Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Южная разведка: Серпухов - Семеновское - Акулинино - Климовск 

 Август 2003 г.


Во второй половине августа снова начались наши традиционные воскресные выезды, прерванные на пару недель замечательным Валдайским походом. В этот сезон мы не раз ездили по северным районам Подмосковья, и на это раз захотелось чего-то нового, поэтому выбор пал на южное направление, на сектор между Курской и Павелецкой железными дорогами. Когда-то давно, в 1999 году мы очень удачно прокатились тут от Чехова до Москвы, и теперь захотелось развить успех и, начав от Серпухова и проехав через Приокско-Террасный заповедник, устремиться в сторону Москвы с финишем где-нибудь в Подольске. Судя по новым картам, почти везде на нашем пути должны были быть нормальные дороги, но на практике это оказалось весьма далеко от истины. Тем более, что дождливое лето вновь напомнило о себе – вторая половина маршрута прошла практически под непрерывным ливнем.


На наше традиционное место сбора – скверик у пл. Каланчевская, приехало 10 человек – не много и не мало. По всей видимости, неблагоприятные прогнозы погоды отпугнули новичков, поэтому собрались в основном бывалые и знакомые мне люди – Володя, Максим с Настей, Женя Марковский, Сергей Баринов, Володя Парфенов, и еще несколько человек, ездивших с нами в прошлые разы.

Карта первой части пути

С утра погода радовала нас теплом и переменной облачностью, не обещавшей ненастья и, загрузившись в электричку, отправляющуюся в 8:18, мы без проблем добрались до Серпухова. Хотя изначально планировалось проехать по шоссе, проходящему по краю Приокско-Террасного заповедника, а от него свернуть на север и через Погари выбраться на А-108, все получилось несколько иначе. Доверившись собственной интуиции и не особо смотря на карту, я повел всех вначале по улице, проходящей вдоль железной дороги, а когда та уперлась в какие-то заборы, мы без колебаний свернули на восток и вскоре выехали из города. Дорога радовало хорошим асфальтом и малым количеством машин, вокруг замелькали красивые холмистые пейзажи и то, что мы едем не туда, куда хотели, стало ясно лишь на перекрестке с Симферопольским шоссе, когда была устроена первая остановка и я наконец-то достал карту. Впрочем, возвращаться смысла никакого не было – дорога, на которую мы попали, вела прямиком в Погари, что немного сокращало путь.

За развязкой с трассой М-2 начался очень приятный участок, проходящий по приокским лесам. Дорога, плавно изгибаясь, все уводила нас в лесную глухомань, на обочинах то и дело попадались машины грибников, вокруг стояла тишина и покой – все-таки, места тут прекрасные. После поворота на Данки трафик исчез практически полностью, и удавалось подолгу ехать в несколько рядов, любуясь видами вдаль. Километровые столбики быстро отсчитывали расстояние от Серпухова, однако немного настораживало то, что, судя по ци��рам на них, скоро должен был быть конец дороги. К сожалению, эти опасения вскоре оправдались – через 15 км от Серпухова, у деревни Новинки асфальт зася, а дальше в сторону Погарей началась грунтовка, хотя по новым картам тут везде должна быть “дорога с твердым покрытием”.

Это явилось полной неожиданностью, но иного выхода, как двигаться вперед, у нас не было. А поскольку лето в этот год выдалось дождливым, то очень скоро приятная до этого поездка по лесному шоссе превратилась в настоящее велотрофи – началась жуткая грязь и лужи по щиколотку, объехать которые не было никакой возможности. Пришлось включить пониженные передачи, и, постоянно лавируя среди всего этого месива, медленно, но верно пробираться вперед. Большинству это удавалось довольно успешно, однако уже через километр наши велосипеды покрылись толстым слоем грязи, стали заклинивать колеса – в общем стало ясно, что мы “попали” всерьез и, похоже, надолго. Несколько раз навстречу нам попадались компании грибников в резиновых сапогах, очень удивленных тем, что мы тут делаем – впрочем, тот же самый вопрос я иногда задавал сам себе. Но отступать – это не в наших правилах, тем более что до трассы А-108 оставалось около 8 км, и, казалось, что максимум через час мы уже будем там.

Довольно быстро мы добрались до Погарей – маленькой деревеньки из нескольких домов посреди леса. Как выяснилось, вопреки карте нормальных дорог сюда нет – “шоссе” с юга, по которому изначально и планировалось добираться, представляло собой такую же грязную лесную грунтовку (все же, было очень неплохо, что мы сбились с пути в самом начале, иначе вместо 3 км грязи было бы 10 км). Но самое интересное было то, что нужная нам дорога на север просто отсутствовала! Вместо нее в лес уходила прямая просека со следами насыпи, при большом желании на которой можно было разглядеть некое подобие тропинки.

Такой поворот дела несколько не радовал – ведь планировался-то асфальт или на худой конец грейдер - однако так как иного пути не было, мы, немного отдохнув, вскоре двинулись на штурм лесных дебрей. Идти с велосипедом по тропинке, местами теряющейся среди высокой травы, оказалось довольно нетрудно, кое-где можно было даже ехать. Было отчетливо видно, что когда-то тут действительно шла дорога – насыпь четко выделялась среди окружающей местности, по бокам просматривались остатки кюветов, полностью залитые водой. Порой глубокие лужи встречались и прямо на месте бывшей дороги и, несмотря на все попытки не промочить ноги, уже через несколько сот метров от Погарей стало ясно, что это нереально. Стараясь не терять друг друга из виду, мы небыстро, но уверенно продвигались вперед, а через полтора километра попали на развилку – ту, где на новых картах нарисовано ответвление на Воскресенки. Разумеется, никакой проезжей дороги в том направлении не было и, найдя продолжение просеки, мы без задержек двинулись дальше, так как впереди был еще долгий путь и хотелось поскорее завершить этот незапланированный перелаз.

Непонятное сооружение в лесу

Еще через километр заросшая просека привела нас к странному сооружению (см. фото), одиноко стоящему посреди леса. Его предназначение так и осталось загадкой, однако от него в сторону трассы А-108 началась довольно нахоженная тропа, что не могло не вызывать оптимизма – значит скоро мы куда-нибудь выйдем. Так оно и получилось – когда от Погарей велокомпьютер отсчитал около 4 км, прямая до этого просека стала плавно забирать вправо, впереди показался просвет и мы выбрались к небольшому охотхозяйству, стоящему на берегу пруда.

Это была маленькая, но все-таки победа. Перелаз остался позади - отсюда куда-то на восток пошла дорога, вымощенная бетонными плитами, лежащими прямо на земле безо всякой подсыпки, и, предвкушая скорый выход из леса, мы без колебаний двинулись по ней. Очень скоро эта бетонка привела нас к очередному перекрестку с какой-то дорогой, идущей с юга на север, и, повернув налево, мы выбрались к воротам заброшенной военчасти, от которой уже начался асфальт в сторону трассы А-108. Разумеется, тут скорость резко возросла, и к 13:00, отъехав от Серпухова около 25 км за 2 часа, мы выбрались на долгожданное шоссе, узкой полосой идущее сквозь труднопроходимые глухие леса.

Хорошо разогнавшись и насладившись скоростью, через 10 минут мы уже были в Семеновском, где очень кстати пришелся придорожный магазин. А пока стояли и закупали еду и питье, Сергей Баринов предложил заодно устроить и обед, так как время по его мнению было подходящее. И хотя и не сторонник ранних обедов, да и становиться на привал, когда от старта пройдено всего 30 км, а впереди почти 70 совершенно не хотелось, тем не менее, глянув на карту, пришлось согласиться – тут неподалеку был лес и речка Лопасня, а дальше по маршруту нам предвиделись лишь безводные поля.

Карта середины маршрута (от Семеновского до А-107).

Не знаю почему, но с ходу найти подходящее место для обеда нам удается нечасто, тем более в малознакомой местности. Но на этот же раз все получилось отлично – отъехав от Семеновского немного назад, сразу за мостом через Лопасню мы свернули направо на узкую асфальтовую дорогу, и, двигаясь вдоль опушки леса, вскоре нашли то, что искали – сухую лесную поляну у проселочной дороги. Пока народ искал дрова и разжигал костер, мы с Сергеем сходили к Лопасне и принесли воды, и не прошло и часа с момента прибытия, как уже был готов наш традиционный обед с чаем и супом. Все было замечательно, только вот погода не радовала – на небе медленно, но верно собирались тучи, обещавшие затяжные дожди.

Поев и отдохнув, в половине четвертого тронулись дальше. Выйдя на трассу А-108, находящуюся на этом участке, в отличие от многих других, в очень приличном состоянии, мы миновали Семеновское и последовавший за ним затяжной подъем от Лопасни, и вскоре свернули на Чирково. На этом тупиковом шоссе машин не было вовсе, дорога все время шла по широким слегка всхолмленным полям, на которых открываются великолепные виды вдаль. Ехать тут было одно удовольствие и, хорошо разогнавшись с горки, мы довольно быстро добрались до Чирково, где асфальт и закончился, а дальше в нужном нам направлении разбегались многочисленные полевые дороги. А так как группа немного растянулась, то пока ждали отставших, у местного мужика удалось выяснить, какая из них идет в Михайловское.

На обеденном привале. Пока все еще тепло и сухо...

В целом местность и дороги в этих местах очень отличаются от того, что нарисовано на всех картах, включая самые новые. Причем в отличие от района заповедника, где с легкой руки картографов обозначено  множество несуществующих дорог, тут ситуация обратная - в реальности дорог больше, чем на карте. Практически сразу за окраиной Чирково на север начался неплохой щебеночный грейдер, вскоре приведший нас к огромному дачному массиву, где он сменился первоклассным асфальтом. Дач в этом районе очень много – ими застроены все поля вокруг Полушкино, причем основная дорога идет не через деревню, а вокруг нее, сильно при этом петляя. При планировании поездки я от этого участка ожидал всего чего угодно, только не гладкого асфальта, поэтому на радостях мы без остановок проехали насквозь все дачи и остановились лишь когда дорога вышла на поле и слева показались дома Михайловского. Увы, на этом участке наша немногочисленная группа стала сильно растягиваться. Особо сильно отставал парень на двухподвесе (к сожалению, его имя я забыл) – он явно не рассчитал свои силы и даже такая простая дорога давалась ему с большим трудом. До финиша было еще далеко и, чтобы не мучить его и себя, было решено, что он поедет до Бырыбино, до которого отсюда оставалось километров 15.

Однако на этом наши неприятности не кончились – основные трудности были еще впереди. Погода, не радующая с самого привала, решила устроить нам хорошее испытание - как только мы тронулись дальше, начал накрапывать мелкий дождик. Поначалу едва заметный, а потом все сильнее и сильнее, так, что скоро пришлось надеть плащи и ехать все время в них.

После Глотаево началось очень приятное гладкое шоссе, по которому в сухую погоду ехать, наверное, одно удовольствие. Однако и сейчас все казалось не таким уж страшным – в конце концов, был�� тепло, дул попутный ветер, а дождь, неприятный вначале, стал уже восприниматься как должное. На переезде с ольцевой железной дорогой, прямо у которого асположена платформа 309 км, нас стало на одного меньше – парень на двухподвесе, устав окончательно, пошел на электричку, которая, судя по количеству народа на перроне, должна была скоро прийти.

Мы же, набрав крейсерскую скорость, вновь покатили под дождем среди широких холмистых полей и перелесков, рассекая лужи на асфальте и стараясь уворачиваться от брызг, создаваемых машинами. Нельзя сказать, что это было приятно, но бывает и хуже, а участники на этот раз подобрались стойкие, поэтому предложения о сокращении маршрута не были восприняты с энтузиазмом и было решено не взирая ни на что, ехать по крайней мере до Климовска.

В целом участок шоссе от Глотаево на север довольно пустынен, и первый придорожный магазин встретился нам лишь в Голубино. Небольшой перекус и возможность побыть в теплом и сухом помещении придали дополнительных сил и, подкрепившись, мы вскоре вновь крутили педали под непрекращающимся дождем. Ехалось по прежнему легко, мимо быстро проплывали широкие холмистые поля, теряющиеся за пеленой тумана и дождя, и, так как ветер по-прежнему дул в спину, то очень быстро и без остановок мы докатились до поворота на Акулинино.

И тут началось… Дождь резко усилился, началась нешуточная гроза. В такую погоду нормальные люди сидят дома и пьют чай, а мы все ехали вперед, рассекая колесами текущие по дороге потоки воды. Стало довольно холодно и, чтобы согреться, пришлось немного увеличить темп, отчего 3 км до Акулинино мы проскочили менее, чем за 10 минут. А дальше нас ждало самое интересное - асфальт тут закончился и дальше  нужно было как-то пробраться на трассу А-107. И хотя 4 года назад мы тут уже бывали и проезжали этот участок, детали тех событий уже стерлись в памяти, поэтому дорогу пришлось искать снова.

А это оказалось непросто – спросить было не у кого, да и состояние деревенских улиц не внушало оптимизма – кругом были лишь лужи да грязь по щиколотку. Можно себе представить, какие мысли приходили в голову местным жителям, глядящим из окон на толпу неизвестно откуда взявшихся в этой глуши велосипедистов… Тем не менее, довольно скоро нами заинтересовались, и подсказали правильный путь – как можно было предположить, ехать нужно было на север по главной улице деревни.

И хотя вид ее совершенно не впечатлял, выхода не было и вскоре мы двинулись вперед. За последним домом дорога превратилась в пешеходную тропу, идущую среди травы, а затем пару сотен метров пришлось пройти прямиком по вспаханному полю. Однако мы не сбились с пути – вскоре началась бетонка и знакомый по предыдущему визиту в эти места недостроенный дом отдыха. Скорость возросла, и где-то к 18:00 мы выбрались к автобусной остановке на краю Долматово. Таким образом, последний трудный участок остался позади, и теперь, глядя на карту, было решено ехать к Климовск по пути наименьшего сопротивления – по трассам А-107 и М-2.

Однако дождь все не утихал, и, чтобы не замерзнуть, мы старались ехать как можно равномерней и по возможности быстро, не теряя друг друга из виду. До шоссе добрались без проблем, а вот на самой трассе пришлось несладко, так как дорога узкая, машин очень много и каждая обдает фонтаном брызг из под колес. Единственное, что радовало – так это попутный ветер, не дававший замерзнуть. На протяжении 10 км впереди была видна лишь уходящая в туман полоса асфальта, вереницы фар да размытые контуры окружающей местности – ощущения довольно своеобразные.

Карта заключительной части пути
Ожидание на автобусной остановке. Холодно и сыро...

Через полчаса мы уже были у поворота на Сынково, и тут выяснилось, что одного участника мы где-то потеряли по пути. Это не радовало – ведь всякое могло случиться, тем более на такой дороге при таких условиях, и хотя до станции осталось совсем немного, было решено дождаться его приезда. Забившись в тесную автобусную остановку, немного защищающую от ветра, мы стали ждать, периодически (и безуспешно) пытаясь останавливать проходящие мимо машины, чтобы выяснить у водителей, не видели ли они одинокого велосипедиста. Ждать пришлось довольно долго – минут 20 (как выяснилось, человек отдыхал не бензозаправке и был очень рад, что мы его ждем), а как только все были снова в сборе, погода сделала нам подарок на прощанье – дождь, сопровождавший нас почти 50 км, наконец-то прекратился.

И хотя одежда к этому моменту была мокрой насквозь и стало ужасн холодно, оставшиеся 7 км до Климовска по тихой асфальтовой дороге стали достойным завершением этого весьма непростого похода – все же, после нескольких часов под ливнем ехать, когда на тебя ничего не капает, было верхом блаженства. С хорошим настроением мы довольно быстро добрались до окраин Климовска, пересекли трассу М-2 и вскоре уже были на станции Гривно. К счастью, долго ждать поезда не пришлось – в 19:46, когда мы едва успели купить билеты, подошла полупустая чеховская электричка. А так как я весь поход вез с собой запасной комплект одежды, то очень приятно было переодеться в тамбуре в сухое и вновь почувствовать себя человеком.

Ближе к Москве стемнело и, выйдя в Калитниках, я вместе с Максимом и Настей двинулся в Перово по знакомой дороге – поход был окончен, причем, несмотря на все препятствия, весьма успешно. И хотя общий километраж не впечатляет – всего 95 км, однако это как раз тот случай, где важно не количество, а “качество” – все же, таких экстремальных и “мокрых” поездок не было у нас давно.

 Трек

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz