Проселками востока области: Струнино - Аленино - Красный Угол - Ногинск
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Проселками востока области: Струнино - Аленино - Красный Угол - Ногинск 

 Июнь 2003 г.


В отличие о большинства наших однодневных походов, проходящих в основном по воскресеньям и планируемым заранее, это выезд был организован очень спонтанно. Одним пятничным вечером, привычно изучая прогнозы погоды, я думал над воскресным маршрутом. Синоптики обещали ничего хорошего – одни дожди и грозы, однако по всему выходило, что в субботу погода будет лучше, чем в воскресенье. Тут как нельзя кстати вспомнилась моя давняя идея прокатиться от района Струнино на юг по местным грунтовкам, и, не отходя от компьютера, я позвонил Косте Бурову – известному любителю подобных маршрутов. Он, услышав мою идею,  без колебаний согласился ехать в субботу, и, таким образом, вопрос был решен.


Так как объявление на Велозону о предстоящем выезде было выложено поздним вечером накануне похода, то собралось всего три человека (Костя, Володя и я). И хотя таким малочисленным составом мы давно не ездили, в этом было большое преимущество, так как маленькая группа гораздо более мобильна, что было очень кстати на нашем непростом разведочном маршруте.

Где-то на полях между Струнино и Карабаново
Карта первой части пути

До Струнино добрались без проблем на балакиревской электричке, отправляющейся в 8:40 и, закупив еду на дальнюю дорогу, около 11 часов покинули город по неоживленному шоссе, идущему в Александров. Поначалу все складывалось очень удачно – вопреки прогнозам, было сухо и достаточно тепло, и только ветер, все время дующий в правый бок, слегка раздражал и не давал хорошо разогнаться. Впрочем, это было и не нужно, так как в том месте, где шоссе делает резкий поворот налево, мы свернули с асфальта на грунтовку, ведущую в расположенное неподалеку Дарьино, откуда, собственно, и началась разведывательная часть похода – по намеченному плану, нам предстояло пробраться через довольно глухую местность в сторону Карабаново.

Так как Костя уже бывал в этих местах и знал дорогу, то у самой деревни мы уверенно свернули влево на проселок, и бодро покатили по нему. Накатанная машинами колея, огибая перелески, уводила нас все дальше и дальше от цивилизации, по обе стороны от дороги тянулись удивительно красивые равнинные поля, на которых не было ни души. Прошедшие накануне дожди давали о себе знать - пару раз у меня начинало заклинивать колеса из-за налипшей глины и приходилось их прочищать, тем не менее сил было полно и двигались мы достаточно быстро. Только вот речки Пичкуры, на берег которой, судя по карте, мы должны были вскоре выехать, все не было. Вместо этого дорога плавно стала поворачивать на восток, становясь все менее наезженной, и вскоре, спустившись с очередной горки, внезапно кончилась прямо посреди поля. Ни дорог в сторону реки, ни тем более мостов через нее в этом глухом месте не ����ло, поэтому нам ничего не оставалось, как повернуть обратно и попытаться найти выезд к реке несколько западнее.

Переправа через Пичкуру. Слева виден снесенный течением мост.

Как ни странно, но это удалось с первой попытки. Отъехав в обратном направлении около 2 км, около остатков каких-то сельскохозяйственных сооружений, мы обратили внимание на еле различимую колею, идущую по полю в южном направлении. Местами она пропадала вовсе и приходилось ехать прямо по полю, тем не менее, не прошло и 15 минут, как начался плавный спуск и мы подъехали к Пичкуре, через которую, судя по карте, тут должен был быть мостик. В реальности его не оказалось, и Костя начал предлагать форсировать речку вброд, однако вскоре удалось найти поваленное дерево, перекинутое на другой берег, по которому мы, помогая друг другу, и преодолели эту небольшую водную преграду (см. фото). Продолжение дороги на противоположном берегу не составило труда и через несколько минут мы быстро катили по накатанной грунтовке, идущей недалеко от реки.

Таким образом, первый “перелаз” остался позади и дальше дело пошло несколько проще, поскольку мы въехали в довольно населенные пригороды Карабаново. Благодаря попутному ветру вмиг долетели до Коровино, а оттуда по широкой лесной грунтовке до окраины города, и далее на знакомую асфальтовую дорожку, ведущую в Махру. И хотя за последние годы тут мы проезжали многократно и все было хорошо знакомо, было очень приятно в очередной раз удалось полюбоваться на красоту здешних мест и лесные дали, виднеющиеся впереди. Где-то там, за лесом, виднеющимся на горизонте, находилась столь любимая нами глухая деревня Жари, а еще дальше – прекрасная речка Мележа, на которой так приятно устроить привал, однако на этот раз наш путь лежал в иные края - на юго-восток в сторону Киржача. Докатившись до Махры, на первой же деревенской улице свернули налево и вскоре уже катили по прекрасной лесной дорожке среди соснового леса. В отличие от окрестностей Струнино, тут было гораздо суше, поэтому ехать по этой затерянной в глухомани грунтовке было одно удовольствие. Миновав лесничество, расположенное на берегу пруда, мы вскоре углубились в глухой лес, а через километра 3 выбрались на широкое и пустынное поле (ур. Полосино), на котором, судя по всему, когда-то была деревня. Сейчас же тут совершенно безлюдно и очень красиво, и, воспользовавшись случаем, мы решили устроить небольшой перекус.

Костер не разводили, так как особой нужды в горячем чае не было, да и не хотелось тратить время понапрасну. Утолив голод, в 13:30 тронулись дальше, и начиная с середины поля дорога стала постепенно улучшаться, а ближе к лесу и вовсе превратилась в укатанный грейдер до самой Дубровки, через которую проходит местное шоссе.

Так как четкого прованачального плана у нас не было и ехали мы на этот раз в “режиме импровизации”, то, выбравшись на него, достали карту и стали обсуждать дальнейшие планы. Ехать по асфальту в Киржач не хотелось, а успешное преодоление двух грунтовых участков вдохновляло на новые приключения, поэтому мы решили пробраться по северному берегу Шерны вплоть до Аленино. И хотя замысел выглядел немного авантюрно, интуиция подсказывала, что проезд там должен быть.

Карта  пути от Дубровки до Красного угла.

И хотя ветер в тот день был юго-западным и соответственно встречно-боковым, тем не менее, прокатиться по ровному асфальту до Ельцов было одно удовольствие, тем более что шоссе на этом участке гладкое и неоживленное. А так как Ельцы – деревня большая со множеством выездов, то для верности мы решили спросить местных о наличие дороги вдоль Шерны. То, что удалось узнать, не могло не радовать – по их словам выходило, что первые километра 2 до Наумово вообще асфальт, а дальше – хорошая грунтовка до бывшей деревни Михали, превращенной нынче в дачный поселок.

Найти нужный поворот на Наумово не составило труда, и, в точности следуя советам местных, немного не доезжая деревни, мы свернули налево на накатанный проселок, идущий красивой петлей по окраине поля. Сомнений в правильности выбранного направления не было, так как широкая долины Шерны хорошо просматривалась на всем пути и единственное, что раздражало – так это встречный ветер, не дающий как следует разогнаться. Не прошло и 15 минут, как дорога привела нас в небольшой дачный поселок, стоящий на месте некогда существовавшей здесь деревни. Основная путь пошел вовнутрь, а в нужном нам западном направлении началась вполне приличная лесная грунтовка.

Миновав небольшой лесок, мы вскоре выбрались на высокий берег Шерн. В принципе, тут были все условия для организации привала – и вода, и прекрасный сосновый лес и широкие поляны, однако Костя не захотел вставать здесь – по его мнению, было еще рано. Наверное, это было правильно, так как от старта мы отъехали всего каких-то 40 км, а до финиша оставалось еще более 60, причем неизвестно какого качества.

Дальше ехать стало труднее, так как дорога ухудшилась и встречный ветер усилился, однако уверенность в том, что мы на правильном пути, не пропала. Слева по прежнему просматривалась широкая долина реки, справа потянулась цепочка прудов, и, петляя по широкому полю и борясь с ветром, мы вскоре выбрались к цели - мосту, находящемуся напротив Першино.

Отсюда в сторону Аленино шла хорошая щебеночная дорога, и, хотя был соблазн выбраться на Киржачское шоссе и двинуть по нему, мы предпочли более короткий и более интересный путь. Как оказалось, это было очень правильное решение – миновав многочисленные дачи, эта накатанная дорога через 2 км привела нас в небольшую деревню Бережки, за которой, вопреки карте, начался асфальт. Обрадовавшись столь неожиданному подарку, оставшиеся километры до Аленино мы проскочили очень быстро, а к четырем часам дня уже были в центре этого большого села, где первым делом зашли в магазин, купили продукты на обед и заодно перекусили, утолив накопившиеся голод и жажду.

К этому моменту от Струнино велокомпьютер отсчитал уже 50 км, из которых большая часть была пройдена по грунтовым дорогам. И хотя в целом поход проходил отлично, нескончаемая тряска и пески все стали надоедать, хотелось просто прокатиться по хорошей дороге с хорошей скоростью. Однако, посмотрев на карту и оценив ситуацию, решили все же не искать легких путей, а продолжить столь удачно начавшуюся разведку местности и выяснить, что из себя представляет дорога от Филипповского до Красного угла, отмеченная как “без покрытия”. Меня в тех местах привлекало еще то, что судя по информации с “Паровоза ИС” когда-то там пролегала одна из линий электрогорских узкоколеек, причем было похоже, что дорога  на Красный угол проложена как раз по трассе бывшей железки.

Вид на церковь в с. Филипповском с противоположного берега Шерны

Перекусив, без задержек двинулись в сторону Филипповского. Судя по карте, нужная нам дорога начинается около церкви, однако ни автомобильного моста через Шерну, ни самой дороги не было – вместо этого имелись лишь пешеходный мостик на другой берег да четко прослеживаемая старая насыпь с тропинкой. По всей видимости, когда-то тут пролегала дорога, потерявшая свое значение и заброшенная (очень может быть, что произошло это после постройки трассы А-108 в 60-х годах, фактически дублирующей этот участок). Эта насыпь через километр привела нас на перекресток, откуда направо уходит великолепная песчаная дорога в сторону Красного угла. И хотя местами песок был глубоковат для моих узких шин, в целом ехать тут было совершенно легко и на редкость приятно – этот участок сильно напомнил мне наш недавний поход по Мещере.

По мере удаления от Филипповского лес становился все более красивым и сухим, а дорога, подолгу идя по прямой и теряясь за горизонтом, все вела нас в нескончаемые лесные дали. То, что этот проселок имеет железнодорожное происхождение, не оставляло сомнений, так как местами встречались характерные насыпи и выемки, все повороты были очень плавными, однако прямых свидетельств того, что 25 лет назад тут проходила железная дорога, не было. По видимому, за прошедшие годы все было либо растащено, либо навсегда скрылось под толстым слоем песка, и теперь лишь старожилы да любители узкоколеек знают, что некогда от самого Электрогорска до Мележей ходили поезда..

Лесные красоты заставили на время забыть о голоде и, не снижая скорости ниже 18 км/час, мы быстро мчались вперед. С некоторого момента параллельно дороге возникла небольшая ЛЭП, а едва читаемая старая насыпь УЖД осталась в стороне. К сожалению, нам нужно было спешить, поэтому внимательно изучить ее не получилось. Где-то через 40 минут непрерывной езды среди глухого леса показались признаки приближения к Красному углу – по сторонам замелькали дачи, появились многочисленные боковые дорожки, и довольно быстро мы доехали до пересечения с единственным в этих безводных местах ручьем. Еще в Аленино мы решили, что тут будет обед, однако вид этой речушки, изгаженной дачниками, не вселял оптимизма – вода была грязной, а берега – заросшими и неприятными. Не найдя тут ничего хорошего, решили ехать дальше и брать воду у местных.

Это удалось без проблем – на окраине поселка у одной дачницы мы набрали полные каны воды, а, пока стояли, я немного расспросил ее про узкоколейку. Как удалось узнать, железная дорога шла как раз там, где мы ехали, причем в годы ее функционирования было прямое пассажирское сообщение с Электрогорском. Дату прекращения движения узнать так и не удалось – назывались сроки от 30 до 15 лет назад…

Заключительный участок пути от Красного угла до Ногинска

Поблагодарив хозяйку, мы отъехали от поселка несколько сотен метров и приступили к розжигу костра, так как время было уже почти 18:00, и нужно было торопиться. Благодаря удивительно сухому и приятному сосновому лесу с обилием дров обед (который был, скорее, ужином) был приготовлен вмиг, а через полтора часа, сытые и отдохнувшие, мы продолжили наше внедорожное путешествие по местным глухоманям. Теперь ближайшей целью было выйти на дорогу, ведущую от А-108 на Красный Огорок, и, хотя в этом районе очень много накатанных лесных дорог, идущих неизвестно откуда и куда, мы не потеряли ориентировку и очень скоро выскочили на перекресток около Сопово. Это место было мне знакомо – в 2001 году мы тут проезжали во время поездки Покров-Ногинск и дорога на Огорок и Ратьково запомнилась надолго – такие тряские грейдера нужно еще поискать.

Прямо отсюда на юг шла очень привлекательная асфальтовая дорога, и, взглянув на карту, мы решили ехать по ней, чтобы потом каким-то образом выбраться в Дальнюю, а оттуда уже в Ногинск. И хотя затея эта была явно немного авантюрной, в ее успехе сомнений не было, так как места тут обжитые и проезд явно должен был быть. Как оказалось, и на этот раз интуиция нас не подвела. Через 2 км асфальт закончился, начались дачи, а за ними дорога продолжилась в виде тропинки, идущей под ЛЭП в южном направлении. Затем было еще много разных дорог и перекрестков, а где-то километров через 5 от Сопово мы выехали на широкую песчаную грунтовку, идущую с запада на восток. Судя по всему, это и была та “автодорога без покрытия”, что обозначена на последний картах, а, так как спросить было некого, то мы без колебаний двинулись по ней, рассчитывая так или иначе приехать к цели.

Как и на подъезде к Красному Углу, тут было довольно много песка, и катилось с трудом, тем более что к этому моменту позади было уже 80 км, из которых около 60 пришлось на грунты. Дорога довольно долго петляла по лесу и в конце концов вывела нас на поле у какой-то большой деревни. То, что это и есть искомая Дальняя, я понял только когда мы выскочили на долгожданный асфальт и проехали выездной указатель. Было немного жалко, что так и не удалось посмотреть на остатки станции УЖД, до сих пор обозначенной на многих картах (Дальняя долгое время была конечным пунктом дороги от Электрогорска, а еще раньше (до 1969 года) поезда ходили до Ногинска), однако возвращаться не хотелось, да и время уже поджимало.

После стольких километров грунтов ехать по шоссе было верхом блаженства. Казалось, что велосипед едет сам собою, от усталости не осталось и следа, а скорость, несмотря на поздний час и пройденные километры, сама собой возросла до 25 км/час. Не прошло и 10 минут, как мы выехали на трассу Электрогорск-Ногинск, встретившую нас приличным потоком машин и неизвестно откуда взявшимся дождем, который пришлось пережидать на остановке у Гаврилово. Однако эта вынужденная задержка только прибавила сил, и как только ливень стих, мы вновь помчались в сторону Ногинска. Оставшиеся 15 км до станции Захарово пролетели на одном дыхании, прибыв на место в 21:15, и тут выяснилось, что ждать поезда нам нужно 45 минут – предпоследняя электричка ушла давно, а последняя будет только в 21:58. Однако спешить нам было некуда – ведь дело было в субботу, поэтому за это время мы спокойно поели, переоделись в сухую запасную одежду, и, отдохнув,  вскоре уже ехали в пустом вагоне, заняв удобные места и любуясь закато солнца.

В начале двенадцатого я вышел в Новогиреево и через 10 минут был уже дома. Вот так закончился этот замечательный разведывательный поход по прекрасным и глухим местам востока области. Всего было пройдено 106 км, из них около 60 – по грунтам, что для меня является  рекордным показателем. Но самое главное это то, что за этот день мы нашли массу интересных дорог и дорожек, на которые стоит не раз вернуться.

P.S.: в следующем сезоне мы вновь прокатились по тем местам. См. Ногинск - Аленино - Фрязино.

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus

 



Hosted by uCoz