День пятый
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День пятый


В тексте использованы фотографии Влдаимира Катаржиса

Каргополь (полудневка) - р. Волошка - р. Нименьга, 68 км

В теплой и уютной каргопольской гостинице спалось просто прекрасно – не то что в палатках среди снега, и к 10 утра все уже стали неспеша вылезать из номеров, умываться и двигаться в направлении кафе, где вчера столь приятно поужинали.

Карта 5-ого дня пути

К счастью, состояние Володи за ночь резко улучшилось и теперь необходимость его эвакуации в Москву отпала – он решил вместе со всеми ехать до Няндомы, а там уже по обстоятельствам решать, продолжать ли путь в седле или садиться на поезд. Это не могло не радовать, и, плотно позавтракав вместе с группой Сахарова, мы двинулись пешком в город. Лично на меня Каргополь сразу произвел весьма приятное впечатление – город однозначно стоит того, чтобы его посетить. В отличие от большинства древнерусских городов, расположенных на главных магистралях и часто посещаемых туристами, тут почти не чувствуется современность, зато на каждом шагу встречаются свидетельства древней истории. Город создает впечатление, что время тут остановилось - многоэтажных построек, кроме культовых, тут нет, многие тротуары, как и в Тотьме, деревянные и везде видны следы былого величия.  

Каргопольские храмы

Особую красоту Каргополю придает Онега – могучая северная река шириной метров 300. В нескольких местах на ней устроены площадки для отдыха со столиками, где было очень приятно посидеть и полюбоваться водной гладью и видами города, но долго задерживаться там мы не стали – с реки дул холодный ветер, принизывающий насквозь. Времени у нас было очень много и извечная проблема – куда девать велосипеды - не стояла (еще одно преимущество размещения в гостинице!), поэтому мы неспеша прошлись вдоль всей набережной, посмотрели все 11 имеющихся церквей и получили массу положительных эмоций. В одном из храмов размещен краеведческий музей, рассказывающий об истории этого сурового края – как ни странно, но мы были его единственными посетителями.

На улицах Каргополя (обратите внимание на деревянные тротуары) Наша гостиница

Дойдя почти до южной окраины города, мы двинулись обратно в сторону гостиницы, по пути зайдя в сувенирную лавку, где обнаружился богатый выбор глиняных игрушек местного производства. Их разнообразие поражало, да и цены были вполне разумные, но я покупать не рискнул, так по опыту знаю, что в моем рюкзаке очень непросто будет провезти их оставшиеся 400 км до Вологды, не разбив.

Вид на Онегу Рождественская церковь Общий вид городского центра

За осмотром города и неспешной прогулкой время пролетело незаметно, и к 13:30, возвратившись в гостиницу, мы первым делом  зашли в кафе и плотно пообедали, а затем приступили к неспешным сборам в дорогу, затянувшимся на добрый час. Теперь нам предстояло ехать разными дорогами до самого конца похода – группа Сахарова решила не отступать от намеченного плана и прорываться через Совзу на Кириллов, а мы,  двинулись более простым путем через Няндому. Попрощавшись с нами, они уехали первыми, а мы, как обычно,  еще довольно долго расслаблялись и ходили по магазинам, так как спешить нам особо было некуда – впереди была асфальтовая дорога и попутный юго-западный ветер.

Начало трассы на Няндому.До свидания, Каргополь!

В результате город покинули мы лишь в начале пятого, и, переехав через Онегу и сделав фотографию на память у въездного указателя, устремились по таежному шоссе на восток. За время полудневки ноги успели хорошо отдохнуть, поэтому  теперь мы безо всякого напряжения удавалось держать скорость 23-24 км/час, на спусках разгоняясь до 30. В целом трасса на Няндому находится в очень хорошем состоянии даже по меркам Подмосковья: дорога на всем протяжении широкая, асфальт гладкий, а машин тут почти нет – не чаще одной в 1-3 минуты. Места вокруг очень глухие – на протяжении многих километров по обе стороны дороги тянется бескрайний северный лес, нет никаких населенных пунктов и даже перекрестков. Разгоняясь все сильнее, мы весело неслись по таежным просторам, и так увлеклись, что первую остановку сделали лишь через час, когда позади осталось уже 23 км.

Настроение было боевое, и, отдохнув немного и взглянув на карту-десятикилометровку (а более подробной у нас не было), решили сегодня слегка перевыполнить план и добраться до р. Нименьга, что в 15 км от Няндомы. До нее оставалось почти 50 км и, судя по всему, мы успевали туда до темноты.

р. Волошка - самое красивое место по пути в Няндому

Навстречу снова понеслись нескончаемые и довольно однообразные таежные просторы, дорога плавно петляла, открывая виды вдаль почти до самого горизонта. На 35-ом километре от Каргополя начался плавный и упоительный спуск в долину Волошки, закончившийся только у моста. Эта полноводная река на редкость красива и, пожалуй, она одна заслуживает того, чтобы проехать по участку Няндома - Каргополь. Поросшие лесом пологие берега казались в свете вечернего солнца сиреневыми на остальном невзрачном сером фоне, вид был просто потрясающий, и, обновившись у моста, мы довольно долго любовались им и фотографировали.

Однако дорога звала вперед, и, поднявшись из долины, мы вновь помчались по трассе, тянущейся посреди таежных просторов. После Волошки местность выровнялась и стала весьма однообразной – сплошной сырой лес и придорожные кустарники. И хотя ехать было совершенно нетрудно физически, однообразие и отсутствие смены пейзажей стало немного надоедать, поэтому чтобы как-то отвлечься, мы подолгу ехали в несколько рядов, беседовали на ходу про жизнь, благо к этому моменту трафик упал почти до нуля.

К 19:00 позади осталось уже 50 км и мы въехали в Няндомский район, порадовавший многообещающим указателем “Няндома 32, Коноша 132”, подтверждающим наличие нужной нам дороги Няндома – Коноша. Это не могло не радовать, и по ходу бесед возникла шальная идея – а не доехать ли нам сегодня до Няндомы и не заночевать ли снова в гостинице??

В принципе, мы успевали туда к девяти вечера и в таком варианте логично было бы завтра добраться до Коноши с ее гостиницей “Таежная”. И хотя я не имел ничего против такого варианта, Володя – тоже, а Николай с Женей были также “за”, Максиму такая идея не очень нравилась, но особо против был Антон. Заслышав разгоы о гостинице он начал читать лекции о том, что “правильные” туристы не боятся сложностей, что гостиница – это неспортивно итд, поэтому в итоге было решено не отступать от плана и ночевать в палатках. Тем более, что погода позволяла – было гораздо теплее, чем во второй день, да и снег, в отличие от окрестностей Пудожа, тут уже почти полностью сошел.

Бесконечный подболоченный лес, сопровождавший нас от самого Каргополя, вскоре после пересечения границы районов закончился, уступив место более приятной глазу холмистой равнине с широкими полями. Начались довольно серьезные спуски и подъемы, которые после сегодняшнего длинного и почти безостановочного перегона стали даваться нелегко, вынуждая часто делать остановки для отдыха. Казалось, что вот-вот мы должны подъехать к Нименьге, однако каждый очередной спуск оказывался просто спуском в овраг, за которым следовал непременный подъем. В целом приближение Няндомы давало о себе знать – теперь трасса, в отличие от территории Каргопольского района, шла преимущественно через обрабатываемые поля, кое-где стали попадаться различные отворотки в сторону. Все это радовало, но время шло, километраж уже перевалил за 60 км, а вот желанной Нименьги все не было видно.

Однако она не заставила себя долго ждать и вскоре появилась из-за очередного поворота, за которым трасса круто спускается вниз в глубокую долину.  Почти как Волошка, эта довольно большая река  была весьма полноводна и, неся бурный поток талых вод, с шумом протекала под мостом.

Наш лагерь на опушке леса.

Таким образом, мы доехали до цели, и тут начались извечные наши проблемы с ночевкой (не знаю почему, но нам хронически не везет с этим делом – то болото, то нет воды, то дрова мокрые итд – наверное, неправильные мы все же туристы). Места вокруг совершено не располагали к привалу – рядом виднелась деревня, а у самой воды уже расположились автомобилисты с музыкой. Разведка в противоположную сторону от моста дала вполне предсказуемый результат – там было сыро и противно. Между тем время приближалось к 21:00, начинались сумерки и нужно было что-то решать. Неугомонный Антон поехал на разведку и вскоре возвратился с радостным известием – оказывается, совсем рядом есть уютное место на краю поля, закрытое от посторонних взглядов лесополосой.

Туда мы и двинулись. Вначале немного по шоссе, а затем в обратном направлении прямо по полю пешком, и через 5 минут мы уже ставили палатки в отличном месте, где имелось все необходимое для ночлега – и дрова, и вода из снега (последнее особо примечательно - почему-то очень часто у нас возникает ситуация, когда речка или озеро рядом, а воду приходится брать откуда-то из лужи!).

Вскоре уже горел костер и варился традиционный ужин с крепким чаем. Когда все было готово, начало смеркаться, и в вечерней темноте мы еще довольно долго сидели и беседовали. По общему мнению, поход наш, несмотря на трудности, проходил на редкость успешно, и все надеялись, что и заключительная его часть пройдет без проблем. В целом, прошедший день оказался очень удачным – мы основательно осмотрели Каргополь и вдобавок сумели опередить график на целых 30 км, что бывает у нас нечасто.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz