По подмосковной Мещере
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

 По подмосковной Мещере: Кабаново – Шатура – Павловский Посад.

 Июль 1999 г.


Идея прокатится по Мещерской низменности была у меня с самого начала велосезона, да и постоянные участники наших походов – Костя и Алексей – были полностью согласны. Конечно, для нормального похода по столь обширному краю одного дня явно мало, однако ни опыта ночевок, ни палаток ни у меня, ни у Алексея, не было, поэтому периодически возникали разговоры о возможном маршруте по востоку области по как можно более глухим местам. Идеально было бы проехать, например, от Шатуры на юг через Рязановку и далее на Голутвин, однако при таком раскладе нам бы пришлось слишком много времени тратить на езду в электричках, а также в случае задержки на маршруте можно было бы запросто остаться ночевать в Коломне, не успев на последний поезд. В итоге мы решили не рисковать и сошлись на мнении, что поедем от Дрезны через Ликино-Дулево по малонаселенному шоссе в сторону Шатурторфа, а там повернем обратно и каким-нибудь другим путем поедем в сторону Москвы.


Меня в этом маршруте привлекало еще то, что нам в нескольких местах предстоит встретиться с узкоколейками, входящими в Шатурскую систему, которая, если верить карте, протянулась почти на сто километров с запада на восток. Раньше мне никогда не приходилось видеть узкоколеек, тем более действующих, поэтому было очень интересно посмотреть на это вымирающее чудо техники.

Мы с Алексеем встретились в начале восьмого утра на платформе Новогиреево и сели в электричку, в которой нас уже ждал Костя, ехавший от самого вокзала. В поезде решили, что поедем до станции Кабаново, рядом с которой проходит третья бетонка, ведущая в Ликино-Дулево. До начального пункта мы доехали без проблем, выгрузились и провели обычную предмаршрутную подготовку – проверили крепление багажников, смазали цепи, и около 9.00 тронулись в долгожданный поход.

Без труда найдя нужный перекресток дорог (он находится в двухстах метрах от станции), мы двинулись на юг, по направлению к Ликино. Просторная дорога и легкий попутный ветер способствованли быстрой езде, мы миновали Кабаново и вскоре въехали в Ликино-Дулево. Далее трасса начала петлять по городу, справа остался знаменитый автобусный завод, вскоре после которого, проехав под железнодорожным мостом, мы, следуя указателю, повернули направо в направлении Шатуры. Практически с первого же километра от Ликино стало ясно, что дорогу мы выбрали крайне удачно - отличный асфальт плюс практически полное отсутствие машин делали езду сплошным удовольствием. Несильный ветер дул в спину, что, с одной стороны, радовало, а с другой постоянно напоминало, что обратно-то мы поедем против него. Вскоре, миновав Сальково, дорога пошла по глухому лесу. Местность кругом, как и ожидалось, оказалась практически ровной, без заметных подъемов и спусков. Постепенно становилось все теплее, и, подгоняемые все усиливавшимся ветром, мы ехали все быстрее и быстрее, не прилагая практически никаких усилий. Где-то на десятом километре от Ликино лес кончился, и дорога вышла на огромное поле, уходящее почти за горизонт. Места на этом участке изумительные - слева виднеется далекий лес, справа - далекие дома поселка Губино, а впереди - пустая дорога, уходящая к горизонту.

route map

После Губино начался плавные спуск и слева стала видна уходящая вдаль низина, заполненная чередой болотных озер (собственно, в эту низину мы и въезжали). В конце спуска я неожиданно для себя увидел дорожный знак, означающий приближение к железнодорожному переезду и сразу же вспомнил про узкоколейку, которую с любопытством разглядывал на карте накануне. На самом переезде мы притормозили, чтобы еще раз полюбоваться окружающим пейзажем и получше рассмотреть необычную железную дорогу. Оказалось, что узкоколейка не действует, и, похоже, сравнительно давно. Направо от переезда рельсы еще лежат (кстати, на бетонных шпалах!), однако они покрыты изрядным слоем ржавчины и заросли травой и даже мелким кустарником. Налево же нет ни шпал, ни рельсов - только следы от некогда существовавшей колеи. Четко были видны места укладки шпал, что говорило о том, что колею демонтировали сравнительно недавно. Направо вдоль колеи была видна хорошая проселочная дорога (видимо, во Власово) и возникла идея проехать по ней, чтобы посмотреть на то, что осталось от узкоколейки и от обозначенной на карте станции во Власове, однако потом мы все-таки решили не отклоняться от задуманного плана движения и перенести исследование узкоколейки на другой раз. Вообще-то, судя по карте, эта линия когда-то имела большое значение, и, видимо, было даже пассажирское сообщение по ней, так как рядом с многими населенными пунктами, находящимися вдоль нее, обозначены соответствующие станции. Однако теперь ее разбирают, и вскоре, видимо, от нее не останется и следа.

После десятиминутной остановки на переезде мы тронулись дальше. Дорога по мере удаления от Ликино, становилась все менее оживленной, не теряя нисколько в качестве покрытия. Мы снова едем по лесу, постепенно поднимаясь в гору, и через несколько километров въезжаем в Яковлево, где находится антенная вышка какой-то радиорелейной линии, видимая почти от самого Губинского переезда. Заправившись в деревенском магазине хлебом и суповым концентратом, решили, что дальше поедем до Красного, откуда по проселкам доберемся до восточного берега Святого озера, где и сделаем первый привал. И вновь мы едем по тихому, постоянно петляющему шоссе через глухой лес. Через несколько километров вдруг появился указатель, говорящий о скором повороте налево на Орехово-Зуево, и через несколько сот метров после него налево ушла небольшая шоссейная дорога, не обозначенная ни на одной карте. По всей видимости, это - шоссе от Орехова ведущее через Снопок к Пирютино, которое продлили, создав таким образом еще один путь к Шатуре, параллельный тому, по которому мы ехали. Естественно, это нужно будет учесть при планировании будущих маршрутов - та дорога, по всей видимости, не менее глухая и живописная, чем старая, тем более, что проложив маршрут по ней, удастся познакомится с Ореховскими узкоколейками поближе, поскольку, судя по карте, в нескольких местах шоссе идет рядом с полотном.

Вскоре миновали Савинское - третью деревню за более чем 20 км по пути от Ликино-Дулево, начиная от которой трасса постепенно поворачивает на юг к Казанской железной дороге. Вообще, стоит сказать, что это шоссе было одним из лучших, по которым нам довелось проехать этим летом - населенных пунктов почти нет, вокруг практически все время лес, качество асфальта отменное и постоянно на протяжении многих километров.

Если верить карте, то вскоре мы должны были пересечь узкоколейку второй раз, однако на месте предполагаемого переезда ничего не оказалось - только едва заметная узкая просека в лесу с тропой в восточную сторону - вот и все, что осталось от железной дороги. Видимо, рельсы здесь сняли очень давно, даже новый асфальт успели положить. Сама просека сильно заросла деревцами, что означало, что поезда здесь не ходили уже по крайней мере несколько лет. Таким образом получается, что тот путь, что мы видели у Губино, оказался отрезанным как от Орехово, так и от Шатуры, и никакого движения там, скорее всего, нет и никогда не будет.

Тем временем шоссе пошло слегка под гору, мы разгонялись все быстрее и быстрее. Однако сразу за Васютино скорость пришлось резко сбросить - хороший асфальт кончился на 29 км от Ликино-Дулево, а далее пошла узкая и раздолбанная дорога, на которой даже редкие машины создавали определенные неудобства. Через четыре километра на обозначенной на картах развилке мы свернули налево, проехали полуразрушенный мост и вскоре уже были в Красном, где местный мужик показал нам дальнейший путь на Кузнецово, от которого мы через Тархановскую планировали выехать к берегу озера.

Однако следуя его указаниям, мы очень скоро уперлись в какой-то дачный поселок, где сторож нам объяснил, что незадолго до ворот поселка нам следовало свернуть направо на едва заметную тропку, что мы м сделали, вернувшись на сто метров назад. Пройдя по указанной тропе через небольшой болотце, вскоре увидели Кузнецово и через несколько минут уже ехали по его центральной улице. Далее дорогу найти не составило труда - главная улица переходит в гравийную дорогу, которая через километр привела нас в Тархановскую, откуда в на восток идет местное шоссе.

Лишь только мы выехали из Тархановской, как тут же нас ждал очередной сюрприз - на шоссе стали появляться маленькие, длиной до полуметра, змеи. Некоторые были уже раздавлены, некоторые ползали или просто лежали. Вообще, впечатления лично у меня это вызвало жутковатые, хотя я в змеях абсолютно не разбираюсь и не могу сказать, насколько опасными они были. Среди змей мы ехали до самого Филисова, куда мы свернули через километра три от Тархановской. От Филисова далее на восток идет хорошая сухая лесная дорога, двигаясь по которой, мы очень быстро выбрались на шоссе как раз напротив восстанавливаемой церкви на окраине Андреевских Выселок. От начала маршрута Костин спидометр насчитал около 50 км, благодаря попутному ветру и хорошей дороге не чувствовалось и намека на усталость, однако времени было уже около 12:30, начиналось хотеться есть. Обогнув церковь, прилегающее кладбище и большое картофельное поле, мы попали к месту предполагаемого привала - берегу Святого озера.

Вдалеке справа виднелась новые кварталы Шатуры и ГРЭС с ее высокими трубами и слева, за озером, в даль уходила типичная болотистая местность, видимая издалека как череда огромного количества небольших озер. Подобное мы сегодня уже наблюдали у Губино, однако здешний масштаб не шел ни в какое сравнение - заболоченная территория была огромной, уходящей за горизонт. Однако, несмотря на столь приятный пейзаж, берег озера оказался не лучшим местом для привала. Прилегающая к озеру территория из-за плоского рельефа местности изрядно заболочена, а на том месте, куда мы вышли, было много полупьяных рыбаков и несколько куч произведенных ими рыбьих потрохов, которые служили пищей для мух и источали омерзительнейшую вонь. Пройти вдоль берега оказалось практически невозможно, поэтому мы решили вернуться к церкви, перейти шоссе и пообедать где-нибудь в прилегающем лесу, что и с успехом сделали, расположившись в двухстах метрах от дороги.

На привале, наевшись, стали думать о возможном продолжении маршрута. В принципе, можно было бы далее ехать на восток, чтобы завершить поход в Черустях, однако в этом случае маршрут оказался бы слишком коротким, да и возвращаться три часа на электричке - это не наш стиль. Поэтому пришли к решению ехать к Москве, желательно к Курской дороге, заранее наметив конечным пунктом Павловский Посад или Фрязево.

Не  прошло и часа - и вот мы снова едем, на этот раз на юг, практически прямо к Шатуре. Через 6 км выбрались на трассу P-106, ведущую от Куровской в Шатуру и далее, которая вопреки некоторым опасениям оказалась довольно малооживленной, удивительно прямой и гладкой дорогой. Однако сразу же после поворота на Москву стал ощущаться встречный ветер, который не был слишком сильным, но все-таки не позволял разгоняться выше 20-22 км/час. Вскоре миновали Левашево, Петровское, затем, через несколько километров - поворот на Шатурторф. Дорога  все время шла среди леса по идеальной прямой, открывая вид вперед на много километров (первый поворот находится у станции Запутная, около 14 км от Левашево). Лес несколько смягчал действие встречного ветра, поэтому мы катились без особых усилий, затратив на весь путь от привала до моста в Запутном около часа (удивительно, но в этом походе средняя скорость на перегоне от первого до второго привала, несмотря на встречный ветер, оказалась равной 18.5 км/час).

В Запутном мы свернули направо, на местное шоссе, ведущее в Мисцево. В отличие от Шатурской трассы, асфальт здесь оказался довольно разбитым, но машин можно сказать просто не было - попадалась одна на несколько километров пути. Вскоре дорога вышла на большое поле, и ветер почуствоался во всей своей силе. К тому же, стали попадаться небольшие подъемы, однако мы старались не снижать скорости, а держать по крайней мере 18 км/час на равнине. Местность вокруг, как и на всем протяжении наш маршрута была малонаселенная и весьма красивая. Проехав Зворково и Петрушино, через 12 км от Запутного мы наконец-то добрались до Мисцево, изрядно наборовшись со встречным ветром.

В Мисцево, как и планировалось, взяли курс на север. Шоссе стало немного лучше в плане покрытия, вскоре всправа потянулись огромные дачные массивы, а слева - выжженные торфянники. Вообще, это лето было очень жарким, и судя по всему, в июне - июле здесь бушевали торфяные пожары, оставившие после себя жутковатое зрелище - огромное, в несколько километров, совершенно черное поле, усеянное упавшими деревьями с обуглившимися корнями - такого раньше мне видеть никогда не приходилось.

Вскоре наша дорога пересекла частично разобранную узкоколейку, которая, судя по всему, уже давно не эксплуатировалась. Довольно сильная жара и постоянный встречный ветер вынуждали много пить, запасы питья у нас с Алексеем подходили к концу и в поселке Мисцево (второе Мисцево на нашем пути) мы решили сделать остановку для дозаправки бутылок. Костя остался на шоссе, а мы поехали на поиски воды.

Первый же местный житель сказал что-то запутанное относительно наличия и местоположения колонки/колодца - дескать, это “направо - налево - налево - направо, а там - увидите”, и, следуя его советам, мы, естественно, ничего не нашли. Спросив другого аборигена, получили столь же невнятный ответ, и тщетно пытались найти источник воды еще минут десять. В конце концов, одна женщина сказала, что в этом поселке вообще нет колодцев, а только водопровод (что было похоже на правду), и, чтобы не заставлять Костю нас долго ждать, решили вернуться на шоссе и поискать воду где-либо дальше по пути следования.

Пока искали обратный выезд, наткнулись на универмаг, в котором, чтобы не терять зря времени, купили по бутылке “тархуна”. Недалеко от универмага еще раз обнаружилась узкоколейка - колея шла по одной из улиц поселка, была во многих местах засыпана песком. Было видно, что раньше здесь была станция - из песка в двух местах торчали ручки управления стрелками. Заинтересовавшись, я спросил у проходящей мимо женщины, давно ли не работает железная дорога, и та, сначала не поняв, о чем я спрашиваю, а затем, въехав, ответила, что уж лет пять точно ничего не ходит, а раньше были и грузовые поезда и даже пассажирские (!) на Орехово-Зуево. Учитывая, что Мисцево находится не на главной ветке, можно сделать вывод, что еще лет 10-15 назад узкоколейка в этих местах работала на полную мощь. Проехав немного вдоль засыпанной колеи, увидели сильно покосившийся светофор, от которого остался лишь проржавевший насквозь остов и рядом с ним - табличка-предупреждение - “Берегись поезда”, ставшая от времени темно-коричневой.

Вернувшись к заждавшемуся Косте, вместе погнали дальше. К счастью, дорога от Мисцево пошла по лесу и встречный ветер перестал быть столь настойчивым. Тем не менее, более четырех десятков километров против ветра без остановки давали о себе знать - чувствовалась легкая усталость, однако, как это ни странно, над ней сильно превалировало чувство голода. Сразу же за мостом возле деревни Загряжская налево пошла довольно хорошая грунтовка, ведущая, судя по направлению, в Смолево (на карте эта дорога есть, правда там она ответвляется от дороги на Беливо, пересекая непонятным образом речку). Так как в этот раз мы практически по грунту не ездили (за исключением небольшого участка между Красным и Тархановской), то вместе решили попробовать поехать по этой грунтовке, так как было много шансов, что мы по ней быстро выберемся в Смолево. Заодно и решили, что обед с костром сделаем в Запонорье, на берегу речки Понорь.

Наш расчет оказался правильным - грунтовка все время шла по сухому лесу и через километра три мы уже были в Смолево, в месте, где проходящее через него шоссе делает резкий изгиб. Времени было уже около 16:00, мы уже почти три часа непрерывно двигались, проехав от привала около 50 км, а от начала похода - около сотни. Есть хотелось немерянно, однако до привала оставалось около 6-8 км, причем все время против ветра и по открытой местности. Однако за дето мы хорошо натренировались, поэтому ноги особенно не “ныли”, как это часто бывает, а ощутимый голод подгонял вперед. Вскоре выехали на бетонку, проехали по ней немного на север и в Запрудино повернули налево. Дороги были везде гладкие, широкие и относительно неоживленные, и к половине пятого мы достигли Запонорья и стали искать подходящее место для остановки на обед.

К сожалению, с местом нам не повезло второй раз за один день - Понорь, как оказалось, протекает по полю, и вокруг речки практически нет деревьев, под которыми было бы удобно расположиться. В итоге на пришлось встать и развести костер практически в чистом поле, рядом с каким-то кустарником, что, однако, не делало приготовленный суп менее вкусным а привал в целом - менее приятным и расслабляющим. Пока сидели, ветер потихоньку стал стихать, начинало вечереть. Поев супа, приготовив и полностью выпив полто литра крепкого чая, отдохнув как следует, мы стали собираться в дальнейший путь к конечному пункту нашего путешествия по Мещере. В обще сложности, мы пробыли в Запонорье около 2.5 часов, отбыв уже в начале восьмого вечера.

Как только выехали на шоссе, сразу стало ясно, что борьба с ветром позади - листья на деревьях даже не шевелились, а после долгого движения против ветра естественный (за счет собственной скорости) поток набегающего воздуха вообще как-то не ощущался. Ехать было легко и приятно, и, несмотря на уже пройденное расстояние, мы легко разогнались до 24-25 км/час и без труда поддерживали эту скорость. На полном ходу проскочили Андреево, Митино, Данилово. Дорога все время была просто идеальная - гладкий асфальт и полное отсутствие крутых подъемов/спусков.

В принципе, за Данилово можно было бы повернуть налево, чтобы через Алферово, Часовню и Власово приехать в Фрязево, однако этого решили не делать, так как перегон Часовня - Власово проходит по лесным тропам, где в сумерках можно запросто заблудиться. К тому же, километров на сегодня мы проехали достаточно, и не хотелось портить неприятными приключениями столь приятный во всех отношениях поход. За Данилово дорога пошла по вечернему лесу, стало смеркаться. Алексей зажег свой задний фонарь и поехал последним, чтобы водители попутных машин нас хорошо видели. Непринужденно крутя педали, как будто только что выехали из дома, через километров семь мы пересекли Носовихинское шоссе и въехали в пригороды Павловского посада. Мне, честно говоря, было слегка жаль, что маршрут закончился - уж больно здорово и легко мы ехали от привала, уж больно много я бы мог ехать в таком темпе еще.

Тут же встретили мужика на “Спутнике”, который согласился показать путь до вокзала и всю дорогу расспрашивал, откуда и куда мы едем. Когда узнал, удивился, что, проехав так много, мы можем ехать столь быстро. Вскоре, через 22 км от привала, мы закончили свой поход на вокзале в Павловском Посаде, проехав в общей сложности 128 км. Через 15 минут подошла электрогорская электричка, сесть на которую мы рассчитывали еще на привале, и через полтора часа, сойдя в Новогиреево, я поехал к себе домой хорошо знакомым путем.

Маршрут получился на редкость приятным и запоминающимся. Нам удалось вдоволь погонять по хорошему шоссе, мы увидели бескрайние мещерские болота, озера и леса, вживую посмотрели на заброшенные Шатурские узкоколейки и торфяники. В будущем выезды в Мещеру надо будет обязательно повторить, причем неоднократно, желательно на два дня или даже больше (в следующем году это было сделано - см. Мещера-2000).

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz