Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

 По северо-западу области: Истра–Высоковск–Решетниково

 Сентябрь 2001 г


Идея этого похода принадлежит Антону Колотаеву. Он давно звал нас куда-нибудь подальше на северо-запад от Москвы, в район Завидовского заповедника, однако все однодневные варианты походов в те края предполагали длительные переезды в электричках, что совершенно не радовало, особенно учитывая все сокращающийся световой день. В итоге для очередного путешествия были выбраны более близкие к Москве, но не менее приятные места – район между Клином и Рижской железной дорогой. Судя по карте, хотя местность там малонаселенная, но асфальтовых дорог тем не менее довольно много, поэтому предстоящий поход обещал быть относительно несложным и вместе с тем интересным. В итоге, так оно и вышло – мы вдоволь покатались по шоссе, полюбовались красотой золотой осени, а под конец для разнообразия совершили незапланированный бросок по грунтовкам в Решетниково.


Сбор группы был назначен в традиционной месте и в традиционное время – у пл. Каланчевская в 8 утра. Несмотря на отличную теплую погоду, стоявшую на протяжении последних дней, приехало всего 4 человека – я, Антон, Володя и Ваня.

Сев на проходящую электричку, мы с комфортом добрались до станции Новоиерусалимская, откуда без задержек двинулись по Волоколамскому шоссе в сторону Москвы. Уже с первых километров стал ощущаться довольно сильный теплый южный ветер, что не могло не радовать – значит, всю дорогу он будет дуть нам в спину, помогая движению. Хорошо разогнавшись на спуске к Истре и затем стремительно взлетев на подъем, через несколько минут после старта мы уже были на развилке дорог на Москву и Бужарово. Времени впереди у нас было еще полно, поэтому было решено сходить внутрь находящегося неподалеку Новоиерусалимского монастыря, тем более, что никто из нас не бывал там за последнее время. Однако, как это часто бывает в подобных местах, с велосипедами вовнутрь нас не пустили, поэтому пришлось разделиться на две группы по два человека и ходить в монастырь по очереди.

Карта пути от Истры до трассы А-108

Хотя внутри на каждом шагу встречались признаки ведущихся тут интенсивных ремонтных работ, в целом Новый Иерусалим производит очень приятное впечатление. Немного прогулявшись по территории и осмотрев изнутри главные храмы (нижний и верхний соборы), мы вскоре вернулись к нашим велосипедам и взяли курс на север, в сторону Бужарово.

Город остался позади и началась очень приятная малооживленная дорога, идущая параллельно Истре. Долина реки тут глубокая, поэтому практически на каждом километре нам встречались небольшие спуски и подъемы, делающие монотонное движение по трассе разнообразным и увлекательным. Антон, ехавший впереди всех, задавал хороший темп, и с каждым километром мы неслись все быстрее и быстрее, на ходу любуясь красотами золотой осени, которая как раз была в самом разгаре. Через 6 км, на преодоление которых ушло менее 20 минут, мы прибыли в Бужарово, где основная дорога поворачивает направо, а мы ��вернули налево, на тихое местное шоссе, ведущее на северо-запад.

После поворота машины исчезли практически полностью и ехать стало на редкость приятно. сь, что мы уже в какой-то глухомани, где-то вдали от Москвы – места пошли абсолютно незаселенные и очень красивые. Да и дорога нас продолжала радовать своим качеством, асфальт был на редкость ровным, часто попадались продолжительные отрезки с недавно положенным покрытием. Правда, на этих отрезках приходилось быть очень внимательным, чтобы не въехать на полном ходу в одну из многочисленных прямоугольных ямок, оставленных строителями (не знаю почему, но эти ямки, представляющие серьезную опасность для велосипедистов, неизменно присутствуют на всех свежеотремонтированных дорогах). Попадание переднего колеса в такую ямку сулило по меньшей мере переворот через руль со всеми вытекающими последствиями, поэтому даже на спусках приходилось ехать не быстрее 30 км/час и неотрывно смотреть на дорогу, так как на фоне черного асфальта издалека разглядеть очередную дырку очень непросто.

Однако, к счастью, все обошлось нормально, вскоре мы миновали Синево – первую деревню за 5 км пути, и тут произошло событие, надолго запомнившееся всем участникам этого выезда – буквально в 200 метрах от нас дорогу перебежал огромный лось! Перемахнув через шоссе, он тотчас же скрылся в перелесках. Лично мне до этого никогда не удавалось увидеть этого зверя в природе и я был поражен его габаритами (ростом больше человека).

Еще через несколько километров по довольно сильнопересеченной, но очень приятной местности мы добрались до Карцево, откуда двинулись дальше на запад. Через несколько километров, в Покоево путем опроса населения стали искать обозначенную на карте грунтовку, ведущую в Курово, до которого по прямой менее 2 км, а по асфальту – почти 10. Однако, как это часто бывает, никто о такой дороге не имел понятия, и все посылали в объезд. В конце концов один местный мужик дал нам довольно нечеткие указания, о том, что напрямую попасть в Курово все-таки можно– мол, нужно ехать все время через поле.

Интуиция подсказывала, что проехать туда и впрямь можно, поэтому мы решили устроить себе небольшое приключения и попытаться найти дорогу самостоятельно (а то ехать все время по асфальту, пусть даже по очень хорошему, все-таки несколько скучновато). Свернув с трассы направо, мы двинулись по деревенской улице и вскоре обнаружили симпатичную узкую асфальтовую дорожку, идущую в нужном нам направлении. Казалось, что двигаясь по ней, через 5 минут мы уже будем в Курово, однако все вышло несколько иначе. Петляя по полям, дорожка незаметно для нас отклонилась на север и через километр-полтора уперлась в ворота какого-то дачного поселка. Стало ясно, что придется возвращаться и продолжать поиски, и тут встреченная нами женщина подсказала, что в нужное нам Курово ведет полевая дорога, ответвляющаяся от асфальта недалеко от Покоево. Причем ее мы видели 5 минут назад и кто-то из нас даже предположил, что именно туда нам и нужно, однако в тот момент никакого желания сворачивать с асфальта на поле не было. Теперь же пришлось возвратиться в то самое место и все же двинуться по едва читаемой грунтовке.

Поначалу по ней ехалось довольно легко, однако через полкилометра местность стала плавно понижаться и в итоге наша дорога уперлась в небольшой мокрый овраг, преодолеть который, не замочив ноги, было малореально. Но недалеко от этого места удалось найти более сухой путь – малоприметную полевую дорогу, ведущую к уже виднеющимся вдалеке домам Курово. По ней мы и двинулись, и, преодолев пару коротких, но весьма крутых подъемов, через несколько минут уже выбрались на асфальт, где, немного передохнув, без промедления двинулись дальше на запад в направлении “третьей бетонки” (А-108).

Тут уже чувствовалось, что мы отъехали довольно далеко от Москвы – дачных поселков, которых полно в окрестностях Истры, становилось все меньше и меньше и местность вокруг становилась все более глухой. Миновав Парфенки, дорога спустилась в глубокую долину какой-то маленько речки, сразу за мостом через которую начался весьма крутой и затяжной подъем, продолжавшийся практически до самой бетонки. Несмотря на это, мы двигались в хорошем темпе (18-20 км/час), и когда впереди показался желанный перекресток, все уже немного утомились. Однако эта была кратковременная усталость – как только дорога пошла по равнине, мы вновь разогнались до 23-24 км/час и без труда поддерживали этот темп, замедляясь лишь на подъемах.

Через 5 км впереди показался знакомый поворот на Нудоль, где, следуя намеченному плану, мы свернули с основной трассы на второстепенное шоссе и двинулись в направлении Высоковска. Половина пути была пройдена и теперь настало время подумать об обеде, так как время было около 14:00 и есть хотелось все сильнее, тем более, что к этому моменту за спиной осталось уже почти 50 км по сильнопересеченной местности. Поэтому через километр пришлось свернуть с дороги и направиться в Нудоль, где мы не без труда нашли продуктовый магазин и дозакупили недостающие продукты. Попутно достали карту и посмотрев предстоящий маршрут, решили остановиться в 5 км отсюда, в том месте, где шоссе вплотную подходит к речке Вельге.

Карта второй части маршрута (от трассы А-108 до Решетниково). Новой дороги через Саньково на этой карте нет (но она есть на последних "бумажных" картах)

Как только последние дома Нудоли остались позади, по обе стороны от трассы потянулись глухие смешанные леса, очень красиво выглядящие из-за обилия желтой листвы. После довольно загруженной трассы А-108 ехать тут было одно удовольствие – отличный асфальт, незначительное количество машин и легкий попутный ветер, однако голод все усиливался и нужно было устраивать привал. Поэтому через пару километров мы стали высматривать какую-либо дорожку, ведущую к протекающей недалеко речке. Вскоре подходящая грунтовка было найдена и, поехав по ней, мы через пару сотен метров мы неожиданно наткнулись на шикарный родник, поэтому решено было вставать около него.

Родник этот представлял из себя довольно глубокую ямку в песке, на дне которой и находился собственно источник. Поначалу мы немного сомневались в качестве воды (было даже мнение, что это не родник, а результат прорыва какого-то подземного трубопровода), однако следы машин говорили о том, что это место популярно у отдыхающих, поэтому мы смело наполнили каны родниковой водой и принялись за приготовление обеда. Макароны вскоре сварились, однако с чаем возникли проблемы –дрова почему-то упорно не желали гореть, а вода - кипеть, и только совместными усилиями по раздуванию костра удалось все-таки приготовить кипяток

После обеда настала пора обдумать план дальнейших действий, так как время близилось к половине пятого и до темноты оставалось лишь около четырех часов. От места обеда путь у нас был в общем-то один – по шоссе до трассы Клин-Волоколамск и далее в Высоковск. А вот после Высоковска были варианты – либо прямой дорогой до Клина, либо же через Саньково до Решетниково. Второй вариант, проходящий по недавно построенной дороге, был гораздо интереснее, однако окончательное решение вопроса маршрута было отложено до Высоковска. Лично мне очень хотелось прокатиться через Саньково, среди бывших торфоразработок и разобранных узкоколеек, однако было неясно, сумеем при таком варианте вовремя прибыть в Решетниково.

Около 17:00 мы двинулись в путь. Антон, ехавший впереди группы сразу задал быстрый темп – около 25 км/час, и на первых километрах мне было довольно трудно угнаться за ним, однако потом ноги адаптировались к высокой нагрузке. Попутный ветер здорово помогал движению, и теперь мы на полном ходу преодолевали небольшие подъемы и хорошо разгонялись на спусках. А вокруг проносились мимо красоты золотой осени – ставшие золотисто-желтыми леса и одинокие деревья, красиво подсвеченные предвечерним солнцем. В таком темпе и по такой дороге можно было ехать и ехать, и, любуясь пейзажами, я даже не заметил, как мы проскочили последний километровый столб и впереди показался Т-образный перекресток, где наша дорога влилась в трассу Клин-Волоколамск. Причем, как выяснилось, попали мы не в Павельцево, как показано на карте, а немного ближе к Клину – в село Петровское.

Двухминутный отдых - и мы снова в пути, и опять по обе стороны от дороги замелькали осенние леса. Местность стала практически ровная, а асфальт – очень гладким, поэтому практически весь путь до Высоковска скорость не падала ниже 25 км/час, доходя местами аж до 30. Катилось на редкость легко, и около 18:10 мы на полном ходу влетели в Высоковск и двинулись по его главной улице. Как и в большинстве подобных малых городов, большая часть Высоковска неотличима от деревни – те же деревянные дома с огородами, а также куры и гуси, пасущиеся вдоль дороги. Через пару километров, стали попадаться каменные строения, и у указателя “Клин 8” была устроена остановка и обсуждение плана дальнейших действий.

К этому времени от ����сры мы отъехали уже около 85 км, но времени о темноты все же оставалось еще довольно много, поэтому единогласно было решено следовать нашему плану-максимуму и “прорываться” в Решетниково. Найти нужный выезд из города не составило никакого труда – первый же опрошенный прохожий дал нам подробные инструкции на этот счет и подтвердил, что дорога до Саньково действительно существует и по ней даже ходит автобус. Следуя его советам, мы немного проехали в западном направлении и затем, свернув направо, безошибочно нашли нужную дорогу на север, оказавшуюся приятным шоссе с хорошим асфальтом.

Уже вечерело, и хотя за спиной осталось уже немало километров, пройденных с хорошей скоростью, усталости совершенно не ощущалось и двигаться было очень легко. Тем более, что дорога шла преимущественно под горку, так как в этих местах Клинско-Дмитровкая гряда заканчивается, уступая место лесистой и частично заболоченной низменности. Это было хорошо заметно - впереди открывались отличные виды вдаль на бескрайние леса Завидовского заповедника, в которые нам вскоре предстояло въехать. Не снижая скорости ниже 25 км/час, мы понеслись под горку навстречу виднеющимся вдалеке дачным поселкам. По мере удаления от Высоковска местность плавно понижалась, и вскоре вдоль дороги потянулись болота и бывшие торфяные поля, чередующиеся с многочисленными дачами. Километров через 7 после выезда из Высоковска нас ждал сюрприз – в очередном дачном поселке асфальт неожиданно закончился и началась довольно тряская гравийная дорога, по которой не удавалось разогнаться выше 18 км/час. Вдобавок “трасса” стала сильно петлять, сильно отклоняясь на запад, что хоть и несколько настораживало (мы отдалялись от железной дороги), но все же означало, что мы уже совсем недалеко от Саньково.

Однако чтобы добраться до самой деревни, потребовалось еще минут 15, которые от волнения показались как минимум получасом. К сожалению, дорога обходит деревню стороной, поэтому из-за нехватки времени не удалось расспросить местных жителей о существовавшей тут еще недавно узкоколейке. Насколько мне известно из рассказов разных людей, эту узкоколейку разобрали во 2-ой половине 90-х годов, когда построили автодорогу, а до этого она служила единственным средством сообщения с Саньково (случай для Московской области вообще уникальный). Сейчас же тут полно проселочных дорог, местность вокруг активно осваивается дачниками.

Тем временем приближение темноты ощущалось все более отчетливо, и поэтому нам пришлось как можно скорее двигаться в сторону Решетниково, куда, как выяснилось, ведет вовсе не асфальтовая,  а грейдерная дорога. И хотя покрытие было хорошо укатано машинами, больше 18-20 км/час делать тут было затруднительно, да и не нужно – к этому моменту стало ясно, что мы сумеем до темноты добраться до станции. Да и места вокруг пошли изумительные – сухой осенний лес и никого вокруг, поэтому мы неспеша катили вперед, наслаждаясь последними километрами сегодняшнего путешествия.

Вскоре дорога резко повернула направо, затем налево и еще через километр вывела нас на большое заболоченное поле, на котором, судя по всему, еще недавно велись торфоразработки. Тут удалось посмотреть на остатки той узкоколейки, что еще недавно вела в Саньково – поперек дороги лежали заржавевшие и едва видные среди грязи узкие рельсы, которые, похоже, тут и заканчивались, так как дальше вдоль бывшей трассы УЖД, кроме толстого слоя глины и торфа, видно ничего не было. По всей видимости, никакого движения по линии уже нет несколько лет и вскоре ее полностью демонтируют.

Перед самым выездом на шоссе мы пересекли еще одну линию бывшей УЖД, ведущей в поселок Туркмен. Тут картина оказалась столь же безрадостной, как и в первом случае  – те же ржавые и частично разобранные рельсы, гнилые шпалы и вдобавок несколько грузовых вагончиков, стоящих, по всей видимости, на вечном приколе. Если бы у нас было побольше времени, то можно было бы проехаться вдоль линии, однако уже смеркалось, поэтому, немного постояв на переезде, мы вскоре двинулись дальше и через километр оказались на шоссе.  Разогнавшись в последний раз, мы мигом проскочили оставшиеся 3 км до Решетниково и в начале восьмого были уже на станции.

Как оказалось, приехали мы вовремя – через 5 минут подошла полупустая электричка из Конаковского Мха, в которую мы без труда погрузились и через 2 с небольшим часа уже были на Ленинградском вокзале, где, попрощавшись и включив мигалки, двинулись по вечерней Москве каждый к себе домой. Всего за день было пройдено около 105 км, путешествие получилось несложным, но весьма разнообразным и интересным. Впереди – новые выезды.
Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz