Вологда-2002 (6 часть)
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

Шестой день


В тексте использованы фотографии Николая Смыслова

Борщовка - Биряково - Семеново - Погорелово- Воробьево - Чекшино - Алексейцево, 90 км

Несмотря на близость деревни и дороги, ночь прошла относительно спокойно, только какая-то неугомонная собака тявкала всю ночь, мешая спать. Позавтракав привычной кашей и бутербродами, около 10 часов мы вышли на шоссе и продолжили свой путь на запад. Погода продолжала радовать – опять было тепло и ясно, но ветер не унимался, и снова, как и все прошедшие дни, дул в лицо и здорово тормозил продвижение вперед. Как обычно, ехали независимо друг от друга, собираясь каждые 10 км на автобусных остановках, где можно было посидеть и немного отдохнуть.

Карта пути за шестой день

Как раз после первой такой остановки спасительный лес кончился, уступив место холмистым полям – мы попали в очередную населенную зону, самую большую на всем пути от Тотьмы до трассы М-8. Однако на этот раз шоссе проходило преимущественно перелесками, оставляя деревни в нескольких километрах слева, поэтому ветер не был столь силен и порывист, как на открытых участка, да и сил было еще много, поэтому удавалось держать довольно высокий темп. Еще утром, разглядывая карту, мы обратили внимание на старую дорогу, идущую через деревни недалеко от основной трассы, и зародилась идея проехать сколько-нибудь по ней, а заодно посмотреть на местные деревни. Вид съездов к этим деревням был вполне приличным – ко многим шел асфальт, а к остальным вполне приличный грейдер, и казалось, что и старая дорога будет столь же приятной. Поэтому на очередной остановке возле поворота на Биряково мы решили съехать с трассы и далее двигаться по старой дороге, благо та шла недалеко отсюда и всегда была возможность вернуться на шоссе.

До Биряково добрались вмиг – прямо до поселка лежит хороший асфальт, и, закупившись продуктами в придорожном магазине, поехали на поиски старой трассы. Найти ее не составило труда, однако то, что мы увидели, совершенно не соответствовало тому, что нарисовано на карте. Вместо “дороги с твердым покрытием” через деревню шла обычная грунтовка с многочисленными колеями от тракторов, лужами, ямами и прочими прелестями российского бездорожья. Как только мы двинулись по ней, стало ясно, что так далеко нам проехать не удастся – скорость не поднималас�� выше 10-12 км/час, ужасно трясло и периодически приходилось даже слезать с велосипеда. Поэтому сразу решили, что поедем по ней только до ближайшего поворота н трассу.

gruntovka.jpg (65997 байтов)
Старая дорога на Тотьму. По карте тут есть "твердое покрытие". Может быть оно и твердое, но уж очень тряское.

Как только последние дома Бирякова остались позади, дорога стала совсем скверной, по всей площади испещренной засохшими следами гусеничных тракторов, езда по которым была издевательством над задницей и велосипедом – все это напоминало испытание на виброустойчивость. Кое-как добравшись до Старово, у местных узнали, что тут выезда на трассу нет, а ближайший будет только через 2 км. Это не радовало, но делать было нечего, и пришлось трястись еще минут 15 по полю, ежесекундно вертя руль вправо-влево, чтобы объехать наиболее выдающиеся колдобины. В конце концов мы нашли выезд на шоссе в деревне Семеново, но, чтобы двинуться дальше, пришлось простоять еще минут 15 в ожидании Толи – оказалось, что он со своим “Адмиралом” большую часть пути прошел пешком и еще умудрился при этом беседовать с прохожими .

gorka.jpg (55067 байтов)
Коля у одного из многочисленных спусков.

После получаса сплошной тряски грейдер до трассы показался просто совершенством, а о шоссе и говорить было нечего. Скорость опять возросла до 16-17 км/час, замелькали километровые столбы и указатели, а километров через 8 (на 35-ом км трассы) впереди показалось величественное зрелище – долина речки Вотчи, где дорога узкой полосой спускается глубоко вниз а затем вдали стремительно поднимается вверх. Издалека казалось, что подъем этот небольшой, однако это был оптический обман – перепад высот там более 100 метров, по всей видимости, самый большой на всем пути от Вологды до Устюга. По сравнению с перелесками, через которые мы ехали до этого, ветер тут усилился во много раз, и даже на спуске приходилось крутить педали, иначе велосипед не хотел разгоняться выше 18-20 км/час.

Однако самое интересное было впереди – почти двухкилометровый непрерывный подъем. Как это часто бывает, уклон тут возрастает снизу вверх, достигая максимума в самом конце, поэтому поначалу катилось довольно легко, но к концу подъема передач на моем велосипеде уже не хватало, чтобы преодолевать силу гравитации и силу сопротивления встречного ветра одновременно. В итоге пришлось метров 200 идти пешком, а потом всем вместе отдыхать на автобусной остановке, спасающей от пронзительного холодного ветра.

dolina.jpg (49170 байтов)
Долина р. Вотчи - тут самые большие перепады высот на всем пути (около 120м) 

Но расслабляться было нельзя – на грунтовке мы потеряли слишком много времени и впереди был еще долгий путь, поэтому через минут 10 мы снова тронулись, и вновь завыл в ушах ветер и потянулись кажущиеся длинными километры. Начинало хотеться есть, однако до обеда было еще не скоро – Коля решил устроить его километрах в 10 от выезда на М-8, что означало по крайней мере полтора часа пути.

Теперь дорога вновь шла по лесам и вдобавок немного повернула на север, сделав сегодняшний юго-западный ветер не таким встречным. Это почувствовалось сразу - покатилось гораздо легче и небольшие горки, постоянно попадающиеся на пути, уже совершенно не напрягали. Отворотки на деревни попадались все реже и реже, а километров через 15 старая дорога, проходящая южнее, под острым углом пересекла шоссе и продолжилась дальше в лес в виде заросшей лесовозки (на картах тут обозначена “автодорога без покрытия”). Еще через километров 6 мы уже подъезжали к большому селу Воробьево, которое, в отличие от других, стоит прямо на трассе. И тут снова начался порывистый встречный ветер и холмы, а желудок все настойчивее стал требовать законного обеда.

pole.jpg (56114 байтов)
Подобные виды сопровождали нас практически всем пути.

Как выяснилось, в Воробьево есть кафе, однако цены и ассортимент блюд не устроил большинство, поэтому пришлось ограничиться покупкой шоколада с соком и двигаться дальше. Честно говоря, Колин вариант обедать в 10 км отсюда на Двинице мне был не совсем по душе, прежде всего потому, что судя по карте, к этой Двинице нужно было довольно долго ехать по остаткам старой дороги, что могло запросто вылиться в потерю времени – интуиция подсказывала, что эта старая дорога либо отсутствует, либо совершенно непроезжая. Время было около 15:00 – как раз для обеда, поэтому сразу за селом я стал искать более близкое и удобное место для привал. Оно вскоре нашлось – километра через 2 слева от дороги обнаружилось симпатичное озерцо с удобным берегом, куда мы, тут же заехали и принялись за приготовление пищи и ее потребление.

Обед получился на славу – мы сварили очень вкусный суп из концентратов с тушенкой, съели его по две тарелки а потом закусили обильным количеством бутербродов и фруктов. Отдых занял часа два, и, несмотря на приближение вечера, когда ветер обычно стихает, деревья шелестели листвой все сильнее. Тут стало ясно, что и после выезда на М-8 по ветру катиться не получиться – ветер дул с юго-запада, и, соответственно, нам навстречу. Однако последние 18 км до трассы прошлись все же довольно легко – сказался сытный обед и то, что дорога вновь повернула на север. На этих последних километрах придорожные деревни снова исчезли, и пейзаж вокруг стал напоминать то, что мы видели в районе Устюга – тот же подболоченный и почти равнинный лес. Однако теперь уже не было сугробов в лесах, а сами лес был уже не серым и угрюмым, как в начале похода, а по весеннему ярко-зелеными из-за распустившейся листвы.

chekshino.jpg (62489 байтов)
Ключевой момент путешествия - мы добрались до трассы М8.

В начале восьмого вечера мы подъехали к Т-образному перекрестку с трассой М-8, где установлен большой плакат, гласящий, что отсюда до Великого Устюга – родины Деда Мороза 377 км. Сфотографировавшись на этом ключевом месте маршрута, тут же двинулись в сторону Вологды, так как время поджимало и хотелось проехать как можно больше до наступления темноты.

Трасса в этом месте представляла из себя обычное двухполосное шоссе, ничуть не шире, чем дорога в сторону Тотьмы. Машин тут, вопреки опасениям, было немного – одна в несколько минут, причем попадались в основном КамАЗы с архангельскими номерами, груженые лесом. Ветер к этому времени стих, а после моста через Двиницу, когда трасса вошла в лес, и вовсе перестал ощущаться. Как обычно, вечером, возникло двойственное ощущение – с одной стороны, можно было ехать и ехать вперед, не затрачивая особых усилий, но с другой стороны, часы напоминали о том, что нужно уже думать о привале, так как скоро должно было стемнеть. Первую подтяжную остановку устроили километров через 12, у поворота на Алексейцево, и пока ждали Владимира Ивановича и Толю, стали по карте присматривать место ночевки. В принципе, хорошо было бы проехать еще километров 12 и остановиться за Кадниковым, на реке Пельшме, однако когда группа была в сборе, стало ясно, что если мы поедем туда, то ставить палатки придется уже в темноте. А так как делать этого никому не хотелось, пришлось принять весьма разумное, на мой взгляд, решение – ночевать где-то тут неподалеку, а завтра с утра ехать в Вологду.

kolya_suhsit_spalnik.JPG (63045 байтов)
Последний привал в полном составе группы. Коля сушит спальник.

И хотя до города оставалось около 50 км, но за этот день нам удалось сократить отставание от графика до 40 км, в основном за счет того, что изначально сегодня был запланирован короткий перегон. Конечно, это было неприятно, поскольку неизбежно сокращалось время на осмотр города (и это в основном из-за того, что в первый день мы так и не выехали из Устюга!), однако в целом все было не так страшно. Но Толю перспектива ночевать здесь совершенно не устраивала –завтра утром он непременно хотел побывать на Пасхе, вдобавок это место находилось за пределами досягаемости базовой станции NWGSM, расположенной в Соколе, и его сотовый телефон тут не работал. Поэтому он сразу же заявил, что поедет в одиночку в Вологду, а мы, зная его настойчивость, препятствовать не стали и вскоре он скрылся из виду в наступающих сумерках.

Мы же около 20:00 выехали на грунтовку, которая, судя о всему, когда-то была основной дорогой на Араск, и, проехав по ней через Алексейцево, вскоре удобно расположились в лесу. Набрав воды из ближайшего ручейка, приступили к разбивке лагеря и ужину, а так как времени до темноты оставалось достаточно, торопиться не пришлось, и мы спокойно поели, попили чаю и после недолгих бесед на разные темы разошлись по палаткам, договорившись завтра попытаться встать пораньше.

 

Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz