Девятый день
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Девятый день


Вставки, выделенные таким цветом, написаны Алексеем Семеновым.

Давыдово - Ст. Русса - Коростынь - Шимск - Борки, 95 км, карта пути здесь

Вчерашние мысли о раннем подъеме и выезде так и остались мыслями, и этим утром мы вставали, как обычно, не спеша, и столь же неторопливо завтракали и собирались в дорогу. Еще до выезда договорились, что сегодня в связи с длинным перегоном устраивать обед с костром не будем, а ограничимся простым перекусом, для чего придется купить все необходимое в Старой Руссе.

На маршрут выехали около 10:35, по проселочной дороге выбрались на шоссе и двинулись на север. Погода, как и в течение всего вчерашнего дня, продолжала нас радовать, было тепло и безветренно. Войдя в обычный походный ритм, через несколько минут после выезда из Давыдово мы уже быстро катили по отличному шоссе, проходящему посреди подболоченного леса. Несмотря на близость города, машин тут, как и на протяжении всего вчерашнего дня, практически не было, и ехать было очень легко и приятно. Да, катилось легко – после хорошего отдыха и плотного завтрака, я, словно обновленный, в отличном настроении выехал на дорогу.

Через 8 км лес кончился, вдоль дороги потянулись деревни – пригороды Старой Руссы. Проехав еще пару километров, через несколько минут мы были уже на восточной окраине города (правда, из-за того, что мы следовали указателям, пришлось сделать крюк через Медниково, хотя можно было спокойно проехать напрямую). Старая Русса встретила нас непонятно откуда взявшимся большим количеством машин, городских автобусов и людей на улицах, от чего мы уже успели порядком отвыкнуть за несколько дней езды по глухомани.

staraya_russa.jpg (38991 байтов)
В Старой Руссе

На одном из перекрестков наша группа разделилась – все поехали в центр города, а мы с Алексеем отправились на почту, чтобы поставить штампы в наши маршрутные книжки. Это удалось сделать быстро и совершенно без проблем, после чего, немного покатавшись по улицам, и подивившись на сверхнизкие цены на рынке, мы двинулись вслед нашей группе и вскоре встретили их недалеко от моста через Порусью, откуда уже все вместе направились в центр города. Вообще, Старая Русса произвела на меня впечатление довольно большого города с приятным центром и большими окраинными кварталами с типовыми новостро��ками и многочисленными деревянными домами. Особенно запомнилась старинная водонапорная башня на широкой центральной площади и весьма необычный мост через Полисть, который, хоть и является основным автомобильным мостом в этом городе, имеет деревянное (!) покрытие. В Старой Руссе сохранились красивые и отреставрированные соборы: церковь Святой Троицы XVI века, перестроенной в XIX веке, великолепный Воскресенский собор XVII века, на который открываются самые красивые виды Старой Руссы. Построен этот храм в очень красивом месте на мысу при впадении в реку Полисть речушек Порусья и Перерытица. В Старой Руссе также находится музей Ф.М. Достоевского, куда мы не поехали.

Недалеко от центральной площади удалось найти хороший продуктовый магазин, в котором купили все необходимое для предстоящего перекуса (а в ближнем книжном магазине я нашел очень дешевую книгу о Старой Руссе и окрестностях – 10 рублей, по-моему, за 300 страниц в жестком переплете), съели по шоколадке и тронулись в дальнейший путь. Нам нужно было поторапливаться, так как время поджимало, а нам предстояла долгая дорога вдоль берегов Ильменя.

tank.jpg (65585 байтов)
Наша группа у памятника освободителям Старой Руссы

С выездом из города благодаря советам местных жителей проблем не возникло, и уже спустя минут 15 мы были в начале трассы Старая Русса – Шимск, где, сфотографировавшись у танка – памятника советским солдатам, освобождавшим эти места, без промедлений поехали по направлению к Шимску. Шоссе тут довольно оживленное и широкое, однако асфальт неважный, и часто попадаются протяженные участки, засыпанные мелким гравием. Сразу после Старой Руссы леса исчезли и вдоль трассы потянулись бесконечные поля, а сама дорога стала на редкость прямой.

Эти места мне чем-то напомнили наш майский поход по Псковской области, когда мы целыми днями ехали по таким же бескрайним полям и радовались каждому небольшому леску на пути. При хорошем ветре тут, наверное, весьма несладко, однако, к счастью для нас, ветер в тот день хоть и дул в лицо, но был слабым, поэтому мы спокойно ехали со скоростью 19-20 км/час, не прилагая особых усилий.

Через полчаса мы с Сергеем и Женей прибыли в Нагово – довольно большое село, растянувшеесе вдоль трассы, где подождали отстающих. Пока стояли, взглянули на карту и решили, что устраивать перекус нужно в ближайшем лесу, так как это единственное подходящее для этого месте на всем пути от Старой Руссы до Шимска.

После Нагово вдоль дороги стали встречаться перелески, которые постепенно перешли в полноценный смешанный лес. Однако подходящей проселочной дороги или хотя бы тропинки для съезда с трассы все не было, и только за километр до конца леса в 14.10 (после 36 км пути) нам удалось найти симпатичную грунтовку, свернув на которую, мы быстро нашли удобную поляну и принялись за еду. Благодаря обширным запасам кефира, колбасы, консервов, хлеба и прочих продуктов, приобретенных в Старой Руссе, обед получился быстрым, вкусным и очень сытным, и через час мы снова уже крутили педали по направлению к Шимску.

По мере удаления от Старой Руссы дорога постепенно ухудшалась, с каждым километром велосипед трясло все сильнее, а ветер тем временем усиливался. В таких условиях двигаться было довольно некомфортно и очень хотелось поскорей добраться до Шимска, где ветер должен был стать попутным. Но до него было еще 30 км, что при наших скоростях соответствовало по крайней мере двум часам хода.

Несмотря на ветер и тряску, со свежими силами мы довольно быстро доехали до развилки перед Коростынью, где после непродолжительного отдыха повернули направо, чтобы посмотреть на Ильмень (основная дорога проходит в стороне от озера). После поворота ехать стало приятнее – машин почти не было, и асфальт стал существенно ровнее, но постоянный встречный ветер все так же не давал хорошо разогнаться. Вскоре справа начала периодически проглядываться темно-синяя водная гладь озера, уходящая за горизонт. Благодаря ясной погоде и превосходной видимости, вид на озеро был слегка необычный и весьма красивый.

ilmen-1.jpg (51541 байтов) ilmen-3.jpg (34285 байтов) ilmen-2.jpg (47074 байтов)
Виды на озеро Ильмень около с. Коростынь.

Недалеко от Коростыни, где шоссе вплотную походит к берегу озера, мы устроили небольшой привал, чтобы полюбоваться красотами и заодно искупаться в озере. С этого места открывается великолепный вид на Ильменские берега: справа четко прослеживается береговая линия, вдоль которой мы ехали от Старой Руссы, а вдалеке слева виднеется уходящий за горизонт северо-западный берег озера. По общему мнению, в таком прекрасном месте стоило бы устроить привал с обедом, и стало даже несколько обидно, что мы, не доехав досюда, пообедали часом раньше. Само же озеро оказалось очень мелководным и пришлось отойти метров 100 от берега, чтобы погрузиться в воду хотя бы чуть глубже колена.

 Короче, спустившись с очень крутого обрыва, высотой метров в 15-20, я пошутил по поводу отведенного времени (20 минут), мол, как раз: 10 минут туда, 10 – обратно. Как я оказался прав! Скинув одежду, мы с радостью пошли в воду по острым обломкам ракушек. Вскоре появилось недоумение: идем, идем по воде, а только колени чуть покрылись водой. Пришлось ложиться на дно. В общем, так мы и сверкали голыми задницами минут 10, удалясь вглубь озера. Недавно у меня возник вопрос: каким образом Садко умудрился вообще оказаться под водой при таком дне? В общем, нам не удалось нормально купнуться в Ильмене. Кроме того, острые ракушки все-таки поранили мне обе ступни, хотя и несильно – скоро я и забыл об этом.

Уезжать отсюда не хотелось, но время шло, и чтобы успеть до сегодняшнего ночлега, нам нужно было торопиться. Поэтому, сделав фотографии на память, около 17:30 мы тронулись по направлению к Шимску. Теперь наша дорога постепенно удалялась от берега, и, миновав Коростынь, вскоре слилась с основной трассой. Кстати, в Коростыни находится еще одно немецкое кладбище, а также красивая, хоть и запущенная церковь Успения XVIII века. Эти достопримечательности, а также остановка на перекрестке из-за заскрипевшей цепи (пришлось смазать), я прилично отстал от остальных. А догонять всегда тяжело. Тем более против ветра, да еще после вчерашней голодовки. Поэтому держать вскоре даже 19 км/ч было зачастую невозможно – и около Шимска меня, похоже уже долго ждали.

Сразу после этого перекрестка гладкий асфальт опять сменился свежеположенной гудроно-гравийной смесью, на которой велосипед все время трясет мелкой дрожью. Ехать из-за встречного ветра и постоянной тряски стало довольно тяжело, скорость не поднималась выше 19 км/час. Особенно доставал на этом участке гравий, который никак не заканчивался и становился с каждым километром все крупнее. Создавалось ощущение, что ты не на велосипеде, а на каком-то стенде для виброиспытаний, поскольку тряска была постоянной и удручающе равномерной.

На этом участке куда-то исчезли километровые столбы, и было непонятно, сколько нам осталось ехать до Шимска. Вокруг тянулись однообразные заболоченные поля и защитные лесополосы, и я все время всматривался вдаль в надежде увидеть дома Шимска, но впереди была лишь уходящая за горизонт совершенно безлюдная трасса. Через полчаса непрерывной борьбы с ветром и тряски наконец-то встретился первый километровый столб, указывающий, что до конца дороги (Шимска) осталось 4 км. Хоть я и ожидал увидеть меньшую цифру, но эта определенность придала дополнительные силы, и уже довольно скоро мы были на перекрестке недалеко от моста через Шелонь. Из-за длинного безостановочного перегона и плохой дороги группа сильно растянулась, и нам пришлось потратить не менее получаса на сбор и отдых, после чего все вместе двинулись к мосту.

Этот мост необычный, и, судя по всему, явно когда-то был железнодорожным. Скорее всего, он служил на линии Старая Русса – Шимск – Новгород и стоял недалеко отсюда (сейчас на этом месте видны лишь обрывающиеся у берегов высокие насыпи). Насколько мне известно, эта однопутная железная дорога, как и линия Гдов - Псков - Полоцк, была разрушена в годы войны и позже не восстанавливалась (ее линия довольно четко прослеживается на современной карте). Мост расширяли, и передвигаться пришлось по нему по пешеходной части – мост довольно длинный, а автодорога однополосная, достаточная как раз для одной широкой машины, поэтому мы там были явно лишними. Правда и на пешеходной части мы также были не на месте, но здесь было спокойнее.

Сразу за мостом в придорожном магазине закупили продукты на вечер, немного переку��или и без промедлений двинулись по трассе А-116 на северо-восток. Ехать тут было гораздо приятнее и легче, ч����м до Шимска, вместо надоевшего гравия трасса была покрыта гладким асфальтом, и ветер, ставший теперь попутным, хорошо помогал нам. Машин, включая фуры, оказалось тут сравнительно много, однако это не причиняло неудобств, так как дорога в большинстве мест относительно широкая.

Наша скорость возросла до 23-24 км/час, и с каждым километром мы ехали все быстрее и быстрее. Как и до Шимска, дорога тут идеально прямая и без каких-либо подъемов и спусков, поэтому средняя скорость примерно равнялась ходовой, что бывает весьма нечасто. Незаметно мелькали километровые столбы, и спустя немногим более получаса после выезда из Шимска мы, проехав около 15 км, остановились для сбора в большом поселке Лесная. Отсюда до места ночевки оставалось менее 10 км и стало очевидно, что мы поспеем туда вовремя. За время стоянки Леше удалось приобрести 6 литров парного молока, которое разлили по пластиковым бутылкам и рассовали по рюкзакам. Мне пришлось долго уговаривать других купить молоко, а сам поиск его не занял много времени. Молоко было очень вкусное, с чем все потом и согласились. Тут кстати выяснилось, что и хлеба у нас недостаточно. Поэтому, мы с Валерой поехали в ближайший магазин, договорившись встретиться на месте ночевки. Подъехали мы как раз ко времени, когда остальные только остановились, не заставив их нас ждать.

Не прошло и получаса после выезда из Лесной, как мы уже подъезжали к месту привала – деревне Борок, где шоссе пересекает реки Веронда и Видогощь. С моста это место показалось сильно заболоченным, однако пойдя на разведку пешком, я с удивлением обнаружил, что этот лес, со всех сторон окруженный реками, на удивление сухой. Поэтому вскоре, спустившись с трассы по тропинке, мы уже ставили наши палатки и разводили костер. А пока готовился ужин, оприходовали молоко.

Когда ужин был готов, начало темнеть, после еды мы еще немного посидели у костра, поговорили на разные темы и вскоре разошлись по палаткам, чтобы хорошо выспаться перед завтрашним днем, который обещал быть крайне насыщенным.

Собственно, и прошедший день был очень насыщенным. Проехали мы около 95 км за день – это рекорд похода, затратив около 5 часов 50 минут. И остановились не очень поздно (по меркам нашего похода) – в 20.45.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz