Одиннадцатый день
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Одиннадцатый день


Вставки, выделенные таким цветом, написаны Алексеем Семеновым.

р. Кересть - Тесово-Нетыльский -  Радофинниково - р. Тосна, 69 км, карта пути здесь

Ночь прошла спокойно, встали в обычное для нас время – дежурные в начале восьмого, а остальные – за несколько минут до готовности завтрака. Сегодня у нас был ответственный день - мы должны были пересечь границу Ленинградской области и преодолеть последний за этот поход “перелаз” между станцией Огорелье и поселком Радофинниково. По карте никаких дорог, кроме железной, там нет, и этот маршрут был выбран только потому, что он является кратчайшим путем между Новгородом и Питером и позволяет полностью избежать езды по загруженным магистралям М-10 и М-20.

Погода уже который день продолжала нас радовать, было тепло, безветренно и сухо. В начале одиннадцатого мы вышли на шоссе и бодро покатили по направлению к деревне с необычным названием Село-Гора. Как и вчера, асфальт был просто идеальным, и ехать посреди глухих лесов было очень легко и приятно. Километры мелькали незаметно, и не прошло и получаса после старта, как мы уже стояли на перекрестке у Села-Горы, поджидая слегка отставшего Владимира Ивановича.

Село-Гора называется так, похоже, из-за небольшого холмика, расположенного на окраине деревни. Конечно, горой его назвать сложно даже при большом воображении, однако на фоне абсолютно плоской местности, раскинувшейся на многие километры вокруг, он все же немного выделяется. Далее в направлении Тесово-Нетыльского началась очень приятная равнинная дорога с хорошим асфальтом. Машин тут, как и на всем пути от трассы Е-95 (Е-105 по новому), практически не было, поэтому можно было спокойно ехать в несколько рядов и беседовать за жизнь, что мы и делали. Со временем южный попутный ветер немного усиливался, и казалось, что дорога все время идет немного под гору, отчего скорость не опускалась ниже 24 км/час.

В деревне Пятилипы, внимание привлек узкоколейный пассажирский вагон со снятыми тележками, стоящий прямо у дороги. Судя по всему, он когда-то служил на проходящих недалеко отсюда узкоколейках некогда огромного Тесовского торфопредприятия, а в последние годы использовался как помещение для магазина. По карте, мы должны были встретить эти узкоколейки через несколько километров, на въезде в Тесово-Нетыльский, и было очень интересно посмотреть, что от них сейчас осталось.

Проскочив на полном ходу дерев��и Чауни (интересно, откуда такое название?) и Клепцы, за 10 минут мы домчались до указателя “Тесово-Нетыльский�����, где собрались все вместе и сфотографировалис на память. Время уже перевалило за полдень, и, хоть дело было в середине августа, стало настолько жарко, что пришлось снять с себя всю верхнюю одежду.

tesovo.jpg (56903 байтов)
На въезде в Тесово-Нетыльский.

Отъехав немного в сторону центра поселка, пересекли необычно прямую проселочную дорогу, в которой по всем признакам угадывалась бывшая узкоколейка. Тут же встретился пожилой мужик, который, поинтересовавшись нашим маршрутом, подтвердил, что именно тут и проходила основная ветка, которая шла к станции Рогавка. По его словам, ее разобрали лет 10 назад, а до этого торфопредприятие работало на полную мощность, и сюда по узкоколейкам приходило до 30 (!) составов с торфом каждый день. Также удалось узнать, что еще лет 15 назад тут были регулярные пассажирские поезда из 5-8 вагонов до Тесова-4, пос. Тесовский и других отдаленных мест. Ныне все эти ветки разобраны, подвижной состав уничтожен и от всей системы остался лишь кольцевой участок вокруг озера Тигода, где ходит 1-2 поезда в день.

tesovo-train.jpg (59078 байтов) tesovo-depo.jpg (59033 байтов)
Уцелевший узкоколейный подвижной состав: на путях и в депо

Поблагодарив мужика за интересную информацию, двинулись дальше, и еще через пару минут встретились с единственной действующей узкоколейной веткой в этом поселке. Недалеко от переезда обнаружилось некое подобие грузовой станции, по которой мы совершили небольшую прогулку (как ни странно, но никто нам в этом не помешал). Как и везде на узкоколейках, все тут производит впечатление полной запущенности и деградации. Кругом полно разного рода брошенных вагонов, каких-то железок, многие из путей, судя по слою ржавчины, не эксплуатируются уже не один год. Пройдя немного вперед, обнаружили единственный пассажирский вагон ПВ-40 в приличном состоянии, который, по словам местных, используется для перевозки грибников и рыбаков.

tesovo-station.jpg (38454 байтов) vagon.jpg (54744 байтов)
Общий вид узкоколейной станции в Тесово Мы у единственного "живого" пассажирского вагона

К сожалению, Владимир Иванович с Валерой и Женей укатили куда-то вперед, поэтому долго задерживаться нам тут было нельзя. И хоть было очень интересно, мы с Сергеем Бариновым вынуждены были вскоре вернуться на шоссе и двинуться в сторону центра поселка, где у магазинов мы встретились с уехавшими вперед. Через минут десять сюда же приехали Леша с Сергеем – как оказалось, им удалось проникнуть в депо и даже сфотографировать немногочисленные действующие узкоколейные тепловозы. Даже заглянув в депо, я не услышал ничего типа: «эй, парень, ты куда?» – полнейший пофигизм. Очень интересное место.

В магазине купили все необходимое для предстоящего обеда (его решили делать без костра, так как было неизвестно, какие трудности нас ждут на участке Огорелье-Радофинниково и сколько времени займет этот “перелаз”), и вскоре тронулись в путь.

Вскоре после выезда из поселка асфальт закончился (не смотря на все уверения одного из местных, что асфальт там чуть ли не до конца), сменившись довольно неприятным тряским грейдером (это понятно, так как мы приближались к областной границе, где дороги всегда ухудшаются). Усталости абсолютно не было, и, несмотря на жару, мы продолжали спокойно двигаться вперед, пока не достигли Т-образного перекрестка с дорогой Любань - Луга. Как обычно, устроили тут очередной сбор группы и после нескольких минут отдыха двинулись на запад, в сторону Огорелья.

Трасса Любань – Луга в этом глухом месте представляет из себя грейдерную дорогу, причем лучшую из тех, что мне когда-либо встречались. Идет она абсолютно прямо посреди глухого леса, и ехать тут так же легко, как и на хорошем асфальте. Поэтому, хорошо разогнавшись, мы преодолели оставшиеся до железной дороги 7 км за 20 минут. Теперь основная часть сегодняшнего пути (43 км) была позади, и нам осталось только совершить переход вдоль железной дороги и встать на ночлег где-нибудь недалеко от Радофинниково. Однако времени было уже около 14:05 и желудок все настойчивее требовал обеда.

ogorelye-2.jpg (50628 байтов) ogorelye.jpg (69795 байтов)
На платформе Огорелье. На фото хорошо заметна тропинка вдоль путей, по которой мы ехали

Недалеко от переезда нашли подходящую поляну и тут же расположились на обед, состоявший в основном из бутербродов, консервов, фруктов и большого количества кефира. Наевшись досыта, около 15:15 собрали свои вещи, и через пару минут уже стояли у железнодорожной насыпи, вдоль которой нам предстояло двигтя дальше. По опыту нашего майского похода, где на преодоление 20 км вдоль путей ушел почти целый день, я ожидал, что тут нас ждут аналогичные трудности, однако в реальности все оказалось гораздо проще. Справа от путей шла хорошо укатанная тропинка, по которой можно было спокойно ехать, без труда держа скорость 10-15 км/час. Через несколько минут мы достигли глухого остановочного пункта Огорелье, представляющего собой лишь короткую песчаную платформу без каких-либо опознавательных знаков и навесов.

После Огорелья наша тропинка немного ухудшилась и иногда стала пропадать вовсе (она лишь сильно уменьшалась). Но так как песка на насыпи тут было гораздо меньше, чем на перегоне Соблаго-Шуваево, который нам пришлось пройти в мае, практически все время удавалось ехать, не вылезая из седла. Несколько раз попадался глубокий песок, вынуждавший идти пешком, однако эти участки оказывались непродолжительными. В целом, средняя скорость тут оказалась гораздо больше, чем можно было ожидать, поэтому 8 км до следующей платформы (104 км) мы проехали менее, чем за час.

zhelezka.jpg (86297 байтов)
Я на подходе к платформе 104 км. "Перелаз" закончен, впереди - дорога на Питер

По дороге постоянно попадались грибники. Один из них все никак не мог понять, как мы не знаем какого-то там Иван Иваныча, которого мы могли встретить, и никак не мог понять, что в рюкзаках у нас не грибы… Оригинальный мужик.

Короче, почти не слезая с велосипеда, и не встретив на пути поезда, я достиг платформы приблизительно через 40 минут, где принялся изучать книжку, купленную в Старой Руссе и, не торопясь, потягивать воду из фляги – становилось жарко. В целом же, дорожка была приятная: не шумная, лесная, прямая и ровная почти – загляденье.

Около платформы подождали отстающих, а пока стояли, у местных мальчишек удалось выяснить, что отсюда до Радофинниково есть грунтовая дорога, проходящая по необозначенным на карте дачным поселкам (сама платформа тоже на картах отсутствует). Они показали нам, куда ехать, проехали на своих велосипедах вместе с нами километра полтора и отправились по своим делам, а мы двинулись дальше. Хоть эти места (мы ехали несколько восточнее железной дороги) выглядят по карте совершенно безлюдными, на самом деле тут полно дачных поселений, кругом идет строительство, и вдоль дороги постоянно попадаются свежие вырубки, предназначенные для новых садовых участков. Единственная дорога, по которой все ездят отсюда в Питер, представляет из себя обычный проселок, который вскоре привел нас к перекрестку, где, следуя советам мальчишек, свернули направо (налево дорога идет к пл. 101 км).

Чем дальше мы отъезжали от железной дороги, тем глуше становились места вокруг. Дачи попадались все реже, а через несколько километров исчезли вовсе. Ехать по этой петляющей в лесу хорошей грунтовке было весьма приятно, и через минут сорок, проехав от пл. 104 км в общей сложности около 10 км, мы попали на окраину Радофинникова. Тут же начался асфальт и стало ясно, что “перелаз” из Новгородской области в Ленинградскую мы успешно прошли, причем гораздо быстрее, чем это можно было ожидать. Времени было около 17:30, и нам оставалось лишь проехать несколько километров по шоссе и встать на ночлег, поэтому мы не торопясь закупились продуктами в местном магазине, и, немного перекусив, двинулись на запад, чтобы найти выезд в сторону Питера.

Хоть Радофинниково – поселок весьма небольшой, но мы каким-то образом умудрились в нем заблудиться (!) �� позор на наши головы!! – потеряв немало врееи на поиски шоссе и изъездив большую часть местных улиц (одна из них оправдала свое название – Партизанская -:) ). Но, в конце концов, дорога была найдена, и по ней мы быстро покатили к привалу. Это тупиковое шоссе на юге Ленинградской области оказалось одной из самых хороших дорог за все путешествие – на всем протяжении лежит идеально гладкий асфальт, кругом равнинные леса и очень мало машин. Проехав по нему километра 3, сразу за деревней Дубовик свернули направо, и вскоре нашли превосходную поляну недалеко от берега Тосны, где и расположились на ночлег в рекордно раннее время – около 19.00.

Великолепное место. Большая поляна, скрытая от дороги плотной полосой леса, но с высокой травой. Недалеко речка, причем очень оригинальная. Сильно извилистая на идеально ровной местности имеет глубину чуть больше метра – это при такой же ширине! В этой речушке мы основательно помылись перед Питером, а Сергей Баринов сумел даже проплыть по ней кролем. Небольшим недостатком был очень плотный лес, сильно заросший густым кустарником, особенно на границе с поляной и соседним полем. Но по этой же причине с дровами проблем нет никаких.

За этот день проехали около 69 км, затратив 4 часа 20 минут.

После ужина, как и в предыдущий день, перед сном погуляли вдоль шоссе, вдоволь побеседовали за жизнь и уже ближе к полночи разошлись по палаткам. Вечером и ночью тишина этого местечка частенько нарушалась машинами дачников – дело было в пятницу.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz