День восьмой

День восьмой

В тексте использованы фотографии Максима Валянского

р. Сарагожа - Юхово - Труженик -  Загородье - Максатиха, 70 км, карта пути

Несмотря на близость деревни и непонятные крики, раздававшиеся весь вечер, ночь прошла спокойно, однако с завтраком на этот раз не заладилось: манная каша, которую мы задумали сварить, получилась пресной и липкой, и даже большое количество изюма не помогало. Не знаю как другие, но я ее есть просто не мог, отчего выезжать пришлось с полупустым желудком и неприятным чувством голода. И хотя еще вчера вечером мы договорились устроить себе отдых от полевых ночевок, которые уже изрядно надоели, и, проехав около 70 км до Максатихи, заночевать там в гостинице, тем не менее  Антон, известный противник подобных решений, был, похоже, не слишком рад подобной перспективе, и в результате разгорелась традиционная дискуссия о том, что должны и чего не должны делать туристы. Не знаю как другие, но я в необходимости гостиницы был убежден - ведь последняя"цивилизованная" была неделю назад в Старой Руссе.

На трассу выбрались около 11 часов, и с первых же километров стало ясно, что сегодня бороться с ветром не придется – он был по-прежнему северным и приятно поддувал в спину, здорово облегчая движение. Под стать погоде была и дорога – ровная, широкая, с минимальным трафиком и отменными видами по сторонам. И хотя вдоль основного шоссе деревень не так уж и много, в стороны постоянно уходили очень привлекательные грунтовые дороги, на которые так и хотелось свернуть.

По мере отдаления от Лесного местность становилась более холмистая, периодически стали попадаться подъемы-спуски, которые совершенно не затрудняли езду и придавали монотонному движению некоторое разнообразие. Не прошло и получаса с момента старта, как позади осталась деревня Красуха, живописно стоящая в глубокой долине речки Кезы, а еще минут через 10 мы мы затормозили у одинокой автобусной остановке напротив Колодино, чтобы немного отдохнуть и скинуть лишние одежды. Пока стояли, еще раз взглянули на карту и окончательно решили двигаться в Максатиху не по основному шоссе через Малышево, а по грунтовкам вдоль Мологи – погода позволяла, к тому же, такой путь был несколько короче и намного интереснее.

Для этого, проехав несколько километров вперед, мы свернули на необозначенный на карте поворот на село Пятницкое, так как основная дорога делает приличный крюк. После съезда с трассы скорость резко упала – асфальт закончился, уступив место т����скому грейдеру с многочисленными колдобинами. Миновав растянувшееся на полтора километров Пятницкое, дорога, как и ожидалось, пошла дальше на восток в сторону поселка Труженик, и еще задолго до него вдали стали различимы очертания монастыря. О его существовании в здешних глухих местах мне было заранее известно из рассказов Толи Иванченко (Ветролета), и теперь нам предоставлялась отличная возможность посмотреть на него.

Реставрируемый монастрыть в с. Труженик (ныне Слободка)

Притормозив у монастырской ограды, мы по очереди отправились внутрь. Как и во многих подобных местах, тут сейчас идет активные восстановительные работы, ремонтируется все, что было утрачено и разграблено в советский период. К сожалению, я не запомнил название этой обители – ясно помню только то, что оно довольно необычное.

Пока Антон с Женей гуляли по территории монастыря и беседовали с местным священником, я выяснил у местных о дороге вдоль Мологи. То, что мне удалось узнать, обнадеживало – по словам одного автомобилиста, на всем пути дорога проезжая, хотя и без покрытия. А так как по пути до Максатихи крупных населенных пунктов больше не предвиделось, то решили зайти в магазин и купить что-нибудь на обед, ведь время уже подходило к 14:00 и голод чувствовался все настойчивее. Увы, невезение с продуктами, начавшеесе утром, продолжалось – во всех имеющихся здесь магазинах не оказалось ни хлеба, ни булок. Вместо него решили купить овсяного печенья, которое на поверку оказалось приторно сладким и сильно пережаренным.

р. Молога в месте нашего обеденного привала

Затарившись апельсинами и питерской вареной колбасой, мы со второй попытки нашли правильный выезд из села, и двинулись в сторону Новой Дмитровки. Дорога пошла на удивление приятной – как ни странно, тут лежал старый, но не слишком разбитый асфальт, а сразу за селом начались приятные сосновые леса и пески, сильно напомнившие мне столь любимую Мещеру. Вскоре слева показалась полноводная Молога, и, хотя обедать было несколько рановато, ее вид сломил нашу волю и мы решили остановиться прямо тут. Съехав к реке по одному из многочисленных грунтовых съездов, мы расположились на поляне у самой воды, расстелили скатерть, достали еду и очень провели около полутора часов, любуясь великолепными речными видами. Правда, с едой, как и утром, не заладилось – купленной колбасы оказалось слишком мало, а есть ее с пережженным овсяным печеньем было совершенно невкусно. Вдобавок к нам привязался очень симпатичный бездомный пес - помесь дворняги с немецкой овчаркой, которому была скормлена приличная часть наших небогатых продуктовых запасов.

Неожиданная встреча...

Не знаю как другим, но лично мне после такого “обеда” есть хотелось не намного меньше, чем до него, и, как и утром, в путь пришлось отправляться с легким чувством голода. Безлюдная асфальтовая дорога, пойдя пару километров по сосновому лесу, вскоре привела нас в Новую Дмитровку, откуда дальше в сторону Максатихи пошла грунтовка с иногда проступающим сквозь песок гравием. Удивительно, но на этом затерянном в глуши проселке кое-где встречались изрядно проржавевшие дорожные знаки “опасный поворот”, а в одном месте было замечено даже некое подобие отбойника. Однако сразу за Топальским – следующим селом на нашем пути, все это пропало, и началась обыкновенная лесная дорога, петляющая посреди красивых сосновых боров. Местами на ней попадались глубокие песчаные участки, где мне с моими узкими шинами приходилось идти пешком, что сильно напомнило наш предыдущий летний поход по Мещере. Правда, в отличие тех зыбучих песков, где даже на горном велосипеде с широкими шинами ехать было почти невозможно, тут все было гораздо проще и приятнее.

Километра через 3 мы эта великолепная дорожка вывела нас на окраину села Репинка и, описав петлю, вновь устремилась в леса. С этого места песка стало меньше, и из непрофилированной грунтовки дорога плавно превратилась в приятный узкий грейдер, ехать по которому было одно удовольствие – и колеса не вязнут, и не трясет, так как щебень покрыт изрядным слоем сухого песка. Пожалуй, это был один самых приятный участков за все путешествие – ведь нечасто удается покататься по таким дорогам, тем более в многодневных путешествиях.

Деревянная церковь в Загородье

Вскоре миновали Коргово – маленькую, состоящую всего из нескольких домов, деревеньку у самой Мологи. За ней начался последний на нашем пути лесной участок длиной километра 4, и, неспеша проеав по нему, к 17:00 мы выбрались к селу Загородье, от которого, судя по карте, должна была начаться автодорога на Максатиху. По сравнению с теми глухими деревнями, через которые мы ехали на протяжении последнего часа, тут все было гораздо более цивилизованно и современно – крашеные избы, магазин, множество автомашин и даже асфальт. На выезде стоит необычная деревянная церковь с колокольней, обитая досками, внутрь которой, к сожалению, попасть не удалось, так как все было закрыто.

Вид на Мологу с дороги Загородье-Максатиха.  Красота!

К сожалению, асфальт, так неожиданно начавшись, столь же неожиданно и закончился прямо за последним домом села, а дальше пошел обыкновенный грейдер, коих полно в Тверской области – широкий, тряский, с постоянной “стиральной доской” и камнями. Это не радовало, но, по словам местного мальчишки, вскоре у некоей деревни должен был начаться асфальт, и, непрерывно трясясь на щебенке, я все ждал этого момента. Однако ни деревни, ни асфальта нам все не попадалось, а вскоре исчезли и километровые столбы, считающие путь до города. Желая побыстрей проехать этот неприятный участок, мы двигались без остановки, и где-то через час после выезда из Загородья уже были на окраине Максатихи. Выглядела она действительно как деревня и только тут, через 12 км от Загородья,  появился асфальт – стало ясно, что имел ввиду тот мальчишка.

Через несколько сотен метров дорога привела нас к переезду, через который мы попали на центральную площадь этого небольшого городка. Единственная в городе гостиница “Молога” находилась совсем рядом, и первым делом мы отправились туда, чтобы узнать цены на номера и наличие душа, столь необходимого нам после 8 дней пути. То, что удалось выяснить, несколько не радовало – номер стоил тут 180 рублей, а ни душа, ни даже горячей воды не было вовсе. И хотя поначалу сгоряча было решено не задерживаться здесь и ехать дальше на ночевку в лесу, однако после того, как мы сходили в магазин за хлебом и еще раз взглянули на карту, все же было решено не отступать от плана. Все-таки, вечные поиски мест ночевок, костры и мытье канов уже изрядно надоели и хотелось переночевать с комфортом, пусть и без горячей воды с душем.

В кафе в Максатихе. Хорошо!

С заселением проблем не возникло. Заполнив анкеты и закатив велосипеды в комнату с бельем, мы разместились в одно- и двухместных номерах, а, переодевшись, пошли в город на поиски какого-нибудь кафе. И хотя время было около 20:00 и, как обычно в подобных городках, кругом все было закрыто, тем не менее с помощью местных удалось найти круглосуточное (!) кафе, расположенное в глубине города посреди типично деревенской застройки. Тем не менее, в меню присутствовало все что нужно – и пара супов, и несколько вторых, и закуски. В результате мы отменно поужинали за вполне разумные деньги (около 120 р), а мне пришлось дважды заказывать добавку – ведь так получилось, что с самого утра мне не удалось нормально поесть и теперь я наверстывал упущенное.

После еды, как это обычно бывает, сразу потянуло в сон, и, неспешно прогулявшись по вечернему поселку до нашей гостиницы, мы быстро разошлись по номерам, договорившись назавтра встать не позднее 9 утра.