Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

 От берегов Волги к Москве через Клинско-Дмитровскую гряду

 Август 1999 г.


Данный маршрут был организован по одной из наиболее удобных схем, когда начальная точка находится на значительном удалении от Москвы, а сам велосипедный путь проходит в направлении к городу и заканчивается в непосредственной близости от него или даже в самом нем. Данная схема планирования похода имеет ряд преимуществ. Поскольку вблизи от Москвы значительно гуще дорожная сеть, то на второй половине пути, когда времени зачастую уже остается немного, можно спокойно и быстро ехать по асфальту к конечному пункту, не утруждая себя движением по грунтовкам с постоянными поисками правильного направления. Вначале же пути, когда сил и времени полно, разумно включить в маршрут «перелаз» по лесным и проселочным дорогам, тем более что местность в 80-120 км от Москвы зачастую просто вынуждает делать это, особенно на границах Московской и смежных с нею областей.


route map - part 1Удобная для нас электричка на Дубну отходила в 7:40, и когда я выезжал из дому, было еще абсолютно темно и довольно холодно (дело было во второй половине сентября). Выехал я заранее (в начале седьмого), так как раньше на Савеловский вокзал ездить не приходилось, а по расчетам, путь из Перово должен был занять около часа. В полной темноте пришлось ехать до Электрозаводской, затем начало потихоньку светать. После выезда на Сущевский вал стало ясно, что сегодня мы поедем с попутным ветром – нам предстояло ехать все время на юг, а в тот момент сильный встречный северо-западный ветер не давал разогнаться даже на ровной дороге. Однако это длилось недолго, и в начале восьмого я уже прибыл на Савеловский, куда вскоре подъехали остальные участники нашего путешествия - Костя Буров и Костя Булышев. Вопреки ожиданиям, электричка была довольно свободной и мы с комфортом доехали до начального пункта нашего маршрута – станции Большая Волга, находящейся на окраине Дубны, где, собственно, и начался наш поход (до станции Дубна решили не ехать, так как в этом случае нам пришлось бы возвращаться через весь город своим ходом к каналу).

На платформе, как обычно, привели велосипеды в порядок, смазали цепи и двинулись в путь. Через несколько минут после старта мы были уже у паромной переправы через канал Москва – Волга, где погрузились на паром вместе с несколькими ожидающими машинами и пешеходами. Паром – платный, с пешехода – 1 руб, с велосипедиста – 1.5, а с автомобиля – 3 рубля. Переехав канал, без задержек направились по шоссе, ведущем на Конаково. Дорога оказалась изумительной – асфальт гладкий, кругом – лес, машины ездят не чаще, чем одна в минуту. Хотя в тот момент мы и ехали на запад, т.е. практически против ветра, но из-за леса, окружающего трассу, это особо не ощущалось. Через несколько километров шоссе вышло на большое поле, где встречный ветер стал ощущаться во всей своей силе, однако это не сильно волновало – скоро мы должны повернуть резко на юг, чтобы взять курс на Москву. Судя по карте, нужная нам дорога ответвляется от основной трассы в Старом Домкине, доехав до которого, мы решили ради интереса съездить до берега Иваньковского водохранилища, чтобы затем прямо от него ехать на юг. Для этого мы свернули направо на обозначенную на карте дорогу, ведущую к како-то дому отдыха и через полтора километра от Домкино, свернув с асфальта налево, уже были на берегу Волги. Символически постояв на берегу великой русской реки, двинулись обратно, Как и ожидалось, довольно сильный ветер дул в спину и немного в правый бок, ехать было легко и приятно.

От шоссе Дубна-Конаково начиналось самое интересное – 30-километровый переход по дорогам с непонятным покрытием до Рогачево. Судя по карте, асфальта там нет вообще, однако первая часть пути прошла на удивление гладко – от Домкино до Уразово (8 км) оказалась недавно проложенная великолепная асфальтовая трасса, по которой мы мчались, не сбавляя скорость ниже 25 км/час, при этом почти не прилагая никаких усилий – вот что значит хороший попутный ветер.  В Уразово асфальт повернул направо, а наш путь лежал прямо – через село и далее лесами до маленькой деревни Большая. Именно этот семикилометровый участок вселял наибольшие опасения при планировании данного маршрута, так как на карте там обозначена грунтовая дорога, переходящая в лесную, что, как показывала практика, могло бы означать что угодно – от наезженной просеки до полного бурелома, в котором для определения правильного направления движения приходится прибегать к компасу.

Проехав Уразово по грунтовой дороге, мы пересекли небольшую речку Крутец и двинулись дальше. Сразу за мостом налево ответвилась хорошо наезженная грунтовка, не обозначенная на картах. Она вела куда-то на восток, видимо, к каким-то дачам, а наша дорога, идущая по полю, становилась все хуже и хуже. Через полкилометра мы въехали в следующую деревню – Захарово. Однако по ее главной (!) улице ехать было крайне трудно – там была лишь узкая грязная тропинка среди высокой травы, пересекающая какие-то канавы через каждые несколько десятков метров. К концу улица вообще сошла на нет, впереди был лишь бурьян, и мы решили вернуться, чтобы затем поехать в объезд Захарова по замеченной нами грунтовке.

Эта грунтовка была поначалу вполне приличной, довольно быстро мы миновали Захарово и стали приближаться к лесу, через который нужно было пробираться дальше к Большой, однако тут нас ждала первая неприятность - через несколько сот метров дорога постепенно испортилась вместе с погодой, пошел довольно сильный дождь и нам пришлось остановиться для соответствующей экипировки.

У меня никакой непромокаемой одежды не было, кроме простого полиэтиленового мешка в прорезанными для головы и рук дырками. Самое неприятное, что он был узким, и чтобы в него влезть и не разорвать по шву, нужно было проявлять максимум осторожности. Тем не менее, облачение в пленку прошло удачно, остальные тоже надели свои куртки и мы двинулись дальше, периодически скользя и буксуя на свежих лужах.

Дорога в сторону Большой представляла собой обыкновенную малонаезженную грунтовку с двумя глубокими колеями от колес недавно прошедших грузовиков. Вскоре после входа в лес мы встретили грибника, который подтвердил, что мы идем правильным путем. Однако через полкилометра основная трасса резко пошла направо, а прямо была видна лишь заросшая лесовозная дорога с глубокими колеями, двигаться по которой не было никакого желания.

Отступать было некуда, хотя такая ситуация предвиделась заранее – Большая находится существенно ближе к Дулово, чем к Уразово, а последние два села связаны между собой дорогой, идущей в объезд Большой, так что для наличия сквозного сообщения Уразово – Большая - Дулово особых резонов нет, тем более – это граница Тверской и Московской областей.

Судя по карте, “буриться” (Любимое выражение Кости) сквозь лес нам предстояло около 4 км, что, по сравнению со знаменитым переходом Жари-Крутец – сущие пустяки. Да и дорога оказалась гораздо лучше – поначалу мы шли по траве между колеями со скоростью 5-6 км/час, иногда не очень успешно пытаясь ехать. Примерно через километр мы слегка натренировались, и уже слезали с велосипедов все реже и реже, однако иногда попадались места, где все-же приходилось идти пешком сотню-другую метров.. Костя ухитрялся ехать по колее, так как ее дно оказалось довольно гладким, однако я повторять это не рискнул – колея узкая и довольно глубокая, на ходу можно зацепиться педалью за какой-либо корень, а перспектива сломать ось педали посреди леса и вдали от железной дороги меня совершенно не устраивала. Несколько раз дорога разветвлялась, однако тут Костин компас нам помогал выбрать верный путь, который, к сожаления, не всегда оказывался наиболее проезжим. Таким образом мы ехали и шли всего около получаса по глухому тверскому лесу, никого не встретив, и в конце выбрались на поле, где вдалеке виднелась эта самая деревня Большая, до которой добраться уже не составило никакого труда. С момента отправления от Дубны прошло около двух часов, всего мы проехали около 25 км, что было весьма неплохо. Таким образом, “перелаз” был пройден весьма грамотно (без плутания) и довольно быстро.

От Большой до Дулово оказалась довольно сухая, хорошо наезженная проселочная дорога, и, похоже, что предположения, что все основные трудности позади, оправдывались. Через минут десять мы уже выехали на местное шоссе несколько западнее Дулова, проехав по которому несколько сот метров на восток (к реке Сестре), вновь свернули на грунтовку, ведущую на юг вдоль Сестры. В принципе, можно было ехать на другой берег реки, чтобы там проехать на Ольсово через Нижнево и Пустынь по шоссе, однако так как грунтовок на нашем маршруте оказалось меньше, чем планировалось, мы решили несколько компенсировать это и пробраться на юг, не пересекая реки. В итоге оказалось, что даже по времени мы ничуть не проиграли.

Дорога, несмотря на прошедшие совсем недавно дожди, радовала – луж почти не было, особых неровностей тоже. Приятно подгонял в спину попутный ветер, еще раз подтверждая, что маршрут был выбран удачно. Вскоре в нашу дорогу, по которой мы ехали, влилась еще одна, ведущая из находящегося неподалеку Терехова. Трасса становилась все шире и шире, а скорость – все больше и больше. Благодаря столь необычно качественной грунтовке и попутному ветру, 5 км вдоль Сестры мы проехали минут за 15-20, при этом скорость часто зашкаливала за 20 км/час, чего ранее некогда не наблюдалось. Доехав таким образом до Ольсово, двинулись по шоссе дальше на Рогачево, однако тут нас опять застал дождь, который мы решили переждать на автобусной остановке. Времени был уже час дня, и начинало хотеться есть, так как с момента завтрака прошло уже более шести часов.

Привал можно было, конечно, сделать на берегу Яхромы, прямо вдоль которой шел наш дальнейший путь, однако в итоге было решено, что кушать будем уже на Рогачевском шоссе, когда проедем окружающее Рогачево огромное поле. Вскоре дождь кончился и мы двинулись дальше. Несмотря на то, что эта дорога обозначена на картах как “без покрытия”, на самом деле там оказался свежеуложенный асфальт почти до самого Рогачево, при подъезде к которому уже ощущался медленный подъем на Клинско-Дмитровкую гряду.

Быстро осмотрев достаточно необычную церковь (она как бы состоит из двух “корпусов”, связанных между собой), поехали на поиски начала (вернее - конца, так как километраж идет от Лобни) трассы Р-113, по которой нам предстояло ехать на юг дальше.

Поиски, несмотря на большое количество пересекающихся в Рогачеве автодорог, завершились, так и не начавшись – в нескольких сотнях метров от церкви мы увидели указатель, ясно указывающий нужное нам направление. Как оказалось, трасса Р-113 представляет собой достаточно тихую дорогу с хорошим асфальтом. Постоянно чередуются относительно небольшие спуски о подъемы, шоссе постоянно виляет, нигде не идя по прямой более километра. Честно говоря, от Клинско- Дмитровской гряды я ожидал большей холмистости, думал, что периодически придется идти в гору пешком, однако этого не оказалось и в помине - на всем пути было всего несколько серьезных подъемов и спусков, которые запросто преодолевались в седле. Примерно через 9 км после Рогачево, за Новоселками дорога наконец-то пошла рядом с лесом, и вскоре слева по ходу движения недалеко от трассы показалась беседка, которая без колебаний была выбрана местом привала, поскольку голод уже чувствовался вовсю.

Прислонив велосипеды, быстро извлекли из рюкзаком провиант и начали в темпе его поглощать. По сложившейся традиции, здесь, на середине пути, планируется лишь перекус без костра, основной целью которого является утоление накопившегося голода и небольшой отдых. Время – 14:30, от Дубны мы отъехали около 50 км, что меньше половины всего маршрута, и если мы будем здесь сидеть несколько часов, то потом придется ехать в бешеном темпе и у нас не будет “запасного” времени на случай прокола, поломки техники или просто неожиданного ухудшения дороги. Пока обедали бутербродами, овощами и фруктами, решили, что основной привал сделаем на озере Круглом, от кото��ого до Сходни, конечного пункта сегодняшнего путешествия, полчаса езды.

route map - part 2 Погода была нежаркая, и, честно говоря, очень хотелось посидеть у костра, однако до Круглого предстоял перегон в 45 км, проходящий через всю Клинско-Дмитровскую гряду. Но это уже не пугало, так как стало ясно, что особо крутых горок не будет (если внимательно посмотреть на карту, то видно, что Рогачевка проходит между большими холмами, плавно огибая их). Подкрепившись и отдохнув, со свежими силами двинулись в путь, однако вскоре третий (и последний) дождь накрыл нас, заставив меня мокнуть на протяжении пары километров. К счастью, потом выглянуло солнце, и я довольно быстро обсох и согрелся.

Ехали мы с хорошей скоростью, спуски – 30-35 км/час, на подъемах – не менее 15, в среднем выходило около 20 км/час. Не знаю почему, но в некоторых путеводителях Рогачевка названа красивейшей дорогой Подмосковья. Местность вокруг действительно хороша – справа и слева постоянно сменяют друг друга холмы, трасса идет в основном по полям – лес виден лишь вдалеке. Периодически открываются красивые виды на много километров, дорога постоянно петляет между холмов и перелесков. В отличие от того, что было до Рогачево, территория довольно населенная – раз в несколько километров попадаются деревни, да и по сторонам то и дело видны населенные пункты и дачные поселки, которых по мере продвижения к Москве становится все больше и больше. Стоит признать, что особое удовольствие от путешествие по этой дороге есть.

На полном ходу мы минуем Горчаково, Семеновское, Кульпино и Клусово, на подъезде к которому находится один из самых протяженных спусков на всем пути, где мы разогнались до 55 км/час. Ветер все также дул в спину, катится было легко и непринужденно, и мы без приключений добрались до перекрестка со второй бетонкой (39 км от Рогачево), потратив на путь от привала (30 км) около полутора часов. Время – около пяти вечера, и мы не раздумывая двигаемся по намеченному пути дальше на Озерецкое.

Уже вовсю чувствуется приближение столицы – шоссе резко расширилось, машины обгоняют нас все чаще и чаще, не причиняя, впрочем, особых неудобств. Горки остались позади, трасса теперь шла через глухой лес, однако вскоре он кончился и мы вновь выехали на большой поле, пересекли кольцевую железную дорогу возле пл. 120 км. (которую, однако с шоссе заметить так и не удалось). Впереди показалось Озерецкое, однако, чтобы попасть в него, нам пришлось преодолеть весьма длинный подъем в виде настоящего серпантина. От Дубны отъехали около 90 км, поход вступил в свою завершающую стадию. Костя  постепенно начал уставать, однако до привала с костром оставалось всего несколько километров.

Наконец-то приехав на Круглое озеро, стали искать подходящее место для костра, но безуспешно – дорога проходит по самому берегу, а с противоположной стороны все огорожено, кругом полно домов отдыха и автомобилистов, выехавших сюда на пикник. В итоге, поняв, что здесь нормального привала не получится, решили не тратить здесь время и едем дальше через Мышецкое к Клязьме. Перед мостом налево вдоль реки уходит тропинка, идя по которой, мы вскоре обнаружили прекрасное место на берегу Клязьмы, где и остановились. Тут же от проходящей мимо женщины узнали, что совсем рядом есть родник (!), где и набрали чистой воды для супа. Дрова также не оказались проблемой – кругом было полно засохшего мелкого кустарника, и через полчаса после остановки мы уже варили суп из концентрата производства “Русского продукта” и грели воду для чая. Не торопясь съели почти полтора литра концентрированного супа на троих, подчистили остатки бутербродов, огурцов и яблок и запили все это крепким чаем, пахнущим костром.

Особенно спешить было некуда – наше движение вписывалось в график, намеченный изначально, даже слегка опережая его. Тем более, Сходня была уже совсем рядом, поэтому мы вдоволь погрелись у костра, пообсуждали сегодняшний маршрут, придя к единогласному заключению об успехе задуманного путешествия. Вечерело, когда мы покинули наш привал и тронулись на Сходню. Свернув в Пикино направо, через два километра выехали на Ленинградское шоссе, через несколько сот метров движения по которому в сторону Москвы свернули направо у поста ГАИ. Уже совсем стемнело, когда мы ехали по поселку, и тут произошло то, что должно было произойти рано или поздно – моя цепь, постепенно растягиваясь во время эксплуатации , к концу этого путешествия растянулась настолько, что стала проскакивать на передней звездочке, что я ощутил по характерному треску при попытке силой взять подъем после моста через Сходню. Преодолев остаток подъема пешком, я понял, что от вокзала до дома мне придется ехать осторожно, не разгоняясь слишком резко, иначе постоянно придется поправлять слетевшую цепь.

В общем, в начале девятого мы уже были на станции Сходня, откуда, дождавшись поезда, доехали до Москвы за полчаса. Весь путь от Дубны составил 110 км, из них порядка 20 – по грунтовкам. Путешествие получилось интересным и разнообразным, в будущем году решили обязательно повторить маршрут с небольшими изменениями – например, стартовать из Конаково, далее до Рогачево, а после пересечения со второй бетонкой ехать не в Озерецкое, а направо до Стародальней, чтобы оттуда по местной дороге приехать в ту же Сходню.

У меня в тот день вышло около 135 км, к счастью, по пути домой от вокзала цепь особенно не слетала и не проскакивала, но тем не менее, ее пришлось заменить вместе со всеми ведомыми звездочками перед следующим серьезным выездом.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz