День третий
Поиск: 

powered by FreeFind



Рассказы
1999 >>
2000 >>
2001 >>
2002 >>
2003 >>
2004 >>
2005 >>
2006 >>
2007 >>
2008 >>
2009 >>
2010 >>
2011 >>
2012 >>
 

День третий


В тексте использованы фотографии Максима Валянского и Владимира Катаржиса

р. Кумса - Чебино - Кумса II - Юстозеро - Святонаволок- Пальеозеро, 90 км

Утро третьего дня...

Спать под непрестанный шум перекатывающейся через пороги бурной реки было очень неплохо, и несмотря на вчерашний поздний приезд, уже в половине девятого все выспались и начали вылезать из палаток. В отличие от предыдущей стоянки на Сегеже, это место не располагало к длительным посиделкам, поэтому, по быстрому поев и собравшись, к началу двенадцатого мы уже были готовы к продолжению нашего путешествия.

Кольеозеро

Как и вчера, карельская погода продолжала радовать нас мягким теплом и солнцем, а легкий восточный ветер дул в спину и здорово помогал движению. С первых же километров стало ясно, что той легкой равномерной езды по равнине, что была накануне, сегодня не будет – в отличие от новой трассы М-18, эта старая дорога проложена по очень холмистым местам, с непрерывными чередующимися спусками и подъемами. Похоже, что при ее строительстве сильно экономили средства и совсем не делали спрямления рельефа – будто на парковой дорожке, асфальт тут лежит в лесу безо всяких насыпей и выемок, в точности повторяя все бесчисленные горки и горочки.

Пройдя вдоль берега Кольеозера и набрав высоту, эта странная дорога вскоре привела нас к повороту на село Падун, виднеющеесе вдалеке. За ним “американские горки” с бесчисленными поворотами и изгибами продолжились – петляя по лесу, это шоссе продолжало поражать крутизной перегибов профиля и радиусом кривых, будто это какой-то испытательный полигон. Пожалуй, этот участок пути стал самым необычным за весь поход. Нигде раньше мне не доводилось видеть такого, чтобы на протяжении многих километров на асфальтовой дороге не было ни единого прямого участка, а подъем сменялся спуском так быстро, что казалось, будто впереди едущий велосипедист проваливается с невидимую яму. Удивительно, как вообще эта затерянная в лесах кривая и узкая дорожка могла еще совсем недавно служить автомагистралью – ведь далеко не каждая большегрузная машина обладает достаточным дорожным просветом, чтобы н сесть на брюхо на этих кочках.

Стараясь не растягиваться и двигаясь в несколько рядов, благо ничто этому не мешало, мы быстро докатились до Чебино - следующего населенного пункта на нашем пути. Как ни странно, в этой глухомани обнаружился магазин, у которого, пользуясь случаем, сделали небольшую остановку и съели по мороженому. Попутно мне удалось узнать от местных, что еще 10 лет назад основной поток транспорта шел именно тут, а ныне даже автобусное сообщение затерянных среди лесов сел с Медвежьегорском прекратилось за невыгодностью, поэтому выбираться на “большую землю” отсюда приходится лишь на редких попутках.

За Чебино вновь потянулся нескончаемый лес, и тут, несмотря на попутный ветер и весьма необычную и не дающую скучать дорогу, все же отчетливо чувствовался постепенный набор высоты. Альтиметр показывал все возрастающие цифры, и где-то посреди этого глухого участка мы незаметно пересекли 200-метровую отметку, поднявшись от места старта в общей сложности на 130 м. Тем не менее, усталости не ощущалось, и, изредка останавливаясь для сбора группы, мы быстро катились вперед, ежеминутно перекатываясь с горки на горку. Места тут все же удивительные – где еще встретишь такую “парковую дорожку” длиной в 100 км с приличным асфальтом, где машины встречаются раз в полчаса?

Эта весьма приятная езда длилась более часа, и лишь через 25 километров лес расступился и впереди показалось небольшое поле со стоящими в стороне некрашеными избами. Это было село со странным названием Кумса II – третий населенный пункт на всем пути от Медвежьегорска. Где находится Кумса номер 1, так и осталось для нас загадкой – не исключено, что она разделила судьбу многих российских деревень и уже давно стала нежилой, исчезнув с лица Земли.

Свидетельство минувшей эпохи... Где еще встретишь такой указатель?

В саму деревню не поехали – было очень сомнительно, что в этой глухомани есть магазин, а вместо этого немного отдохнули у обочины, попутно достав карту и оценив ближайшие перспективы. А они были весьма неплохи – ведь за прошедшие 2 с небольшим часа мы отмахали около 35 км, что позволяло надеяться, что до Пальеозера мы успеем доехать задолго до вечера. Вдобавок в десятке километров впереди нас ждали многочисленные озера, на которых было самое время устроить полноценный обед - сухая погода и отменная природа вокруг располагали к тому, что часок-другой посидеть в красивом месте.

Вскоре после того, как Кумса II скрылась за поворотом, нам встретился обшарпанный указатель, оставшийся еще со времен, когда эта дорога была частью магистрали Санкт-Петербург – Мурманск. Ничего необычного в нем не было, за исключением упоминания названия “Ленинград”, выглядящего по меньшей мере странно - будто время в этом богом забытом крае остановилось 10-15 лет назад.

Деревянный (!) мост на старой трассе М-18. И как только он выдерживал большегрузные машины?

По мере приближения к Гирвасу дорога начала постепенно расширяться и стала похожей на нормальное шоссе. Тем не менее, экономия на строительстве чувствовалась и здесь - насыпь по прежнему отсутствовала, а кое-где сквозь старый асфальт явно проглядывали … пни, которые не успели или же не захотели выкорчевать. Не прошло и получаса, как мы выехали к берегу Семчозера и, обогнув стороной маленькие деревушки Мяндусельга и Бол. Сельга, уже были в том месте, где дорога делает разворот на 180о и на карте обозначен мост. Причем мост этот, вопреки здравому смыслу, оказался деревянным – интересно, как он выдерживал раньше большегрузные фуры?

Будто по заказу, рядом с водой на продуваемом месте обнаружилась отменная сухая поляна со старым кострищем. Проезжать мимо такого места было просто грех, и мы без колебаний решили тут пообедать.

Ну какой же поход без привала и обеда? 
Пережидаем дождь под тентом

На этот раз обед получился по нашим меркам ранний - время было около 15:00, а уже вовсю горел костер, закипала вода в канах, и расстилалась видавшая виды скатерть. По традиции, привал растянулся на добрые два часа, а когда уже настала пора уезжать, откуда-то наползли грозовые тучи. Промокать никому не хотелось, и, предчувствуя ливень, мы очень вовремя достали и грамотно повесили групповой тент, под которым и спрятались от  внезапного дождь. Это было приятно, однако по большому счету бесполезно - как только мы собрались и поехали, сильный дождя зарядил снова, и в итоге нам ничего не оставалось, как минут 20 подряд  крутить педали под сплошным ливнем, сквозь пелену воды и тумана наблюдая красивейшие озера, вдоль которых петляла трасса.

Сергей за ремонтом камеры
Часовня в поселке Эльмус.

И хотя  мы вымокли до нитки, выглянувшее вскоре солнце и приятное летнее тепло не дало угаснуть оптимизму и очень быстро просушило и дорогу, и наши одежды, а ближе к Юстозеру уже ничто не напоминало о прошедшем. Старое Мурманское шоссе вновь вело нас сквозь бесконечные лесные дали, однако тут это уже были не те северные сосновые боры со скалами, что стоят вдоль перегона Сегежа – Медвежьегорск, а обычные смешанные леса. Да и дорога стала менее интересной - в отличие от сегодняшнего утра, это уже было ничем не выдающеесе шоссе, а не та кривая полоска асфальта с бесконечными спусками-подъемами и поворотами. Стараясь не терять друг друга из вида, к 18:00 мы быстро докатили до Юстозера, где по причине спустившей шины у Сергея пришлось сделать небольшую остановку, а затем – и до следующего поселка Эльмус, стоящего на берегу одноименного озера.

К этому моменту от велокомпьютер отсчитал уже около 80 км, а до планового места стоянки осталось совсем немного. Казалось, что максимум через час мы уже будем разбивать палатки, однако в дело вмешалась погода и наша общая расслабленность, начавшаяся с первого дня пути. Внезапно впереди появились дождевые тучи и, чтобы спрятаться от дождя, было решено немного постоять на автобусной остановке. Как оказалось, это была ошибка - в итоге, споря, куда идет эта туча и грозит ли она нам, мы простояли чуть ли не час, а дождь так и прошел стороной.

Впрочем, и это было неплохо – после столь длительного отдыха оставшиеся 12 км до следующей деревни Святонаволок пролетелись на одном дыхании, и, сразу за ней мы стали присматривать съезд к Пальеозеру, тянущемся вдоль шоссе. Вскоре подходящая грунтовая дорога была найдена, и тут началась извечная суета с поиском места стоянки, без которой не обходится почти ни один вечер в наших поездкахвсе же умеем мы заехать в дебри на ночь глядя… До озера от трассы было не более 500 м, однако грунтовка вместо ожидаемой поляны привела нас к лодочным сараям местных жителей, а сам берег не располагал к стоянке. Тем не менее, уезжать отсюда не хотелось и, не теряя надежды, мы еще почти час исследовали окрестный лес, стараясь выбраться к озеру.

Стоянка на Пальеозере - одна из лучших за весь поход.

И хотя все это было довольно утомительно и не слишком приятно, тем не менее результат был достигнут и он превзошел все ожидания. После долгих и, признаться, весьма бестолковых поисков обнаружилось шикарное место на широком песчаном берегу, где было в самый раз поставить палатки. О лучшем можно было и не мечтать - ровный песчаный пляж, множество старых сухих досок, отлично подходящих в качестве дров, захватывающие виды на бескрайнее Пальеозеро и тишина вокруг - что еще было нужно нам после долгого пути?

Жалко только, что благодаря нашей неторопливости приехали мы вновь не рано – лишь около 22:00 были поставлены палатки, а еще через час был готов ужин. Причем чтобы хот немного спастись от вездесущих комаров, ест его пришлось не сидя у стола, а у самой воды, периодически переходя с места на место с тарелкой в руках. Впрочем, эта маленькая неприятность совершенно не омрачала  прекрасный карельский вечер, и, как обычно, мы еще довольно долго сидели у костра, любуясь превосходными видами широкого озера, окруженного лесами, наслаждаясь тишиной и прохладой.

Таким образом, половина пути от Сегежи до Петрозаводска уже была позади. И хотя прошедший день оказался на редкость богат на впечатления, завтра обещало быть не менее интересным -  ведь впереди нас ждали Гирвасский водопад и знаменитый Кивач - одни из основных целей нашего путешествия.



Оценка и комментарии
comments powered by Disqus


Hosted by uCoz