Начало похода
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Начало похода


В тексте использованы фотографии Антона Колотаева

Скорый поезд Москва - Псков, на который мы заблаговременно взяли билеты, отправлялся в 20: 00, однако чтобы избежать спешки и излишних волнений, мы договорились встретиться у Ленинградского вокзала за полтора часа до отхода поезда. Погода в тот день была довольно неприятная, периодически шли короткие, но весьма сильные дожди, один из которых все-таки застал меня по пути на вокзал.

Когда я прибыл к вокзалу, практически все уже были на месте, рядом собиралась группа Анатолия Гаеля, следующая тем же поездом в Псков. В ожидании поезда народ проверял велосипеды перед дальней дорогой и закупал недостающие продукты, чувствовалась немного напряженная и вместе с тем приятная предпоходная обстановка. К семи часам все были в полном составе, вскоре объявили посадку и мы тот час же двинулись к поезду, чтобы как можно быстрее приступить к разборке и упаковке в чехлы наших велосипедов. Но чтобы добраться до своего вагона, пришлось изрядно потолкаться - начало платформы неизвестно зачем перегородили железным забором, в котором оставили лишь метровую щель.

Несмотря на то, что для меня, как и для большинства участников этого славного мероприятия, это была первая поездка в дальнем поезде с велосипедом, погрузка прошла довольно легко. Помогая друг другу, мы довольно оперативно зачехлились и засунули наши велосипеды на третьи полки, чем вызвали сильное недовольство отдельных пассажиров. Как ни странно, проводники совершенно не сопротивлялись нашим действиям, несмотря на то, что в одном вагоне было размещено более десятка велосипедов и столько же весьма объемных велорюкзаков. К тому же, оказалось, что мы не единственные туристы в вагоне - рядом ехала группа байдарочников, а их багаж занял целый тамбур. Вскоре поезд тронулся, и началось неспешное поглощение взятой из дома еды и разговоры о грядущем походе.

Как только миновали Тверь, выяснилось, что ехавшие с нами водники умудрились забыть дома все карты (не забыв, правда, ящик пива :) ). Я им дал на время свои, и они долго и упорно пытались перерисовать нужные им участки. В конце концов, они предложили, чтобы я дал им нужные листы на время похода, после чего они мне их вернут в Москве. Разделять на части недавно купленные в "Картографе" атласы не хотелось, однако пришлось согласиться, понимая, что реальной альтернативы достать карты у этих горе-туристов просто нет и им весьма повезло, что наша группа оказалась в том же вагоне, что и они.


Псков - Изборск - оз. Утецкое, 57 км

Ранним утром, около 8: 00 мы выгрузились на перроне Псковского вокзала, не спеша привели веды в порядок и двинулись по направлению к центру города, накручивая по пустынным улицам Пскова первые походные километры.

Возвращаясь назад, отмечу, что внутри Псковского вокзала находится мемориальная доска, посвященная судьбоносному событию, произошедшему 2 марта 1917 г – отречению Николая II от престола, которое он подписал, находясь в поезде, стоявшем напротив этого вокзала. Фотография этого поезда находится рядом с доской. Псков является одним из древнейших русских городов: известен с 903 года и являлся важнейшим форпостом Руси на западе, защищая наши земли в разные годы от Ливонского ордена, шведов, поляков и литовцев.

карта пути от Пскова
А вот и карта маршрута, пройденного за первую половину первого дня.

По сравнению с Москвой машин тут крайне мало, водители гораздо более вежливые по отношению к велосипедистам, так что двигаться даже по центральным широким проспектам можно было абсолютно спокойно и уверенно. Было отчетливо видно, что мы далеко от Москвы - нигде в Подмосковье не встретишь целых улиц, застроенных 3-4 этажными домами явно довоенной постройки, как тут. Двигаясь по центральному проспекту, мы вскоре миновали довольно хорошо сохранившуюся крепостную стену и подъехали к Псковскому Кремлю (крому), осмотр которого занял часа полтора.

krom-overview.jpg (47819 байтов) my_i_krom.jpg (93995 байтов)
Общий вид Псковского кремля Троицкий собор Мы на западном берегу Великой. Слева направо: Валентин Гвоздев (автор этого сайта), Павел Козлов, Антон Колотаев, Владимир Ходыкин, Николай Смыслов, Антон Завьялов.

(Сооружения Крома датируются XII-XV веками. Главный собор кремля - Троицкий строился с 1682 по 1699 гг). Особенно запомнилась крепостная стена несколько нетипичной для Подмосковья архитектуры (наиболее отчаянные из нас даже залезли на нее прямо по камням) и красивые виды на реку Великую, открывающиеся с холма.

pskov-tower.jpg (76613 байтов)
Колокольня
krom_tower.jpg (56321 байтов)
Мы у башни Псковского Кремля

Затем по предложению Коли Смыслова, бывавшего в Пскове не раз, мы съездили на другой берег Великой, полюбовались оттуда видом Кремля и заодно сфотографировались на память. Вернувшись, двинулись вдоль крепостной стены по улицам, напоминающим деревенские (хоть это и центр города, тут полно деревянных старых деревянных домов, многие из которых уже давно нежилые). По плану, нам предстояла экскурсия в Поганкины палаты, однако случилось непредвиденное.

Единственная девушка в нашей группе – Даша непонятным образом, практически на ровном месте упала с велосипеда, причем очень неудачно, так что практически не могла пошевелить левой рукой от боли. Со временем боль не проходила, и вскоре стало ясно, что ей нужна медицинская помощь и продолжить поход она не сможет. Похоже, что никто, включая руководителя, не был готов к таким событиям и было совершенно непонятно, что нам делать.

Помощь, как это часто бывает, пришла с неожиданной стороны – к нам подошел местный житель, поинтересовался состоянием Даши и сказал, что уже вызвал по телефону скорую помощь прямо на место нашей вынужденной остановки (вот оно, отличие провинции от Москвы – у нас такое себе даже представить трудно). Поблагодарив его, мы стали ждать приезда врачей, которые оказались на месте через минут 15. К сожалению, они подтвердили наши опасения – у Даши подозрение на перелом руки, ее нужно везти в больницу. Вскоре ее увезли, а мы остались в сквере и принялись обсуждать, как нам дальше быть.

Коля Смыслов и Паша Козлов сразу же предложили остаться в Пскове, чтобы помочь Даше сесть на московский поезд. Им удалось довольно быстро найти какую-то гостиницу, куда они поставили свои и Дашин велосипеды и уже пешком вернулись к нам. Хорошее, однако, получилось начало похода – один участник выбыл из-за травмы на первых километрах, а еще двое временно отделились от группы, чтобы присоединиться снова на второй или третий день. Таким образом, нас осталось шестеро.

Так как запланированный маршрут включал в себя довольно большой крюк через Печоры и Изборск, то по идее Паше и Коле было бы легко нагнать нас в поселке Остров, где мы рассчитывали быть только вечером следующего дня (от Пскова до Острова по трассе М-20 всего около 50 км). На всякий случай (если им не удастся посадить Дашу на поезд сегодня вечером) было назначено еще два места встречи – утро 1-ого мая на централной площади Острова и утро 2-ого мая у Святогорского монастыря в Пушкинских Горах.

После этого весьма неприятного инцидента больше ничего в Пскове нам смотреть не хотелось, тем более, что время подходило к часу дня и нам нужно было двигаться в направлении Изборска. Поэтому, попрощавшись с Пашей и Николаем, мы пересекли Великую, проехали новые микрорайоны на западе города и вскоре выехали из Пскова по трассе А-212. Несмотря на то, что это – одна из основных дорог области, машин тут было гораздо меньше, чем практически на любой подмосковной дороге местного значения. Изначально этот участок трассы, обозначенный на карте как идущий сквозь бескрайние поля, пугал возможными трудностями в связи с вероятным сильным западным ветром, однако к счастью ветер в тот день был северный и очень слабый, да и дорога оказалась хорошо прикрыта широкими лесополосами. Поэтому нам без особого напряжения, несмотря на тяжелые велорюкзаки, удавалось держать скорость в районе 20 км/час. Однако практически сразу группа стала растягиваться, и было решено, как и в предыдущем майском походе по золотому кольцу, ехать в стиле “каждый со своей скоростью” и встречаться, если не обговорено особо, у каждого поворота и у километровых столбов с цифрами, кратными 10.

Антон Колотаев, как обычно, с ходу взял высокий темп, я ехал где-то в середине, особо не напрягаясь, замыкал же нашу колонну Владимир Иванович. Трасса оказалась довольно скучной – местность вокруг абсолютно плоская, по обе стороны от дороги тянутся лесополосы, а за ними - подболоченные поля с редкими деревьями. По мере удаления от города количество машин постепенно уменьшалось, все реже попадались населенные пункты и дачные поселения, дорога становилась все более глухой. Периодически собираясь, мы довольно быстро отъехали от города километров 25, которые с непривычки и из-за довольно однообразного шоссе показались ко крайней мере полусотней. После поворота на Новый Изборск ехать стало несколько веселее, но в то же время и труднее – начались подъемы и спуски, наконец появились полноценные леса.

Карта второй половины пути за первый день

К 15:00 мы въехали в Изборск, где находятся уникальные остатки средневековой крепости.

Изборск известен с 862 года как резиденция легендарного князя Трувора, брата Рюрика. В 1302-1330 гг была сооружена каменная крепость – важнейший укрепленный пункт Псковщины близ границы с Ливонским орденом. Крепость высится над очень живописной Изборско-мальской долиной, на дне которой находится красивое Городищенское озеро.

izborsk_sverhu.jpg (49589 байтов) izborsk-view.jpg (191306 байтов) izborsk-tower.jpg (144164 байтов)
 Общий вид крепости в Изборске Вдалеке - Городищенское озеро  Полуразрушенная башня (следующий снимок сделан именно в ней)

 Однако перед их осмотром мы основательно закупились в придорожном магазине, где оказался весьма неплохой для столь небольшого поселка ассортимент продуктов (тут Владимир Иванович стал вспоминать те недалекие времена, когда о покупке тушенки и рыбных консервов в подобном месте можно было даже и не думать и все приходилось везти с собой от Москвы).

Внутри Изборской крепости, а также на ее стенах мы провели по меньшей мере часа два, попеременно сторожа припаркованные недалеко велосипеды. Нам удалось облазить все доступные башни и стены, полюбоваться открывающимися свысока видами сквозь бывшие бойницы и сделать множество интересных фотографий, часть из которых представлено на данной странице. Под конец осмотра Изборска уже чувствовалась некоторая усталость в ногах от спусков и подъемов.

my_na_bashne.jpg (72415 байтов) my_na_stene.jpg (98407 байтов)
Я и Антон на стенах Изборской крепости

Затем мы двинулись к Словенским ключам, предварительно спросив у местных дорогу. Эти мощные ключи находятся на берегу озера Городищенское, и чтобы попасть к ним, пришлось преодолеть длинный и весьма крутой спуск по извилистой и каменистой тропе. Однако это стоило того – столь большого количества мощных родников в одном месте мне еще видеть не приходилось (знаменитый Гремячий водопад под Сергиевым Посадом не идет ни в какое сравнение с этим местом). Около родников полно людей, все приходят с бутылками и даже ведрами.

Словенские ключи

Время однако близилось к 5 часам и нам нужно было устраивать обед, который по общему решению должен быть горячим, а раз так, то нужна была вода. Набрать ее решили прямо тут, о чем потом пришлось сожалеть - тащить груженый велосипед вместе с полным каном наверх по склону занятие не из легких. Когда наконец все поднялись, пошли в сторону Труворова городища искать место для стоянки.

Но встать оказалось негде, вокруг были лишь холмистые поля и овраги, хотя есть хотелось все сильнее. Повесив кан на руль, я ехал весьма медленно, но на кочках с таким трудом добытая вода постепенно выплескивалась, велосипед нещадно водило из стороны в сторону. В конце концов стало ясно, что ничего подходящего тут найти не удастся и чтобы успеть на запланированное место ночлега, нам нужно выбираться на дорогу, ведущую в Печоры и уже там постараться встать на обед. Перед Труворовым городищем мы нашли довольно приличную грунтовку, ведущую в направлении шоссе, и поехали по ней. Я передал кан Лене Завьялову, а сам поехал на разведку вперед.

Вскоре впереди показалось долгожданное шоссе, однако чтобы попасть на него, пришлось преодолеть с ходу небольшой ручей. Это удалось всем без каких-либо проблем, и прямо у шоссе решили устроить обед с костром, хоть это и выглядело довольно нелепо – ведь до места ночевки оставалось около 10 км. Но еще более нелепым было бы просто вылить воду, с такими трудами привезенную сюда.

Дров оказалось достаточно, мы сварили суп с чаем, съели остатки московских бутербродов и в начале шестого тронулись в путь по трассе, соединяющей Изборск и Печоры. Шоссе это, как и дорога до Изборска, оказалось хорошего качества при практически полном отсутствии машин. Мы легко разогнались до 23-25 км/час и быстро домчались до озера у деревни Горохово, где был запланирован ночлег. Место стоянки нашли довольно быстро – на дальнем высоком берегу обнаружилась великолепная поляна, откуда открывался вид на озеро и окрестные поля.

Когда у нас уже стояли палатки и вовсю горел костер, на шоссе со стороны Печор показались велотуристы – это была группа школы НТП нашего клуба, идущая под руководством Сергея Емельянова из Пскова в Великие Луки. Через несколько минут они уже затаскивали свои велосипеды на нашу поляну и разбивали палатки. За ужином мы поделились походными впечатлениями, выяснили, что можно посмотреть в Печорах (они, выехав из Пскова накануне, там уже были) и рассказали о нашей дальнейшей программе. А она была весьма обширной, особенно на предстоящий день – нам нужно было съездить в Печоры, осмотреть там Псково-Печорский Монастырь и, проехав в обратном направлении через Изборск и Палкино, к вечеру уже быть в Острове, где была назначена встреча с Пашей и Колей. По карте это выходило около 90 км, без учета поиска ночлега и катаний по Печорам. Это обещало быть неплохим испытанием, поэтому было решено лечь спать пораньше, чтобы завтра не позднее 10: 00 тронуться в путь. Спать, особенно после сытного ужина, хотелось очень сильно, поэтому около 10 часов все разбрелись по палаткам и быстро заснули.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz