Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Краткий рассказ о летнем велопоходе.

 

См. также:

-фотографии Владимира Катаржиса из этого похода (они использованы в тексте)

-фотографии Максима Валянского с участка Няндома - Череповец

Общие итоги

Просмотреть увеличенную карту

Итак, как это не печально, но основное событие сезона-2010 - наш традиционный "большой" августовский поход - остался в прошлом. Время летит незаметно и то, что еще совсем недавно было лишь в далеких планах, теперь уже история и повод для воспоминаний. А вспомнить есть о чем - по совокупности факторов данное путешествие однозначно стало самым удачным за последние годы, собрав в себе лучшие черты нашего традиционного стиля проведения подобных мероприятий. И в этом, как всегда, есть своя доля заслуги каждого из участников, коих на этот раз было весьма немало - без такого слаженного, дружного и разностороннего коллектива все было бы иначе.

Как обычно, изначальный план был выполнен практически полностью и точно в срок. И одним из главных факторов такого успеха несомненно явилась отличная погода, сопровождавшая нас почти на всем протяжении пути - за все время был лишь один серьезный дождь, а аномальная жара среди северной природы и обилия водоемов воспринималась не столь тяжело, как в Москве.  Благодаря попутному ветру на многих участках маршрута в целом поездка получилась на редкость быстрой и динамичной.  Несмотря на многочисленную группу, средняя скорость в движении нередко переваливала за 20 км/час, что позволяло сочетать такие трудносочетаемые вещи, как не слишком ранние выезды с привала утром, обстоятельный осмотр интересных мест с экскурсиями и солидные дневные километражи. Крайне порадовало также то, что приезд на место ночевки в основном получался задолго до темноты, что позволяло избежать суеты и как следует отдохнуть после ходового дня.

 Говоря о культурной программе поездки, нельзя не отметить, что она была ровно такой, какой, на мой взгляд, и должна была быть в подобном путешествии - не чрезмерной, насыщенной и весьма интересной. Посмотреть за время пути удалось немало: старинный провинциальный городок Карпополь, мало затронутый преобразованиями последних лет, несколько сохранившихся деревянных храмов в его окрестностях, фрески Дионисия в Ферапонтове, великолепный Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове, уникальный музей Мологи в Рыбинске, удивительный волжский городок Мышкин, входящий в "Золотое кольцо" древний Углич, а также многое другое. Так очень порадовало наличие по пути двух больших водоемов (Белое озеро и Рыбинское водохранилище), ночевать на берегу которых под шум прибоя было особенно приятно. Тем более, что в такую жару подобное соседство было особенно актуально - ведь купались мы на этот раз особенно часто (а некоторые участники - так вообще три и более раз в день).

И даже начавшиеся в предпоследний день пути похолодание и дожди совсем не испортили настроение и лишь внесли в поход некоторый элемент неожиданности и экстрима. Многие десятки километров под дождем по пустынным сельским дорогам Ярославщины, нежданная ночевка под крышей в сельском клубе села Нагорье, и наконец - заключительный скоростной отрезок пути с сильным попутным северным ветром - такие приключения запоминаются надолго.

Статистика:

  • Всего пройдено по разным оценкам от 1050 до 1100 км (в общем, стандартное значение для похода такой длительности), из которых примерно 170 км пришлось на грейдера, 40 км на лесные и полевые грунтовые дороги (в основном легкопроезжие, без грязи и песка). Остальное – асфальт самого разного качества (от идеального до крайне паршивого), но в в большинстве своем основном малозагруженный автотранспортом, за исключением некоторых участков.
  • Общее количество полных ходовых дней - 13. На мой взгляд, оптимально для летнего похода. Ибо, как показывает практика, ехать больше двух недель довольно тяжело, да и далеко не многие могут позволить себе такое. Делать же поход короче смысла также нет, ибо он бывает лишь раз в году, и эту возможность надо использовать по максимуму.
  • Количество участников – как никогда переменное. От Няндомы до Череповца - 17, далее до Рыбинска - 16 (трое уехали, двое приехали), после Рыбинска - 15 (двое уехали, один человек приехал), а на завершающем отрезке Углич - Сергиев Посад - 13. В целом, это рекордные значения для летнего похода, тем не менее особых проблем, связанных с многочисленностью группы, не было.
  • Максимальный дневной пробег –  110 км, минимальный – 45 км, средний – около 85 км. В целом, благодаря хорошим дорогам и слаженной группе поездка вышла весьма скоростная, но при этом абсолютно ненапряженная. Особенно понравился ритм движения во второй части маршрута, когда дни с длинными (100 и более километров) перегонами чередовались фактически с полудневками, где значительная часть времени  была отдана осмотру достопримечательностей. Такая тактика очень неплохо помогает бороться с неизбежно накапливающей усталостью, при этом практически не снижая общего темпа передвижения.
  • Всего ночевок 12, 11 из которых - полевые, а одна - в сельском доме культуры (так вышло из-за непрекращающегося дождя). Как и в двух предыдущих августовских походах гостиниц на этот раз не было вовсе (там, где они присутствовали, особой нужды в них просто не было). Так что традиция отказа от благ цивилизации продолжается, причем на этот раз это было полностью оправдано, ибо по такой жаркой погоде жить в полностью полевых условиях  не доставляет никакого дискомфорта.

Краткая хронология пути

День
пути
Дата Участок пути Дист., км
1 08/08,
ВСК
ст. Няндома - Конда - р. Волошка - Казаково - окраины Каргополя - р. Онега трек 99
2 09/08,
ПНД
р. Онега - Каргополь - Саунино (Кипрово) - Жуковская - Осташевская - Патровская - р. Ухта трек 72
3 10/08,
ВТ
р. Ухта - Сварозеро - Кречетово - Солза - р. Индоманка трек 70
4 11/08,
СР
р. Индоманка - Прокшино - Зуево - Первомайский - Вашки - Липин Бор - Белое озеро трек 90
5 12/08,
ЧТ
Белое Озеро - Пономарево - Новостройка - Ферапонтово - Цыпина гора - Бол. Зауломское - Суховерково (оз. Зауломское) трек 85
6 13/08,
ПТ
Суховерково - Кириллов - Горицы - гора Маура -  Косые гряды (р. Шексна) трек 45
7 14/08, СУБ Косые гряды - Иванов Бор - Галинское - Брод - Воскресенское - Климовское - Тоншалово - Череповец - ручей у с. Городище трек 106
8 15/08, ВСК Ручей у с Городище - Мякса - Дор - Гаютино - Надокса (берег Рыбинского вдхрн.) трек 71
9 16/08, ПНД Надокса - Пошехонье - Окулово - Милюшино - Волково (берег Рыбинского вдхрн.) трек 110
10 17/08, ВТ Волково - Рыбинск - Еремейцево - Охотино (р. Волга) трек 64
11 18/08, СР Охотино - Мышкин - Учма - Васильки - Зоторучье - берег р. Волга трек 46
12 19/08, ЧТ берег р. Волга - Углич - Улейма - Заозерье - Кудрино - Нагорье трек 98
13 20/08, ПТН Нагорье - Лось - Кубринск - Торгашино - Константиново - Иудино - Деулино - Сергиев Посад трек 89
ИТОГО: ~1050 км
Река Волошка на полпути от Няндомы к Каргополю. Очень приятное место.
Ансамбль в Большой Шалге (Казаково). Слева - деревянная церковь Рождества Христова (1785 г)

Как это часто бывает в почти любом успешном походе, начало не обошлось без небольших приключений: сразу после прибытия в Няндому  выяснилось, что наша велотехника, еще не начав движение, уже нуждается в ремонте. У одного из велосипедов сорвалась резьбы в выносе руля, а другой нуждается в довольно серьезном укреплении багажника.. И если с последней неисправностью удалось справиться, а вот с выносом пришлось ограничится лишь полумерами, ибо купить новый в этом городке возможности не было. Впрочем, как потом оказалось, этого было достаточно - в таком виде он благополучно доехал до самого Череповца. 

Увы, но север встречал нас явно не по-северному - тут, в 700 км от Москвы царил все тот же зной, а затянутое дымкой небо однозначно говорило о том, что последствия грандиозных лесных пожаров ощущаются и в этих местах. Ехать в таких условиях было довольно трудно, однако отличная дорога на Каргополь с минимумом рельефа и первоклассным асфальтом позволяла особо не напрягаться, наслаждаясь неброской северной природой. По мере удаления от Няндомы населенные пункты попадались все реже, а вскоре и вовсе исчезли, оставив нас наедине с бескрайними таежными просторами, каких не встретишь в ближних областях.

Несмотря на не слишком подходящую погоду, катилось очень неплохо, и, устроив по пути обед с купанием на берегу бурной реки Волошка, ближе к вечеру мы уже были на подступах к Каргополю, неподалеку от которого  удалось посетить уникальный деревянный храм в Большой Шалге. А еще через десяток километров впереди показался и сам этот городок, стоящий на берегу полноводной Онеги.

Однако, как это часто случается, устроить ночевку в этих краях оказалось очень непросто, так что поиски подходящего места  запомнились как самый долгие и бестолковые за всю историю наших походов. Такого не было еще ни разу: два долгих часа, теряя время и накручивая лишние километры, мы катались по округе и в результате, когда стемнело,  были вынуждены ночевать прямо у моста. Впрочем, это совершенно не помешало нормально отдохнуть и выспаться, однако данный инцидент навел на очень здравую идею - впредь по возможности заранее узнавать о хороших местах у местных, ибо север - это тот край, где нормальные стоянки не столь многочисленны. Забегая вперед, можно уверенно сказать, что это было очень грамотным решением.


Утро на берегу Онеги.

 
  Деревянная церковь в Саунино.

Второй день путешествия ознаменовался прежде всего посещением Каргополя - удивительного городка с многочисленными архитектурными памятниками. К сожалению, это был понедельник, так что большинство музеев было закрыто, поэтому пришлось ограничиться лишь внешним осмотром основн ансамблей, залезанием на колокольню, а также посещением интрс центра народных ремесел "Берегиня". Увы, но состояние многих памятников в этом краю, расположенного вдали от популярных туристических маршрутов, довольно плачевно - реставрация идет очень медленно, а многое так и вовсе заброшено и постепенно разрушается. Даже известная деревянная церковь Иоанна Злутоуста в Саунино, ради которой мы сделали небольшой радиальный выезд, оказалась наглухо закрытой - как выяснилось, попасть внутрь можно лишь, предварительно заказав экскурсовода из музея в городе.

Поэтому ничего не оставалось делать, как ехать дальше, и выбравшись на трассу Р-1, мы двинулись на запад, плавно огибая озеро Лаче. За деревней Жуковская гладкий асфальт сменился широким тряским грейдером, где за каждым проходящим лесовозом тянулся длинный шлейф пыли; со временем становилось все жарче и жарче, однако остановиться было негде - по сторонам тянулся лишь глухой подболоченный лес. И тут как нельзя кстати пришелся необозначенный на картах новый участок дороги с мостом через полноводную Сиянгу, прямо под которым и был устроен обеденный привал  и неизменное купание, ибо  более подходящего места для отдыха было просто не найти.

После обеда покорение грейдера продолжилось, и, миновав Патровскую, ближе к вечеру мы довольно шустро одолели еще 30 км щебенки и докатились до речки Ухта, где была устроена замечательная ночевка. Удивительно, но вопреки опасениям, ни здесь, ни почти нигде далее комаров и прочих насекомых почти что не было - никогда бы не подумал, что в этих широтах в августе можно будет спокойно ходить в шортах и майке...


"Магистральный" грейдер где-то в районе Кречетово.
На участке Солза-Прокшино. Судя по всему, в сырую погоду проехать тут затруднительно.
И это - федеральная дорога Р-1 (где-то неподалеку от Солзы).

По плану в третий день пути мы должны были достичь знаменитого "межобластного перелаза" Солза-Прокшино, точное состояние которого было неизвестно. Увы, но аномальная жара, стоящая почти месяц, не думала отступать, поэтому, стараясь по максимуму использовать утреннее время, до обеда мы без лишних задержек несколько часов подряд ехали по все тому же пыльному грейдеру, идущему среди нескончаемых глухих лесов в обход редких деревень. Около села Кречетово удалось немного разнообразить путь и прокатиться по старой дороге, которая оказалась куда приятнее основной "магистрали", однако длилось это удовольствие недолго - через пару километров эта грунтовка, бывшая некогда частью трассы Р-1, вновь слилась с новой  широкой дорогой, где пыль и тряска продолжились.

Несмотря на все это, дело шло довольно быстро, и уже к обеду мы уже были на подходе к границе областей в маленькой деревне Солза, за которой началось самое интересное - та самая грунтовка до Прокшино длиной почти 40 км, о которой приходилось много слышать и читать как об очень непростом участке. Однако реальность оказалась гораздо лучше, чем можно было ожидать: благодаря стоящей засухе вместо описываемой многими "лесовозной дороги с глубокими колеями" перед нами предстала восхитительная лесная дорожка, ехать по которой, постоянно преодолевая небольшие горки и бесчисленные повороты, было одно удовольствие - эх, побольше бы таких замечательных участков! Освежившись о пути в прохладных водах живописного Клемановского озера, задолго до темноты мы преодолели больше половины пути до Прокшино и поставили свой лагерь  неподалеку от Индоманки.

Пожалуй, это была самое глухое место на всем маршруте - тут, среди бескрайних лесов, на много километров вокруг не было ни единого населенного пункта, не работала мобильная связь. Ночевать в подобной глухомани всегда очень здорово, но именно здесь в первый и последний раз нам пришлось столкнуться с таким неприятным явлением, как мошка, укусы которой весьма болезненны.


На следующий день прохождение заключительного отрезка трассы Р-1 продолжилось. Теперь самые интересные места были, увы, позади и приближение к цивилизации давало о себе знать - дорога становилась все лучше, появились заброшенные деревни, а еще задолго до обеда  мы выкатились на гладкий асфальт шоссе Вытегра-Вологда. Эта дорога была знакомы: именно тут мы проезжали 6 лет назад, направляясь из Сегежи в Вологду - до чего же порой приятно возвращаться туда, где когда-то уже бывал.

За прошедшее тут практически ничего не изменилось -  все тот же замечательный асфальт с минимумом машин, те же прекрасные виды на текущую рядом Кему и поросшие лесом холмики - красота, да и только. Будто по заказу и в компенсацию за мордник на предыдущем участке, в этот день подул крепкий северо-западный ветерок, позволяющий катиться практически без усилий, так что следующие 40 км пролетелись почти на одном дыхании - все-таки, сочетание хорошей дороги, отсутствия рельефа и попутного ветра - великая вещь!

Отдохнув и пообедав на речке Унжа, ближе к вечеру мы добрались до приятного поселка Липин Бор, стоящего на берегу бескрайнего Белого озера. А так как предыдущий опыт заночевать в этих местах  был довольно печальным (из-за заболоченности берегов нам пришлось ехать аж до самого Белозерска), то тут как нельзя кстати пришелся опрос местных жителей, благодаря которому проблема была решена легко и быстро - оказалось, что хорошие подходы к воде есть совсем неподалеку. Так что очень скоро мы уже разбивали лагерь у песчаного пляжа, любуясь неповторимым закатом над водной гладью, уходящей за горизонт. Эх, почему мы не сделали так в далеком 2004 году?

По мере приближения к Прокшино
 дорога улучшается.
На новом шоссе Вытегра-Вологда. Закат над Белым озером. Красота!

Ферапонтов монастырь.
Фрески Дионисия - главное сокровище монастыря
Наши палатки на пляже неподалеку от Липиного Бора
И вновь трасса ведет нас сквозь нескончаемые вологодские леса...

По изначальному плану на пятый день пути мы должны были обогнуть Белое озеро и посетить Белозерск, однако один вид дороги в ту сторону, формально являющейся трассой Р-6 и вместе с тем представляющей собой жуткий грейдер с глубоким песком и не менее глубокими "волнами" во всю ширину говорил о том, что это - не лучший вариант. Поэтому, посовещавшись, решили все-таки поменять маршрут и заменить Белозерск на Ферапонтово, куда путь лежал по гладкому асфальту магистрали Р-5. Так что упоительная гонка по пустынной лесной трассе, начатая еще вчера в Прокшино, продолжилась. Пожалуй, это был самый скоростной участок за все время пути - из-за попутного ветра  скорость тут достигала 25 км/час, длинные безлюдные перегоны один за другим оставались позади, так что, сделав лишь три короткие остановки, к обеду мы преодолели почти 60 км, отделяющие Липин Бор от Ферапонтово, знаменитого одноименным монастырем с уникальными фресками Дионисия, дошедшими до наших дней почти в первозданном виде.

Это место однозначно стоит посетить всякому, кто путешествует в этих краях - подобного больше нет нигде. Глядя на эти произведения искусства, которым уже более 500 лет, нельзя не поразиться гению  мастеров того времени,  сумевшими создать такой шедевр за весьма короткий срок (согласно преданию, на роспись всего собора Рождества Богородицы ушло немногим более месяца). Приятно также видеть, что в отличие от Каргополья, здесь идет активное поддержка имеющегося наследия и определенное развитие туристической инфраструктуры - за последние 5 лет появил��сь новая гостиница и ресторан, а само село  весьма чисто и уожено.

Вторая половина дня прошла не менее иересно и насынн. Вачл - небольшое трофи через склон Цыпиной горы, затем - несколько километров отличного грейдера вдоль берега Зауломского озера, необычный деревянный понтонный мост через Северо-двинский канал, а под вечер - прибытие на стоянку около села Суховерково, найти которую удалось благодаря подсказкам местных жителей. Как ни крути, но это - очень правильный метод!


Кирилло-Белозерcкий монастырь, вид с озера
Монастырские стены.
Наша группа на колокольне
Часовня на горе Маура.

Шестой день пути стал продолжением экскурсионной программы и своеобразной полудневкой. До самого обеда мы неспешно ходили по многочисленным экспозициям на территории Кирилло-Белозерского монастыря - наиболее известного памятника архитектуры Русского севера и самого  большого по территории монастыря России. И хотя для меня это был уже второй визит сюда, тем не менее вновь посмотреть на могучие монастырские стены, выдержавшие не одну осаду, послушать рассказ экскурсовода про непростую и порой драматическую историю этой обители, да и просто пройтись по берегу Сиверского озера, любуясь далекими холмами, было очень интересно. Не менее любопытно было посетить расположенный в 6 км отсюда небольшой Горицкий монастырь, а также, как и в далеком 2004 году, подняться на гору  Мауру, с которой, согласно преданию, Кирилл и увидел место для своего будущей обители.

Благодаря столь обширной программе время пролетело незаметно, а под вечер, выбравшись на новое шоссе в сторону Череповца, мы мигом добрались до местечка Иванов Бор, стоящего на берегу широкой Шексны, около которого и расположились на ночлег. Пожалуй, это было самое раннее прибытие на стоянку за весь поход - уже в восьми вечера все было готово к ужину, после которого было весьма приятно отдохнуть на берегу реки, искупаться и, наслаждаясь вечерней прохладой, понаблюдать за проходящими судами. Эх, до чего же хороши подобные моменты в любом походе!


Наш лагерь на берегу Шексны.
Бетонка Кириллов - Череповец.
Первая половина пути позади.
Для кого-то поход окончен, а для кого-то он только начинается...
Стоянка неподалеку от Череповца

После столь хорошего отдыха обширная ходовая программа очередного, седьмого по счету дня пути, не вызвала никаких трудностей. И хотя вскоре за новым мостом через Шексну дорога из асфальта превратилась в натуральную бетонку, где швы местами замазаны липким гудроном, мы довольно шустро и без лишних остановок катились вперед по этой безлюдной трассе, где на многие десятки километров пути почти нет ни населенных пунктов, ни перекрестков - лишь один нескончаемый лес, изредка прерываемый небольшими открытыми участками и долинами  речек.

Искупавшись в одной из них и немного отдохнув от всепроникающей жары и нескончаемой тряски, к середине дня мы оставили позади  более полусотни километров и добрались до большого села Воскресенское, стоящего на перекрестке дорог из Кириллова и Белозерска. Отсюда в сторону Череповца начался долгожданный асфальт - вначале слегка разбитый, затем - все лучше и лучше, так что вскоре прямо по курсу уже были видны многочисленные дымящие трубы "Северстали", видимые за пару десятков километров.

Сам же Череповец не слишком впечатлил, да и времени осматривать его у нас особо не было. Запомнилась лишь широкая четырехполосная загруженная дорога на въезде в город, старинный вокзал, где мы попрощались с тремя участниками и встретились со Светланой, а также высокий вантовый мост через Шексну, соединяющий старый город с новыми микрорайонами. Казалось, что в этих населенных местах устроить ночлег будет проблематично, однако удача и тут улыбнулась нам - отъехав от городских окраин несколько километров, мы очень удачно устроились на уединенной поляне посреди сухого хвойного леса, где было все необходимое для полноценного отдыха после непростого дня.


Рыбинское водохранилище.
Хорошо остановиться на берегу в жаркий полдень!

Начиная с утра восьмого дня пути наш маршрут пролегал по трассе Р-104 вдоль берегов Рыбинского водохранилища. К сожалению, эта дорога поначалу не слишком радовала - тут оказался довольно сильный трафик, вдобавок вскоре за пригородами Череповца широкое асфальтовое полотно уступило место узкой и тряской бетонке (похоже, что "шоссе" такого типа очень популярны в Вологодской области). Однако когда  поток машин немного поредел, а справа периодически начали появляться завораживающие виды на уходящую за горизонт водную гладь рукотворного моря, то стало очевидно, что этот путь был выбран явно не зря.

В такую жаркую погоду близость воды располагала к частым остановкам  и долгому отдыху - искупавшись в первый раз у поселка Мякса, мы продолжили обильные водные процедуры на обеденном привале, а, когда ближе к вечеру докатились до границы Ярославской области, то стало очевидно, что изначальный дневной план доехать чуть ли не до Пошехонья вряд ли разумен. Поэтому, заранее разузнав у местных жителей в Гаютино об удобных подъездах к берегу, ближе к вечеру мы остановились в устье речки Надоксы у широкого песчаного пляжа, где под шум перекатывающихся волн было столь приятно отдохнуть, искупаться, да и просто походить по берегу, любуясь бескрайними водными просторами, теряющимися в далеком вечернем тумане.


В центре Пошехонья. Торговые ряды и Троицкий собор
Последняя стоянка на водохранилище. Дальше - Волга.
На подъезде к Пошехонью.

Как известно, за все надо платить, и своеобразной платой за вчерашнюю неспешную езду и многочисленные купания стала необходимость нагонять график движения, от которого мы отстали почти на 25 км. И, словно по заказу,  для этого в  девятый по счету день были все условия - немного спавшая жара, попутный ветер и легкая облачность. Так что утро запомнилось прежде всего на редкость быстрым и легким перегоном до Пошехонья, 45 км до которого пролетелись совершенно незаметно со средней скоростью выше 20 км/час и всего с единственной остановкой.

Самое Пошехонье, за количество мостов и проток заслуженно именуемое местной Венецией, произвело крайне приятное впечатление. Практически незатронутый при заполнении водохранилища, этот старинный городок приятно удивил  своей целостностью, какую редко где встретишь - большая центральная площадь с белоснежным Троицким собором и  каменными торговыми рядами, до сих пор использующимися по прямому назначению, сходящиеся веером улицы, застроенные одно-двухэтажными деревянными домами и почти полное отсутствие современных построек. Завидев нашу большую группу, сотрудники местного краеведческого музея, несмотря на формально нерабочий день, провели нам весьма интересную экскурсию и рассказали о  прошлом и настоящем этих мест. Увы, но последнее довольно безрадостно - как и во многих подобных местах, большинство производств ныне закрыто, и даже знаменитый Пошехонский сыр больше тут не делают.

За Пошехоньем вновь потянулись знакомые места - именно тут мы проезжали в в уже далеком 2002 году, направляь в Ярославль. И хотя временами качество ��ороги на это участке оставляло желать лучшего, тем не мене ехали мы по-прежнему довольно быстро и в результате к вечеру добрались до пргродов Рыбинска, накатав в общей сложности рекордную за весь поход дистанцию - целых 110 км. Увы, но как это ни было печально,  эта ночевка стала последней на Рыбинском море, вдоль которого мы ехали от самого Череповца.


Вид с набережной Рыбинска
А вот и Рыбинск. Позади уже более 700 км.

Центральным событием очередного, десятого по счету дня пути стало посещение Рыбинска, в котором состав нашей команды вновь претерпел изменения - к нам присоединилась Татьяна, а Антон с Ольгой решили завершить этот поход, ставший для них первым многодневным велопутешествием в жизни.

После многих километров  безлюдных трасс было очень приятно попасть в большой и современный город, неспешно походить по его центру, посетить большой историко-краеведческий музей, размещенный в здании бывшей биржи. Однако самым ярким впечатлением несомненно стало посещение уникального музея Мологского края, рассказывающего о драматической судьбе  города Молога и сотен сел, затопленных при строительстве гигантского водохранилища. Пожалуй, ради лишь этого стоит однозначно посетить Рыбинск, ибо такого больше нигде не увидишь!

В целом, благодаря столь обширной культурной программе и массе свободного времени у нас фактически вышла очередная полудневка. Выбравшись из города уже после обеда и продолжив движение по все той же трассе Р-104 и в, к вечеру мы добрались до села Охотино, неподалеку от которого на берегу Волги и был устроена очередная ночевка, ставшая, как почти все предыдущие, на редкость удачной.


 
 
 
В музеях городка Мышкина - чего там только нет.

Первая половина одиннадцатого дня пути была посвящена Мышкину - небольшому волжскому городку, удивительным образом сумевшему за короткий период времени стать настоящим туристским центром, по популярности соперничающему с городами Золотого кольца. Как и в 2004 году, когда мы попали сюда впервые, это необычное место оставило очень приятное впечатление -очень нечасто в наши дни можно увидеть подобное небезразличие к родной земле. Все-таки, не перевелись еще энтузиасты на Руси - где, кроме Мышкина, есть еще целый музейный комплекс, созданный почти без помощи государства, в котором интереснейшие экскурсии для всех желающих провидит сам основатель, посвятивший своему детищу почти всю жизнь?

С интересом проведя в этом городе-музее почти полдня, после обеда мы вновь пересекли Волгу на пароме и покатились в сторону Углича. Еще несколько лет назад на этом пути  был большой кусок бездорожья и старого булыжного тракта, а ныне на протяжении всех 40 км лежит первоклассный асфальт, делающий путешествие легким и приятным. И хотя по плану в этот день планировалась ночевка в гостинице, по общему желанию группы было решено устроить привал на берегу Волги, что после небольшой разведки удалось - проехав через Золоторучье, мы остановились в великолепном сухом сосновом бору, откуда открывался замечательный вид на реку.


В клубе села Нагорье. Сушимся после почти полсотни километров под дождем.
Нелегка была дорога от Углича...

Увы, но все имеет свойство заканчиваться, и та жара, что стояла почти два месяца, не стала исключением, закончившись в предпоследний день похода, когда до финиша оставалось менее 200 км. Еще ночью похолодало, а к утру, когда мы были уже в Угличе, пошел дождь, из-за которого осмотр города пришлось сократить, ограничившись лишь небольшой поездкой по основным достопримечательностям и посещением необычного частного музея истории Углича, куда нас привел Антон - большой знаток и любитель подобных мест.

Вскоре Углич остался позади, и началась залитая водой довольно малооживленная трасса на Ростов, знакомая по поездке 2004 года. Погода была явно неподходящая для езды, однако выбора у нас не было, так что пришлось, надев дождевики и теплую одежду, двигаться вперед, надеясь что к обеду ненастье останется позади.

Однако этого, увы, не случилось. Дав нам небольшую передышку в районе Заозерья, дождь вскоре припустил с новой силой,  так еще задолго до Нагорья все, что можно, было уже мокрым насквозь, и ситуацию спасало лишь отсутствие встречного ветра и довольно теплая погода, не дающая окончательно замерзнуть. О том, как мы сегодня будем ночевать, даже и думать не хотелось, но тут неожиданно нашлось совершенно нетривиальное решение этой довольно серьезной проблемы - в Нагорье, пока все закупали продукты на предстоящую ночевку, Евгений (известный под ником Don Kihot), предложил попроситься переночевать в местном клубе.

И хотя шансов на успех было мало, тем не менее этот замысел сработал - после недолгих переговоров начальница согласилась нас пустить, гостеприимно предоставив для ночлега большой зрительный зал (!). О лучшем в такую погоду можно было и не мечтать, так что очень скоро вместо ночевки в мокром лесу мы уже сушили намокшую одежду и ужинали в тепле и уюте, размышляя о том, куда и как поедем завтра.


Заключительный обеденный привал на Дубне.
Еще 35 км - и путешествие будет закончено.
Вперед, к родному Подмосковью! То, что осталось от узкоколейки в Кубринске.

К счастью, этот дождевой фронт успел за ночь пройти, так что заключительный день пути целиком прошел в сухости и с сильным попутным северным ветром, неплохо подгоняющим нас на пути в сторону родной столицы. Так что все было быстро и стремительно - выехав из Нагорья в начале десятого утра, очень скоро мы были уже на знакомой развилке в деревне Лось, где было решено прокатиться через Кубринск, дабы несколько разнообразить путь и проведать эти довольно глухие и редко посещаемые нами края. Вопреки опасениям за качество дороги,  проблем тут не возникло - оказалось, что почти до самого поселка недавно проложили новый асфальт, а к югу от него  по-прежнему есть неплохой грейдер, вдоль которого удалось посмотреть на следы недавнего урагана.

Отдых в тепле явно пошел всем на пользу, так что ехали мы на редкость быстро и без задержек. Однако наша поездка подходила к концу - устроив заключительный обед на речке Дубна и в который раз преодолев ее широкую и глубокую долину, задолго до вечера наша команда прибыла в знакомый Сергиев Посад, где не раз завершались наши большие и малые походы.


Трек  - все треки этого похода одним архивом.
Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz