Четвертый день
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Четвертый день


Вставки, выделенные таким цветом, написаны Алексеем Семеновым.

Нисконицы - Коробово - Попково - Васильевкое - Ельцы - Селижарово, 68 км, карта пути здесь

Начавшийся вчера вечером дождь непрерывно лил на протяжении большей части ночи, но к утру все же стих. Как всегда в таких случаях, в моей палатке скопилось много конденсата, который впитался в наши с Сергеем спальники и разбросанную по палатке одежду. Вылезши наружу, мы обнаружили, что на улице довольно тепло и очень сыро, но все-таки казалось, что к середине дня погода должна будет улучшаться.

Алексей с Женей были сегодня дежурными и наверное им пришлось хорошо постараться, чтобы разжечь костер среди столь мокрого леса. Благодаря их усилиям к началу девятого мы уже начали завтракать, потом еще около часа ушло на сборы в дорогу и ремонт Валериного багажника, который для предотвращения сползания на задний тормоз пришлось крепко привязать проволокой к раме. В 10.40 тронулись в путь, по грейдеру доехали до Нискониц и повернули направо на виденную вчера грунтовку.

lusha.jpg (71179 байтов)
На участке Нисконицы - Коробово. 

Несмотря на прошедшие дожди, дорога оказалась вполне проезжей. По мокрому песку ехалось хоть и с некоторым трудом, но слезать с велосипеда почти не приходилось. Скорость на хороших участках удавалось держать в районе 12 км/час, средняя была немного меньше, так как периодически попадались огромные лужи, которые приходилось аккуратно обходить пешком (см. фото). Вокруг не было ни души, и в целом на меня этот участок произвел весьма положительное впечатление – по-моему, именно такими должны быть “перелазы” в нормальных велопоходах (именно велопоходах, а не тех “путешествиях с велосипедом”, где значительная часть маршрута преодолевается пешком с велосипедом в руках, а то и на спине). Тут, конечно, можно поспорить…

Дорога то и дело петляла по перелескам и краям полей, и ехать тут было приятно и интересно. Петляла она в силу того, что по более прямой дороге никто не ездил. И как хорошо, что дорога по границе полей шла параллельно старой дороге – все-таки, кто-то по этой дороге изредка ездит. Мы даже встретили одного мотоциклиста. И это не считая работавшего на поле трактора.

Человек, объяснявший нам дорогу перед перелазом, указал, что в полях надо ��ержаться правее, а не то, говорил, уедете в болота. На практике проблем с ориентировкой не возникло,, т.к. «дорога на болота» была настолько сильно запущенной, и нам даже не захотелось на нее глядеть – не то, что туда ехать.

Велокомпьютер неспеша отсчитывал километры, а погода тем временем явно улучшалась – становилось теплее, и вот-вот должно было выглянуть солнце. Через 7 км после поворота пришлось преодолеть несколько сотен метров сплошных луж и грязи, за которым мы выехали на небольшое поле, посередине которого расположена маленькая деревня Коробово.

dirt.jpg (46575 байтов)
грунтовка между Коробово и Васильевским. Если верить картам, тут имеется "твердое покрытие"... (но мы его так и не увидели -:))))

В этой деревне, состоящей всего из нескольких жилых домов и такого же количества полуразрушенных, мы собрались вместе, немного отдохнули после трудной дороги и двинулись дальше. Участок от Коробово до Васильевского на дунаевской карте обозначен как “дорога с твердым покрытием”, но на самом деле никаким покрытием тут и не пахло – дорога представляет из себя грязную глинистую колею, идущую вдоль столбов по лесу. Ехать стало даже труднее, чем раньше, заднее колесо постоянно пробуксовывало, велосипед то и дело соскальзывал в очередную лужу, и приходилось прилагать немало усилий и ловкости, чтобы не завалиться. Хоть этот велоэкстрим был весьма интересен, но к счастью он длился довольно недолго. Сразу после выезда из леса стало существенно суше, колея исчезла, и теперь дорога была еле различима на фоне окружающего ее поля.

gruntovka.jpg (40304 байтов)
На подъезде к Васильевскому. На переднем плане - Владимир Иванович Ходыкин.

Следующую деревню на нашем пути – Попково – мы так и не увидели, она осталась где-то в стороне. Дорога все шла по полям, постоянно делая крутые повороты и иногда пропадая вовсе. Ближе к Васильевскому началась приличная грунтовка, перешедшая в самом селе в хорошо укатанный грейдер. По нему ехалось не намного тяжелее, чем по асфальту, а после десятка километров по грязи он и вовсе казался верхом совершенства. Тут наша скорость резко возросла, и теперь можно было ехать, спокойно крутя педали и глядя по сторонам, благо машин тут не было, а дорога оказалась на редкость гладкой.

Через некоторое время началась приличная пересеченка, где на спусках было очень приятно отпустить тормоза и разогнаться до 35-40 км/час, а потом с разгону взять очередной подъем. Вскоре впереди показались Ельцы – большое село, красиво раскинувшиеся на нескольких высоких холмах. Хоть тут рядом проходит великолепная трасса Ржев – Осташков, в самом селе асфальта нет, улицы кривые и пыльные. В селе нашли продуктовый магазин, где удалось закупить практически все необходимое на сегодня. Кроме хлеба. Аккурат ко времени нашего приезда (около 13.50), от магазина отошла хлебовозка. Как позже выяснилось – это единственный источник хлеба в селе. Поэтому пришлось объехать несколько домов, чтобы найти хлеб. Как ни странно, никто в Ельцах хлеб не печет, но нас пожалела сердобольная старушка, предложив буханку из своих запасов.

Теперь трудный участок маршрута остался позади, но на эти 25 км мы потратили слишком много времени, и было ясно, что до Селижаровского плеса (запланированного места ночевки) мы сегодня вряд ли доедем. Однако до обеденного привала хотелось одолеть хотя бы половину пути до Селижарово, поэтому сразу после закупок мы тронулись в путь, по грунтовке выехали на знакомую по майскому походу трассу Осташков-Ржев и поехали по ней.

Сразу после выезда на шоссе начался сильный встречный ветер. Из-за него на ровных участках с трудом удавалось разгоняться до 18 км/час, а на подъемах, коих немало в окрестностях Ельцов, показания компьютера часто падали до 10 км/час и ниже. Выехав на трассу, при подъеме в гору я заметил, что велосипед заскрипел. Глянув на цепь, я понял, в чем дело – грязевые ванны не являются лучшей средой обитания цепи. Поэтому, достигнув вершины горы, пришлось останавливаться для смазки. Сразу после этого ехать стало веселее и, по-моему, даже легче. Жаль, что никто не последовал моему примеру… 

Машин было существенно больше, чем в мае, на трассе то и дело встречались легковушки с лодками на багажниках, едущие на Селигер и с него. Если весной мы тут гнали, абсолютно не напрягаясь и наслаждаясь природой, то теперь, к сожалению, этого не получалось и приходилось все время с большим усилием налегать на педали. Километры тянулись медленно, и через полчаса непрерывной борьбы с ветром мы с Женей и Сергеем, ехавшие впереди всех, были уже на мосту через Малую Кошу, где решили подождать остальных (этот мост, как и сама новая трасса не обозначен ни на одной карте!). Ждать пришлось недолго, и когда все собрались, решили прямо тут устроить обед, так как время уже было около 15.30 (и всего 37 км позади). В возникшей дискуссии – надо разводить костер или стоит ограничиться простым перекусом, было найдено компромиссное решение, устраивающее всех – приготовление быстроразвариваюшегося пюре с тушенкой, которое Женя вез от самой Москвы.

Оставив велосипеды на мосту, сами спустились к реке, развели костер и уже через полчаса раскладывали по тарелкам весьма вкусное картофельное пюре, приготовленное буквально за три минуты. Затем началось традиционное чаепитие, за которым было решено, что в целях ускорения сегодняшнего движения (а мы уже сильно отставали от графика), мы с Сергеем поедем раньше всех и, купив недостающие продукты в Селижарово, встретимся там с основной группой. Двинулись в путь мы в начале шестого, к этому времени ветер, разогнав облака, стих полностью и больше не мешал движению. А через полчаса (около 17.40) вышли и оставшиеся, и, не торопясь, стали пытаться догнать авангард. У кого-то это получалось лучше, а у кого-то хуже, но догнать до Селижарово мы их так и не смогли. Да, к тому же, ближе к Селижарово, моя коленка начала напоминать о себе. 

Что касается места обеда, то местечко там хорошее, правда шумновато. Есть кострище, относительно хороший подход к воде под мостом (если не боитесь нырнуть в неглубокую речушку). А пока мы с Женей дежурили, желающие даже смогли окунуться в Малую Кошу.

Теперь ехать тут было столь же легко и приятно, как несколько месяцев назад в Псковском походе. Мелькали поля, перелески и находящиеся далеко в стороне от трассы деревни. С каждым километром мы ехали все быстрее и быстрее, и теперь скорость почти не опускалась ниже 20 км/час. Через 6 км миновали мост через Большую Кошу, под которым в мае мы обедали (вообще, ехать тут и узнавать знакомые места было весьма интересно).

Километров за 10 до Селижарово пришлось сделать небольшую остановку, так как у моего велосипеда выскочил винт, удерживающий одну из стоек багажника. Сергей вез с собой коробку запасного крепежа, поэтому устранить неполадку оказалось делом пяти минут и вскоре мы уже мчались дальше, с каждым километром разгоняясь все сильнее. Не прошло и полутора часов с момента старта, как мы, преодолев 28 км, на полном ходу влетели в Селижарово – единственный крупный населенный пункт на этой пустынной трассе. Закупив необходимые продукты в знакомом универмаге на центральной площади, стали ждать группу, попутно стараясь узнать у местных возможности ночлега где-нибудь неподалеку.

Сведения, сообщаемые разными людьми, оказались довольно противоречивыми, однако одно было ясно, что по трассе на Осташков рек и озер не будет, а встать можно либо на Селижаровском плесе в 30 км отсюда, либо на озере Волго, находящемся далеко в стороне от нашего пути. Добраться до плеса за остаток светлого времени суток с нашими скоростями мы явно не успевали, но и озеро, до которого было по меньшей мере 15 км, было не лучшим вариантом сегодняшнего ночлега. Время близилось к вечеру, поэтому мы решили устроить ночлег недалеко от Селижарово, в лесу на реке Песочня. Минут через 40 на мосту показалась наша группа и после короткой остановки мы все вместе двинулись на юг, по дороге, по которой в майском походе приехали сюда (именно на начало этой дороги указывает пальцем статуя Ленина, что тут же вызвало шутки о правильности выбранного нами пути).

Добравшись до Селижарово, мы сходили в магазин, посетил почту, и только затем догадались, что стоим не на том месте, на каком договорились встретиться (и еще удивлялись – куда это наши форварды подевались?). Выяснилось это только к приезду Владимира Ивановича. К тому времени кто-то съездил на другую сторону моста, где и обнаружил место встречи. В Селижарово когда-то находился монастырь, от которого ныне сохранилась только церковь Петра и Павла, живописно расположившейся в месте слияния Селижаровки и Волги.

Сразу же за границей поселка вдоль шоссе начался хороший сосновый бор, в котором оказалось множество дорог и тропинок. По этим тропинкам удалось быстро выбраться на берег Песочни, и в начале восьмого безо всякой спешки мы занялись обычными вечерними походным делами – заготовкой дров, разбивкой палаток, разборкой своих вещей и приготовлением ужина.

Сдав дежурство, было одним удовольствием окунуться в холодную и мелкую, но приятную воду Селижаровки. С подходом в месте, где мы остановились (на очень крутом берегу), просто беда. Приходилось карабкаться по почти отвесному склону. А дно в речушке своеобразное – у берега илистое, а в 30 см от берега песчаное.

На этом тихом берегу было очень уютно, поэтому после ужина мы еще довольно долго сидели у костра, обсуждая прошедшие и будущие дни нашего путешествия. Тут впервые как-то незаметно в разговорах всплыла тема смысла велотуризма вообще и смысла высококатегорийных походов в частности. Эти обсуждения продолжались практически на каждой стоянке в течение последующих дней, и за это время было высказано немало интересных и оригинальных мыслей. Однако все таки большинство из нас не выражало большого желания идти в трудные походы, предпочитая ограничиться путешествиями на велосипеде (а не с ним) по хорошим дорогам, где всюду можно проехать с нормальной скоростью.

Так закончился очередной, четвертый день пути. Встали на ночевку мы довольно поздно – около 20.20, проехав около 68 км, потратив около 4 часов 35 минут чистого времени. Разошлись по палаткам уже в кромешной темноте, где, еще немного побеседовав (кому было с кем – Сергей Баринов ночевал в «одиночке»), заснули мирным сном.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz