Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Берегами Лутосни: Клин – Шахматово – Озерецкое - Сходня 

 Октябрь 2001 г


Данное путешествие состоялось в начале октября 2001 г, как раз за неделю до официального закрытия сезона в лесу под Лыткарино. Перед выездом я довольно долго думал о предстоящем маршруте – напоследок перед зимой хотелось чего-то нового и недалекого от Москвы, однако в какую бы точку карты я не глядел, оказывалось, что почти всюду так или иначе мы уже были. В конце концов был придуман вариант проехать вдоль Лутосни – небольшой речки на севере Подмосковья, стартовав из Клина и завершив маршрут в Сходне, следуя любимой нашей схеме езды “от дальней станции к городу”. Судя по новой карте, почти везде на этом пути лежит асфальт, и особых трудностей не предвиделось. Однако на практике, как это обычно бывает, все оказалось намного интереснее и этот заключительный выезд сезона получился на редкость запоминающимся и полным приключений.


Сбор группы был назначен в традиционном месте и в традиционное время- у пл. Каланчевская в 8 утра. Уже по пути туда чувствовалось неумолимое приближение зимы – выезжать пришлось в кромешной темноте, температура была близка к нулю, а под колесами периодически похрустывал лед, не причиняя, однако, никаких неудобств. В начале девятого все те, кого не испугала темнота и мороз – а это были: Володя с Галей, Максим Гришин, Антон Колотаев и собственно я, уже были на месте, и, немного поглядев на карту и уточнив предстоящий маршрут, мы неспеша отправились на Ленинградский вокзал, откуда в 8:38 двинулись в сторону Клина в полупустой и холодной электричке.

Карта пути от Клина до Тараканово. На самом деле почти на всем протяжении тут - асфальт.

Чем дальше мы отъезжали от города, тем холоднее становилось за окном – все чаще попадались на платформах замерзшие лужи, однако в целом погода была неплохой – солнечно и почти безветренно, поэтому мысли типа “и что это меня несет в такую даль, да еще на велосипеде?” абсолютно не возникали. В начале одиннадцатого мы были уже в Клину, и, выгрузившись из поезда и купив кое-какой еды в привокзальном магазине, тут же двинулись в путь, так как нужно было как-то согреться после езды в промерзшем вагоне. И хотя на первых километрах мои задубевшие руки с трудом жали на тормоза, уже через 10 минут я ощутил прилив тепла и сил, и ехать стало очень приятно и комфортно. Как и рассчитывалось, сегодняшний северо-западный ветер дул в спину, двигались мы довольно резво и очень скоро последние кварталы Клина остались позади и началась цепочка деревень, стоящих одна за другой “третьей бетонки” (А-108), по которой мы ехали. С каждым километров скорость плавно увеличивалась, и уже к Ясенево (6 км от Клина) компьютер стабильно показывал 23-24 км/час, иногда зашкаливая за тридцатник. И хотя местность тут весьма холмистая, сама дорога оказалась на редкость пологой – на всем 10-и километровом отрезке не встретилось никаких серьезных подъемов и спусков, зато красивые холмы виднелись постоянно слева и справа, напоминая о том, что халява скоро закончитс��.

За селом Опалево основная трасса резко повернула на север, а мы – на восток, на местное шоссе, ведущее в����оь Лутосни через Зубово и Тараканово. После по машины практически исчезли, вскоре наша дорога пересекла Лутосню, представляющую в этом месте небольшой ручей, и пошла по ее крутому левому берегу, на котором размещено множество домов отдыха и детских лагерей. Уже здесь начала чувствоваться вся красота этих мест – справа открывались прекрасные виды на широкую долину реки и расположенные за ней огромные поля с виднеющимися вдалеке деревнями и дачными поселками. Через 4 км мы прибыли в Зубцово, где во второй раз пересекли Лутосню, и где основная дорога поворачивает в сторону Ленинградского шоссе. Мы же, следуя первоначальному замыслу, свернули на шоссейку совсем уж местного значения, ведущее в Тараканово.

Несмотря на то, что до Москвы отсюда не более 70 км, проезжаемые места производили впечатления полной глухомани. Куда-то исчезли вездесущие дачи, дорога стала на редкость пустынной, и машины теперь встречались не чаще, чем раз в несколько километров. Наконец начались приличные горки – до следующей деревни Попелково пришлось преодолеть пару хороших тягунов, что однако, было совсем не трудно, так как ветер помогал, да и тренировка, накопленная за весь сезон, давала о себе знать с хорошей стороны.

Из Попелково, стоящего на вершине холма, долина Лутосни предстала перед нами во всей красе – в этом месте ее ширина достигает 4 км, вдалеке, куда ни глянь, виднелись величественные холмы, поросшие лесом. Отсюда же была четко видна очень красивая дорога на Боблово –узкой лентой она спускалась вниз к реке, а где-то далеко отсюда вновь уходила вверх, теряясь за горизонтом… Пожалуй, это было самое красивое место на всем нашем пути, и мы с удовольствием постояли здесь минут 10, любуясь красотой и отдыхая от долгого пути.

После деревни начался длинный и пологий спуск к Лутосне, и тут асфальт неожиданно сменился мелкощебеночным грейдером, мчаться по которому вниз, лавируя среди небольших ям и луж, было весьма увлекательно. Спуск длился долго – более километра, а за ним снова началась гладкая асфальтовая дорога, проходящая по лесу. Еще несколько километров – и впереди показалось Тараканово и указатель к музею Блока, ставший для меня (да и для других) совершенной неожиданностью. Время было только половина первого, поэтому единогласно было решено заехать туда, благо это было недалеко и выяснилась еще одна причина для остановки – у Максима резко спустило переднее колесо. С последним разобрались очень быстро, так как на импортных ободах съемка и надевание покрышки происходят существенно легче, чем на моем “Туристе”, а запасная камера, разумеется, у нас была с собой.

Как оказалось, музей в Тараканово – это не широко известное Шахматово, а просто музей А. Блока, находящийся в реконструированном здании сельской школы, где когда-то поэт работал учителем. Вся экспозиция целиком состоит из различный документов и фотографий тех лет, старых книг и личных вещей Блока. В целом, было познавательно и интересно, и одна из фотографий, где изображен Клинский вокзал начала века особо привлекла мое внимание – оказывается, в ту пору там был крытый надземный переход (!), чего сейчас нет практически нигде. Походив по комнатам и расспросив смотрительницу о дороге в Шахматово, мы  вскоре отправились туда.

Так мы ехали от Тараканово до Рогачевки - путь этот непрост, но интересен

Самой деревни Шахматово нынче не существует, а есть только недавно (года 2 назад) восстановленный дом-усадьба поэта с небольшим парком. Находится он в 2 км к юго-западу от Тараканово, у дороги, идущей вдоль Лутосни, т.е. прямо на нашем пути, поэтому найти его не составило труда. В самой усадьбе было довольно любопытно посмотреть на воссозданную обстановку быта среднего дворянина начала 20 века, почитать и послушать про жизнь А. Блока и его семьи, про историю его непростых взаимоотношений с женой - дочерью Д. И. Менделеева. По сравнению с улицей внутри музея было тепло и уютно, однако впереди у нас было еще много километров и привал, а время начинало поджимать, поэтому не прошло и сорока минут, как мы уже вновь двигались вдоль долины Лутосни.

После усадьбы в нужно нам направлении асфальт продолжился, однако его вид стал внушать некоторые опасения – уж больно неестественно черным и ненаезженным был он. “Это не к добру” – мелькнула мысль, и точно – за очередным спуском нас ждал сюрприз, который сложно было представить: дорога неожиданно закончилась прямо посреди поля (!!!!), а дальше вдоль реки было то, что дорогой назвать язык не поворачивался – непонятно куда ведущая извилистая грязная грунтовка с множеством луж. Но выбора у нас не было - не ехать же назад, поэтому мы упорно двинулись по ней, стараясь объезжать наиболее грязные участки и вспоминая недобрым словом составителей новых карт, которые утверждают наличие сплошного “твердого покрытия” от Тараканово до Мостков. Несмотря ни на что, перемещаться удавалось довольно быстро (для такой дороги, конечно), а через километр мы вышли на Т-образный перекресток таких же грязных дорог, где, после недолгих раздумий, поехали направо, прочь от реки.

Дорога тем временем пошла на улучшение, чем дальше мы отъезжали от реки, тем поднимались все выше и выше и тем суше становилось вокруг. Вдруг неожиданно, словно из под земли, вновь появился асфальт (!), по которому было видно, что тут никто не ездит. Однако радоваться было рано – через километр вновь началась грунтовка, а еще через некоторое время, отъехав от Шахматово в общей сложности около 5 км мы выскочили на широкий грейдер между Федино и Заовражье. Таким образом, этот неожиданный ‘перелаз” был успешно пройден, и, остановившись для небольшого отдыха и сбора группы, мы обсудили план дальнейших действий. Время было около 14:30, до темноты оставалось около пяти часов, а ехать еще было изрядно – порядка 55 км по сильнопересеченной местности. Желудок все настойчивее напоминал необходимость подкрепления, поэтому решили проехать Заовражье и Мостки и встать где-нибудь на берегу Лутосни около обозначенных на карте лагерей.

Дорога через Заовражье и Мостки представляла из себя грейдер среднего качества, где быстро ехать было невозможно из-за сильной тряски, а когда наконец-то мы добрались до Лутосни, то выяснилось, что встать тут не удастся -  кругом были лишь одни кусты и заборы. Поэтому пришлось поступить нетрадиционным путем – попросить воды в одном из лагерей. Это удалось с первого раза - сторожиха пообещала принести целое ведро, и вдобавок рассказала о хорошей поляне, находящейся неподалеку отсюда. Мы незамедлительно отправились туда, без проблем нашли это место, и пока разводился костер, мы в Ваней взяли наше ведро и пешком отправились за водой к лагерю. У ворот добрая сторожиха уже ждала нас с полным ведром, и, перелив воду и поблагодарив ее, мы отправились к костру, где нас с нетерпением ждали.

Привал, несмотря на некоторый дефицит времени (встали мы около 15:00, а уезжать надо было не позднее пяти вечера), получился полноценным – с нормальным обедом, непременным горячим чаем и даже бутылкой какого-то вина, привезенной Володей. Но долго рассиживаться было нельзя – от Клина мы отъехали всего-то немногим более 40 км, а до Сходни оставалось порядка полсотни, поэтому точно в пять вечера все уже было свернуто, убрано и погружено на велосипеды и наш поход продолжился, теперь уже на сытый желудок. Дорога до Рогачевского шоссе оказалась асфальтовой, и через 10 минут мы уже были там и без задержек помчались в сторону Москвы. Машин на этом участке было немного, поэтому мы весело ехали, часто в два ряда, беседуя на ходу и любуясь окрестными пейзажами, которые, хоть я явно уступают тому, что можно увидеть в долине Лутосни, но то же по-своему красивы. В Деревне Федоровка в последний раз за сегодня пересекли Лутосню, после чего начался затяжной подъем из ее долины, растянувшийся на полтора километра до середины Храброво. Затем – несколько километров относительной равнины и вновь крутой спуск в речке Каменка в одноименном селе. Благодаря попутному ветру ехать было одно удовольствие, километры пролетались быстро и незаметно, а постоянные холмы по бокам, покрытые желтым осенним лесом, делали езду неоднообразной и совершенно неутомительной.

Заключительный участок маршрута

Однако по мере приближения к Москве поток машин становился все плотнее, нас все чаще обгоняли, поэтому на перекрестке со второй бетонкой (А-107), куда мы прибыли к половине седьмого, было окончательно решено ехать именно в Сходню, а не в Лобню по основному шоссе, хоть это и было несколько ближе. Особо много машин стало после бетонки, ехать стало довольно неприятно из-за шума, но довольно быстро мы миновали Глазово, пересекли окружную железную дорогу и начали взбираться в офигенный ��о��ем перед Озерецким, представляющий из сб некое подобие горного серпантина. И хоть перепад высот там не такой уж и большой (от силы метров 50-60), Антону и Гале он дался непросто, поэтому в самом Озерецком пришлось сделать остановку для отдыха. Время между тем подходило к семи часам и становилось ясно, что езды по темноте сегодня избежать не удастся, что особо не ругало, так как у всех из нас были задние мигалки, а Антона и Максима – еще и передние фары.

Отдохнув, тронулись в путь, и после оживленного Рогачевского шоссе дорога в сторону Сходни была гораздо приятнее. Машин тут было совсем немного, а асфальт продолжал радовать своей гладкостью. Вскоре позади осталось Круглое озеро, и где-то в районе Мышецкого неожиданно и очень быстро стемнело, поэтому проезжать лесной участок у Клязьмы пришлось в полной темноте, ориентируясь по свету собственных фар и фар проезжающего транспорта. Особенно запомнился крутой спуск к реке – в свете фар идущая вниз дорога выглядела очень эффектно и несколько жутковато, поэтому ехать вниз пришлось на тормозах, дабы не улететь в кювет. Как ни странно, но последующий крутой подъем дался очень легко – видимо, из-за того, что когда едешь в темноте, то не видишь конца горки и ее уклона, а просто равномерно крутишь педали с оптимальной скоростью. 

Вообще, езда в темноте – занятие довольно стремное, и, чтобы не растягиваться, общий темп пришлось несколько сбросить. Двигаясь друг за другом, мы плотной группой неспеша проехали через Поярково, Пикино и в половине восьмого выбрались на Ленинградское шоссе около Черной грязи, попутно наблюдая на фоне ночного неба огни взлетающих из Шереметьево самолетов. Отсюда до станции Сходня оставалось менее 3 км, и, с большим трудом перейдя оживленную трассу, уже через 15 минут мы были на месте, где обнаружилось, что ближайшая электричка пойдет только через полчаса. Ждать электричку было весьма холодно (температура, как и утром, была уже около нуля), поэтому чтобы не замерзнуть, пришлось все время ходить взад-вперед, однако поезд к счастью оказался теплым, и за 35 минут пути до вокзала  удалось хорошо согреться. В целом, этот поход, заключительный за сезон-2001, оказался непростым, разнообразным и запоминающимся. За каких-то 10 часов мы повидали красоты долины Лутосни, побывали в музее Блока и заодно хорошо прокатились по знакомым и незнакомым дорогам, преподнесших нам немало сюрпризов. Общий километраж составил около 95 км - по моему, с учетом характера дорог и долготы светового дня, весьма достойный результат.

Около 20:30 электричка прибыла в Москву, мы вылезли из теплого вагона в жутко холодный вечер, и разъехались по домам. Как всегда, мы с Максимом ехали всю дорогу вместе, и попрощались только у моего дома. И как это не грустно было осознавать с окончанием этого похода велосезон-2001 был фактически завершен – впереди нас ждала долгая зима, а за ней – новые походы.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz