Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День одиннадцатый


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

р. Кема - Первомайский - Липин Бор - Ухтома - Белозерск, 120 км

Этот день, одиннадцатый по счету для нас и четвертый для Кирилла с Володей, стал своеобразной кульминацией всего похода. То, что произошло, запомнилось надолго и может служить хорошей иллюстрацией того, как в принципе ездить не надо – ведь подобные затеи могут кончиться далеко не так хорошо, как получилось у нас.

Началось все с того, что утром, поразмыслив над картой, мы задумали изменить первоначальный план и вместо Ферапонтово ехать сначала в Белозерск по трассе Р-6 вдоль Белого озера, а оттуда через Кириллов до Вологды. Времени а нас был большой избыток, поэтому на сегодня решили ограничиться малым - доехать до Липиного Бора (75 км) и заночевать где-нибудь за ним на Белом озере. Однако все в итоге получилось иначе и гораздо интереснее.

Начало знаменитого "перелаза" в Архангельскую область
Ну разве такая дорога не зовет в путь? (участок новой трассы вдоль Кемы, справа можно разглядеть старый грейдер)

Как обычно, мы проспали до половины десятого, а собрались только к полудню, когда все правильные туристы уже давно в пути. Погода продолжала нас радовать – как и вчера, дул попутный ветер и светило солнце, а серая асфальтовая лента нового шоссе Вытегра-Вологда так и звала в дальнюю дорогу. Вскоре после моста через Кему куда-то налево в лес пошла необычно широкая просека с насыпью из песка – как оказалось, тут строят обход участка Прокшино-Солза, славящегося своим бездорожьем. Наверное, через год-два и этот знаменитый “перелаз” уйдет в историю, и путь в Архангельскую область станет намного проще.

Пролетев с ветерком десяток километров, мы ненадолго остановились у речки Шимки, где было очень приятно ополоснуться в чистейшей воде, а освежившись и перекусив, продолжили легкое и стремительное движение по этой чудес��ой дороге. И хотя на карте она не нанесена, в целом было очевидно, что едем мы примерно параллельно старому рейдеру – как и он, вскоре трасса постепенно стала заворачивать левее, отходя от реки и плавно поднимаясь в гору. Впрочем, это не сильно замедлило наше движение – силы было еще полно, и, нисколько не напрягаясь, мы все так же быстро неслись среди живописных лесов и перелесков по идеальному асфальту.

Деревня Зуево - одна из немногих, стоящий у новой дороги.

Как всегда в таких случаях, группа стала постепенно растягиваться – Кирилл с Женей, наиболее быстрые из нас, вскоре скрылись за горизонтом, а мы, не желая за ними гнаться, поехали в своем темпе, стараясь держаться друг от друга в зоне видимости. Километры мелькали один за одним, и не прошло и получаса, как слева осталась маленькая деревенька Зуево, стоящая на берегу пруда, за которой мы на полном ходу пересекли Индоманку и дальше поехали вдоль нее. Рядом с шоссе хорошо просматривалась старая дорога – то  удаляясь в лесную чащу, то подходя вплотную к насыпи, она все время петляла где-то рядом, и было интересно смотреть по сторонам, гадая, откуда в очередной раз появится этот заброшенный грейдер.

Мы в пути (недалеко от Матвевской)

Наслаждаясь скоростной ездой и приятными видами этой глухой местности, мы незаметно оставили позади 20 км и остановились лишь на автобусной остановке напротив села Остров, находящегося, судя по указателю, в 2-х километрах от трассы. Отдохнуть после почти часа непрерывного движения было очень кстати, и, глянув на карту и на часы, мы решили воспользоваться ситуацией и ехать дальше без остановок до Липина Бора, чтобы там поесть в общепите. И хотя до него оставалось еще около 35 км, это никого не пугало – ведь по такой дороге с попутным ветром расстояния кажутся намного короче.

За поворотом на Остров отличное шоссе, сданное к эксплуатацию недавно, продолжилось, и, подгоняемые силами атмосферы, мы вновь быстро помчались вперед среди бескрайних лесов и небольших полей. Как и прежде, дорога все оставалась такой же безлюдной и пустой, и лишь изредка попадающиеся перекрестки с новенькими указателями говорили о том, где-то недалеко тут есть жилье. Ехать было легко и приятно, однако время уже подходило к трем часам, и начинающийся голод давал понять, что наши планы доехать до Липина Бора без еды вряд ли разумны и правильны.

Поэтому, когда слева показались дома поселка Первомайский, то мы без колебаний заехали туда в поисках магазина. В центре селения прямо у дороги имелось целых 3 торговых точки, и хотя ассортимент продуктов в них был невелик, стандартный набор из соков, фруктов и булочек купить не составило труда. А пока народ ходил по магазинам, мне удалось немного побеседовать с местной жительницей на тему той новой дороги, по которой мы ехали. По ее словам, эту трассу сдали в эксплуатацию недавно, всего пару лет назад, а не так давно путь до Липина Бора занимал не менее 2-х часов, причем в распутицу проехать можно было лишь на тракторе или лошадях.

Мы же рассчитывали преодолеть эти 25 немногим более, чем за час, и после небольшого отдыха и перекуса снова шустро помчались на юг. Как и прежде, по обочинам отменного шоссе потянулись нескончаемые леса, и лишь высокая телевышка, периодически показывающаяся впереди над деревьями, разнообразила пейзаж. И хотя временами казалось, что она совсем рядом, до нее пришлось ехать более получаса – высота ее никак не менее 200 метров и поэтому видна она издалека. Трасса вновь шла совсем не так, как нарисовано на карте, а где-то восточнее, а на 17-ом километре пути от Первомайского привела нас к повороту на Липин Бор у окраины деревни Вешки.

До долгожданного кафе оставалось не более 5 км, однако тут выяснилось, что мы потеряли Женю – он давно уже ехал далеко впереди группы, и, по всей видимости, проскочил это место. Уехать без него мы не могли, ждать его тут также смысла не было, а есть тем временем хотелось все сильнее. Поэтому, договорившись о месте встречи, пришлось разделиться - мы с Кириллом поехали прямо, надеясь найти Женю на съезде в Липин Бор со стороны Вологды, а все остальные двинулись напрямую в поселок.

Как оказалось, это было правильным решением. В итоге мы встретились с Женей там, где и предполагали – он действительно ухитрился не заметить указатель, увлекшись гонкой и доверяясь лишь своему GPS-приемнику. Инцидент был исчерпан, и не прошло и получаса, как все мы снова встретились в условленном месте в центре Липина Бора. Найти кафе тут труда не составило, и, припарковав велосипеды у входа, мы по очереди отправились на обед, который, судя по времени (17:30), можно было назвать скорее ужином. И хотя меню тут оказалось довольно скудным, темнее менее, поели мы довольно сытно и быстро – все-таки, общепит это великая вещь, и очень приятно, что он проникает и в подобные глухие места.

Виды на Белое озеро в Липином Бору.

К этому времени от Кемы велокомпьютер отсчитал уже 80 км, и казалось, что нам осталось лишь отъехать от поселка, найти хорошее место и пораньше разбить лагерь. Спешить было некуда, и, пользуясь случаем, мы решили съездить к озеру, где с бывшего причала тут открывались потрясающие виды на водные просторы. Белое озеро почти круглое, поэтому его лесистые берега отлично просматриваются на много километров в обе стороны, и, плавно загибаясь,  исчезают в вечернем тумане - будь наша воля, всей этой красотой можно было бы любоваться целый день.

Постояв тут почти полчаса и сделав немало снимков, к началу восьмого мы покинули Липин Бор и устремились в сторону Белозерска по трассе Р-6, проходящей вдоль берега озера. Казалось, что тут непременно должны быть сосновые боры и сухие поляны у воды, однако как только поселок остался позади, началась тряская щебенчатая дорога, вдоль которой непрерывно тянулись заболоченные леса – нам опять который раз не везло с ночевкой. Поначалу это воспринималось нормально, однако чем дальше мы отъезжали, тем становилось яснее, что заехали мы очень “удачно” и найти сухое место посреди этих болот будет очень нелегко.

Наша группа на грейдере Липин Бор - Белозерск, идущем среди сплошных болот.

Ни а каком съезде к озеру можно было и не думать – нормальных дорог туда не наблюдалось, а те, что были, представляли собой грязные колеи, уходящие под воду – столь заболоченную местность нужно было еще поискать (впрочем, нам это почему-то регулярно удается, особенно под вечер, когда нужно становиться на ночлег). Однако, продолжая надеяться на лучшее, мы все катили по этому грейдеру, к обочине которого местами вплотную подступает вода.

Так и не найдя ничего подходящего, к восьми вечера мы добрались до Ухтомы – довольно большого, но весьма глухого села, за которым все так же потянулись нескончаемые болота, где даже сойти с дороги было проблемой, не говоря уже о том, чтобы поставить палатку. Все это не радовало – ведь скоро должно было стемнеть, а впереди был фактически тупик, так как паром через Шексну по сведениям, полученным в Липином Бору, работал лишь до 20:00. Однако делать было нечего, и, на ходу высматривая подходящие съезды в лес, мы все продолжали ехать вперед по этой глухой дороге среди вечерней тишины, нарушаемой лишь звуками наших велосипедов.

Когда до парома оставались считанные километры и уже начались сумерки, нам удалось найти небольшой кусочек леса, где в принципе можно было бы переночевать. Однако воды тут не было, да и расположен он был у самой дороги, поэтому, запомнив это место по GPS, решили съездить на разведку до парома в надежде, что у Шексны места будут более приветливые. Однако сколько мы ни ехали, ничто не менялось – все так же вдоль обочины тянулся залитый водой кювет, а за ним сплошной стеной стояли заболоченные и заваленные валежником леса, совершенно не располагающие к ночевке. Пришлось смириться с мыслью возвращаться обратно и ночевать у дороги, однако когда впереди показался просвет и спуск �� реке, я неожиданно увидел, что Кирилл с Володей уже стоят на пароме, который медленно отчаливает на тот ерег (!)

Переправа на последнем пароме через Шексну.
Разлив Шексны вечером. На заднем плане видна затопленная церковь в бывшем селе Крохино

Думать, что делать в этой ситуации, и нужно ли нам переправляться, было некогда – прибавив скорости, мы мигом долетели до причала, а паром тем временем дал задний ход (!) и не прошло и пяти минут, как мы, отблагодарив паромщика, уже были на южном берегу Шексны. Подобного развития событий никто не ожидал, и все произошло столь стремительно и неожиданно, что поначалу было неясно, что делать дальше. Впрочем, посмотрев на карту и на те сырые леса, которые тут были ничуть не лучше, чем на том берегу, мы решили не искать себе ночлег среди комаров, а поступить кардинально - гнать до самого Белозерска, а там селиться в гостиницу.

По хорошему, это была авантюра – ведь никто не знал, есть ли в гостинице места, однако все поддались на эту безумную идею, несмотря на то, что уже начинало темнеть, а за спиной к этому моменту было уже более 100 км. Впрочем, усталости не чувствовалось, и, наслаждаясь вечерней свежестью и прохладой, мы довольно быстро доехали до Т-образного перекрестка с дорогой Кириллов - Белозерск. Казалось, тут должен был начаться асфальт, однако к удивлению эта трасса представляла собой все тот же грейдер, со “стиральной доской” и участками с глубоким песком. Однако через несколько километров долгожданный асфальт, которого мы не видели от самого Липиного Бора, все же начался и, хорошо разогнавшись, к 22:00 мы в стремительно наступающей темноте уже въезжали в Белозерск.

Город встретил нас тихим летним вечером и пустынными улицами, немного попетляв по которым, мы вскоре прибыли к гостинице “Русь”. Казалось, что все приключения позади, однако все только начиналось - подойдя к администраторше, я с ужасом узнал, что мест на сегодня нет… К счастью, она оказалась из добрых людей, и, видя наше положение, начала звонить в какие-то общежития, что, однако, не дало результата – принимать там компанию из шести велосипедистов не хотели.

В общем, ситуация была не из приятных - по собственной дурости мы оказались посреди незнакомого города, кругом стояла темень, и что делать и куда куда ехать дальше, было совершенно неясно. Тем не менее, какая-то надежда неизвестно на что все еще теплилась, и, как оказалось, не напрасно -  вскоре выяснилось, что свободные места тут все же есть, только не 6, а всего два, и нас согласны принять на при условии, что мы уедем до 9 утра, причем всего за 100 рублей с человека! Это была победа – значит, все же мы были правы, что запрыгнули на последний паром, а потом в темноте мчались сюда – ведь гостиница все же лучше комариного леса.

Отблагодарив администраторшу и расплатившись, мы, старясь не шуметь, осторожно занесли велосипеды в коридор, сцепили их замками, а потом пошли в наш номер, где одна кровать уже была занята каким-то молодым человеком. Две другие были в нашем распоряжении, а так как нас было шестеро, то четверым пришлось спать прямо на полу в спальниках – пожалуй, это была самая необычная ночевка в гостинице за все прошедшие походы. Время было уже позднее, поэтому, немного перекусив и поделившись впечатлениями от пережитого, мы вскоре погасили свет и уснули – ведь мы были в номере не одни, да и после столь насыщенного дня ничего делать уже не хотелось.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz