще почти час заняла дорога домой по пустынной Москве – в итоге дома я был лишь к полуночи – немного уставший, голодный, но очень довольный прожитым днем.

Всего за день было пройдено 130 километров (для меня это почти рекорд, учитывая количество грунтов на маршруте), найдено 2 интересных “перелаза”, причем в основном проезжих в седле и получена масса впечатлений. И хотя все получилось не так уж и страшно, тем не менее данный поход послужил еще одним доказательством того, что не нужно устраивать разведок и искать себе приключений в конце маршрута. 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz